«Закрепление знаний и умений при решении задач на развитие логического мышления»
план-конспект занятия (старшая группа)
Развитие логического мышления с использованием специальных обучающих игр. (Блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, «Волшебная восьмерка»).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Богородского муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр внешкольной работы»
Методическая разработка занятия
в школе раннего интеллектуального развития
«Всезнайка»
Тема: «Закрепление знаний и умений
при решении задач на развитие
логического мышления»
(для детей 5-6 лет)
Выполнила:
педагог дополнительного
образования
1-ой квалификационной
категории МБУ ДО«ЦВР» Бурова Инна Ильинична
г. Богородск 2021 г
Введение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Всезнайка» - это школа раннего интеллектуального развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Целью программы является развитие у ребенка логического мышления, творчества, умственных способностей, необходимых для успешного обучения в школе, посредством основного вида детской деятельности — игры. Данная методическая разработка может быть использована в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов.
Краткое описание работы
Данное занятие проводится с детьми 5-6 лет (1-й год обучения). Этот период называют сензетивным для развития познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения. Память является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало
Условия применения и реализации
Характеристика оборудования учебного занятия:
Дидактический материал: пособия Блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, «Волшебная восьмерка»;
Оборудование и материалы: листок в клетку, простой карандаш; ножницы, полоска бумаги с контурной линией, игра-набор кукольный театр по сказке «Теремок».
Тема учебного занятия: «Закрепление знаний и умений при решении задач на развитие логического мышления».
Место проектируемого учебного занятия в учебном курсе. Данное занятие проводится с детьми 1 года обучения на этапе промежуточной аттестации по разделу программы «Символы и знаки» (в конце 1 полугодия).
Тип учебного занятия: закрепление полученных знаний и умений.
Форма организации учебного занятия – комплексное занятие с элементами игры.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- игровой;
- частично-поисковый;
- наглядный.
Цели и задачи
Цель занятия:
Развитие логического мышления с использованием специальных обучающих игр. (Блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, «Волшебная восьмерка»).
Задачи:
Обучающие
- действовать с палочкой как с цифрой;
- соотносить «число-цвет», «число-цвет-соседи числа»;
- действовать с геометрическими фигурами, выстраивать сложные цепочки;
- составлять геометрическую фигуру из разных фигур (прямоугольник-из квадратов и т.д.)
Развивающие
- развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.
- развитие мелкой моторики рук детей,
- развитие внимания, памяти и творческих способностей
- развитие и обогащение словарного запаса детей.
Воспитательные
- воспитание дружеских взаимоотношений, умения сопереживать товарищу, чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
- формирование личностных качеств ребенка, таких как находчивость, самостоятельность, сообразительность, смекалка.
Хронометраж учебного занятия:
- Часть. Организационный момент – 2 минуты.
- Практическая часть- 20 минут.
- Часть. Подведение итогов - 3 мин.
Содержание учебного занятия
Ход занятия:
1.Часть. Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята! А вы любите ходить в гости? А к кому вы ходите? С кем? (ответы детей).
Вот и сегодня мы с вами тоже пойдем в гости. А к кому - вы догадайтесь сами:
«Красивый домик, в нем живут: мышка – норушка, лягушка – квакушка…» кто уже догадался- помогайте, кто еще живет в этой сказке? (дети называют героев сказки «Теремок»). Молодцы, все вспомнили героев сказки… Какой? (ответы детей). Правильно, сказка «Теремок». Мы расскажем лесным жителям, что нового и интересного узнали на занятиях нашей школы «Всезнайка».
Педагог: Дорога нам предстоит долгая. Сначала мы должны с вами пройти по широкой дороге, а потом – по узкой. У вас на столе лежат полоски бумаги – покажите мне широкую полоску (дети показывают) – правильно. А вот чтоб пройти по узкой тропинке – ее нужно найти на широкой полоске. Кто догадался – где она спряталась? Правильно, она нарисована карандашом. И чтоб она появилась – ее нужно… кто догадался? Конечно, надо разрезать толстую полоску и тогда у нас появится две тропинки – одна будет …какая? а другая? Молодцы: узкая и широкая. А теперь берем ножницы и разрезаем по контуру (см. фото 1)
Дети разрезают широкую полоску бумаги на две узких, закрепляя при этом технику владения работы с ножницами.
2. Практическая часть.
Педагог: Вот мы с вами и пришли в гости к героям сказки «Теремок». (настольный театр). Они хоть и живут в лесу – но много слышали о вас: какие вы молодцы, как занимаетесь, чему учитесь, что умеете. И звери просят вас показать и научить их выполнять разные интересные задания с фигурами, цветными палочками. Вы готовы помочь лесным жителям? (Ответы детей).
Педагог: Ребята, кто первый поселился в теремке? Правильно – мышка-норушка – вот она (показывает). Ой, посмотрите, что у нее в лапках? (нарисованные геом. фигуры). (Ответы детей). (см. фото 2,3,4,5)
Педагог: Молодцы, ребята. А давайте покажем зверятам, как можно с ними играть.
