Занятие "Экспериментирование с водой"
план-конспект занятия (младшая группа)
Формирование представлений детей о свойствах воды, вовлечение в опытно – экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие экспериментирование с водой.
Цель: формирование представлений детей о свойствах воды, вовлечение в опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи
1. Образовательные:
- познакомить детей со свойствами воды: жидкость, прозрачная, без цвета и запаха, имеет вес, является растворителем;
- уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, любознательность;
- развивать коммуникативные способности, умение рассуждать, сравнивать и делать выводы;
- активизировать и обогатить словарный запас по теме.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное и экономное отношение к воде;
- создать доброжелательную атмосферу в группе.
Форма организации: групповая; самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы: игровой, наглядный, наблюдение, практическая деятельность детей, словесный, словарная работа и активизация словаря, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: клеенки на каждого ребенка, одноразовые стаканчики: по одному с водой и по одному стаканчику с молоком, салфетки, губки, кисточки на каждого ребенка, гуашь, одноразовые ложечки на каждого ребенка, сахарный песок, дольки лимона, кипяченная вода, раскраски «Раскрась водой».
Структура НОД:
Вводная часть – 3 минуты:
- приветствие «Собрались все дети в круг»;
- прослушивание аудиозаписи «Шум дождя»;
- беседа «Что такое дождь?»;
- чтение стихотворения «Вы слышали о воде?»;
- беседа на тему «Кому и для чего нужна вода?»
Основная часть – 10 минут:
- отгадывание загадки «Капелька»;
- поисковая деятельность «Где спрятались капельки?»;
- обсуждение правил работы с водой;
- физминутка «Капля раз, капля два…»;
- опыт №1 «Вода имеет вес»;
- опыт №2 «Вода – жидкость»;
- опыт №3 «Вода безвкусная»;
- опыт №4 «Вода не имеет запаха»;
- опыт №5 «Вода прозрачная, бесцветная»;
- пальчиковая игра «Дождик»;
- опыт №6 «Вода – растворитель. Придаем воде вкус и запах»;
- опыт №7 «Вода – растворитель. Придаем воде цвет».
Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 минуты:
- обсуждение с детьми: «Было ли интересно проводить опыты с водой?», «Что понравилось больше всего?», «Что было сложно выполнить?», «С какими свойствами воды познакомились?»;
Ход НОД:
1. Приветствие «Собрались все дети в круг…»
В.: Ребята, вы обратили внимание, что мы сегодня не одни, к нам пришли гости. Давайте всех дружно поприветствуем! (дети становятся в круг)
В.: Собрались все дети в круг
Я – твой друг, и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(включается аудиозапись «Шум дождя»)
2. Беседа «Что такое дождь?»
В.: Ой, ребята, а что это за шум? Вы слышите? (Ответы детей). Верно, это шум дождя. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Сейчас осень и дождь является явлением природы, которое мы можем наблюдать осенью. Интересно, как вы считаете, что представляет собой дождь? (Ответы детей). Верно, дождь – это вода.
3. Чтение стихотворения «Вы слышали о воде?»
В.: Вы слышали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить -
Без воды нам не прожить!
4. Беседа «Кому и для чего нужна вода?»
В.: Ребята, а кому нужна вода? (Ответы детей) Она нужна растениям? (Ответы детей) А для чего? (Ответы детей) А нужна ли вода животным? (Ответы детей) А человеку? (Ответы детей) А для чего она нам нужна? (Ответы детей). Правильно, мы используем воду для приготовления пищи и для утоления жажды, мы умываемся с помощью воды и стираем вещи.
Основная часть:
1. Загадка
В.: У меня для вас загадка, отгадайте – ка, ребятки!
Она и в море, и в реке,
Она и в кране, в ручейке,
И в пруду, и в роднике.
Может дождиком скакать,
С неба землю поливать? (Ответы детей)
Верно, это капелька! И она тоже у нас сегодня в гостях, да не одна, а со своими подружками.
2. Поисковая деятельность «Где спрятались капельки?»
В.: Интересно, где же они спрятались?! Давайте с вами их поищем? (дети с воспитателем перемещаются по группе в поисках капельки)
В.: Здорово! Вы очень наблюдательны! Капельки у нас с вами поместилась на тучке в нашем центре «Мир природы». Им стало скучно на облачке, и они решили прийти к нам в гости, рассказать о себе и поиграть с нами. Прежде чем познакомиться с нашими капельками, давайте познакомимся с правилами работы с водой.
3.Правила при работе с водой
В.: Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду — не беда:
Губка под рукой всегда!
Прежде чем приступить к изучению наших капелек воды, давайте немного разомнемся.
4. Физминутка «Капля раз, капля два…»
В.: Капля раз, капля два, (показываем поочерёдно ладошки)
Капля медленно сперва, (медленно сводим ладошки вместе)
А потом, потом, потом-
Всё бегом, бегом, бегом! (бег на месте)
Мы зонты свои откроем, (присесть, сделать домик руками)
От дождя себя укроем!
(после физминутки дети рассаживаются за столы)
5. Опыт №1. «Вода имеет вес»
В.: Итак, перед вами два стаканчика - один пустой, другой с водой! Поднимите по очереди стаканчики и скажите, что тяжелее? Вода или пустой стаканчик? (Ответы детей) Верно, вода тяжелее. Значит, мы какой можем сделать вывод? (дети высказывают свои мысли, формулируют вывод)
Вывод: вода имеет вес.
6. Опыт №2. «Вода - жидкость»
В.: Ребята, теперь возьмите стаканчик с водой и попробуйте аккуратно перелить воду в пустой стаканчик. Почему вода льется? (Ответы детей). Вода жидкая, поэтому она льется. Значит, мы можем сделать следующий вывод, какой? (Ответы детей)
Вывод: вода – это жидкость.
7. Опыт №3 «Вода не имеет вкуса»
В.: А сейчас, давайте попробуем на вкус нашу водичку. Что скажите, вода имеет вкус? (Ответы детей). Вода вкуса не имеет. И мы делаем следующий вывод, что вода …(Ответы детей)
Вывод: вода безвкусная.
8. Опыт №4 «Вод не имеет запаха»
В.: А сейчас я вам предлагаю понюхать водичку. Чем она пахнет? (Ответы детей)
Вода не пахнет, она не имеет запаха.
Вывод: вода не имеет запаха.
9. Опыт №5 «Вода прозрачная, бесцветная»
В.: Ребята, у вас на столе у каждого есть ложечки и еще по стаканчику с молоком. Опустите сначала ложечку в стаканчик с водой, а потом в стаканчик с молоком. В каком случае, ложечку было видно, а в каком не видно? (Ответы детей). Все верно, ложечку видно в воде, но не видно в молоке. Следовательно, какой мы делаем вывод? (Рассуждения детей)
Вывод: Вода – прозрачная, бесцветная.
10. Пальчиковая игра «Дождик»
В.: Что - то я, смотрю, наши капельки заскучали. Нужно их развеселить. Давайте немного поиграем, а потом снова продолжим. Вы согласны? (Ответы детей)
Дождик песенку поёт: (дети свободно встряхивают кистями)
Кап, кап…
Только кто её поймёт — (недоумённо разводят руками в стороны)
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты, (показывают на себя, на соседа)
Да зато поймут цветы, (изображают пальцами, как распускаются цветы)
И весенняя листва, (удерживают руки перед собой)
И зеленая трава. (сидя на корточках, шевелят пальцами, словно гладят
траву)
Лучше всех поймет зерно: (показывают, как держат в руках зерно)
Прорастать начнет оно! (совершают змеевидные движения)
11. Опыт №6 «Вода – растворитель. Придаем воде вкус и запах»
В.: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить. Присаживайтесь и мы продолжим изучать с вами свойства воды. Мы с вами определили, что вода не имеет вкуса и запаха, но давайте попробуем придать воде вкус и запах. Согласны поэкспериментировать? (Ответы детей). У нас есть сахарный песок и дольки лимона, предлагаю вам взять по дольке лимона, выжить лимонный сок в стаканчик с водой и добавить ложечку сахарного песка (воспитатель с дольками лимона и сахарным песком подходит к каждому ребенку). Аккуратно выжимаем сок лимона, ручки вытираем салфетками. Затем добавляем сахарный песок, и все тщательно перемешиваем. Обратите внимание, после размешивания, кристалликов сахара почти не осталось. Почему? (Ответы детей). Сахар растворился. А теперь понюхайте и попробуйте, пожалуйста, что у вас получилось? (Ответы детей)
Вывод: вода – растворитель, ей можно придать и вкус, и запах.
12. Опыт №7 «Вода – растворитель. Придаем воде цвет»
В.: В одном из опытов, мы с вами определили, что вода бесцветная. Скажите, а мы можем изменить цвет воды? (Предположения детей) Верно, мы можем ее окрасить в разные цвета. Для этого у нас есть кисточки и краски. Выберите себе, пожалуйста, цвет краски, назовите, какой цвет выбрали? (Ответы детей). Теперь аккуратно обмакните кисть в баночку с краской, а затем промойте кисть в стаканчике с водой. На этот раз пробовать не нужно, это не безопасно! Что у вас получилось? (Ответы детей).
Вывод: вода – растворитель, ее можно окрасить в любой цвет.
3. Заключительная часть (рефлексивный этап):
1. Обсуждение
В.: Ребята, вам понравилось экспериментировать? (Ответы детей) Какие опыты с водой вам понравились больше всех? (Ответы детей) Может, какие – то опыты вам показались сложными? И у вас что – то не получилось? (Ответы детей) Давайте подведем общий итог, что мы с вами узнали о воде? С какими ее свойствами познакомились? (Ответы детей, затем воспитатель еще раз обобщает все свойства воды).
Рефлексия
Ребята перед вами лежат капельки с разными эмоциями, выберите капельку и прикрепим к нашей тучке.
-если вам понравилось занятие, берём капельку с улыбкой
-если не понравилось грустную капельку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...