«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
консультация

Полоз Елена Валерьевна

«русская душа», В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Суть нравственно-патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе интерес и уважение к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Митрофановский детский сад

Консультация для педагогов

«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

 Провела: музыкальный руководитель

Полоз Е.В.

2022г.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно – патриотического воспитания детей. Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, возможный при совместном тесном контакте всех специалистов с воспитателями. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Использование фольклорных, патриотических произведений в непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни детей, в праздниках и развлечениях несёт с собой более целостное восприятие окружающего мира. Педагоги раскрывают перед детьми их красоту, стараются сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение. Сила воздействия на ребёнка музыкальных произведений возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и в самостоятельной деятельности. Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Ведь самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё доброе отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Фольклорные праздники – это неотъемлемая часть нашей духовной культуры, и всей жизни. Фольклорные праздники включают в себя целый комплекс различных видов народного художественного творчества. Сюда входят народные и обрядовые песни, танцы, хороводы, художественное слово, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, театрализации, народные игры. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в яркой увлекательной форме, а потому фольклорные праздники, которые проводятся в ДОУ – «Осенины», «Рождественские святки»; «Масленица»; «Встреча птиц»; «Троица»; «Посиделки», ежегодный «конкурс чтецов Россия-родина моя» и др. являются сильнейшим воспитательным средством приобщения детей к народному фольклору, художественному творчеству. Готовя материал к тому или иному празднику, дети с родителями и педагогами готовят костюмы для выступления, разучивают стихи, песни, хороводы. Но никогда не знают ход всего праздника. Это и является интригой, которую хотят скорее увидеть и дети и гости. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны. Интонационные достоинства песен позволяют детям исполнять их как в младшем возрасте, так и в старшем. Разнообразие народных мелодий обогащает музыкально – ритмические движения детей, и придаёт им определённую окраску. Все мелодии и песни, используемые в слушании, и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Дети начинают понимать разный характер музыкального материала: мелодичные, спокойные песни о природе; задушевные о маме; глубокие, трагичные о войне; гордые, торжественные о победе, армии; весёлые, задорные – о детстве… Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В ДОУ существует материальная база для проведения народных мероприятий, слушания народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”. В доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными. Старшие дошкольники знакомятся с именами выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, Лядов., композиторы, которые использовали народные мелодии в своем творчестве. Народная музыка включается в совместную музыкально -художественную деятельность, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Патриотизм – это уважение и почитание традиций родной страны. Суть нравственно-патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе интерес и уважение к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Праздники, познавательные досуги, совместная музыкально-познавательная деятельность, проводимая в ДОУ, способствует воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей. Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери, ведь для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Нет ни одной песни про маму, где бы не звучала ласковая, нежная, добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете мамочке… Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью: более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму, и чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ, и чувство нежной радости, ласкового спокойствия. Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я, совместно с воспитателями и специалистами, использую их в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, после чтения стихотворений, песен  о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта, Дню матери. Ещё очень важно знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Показать красоту нашего села нетрудно в любом виде деятельности (будь то прогулка, беседа, экскурсия или познавательная интерактивная игра). Очень важно это сделать умело, в доступной для детей форме. В работе очень важно, чтобы искусство помогало восприятию окружающего, развивало у детей чувство прекрасного, создавало у них определенное настроение, воспитывало любовь к родному селу и уважение к людям, живущим в нем. Ребенок будет любить, и по настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные в совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления от экскурсий к памятнику погибших воинов. Наши талантливые дошколята ежегодно выступают на концерте, посвященном празднованию Дня Победы. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Безусловно, эта работа интересна, многогранна и очень важна. Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку встреча с музыкой развивает воображение детей, помогает воспитывать чувство любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством-музыкой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на методическом объединении "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

В этом сообщении раскрыта актуальность выбранной темы по самообразованию, направления работы не только музыкального руководителя, но и всего педагогического коллектива в целом....

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание  необходимо начинать в дошкольном детстве. Активная работа педагогов в детском саду способствует воспитанию истинных патриотов Родины....

Статья на тему "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовыйпериод всех высоких человеческих начал. Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников огромна. Это яркие ...

Консультация для педагогов "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. И эта тема является приоритетной для всех педагогов ДОУ....

Консультация для педагогов «Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложн...