«Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе в ДОУ в условиях ФГОС»
учебно-методический материал

Терентьева Ольга Викторовна

Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста как средство реализации ФГОС дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt-tehnologiya.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

 «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста как средство реализации ФГОС дошкольного образования»

«Информационно-коммуникативные технологии

 в образовательном процессе в ДОУ

 в условиях ФГОС»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания.

Что же такое ИКТ? Этот термин имеет разные значения, в зависимости от ситуации. В контексте образования это понятие обычно подразумевает средства ИКТ и методы их использования для поддержки процессов обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности.  

  Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

    Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

    Информация  – совокупность, каких – либо данных, знаний.

   Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

   Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса. Чтобы воспитатель стал  для ребенка проводником в мир новых технологий.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.

В данном документе определены также и требования к педагогам. Вот некоторые из них:

• Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Во ФГОСах главное - не результат, а условия. Условия - это социальная ситуация развития ребенка. А так как мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, и поэтому использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Информационно-коммуникационные технологии в системе деятельности ДОУ используются по направлениям:

  • при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
  • в процессе взаимодействия педагогов с родителями;
  • в процессе и организации методической работы с педагогами.

Непосредственно образовательная деятельность в детском саду должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее возможностями.

Дети в дошкольном возрасте очень восприимчивые. И гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог с ними ведет не педагог от имени героя, а сам герой ситуации. Данные приемы с использованием музыкального центра или магнитофона, способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах.

Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне. Демонстрация видеофильмов дают возможность не только увидеть, но и услышать звуки природы, общественной жизни, животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в прошлое, посетить другую страну, музей и т.д.

Создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся. При ознакомлении детей с новой темой можно предложить им просмотр видеофрагмента или презентации, а при закреплении пройденного материала можно использовать дидактические компьютерные игры.

Использование ИКТ позволяет объяснить ребенку в доступной форме некоторые моменты, которые:

• не понятны ему «на словах» (например, такое явление, как круговорот воды в природе, становится доступным после просмотра презентации),

• нет возможности наблюдать в реальной действительности, за климатическими условиями (ледоход, перелет птиц, северное сияние и пр.).

Активное пользование Интернетом дает нам возможность принимать участие с детьми в заочных конкурсах различного уровня по различным направлениям развития.

 «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03

4.12. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.

4.13. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

4.14. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

 4.20. При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Работа с родителями является одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. (ФГОС п.3.2.5-5)

В настоящее время у многих родителей нет достаточного количества времени для общения с педагогами или узкими специалистами, поэтому можно использовать персональную страничку в контакте. Ее создание позволяет родителям увидеть фотографии различной деятельности детей, получить виртуальную консультацию по интересующему вопросу, повторить с детьми знакомые песенки, просмотреть фрагменты режимных процессов и даже обменяться мнением и поделиться своим опытом в той или иной области.

В образовательной деятельности используется метод проекта. Использование информационных технологий в проектной деятельности позволяет педагогам показать всю работу и ее значимость при решении той или иной задачи, ознакомить родителей с предполагаемыми результатами проекта.

Современные технические средства можно использовать также при оформлении наглядного материала, буклетов, проведении родительских собраний, круглых столов, практикумов.

В работе с педагогами при выступлении на педсоветах, семинарах или конференциях, также можно использовать доклады с мультимедийным сопровождением в виде презентации. Презентации к докладам включают в себя как текстовое сопровождение, так и видеосюжеты, схемы и диаграммы. Кроме этого можно использовать ИКТ при создании собственного портфолио.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами, ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса. Педагог получает возможность профессионального общения в сети Интернет, повышать свой социальный статус.

Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно будет рост их достижений, ключевых компетентностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители и мы взрослые. Это предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию как первому...

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях ФГОС.

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях ФГОС....

«Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС»

    С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитаю...

Консультация для родителей: "Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС"

Консультация для родителей: "Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС"...