Работа по подготовке к составлению творческого рассказа по аналогии детей с ОНР
материал (старшая группа)
Работа по подготовке к составлению творческого рассказа по аналогии детей с ОНР
Сформирование навыков рассказывания у детей с общим недоразвитием речи занимает важное место в системе общего коррекционного воздействия. Положительный результат возможен только при благополучном овладении словарным запасом языка, грамматическим строем речи и умением пользоваться усвоенным языковым материалом на практике. Поэтому на каждом занятии по развитию связной речи детям необходимо выполнять упражнения на формирование грамматически правильной речи, усвоение навыков построения и использования в речи различных типов синтаксических конструкций, обогащение словаря за счет глагольной лексики, слов-признаков.
Следует придерживаться особенно точно данных требований при обучении составлению рассказа с элементами творчества, поскольку оно наиболее сложно для детей с ОНР. Ведь «составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его
логически, облечь в словесную форму, соответствующую это му содержанию. Такая работа требует большего запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой | замысел»
Составление творческих рассказов следует проводить на втором году обучения, когда у детей сформированы определенные лексические навыки. На данном этапе особое внимание нужно уделять лексическим упражнениям на подбор определений, эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов, родственных слов, проводить игры-упражнения на узнавание предмета по его 1 описанию, отгадывание и составление загадок
Примером использования данных методических приемов может служить конспект 1 занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
Для детей умения составлять текст по аналогии и изменять время действия в их активном словаре должны присутствовать слова, характеризующие цвет шерсти диких животных в зимний период и другие ее свойства. С этой целью нужно сравнить шерсть диких (лисы, собаки, волка) и домашних (кошки) животных. В ходе подготовительного занятия дети вместе с родителями охарактеризовывают шерсть кошки (мягкая, пушистая,), обогащая словарь синонимами нежная, ворсистая, л шерсть собаки (густая, грубая, мохнатая, плотная, торчащая). Чтобы новые слова прочно вошли в словарь детей, занятие было насыщено различными речевыми играми, в ходе которых многократно повторялись слова-признаки, характеризующие шерсть животных.
Такая словарная работа подготовила детей к восприятию нового главного героя сказки — пушистого «комочка-колобочка», и дети уже самостоятельно дали характеристику его меха и смогли решить, подходит ли он к шубкам героев сказки. Спланировать высказывание помог анализ текста сказки с выкладыванием опорных картинок с изображением главных героев. Каждый детский рассказ анализировался с выделением наиболее удачных моментов.
Обучение составлению рассказа с элементами творчества на основе русской народной сказки «Колобок»
Задачи:
учить образовывать сравнительную степень прилагательных;
—продолжать учить составлять описательные загадки;
закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные;
упражнять в подборе признаков к предмету;
активизировать словарь по теме «Дикие и домашние животные».
Оборудование: сюжетные картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», предметные картинки с изображением диких животных.
Предварительная работа: задание детям вместе с родителями — погладить собаку и кошку, подобрать слова-признаки, характеризующие шерсть животных.
Организационный момент
Игра «Четвертый лишний» (дикие и домашние животные, взрослые животные и детеныши, животные и их части)
Основная часть
Давайте вспомним, какое задание вам было дано накануне. (Погладить кошку и собаку.) Чью Шерсть вы гладили? (Кошачью, собачью.)
Игра «Назови, чья шерсть?» (Шерсть домашних и диких животных.)
Игра «Назови, какая шерсть?»
Подбор слов-признаков, характеризующих шерсть животных.
Ознакомление со словами-синонимами: мягкая (нежная), пушистая (ворсистая), жесткая (грубая, торчащая), густая (плотная).
Сравнение шерсти кошки и собаки:
у кого шерсть длиннее, у кого короче;
у кого шерсть мягче, у кого жестче?
Игра «Добавь словечко» — сравнение шерсти кошки и собаки и их детенышей и образование сравнительной степени прилагательных.
— У кошки шерсть густая, а у собаки еще ... (гуще).
— У кошки шерсть теплая, а у собаки еще ... (теплее).
— У кошки шерсть нежная, мягкая, а у котенка еще ... (нежнее, мягче).
— Котенок пушистый, а кошка еще ... (пушистее).
— Щенок мохнатый, а собака еще ... (мохнатее).
— У щенка шерсть грубая, а у собаки еще ... (грубее).
— У кошки шерсть длинная, а у собаки еще ... (длиннее).
У щенка шерсть короткая, а у котенка еще ... (короче).
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Раз — присядка, Два — присядка. Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, Любят сладко потянуться.
А волчата спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну а мишка косолапый, Широко расставив лапы, Не одну, а обе вместе Долго топчется на месте.
Игра «Чья шерсть похожа?»
На панно выставляются картинки с изображением диких животных. Детям дается задание предположить, шерсть каких диких животных похожа на кошачью (собачью).
Игра «Назови, какая шерсть?»
Подбор слов-признаков, характеризующих шерсть диких животных.
Лиса — лисья, рыжая, длинная, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), теплая.
Заяц — заячья, короткая, белая, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), теплая.
Волк — волчья, серая, длинная, жесткая (грубая, торчащая), густая (плотная), теплая.
Медведь — медвежья, длинная, бурая, жесткая (грубая, торчащая), густая (плотная), теплая.
Заучивание загадок о животном с описанием его шерсти
Рассказывание сказки детьми с последующим коллективным анализом.
Результатом работы на занятиях стали детские рассказы.
«Жила-была девочка и она вышла погулять. И у нее помпончик упал на снег. Она дальше пошла играть. А комочку- колобочку надоело лежать, и он покатился в лес.. Й прикатился он к зайцу. И заяц говорит: “Комочек-колобочек, садись ко мне на спинку”. Комочек-колобочек сказал: “Нет, потому что у тебя белая шубка, а у меня серая, у тебя ворсистая, а у меня нежная”. И покатился комочек-колобочек дальше. Прикатился он к волку. Волк и говорит: “Ой, какой ты красивый, садись ко мне на спинку!” Комочек-колобочек говорит: “У тебя шубка серая, торчащая и ворсистая, а у меня мягкая и еще нежная”. И покатился он дальше. Прикатился к медведю. Медведь говорит: “Прыгай ко мне на спинку!” А комочек-колобочек отвечает: “Нет, потому что у тебя коричневая шубка, а у меня серая, а у тебя еще вор-; систая и грубая, а у меня нежная и мягкая”. Покатился комочек-колобочек дальше. Прикатился к лисе. Лиса говорит: “Я лиса старая, прыгай ко мне на хвостик”. А комо- чек-колобочек испугался и укатился. И прикатился обратно к дому. И девочка взяла его и пришла домой, и мама ей пришила и девочка очень была веселая».
«Девочка пошла гулять. И вдруг помпончик упал. Это был колобок. Ему надоело лежать, и он покатился в лес. Навстречу ему заяц и говорит: “Прыгай ко мне на спинку”. А сказал комок-колобок: “У тебя шубка белая, у меня серая”. И он дальше покатился. Навстречу ему волк и говорит: “Прыгай ко мне на спинку”. И сказал колобок: “У тебя жесткая, грубая и толстая, а у меня пушистая и мягкая”. И он дальше покатился. Навстречу ему медведь. И сказал: “Прыгай ко мне на спинку”. И говорит Колобок: “Нет, потому что у тебя коричневый мех, а у меня серый. У тебя большой и грубый, толстый и плотный, а у меня мягкий”. И он дальше покатился. Навстречу ему лиса и говорит: “Прыгай ко мне на спинку”. Колобок говорит: “У меня шерсть серая, а у тебя рыжая. У тебя гладкая, а у меня пушистая”. И он прыгнул на хвост. Пробежала два разика лиса и упал
комочек-колобочек. И он дальше покатился на то место. Пришла девочка на то место, взяла его и пришила».
Повышение мотивации способствует получению более качественных рассказов, поэтому в практике нашей работы созданные детьми рассказы мы оформляем в книжки-малышки, на страницах которых печатаются не только детские рассказы, но и иллюстраций к ним, выполненные детьми, и фотографии авторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shure_1.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по подготовке к составлению творческого рассказа по аналогии детей с ОНР
Сформирование навыков рассказывания у детей с общим недоразвитием речи занимает важное место в системе общего коррекционного воздействия. Положительный результат возможен только при благополучном овладении словарным запасом языка, грамматическим строем речи и умением пользоваться усвоенным языковым материалом на практике. Поэтому на каждом занятии по развитию связной речи детям необходимо выполнять упражнения на формирование грамматически правильной речи, усвоение навыков построения и использования в речи различных типов синтаксических конструкций, обогащение словаря за счет глагольной лексики, слов-признаков.
Следует придерживаться особенно точно данных требований при обучении составлению рассказа с элементами творчества, поскольку оно наиболее сложно для детей с ОНР. Ведь «составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его
логически, облечь в словесную форму, соответствующую это му содержанию. Такая работа требует большего запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой | замысел»
Составление творческих рассказов следует проводить на втором году обучения, когда у детей сформированы определенные лексические навыки. На данном этапе особое внимание нужно уделять лексическим упражнениям на подбор определений, эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов, родственных слов, проводить игры-упражнения на узнавание предмета по его 1 описанию, отгадывание и составление загадок
Примером использования данных методических приемов может служить конспект 1 занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
Для детей умения составлять текст по аналогии и изменять время действия в их активном словаре должны присутствовать слова, характеризующие цвет шерсти диких животных в зимний период и другие ее свойства. С этой целью нужно сравнить шерсть диких (лисы, собаки, волка) и домашних (кошки) животных. В ходе подготовительного занятия дети вместе с родителями охарактеризовывают шерсть кошки (мягкая, пушистая,), обогащая словарь синонимами нежная, ворсистая, л шерсть собаки (густая, грубая, мохнатая, плотная, торчащая). Чтобы новые слова прочно вошли в словарь детей, занятие было насыщено различными речевыми играми, в ходе которых многократно повторялись слова-признаки, характеризующие шерсть животных.
Такая словарная работа подготовила детей к восприятию нового главного героя сказки — пушистого «комочка-колобочка», и дети уже самостоятельно дали характеристику его меха и смогли решить, подходит ли он к шубкам героев сказки. Спланировать высказывание помог анализ текста сказки с выкладыванием опорных картинок с изображением главных героев. Каждый детский рассказ анализировался с выделением наиболее удачных моментов.
Обучение составлению рассказа с элементами творчества на основе русской народной сказки «Колобок»
Задачи:
учить образовывать сравнительную степень прилагательных;
—продолжать учить составлять описательные загадки;
закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные;
упражнять в подборе признаков к предмету;
активизировать словарь по теме «Дикие и домашние животные».
Оборудование: сюжетные картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», предметные картинки с изображением диких животных.
Предварительная работа: задание детям вместе с родителями — погладить собаку и кошку, подобрать слова-признаки, характеризующие шерсть животных.
Организационный момент
Игра «Четвертый лишний» (дикие и домашние животные, взрослые животные и детеныши, животные и их части)
Основная часть
Давайте вспомним, какое задание вам было дано накануне. (Погладить кошку и собаку.) Чью Шерсть вы гладили? (Кошачью, собачью.)
Игра «Назови, чья шерсть?» (Шерсть домашних и диких животных.)
Игра «Назови, какая шерсть?»
Подбор слов-признаков, характеризующих шерсть животных.
Ознакомление со словами-синонимами: мягкая (нежная), пушистая (ворсистая), жесткая (грубая, торчащая), густая (плотная).
Сравнение шерсти кошки и собаки:
у кого шерсть длиннее, у кого короче;
у кого шерсть мягче, у кого жестче?
Игра «Добавь словечко» — сравнение шерсти кошки и собаки и их детенышей и образование сравнительной степени прилагательных.
— У кошки шерсть густая, а у собаки еще ... (гуще).
— У кошки шерсть теплая, а у собаки еще ... (теплее).
— У кошки шерсть нежная, мягкая, а у котенка еще ... (нежнее, мягче).
— Котенок пушистый, а кошка еще ... (пушистее).
— Щенок мохнатый, а собака еще ... (мохнатее).
— У щенка шерсть грубая, а у собаки еще ... (грубее).
— У кошки шерсть длинная, а у собаки еще ... (длиннее).
У щенка шерсть короткая, а у котенка еще ... (короче).
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Раз — присядка, Два — присядка. Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, Любят сладко потянуться.
А волчата спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну а мишка косолапый, Широко расставив лапы, Не одну, а обе вместе Долго топчется на месте.
Игра «Чья шерсть похожа?»
На панно выставляются картинки с изображением диких животных. Детям дается задание предположить, шерсть каких диких животных похожа на кошачью (собачью).
Игра «Назови, какая шерсть?»
Подбор слов-признаков, характеризующих шерсть диких животных.
Лиса — лисья, рыжая, длинная, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), теплая.
Заяц — заячья, короткая, белая, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), теплая.
Волк — волчья, серая, длинная, жесткая (грубая, торчащая), густая (плотная), теплая.
Медведь — медвежья, длинная, бурая, жесткая (грубая, торчащая), густая (плотная), теплая.
Заучивание загадок о животном с описанием его шерсти
Рассказывание сказки детьми с последующим коллективным анализом.
Результатом работы на занятиях стали детские рассказы.
«Жила-была девочка и она вышла погулять. И у нее помпончик упал на снег. Она дальше пошла играть. А комочку- колобочку надоело лежать, и он покатился в лес.. Й прикатился он к зайцу. И заяц говорит: “Комочек-колобочек, садись ко мне на спинку”. Комочек-колобочек сказал: “Нет, потому что у тебя белая шубка, а у меня серая, у тебя ворсистая, а у меня нежная”. И покатился комочек-колобочек дальше. Прикатился он к волку. Волк и говорит: “Ой, какой ты красивый, садись ко мне на спинку!” Комочек-колобочек говорит: “У тебя шубка серая, торчащая и ворсистая, а у меня мягкая и еще нежная”. И покатился он дальше. Прикатился к медведю. Медведь говорит: “Прыгай ко мне на спинку!” А комочек-колобочек отвечает: “Нет, потому что у тебя коричневая шубка, а у меня серая, а у тебя еще вор-; систая и грубая, а у меня нежная и мягкая”. Покатился комочек-колобочек дальше. Прикатился к лисе. Лиса говорит: “Я лиса старая, прыгай ко мне на хвостик”. А комо- чек-колобочек испугался и укатился. И прикатился обратно к дому. И девочка взяла его и пришла домой, и мама ей пришила и девочка очень была веселая».
«Девочка пошла гулять. И вдруг помпончик упал. Это был колобок. Ему надоело лежать, и он покатился в лес. Навстречу ему заяц и говорит: “Прыгай ко мне на спинку”. А сказал комок-колобок: “У тебя шубка белая, у меня серая”. И он дальше покатился. Навстречу ему волк и говорит: “Прыгай ко мне на спинку”. И сказал колобок: “У тебя жесткая, грубая и толстая, а у меня пушистая и мягкая”. И он дальше покатился. Навстречу ему медведь. И сказал: “Прыгай ко мне на спинку”. И говорит Колобок: “Нет, потому что у тебя коричневый мех, а у меня серый. У тебя большой и грубый, толстый и плотный, а у меня мягкий”. И он дальше покатился. Навстречу ему лиса и говорит: “Прыгай ко мне на спинку”. Колобок говорит: “У меня шерсть серая, а у тебя рыжая. У тебя гладкая, а у меня пушистая”. И он прыгнул на хвост. Пробежала два разика лиса и упал
комочек-колобочек. И он дальше покатился на то место. Пришла девочка на то место, взяла его и пришила».
Повышение мотивации способствует получению более качественных рассказов, поэтому в практике нашей работы созданные детьми рассказы мы оформляем в книжки-малышки, на страницах которых печатаются не только детские рассказы, но и иллюстраций к ним, выполненные детьми, и фотографии авторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ
консультация для воспитателей...
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...
Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине
обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....
Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)
Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...
Методы и приемы работы воспитанников составлению творческих рассказов
как обучать детей состовлять творческий рассказ...
Программа обучения составлению творческих рассказов по картине детей 5-6 лет с использованием ТРИЗ "Нескучные картинки"
В программе описываются цели, задачи, содержится план мероприятий на год,...
«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »
laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...