Работа с блоками Дьенеша (Приложение №1)
Задания:
Педагог: выложи все синие блоки и сделай из них круг; чем они все похожи? (цветом), а чем отличаются? (фигурами, величиной и толщиной, т.е. дается уточнение свойств блоков) (см. фото 6,7)
- убери все маленькие тонкие, а теперь - все маленькие толстые (работа с раздаточным материалом). Какие блоки у вас остались? Что общего, чем они похожи? (цветом и величиной). А чем отличаются? (формой и толщиной). А как сделать, чтоб все фигуры были толстые? Правильно, надо убрать все тонкие. (действия детей). А теперь чем они похожи? (дети называют общие свойства блоков). Молодцы!
- посчитайте, сколько фигур у вас на столе (количественный счет) – всего четыре фигуры (добиваться полного ответа), правильно.
- постройте из этих фигур высокий домик, затем слева от синего домика выложите такой же красный, а справа от синего- такой же желтый (работа со свойствами блоков) (фото 9,10,11)
Педагог: Вот у нас и получилось три домика. Чем они похожи? (цветом, толщиной и величиной). (см. фото 8)
Педагог: Правильно, ребята, а скажите кто из наших зверят может жить в таких домиках? (ответы детей). А мышка, зайка и лягушка могут жить в таком большом домике? А давайте им сделаем маленькие домики. А как? Правильно, надо убрать или прямоугольники, или квадраты – и тогда домики будут маленькие и всем будет весело.
Педагог: Вот посмотрите, Зверята, какие теремочки вам построили дети. Умнички!
Физкультминутка (фото 14):
Педагог: А теперь давайте вспомним веселый стишок про зайку и мишку!
Мишка по лесу идет,
А за ним и заинька.
У медведя дом большой,
А у зайки – маленький (показ движений).
Педагог: Ребята, давайте дальше вспоминать сказку. Кто пришел жить в сказку третий? (зайка) Правильно. Ой, посмотрите, какая красивая одежда у него (шорты, кофта). А какого цвета? А можно сказать, что одежда у зайки разноцветная? (ответы детей).
Педагог: Ты знаешь, зайка, а у наших ребят тоже красивая одежда разных – разных цветов, ты даже и не слышал - какие есть цвета. Сейчас тебе ребята расскажут и покажут волшебные чудо – палочки. Давайте, ребята, построим для зайки разноцветную лесенку, чтоб он мог по ней скакать.
Работа с цветными палочками Кюизенера (Приложение 2)
Задания:
Педагог: я буду называть число, а вы должны показать мне какого она цвета (1 – белый, 2 - розовый и т.д. и найти место палочки у лесенки (ориентировка в пространстве – на столе)
- если у вас появятся соседи числа – то назовите их.
(дети строят числовую цветную лесенку, уточняя соседей числа и находя место каждой палочке на числовой лесенке) (фото 12,13).
Педагог: Вот, зайка, посмотри - какая лесенка получилась у ребят. Теперь ты со своими друзьями можешь по ней прыгать и скакать, только будь осторожным, не упади!
Педагог: Ребята, а кто же пришел в сказку последний? Конечно, медведь! А в сказках медведь какой? Вот лиса – хитрая, плутовка, а медведь? Конечно – умный, рассудительный, вежливый и т.д. (ответы детей).
Педагог: Мишка, а ты знаешь, наши ребята тоже очень умненькие и могут выполнять самые трудные задания с цифрами, даже могут из одной цифры выложить другую. Сейчас они тебе покажут, только немного погуляют по тропинке.
Физкультминутка:
Мы гуляли по тропинке – так, так, так (хлопки),
Мы качались как осинки – так, так, так,
Громко хлопали в ладоши – так, так, так,
Покружились мы немножко – так, так, так,
Мы, как птички, полетали – так, так, так,
Опустились над цветами – так, так, так,
Мы поплавали, как рыбки, - так, так, так.
Подарили всем улыбки – так, так, так!
Педагог: А сейчас, ребята, давайте покажем мишке «волшебство» с цифрами:
Работа с пособием «Волшебная восьмерка»: (см. фото 15)
- 8- (преобразование цифр)
- убери палочку наверху слева – какая получилась цифра? (ответы детей) -9
- убери палочку внизу слева (3)
- убери палочку наверху справа и переложи ее наверх слева (5) а какая цифра стоит после 5? Правильно, это цифра 6. Что нужно сделать, чтоб она получилась? (индивидуальные ответы детей) - нужно добавить одну палочку вниз слева и т. д.
Педагог: Молодцы, ребята! Я думаю, что зверятам было очень интересно посмотреть, что вы умеете делать. Вы их многому научили.
Давайте попрощаемся с нашими лесными друзьями и отправимся домой. Мы с вами так далеко ушли от дома, что выбраться нам поможет лабиринт, по которому мы сейчас пойдем.
Работа на листе бумаги в клетку (ориентировка в пространстве) (см. фото 16,17)
Задания:
Педагог: - 3 клетки - вниз, 2 - вправо, 5 – вверх и т. д.
Вот мы и дома! Все дошли, никто не заблудился? (проверка задания).
Педагог: Ребята, понравилось вам в гостях у жителей «Теремка»?
Все вы были молодцы, многому научили лесных зверят. А чему мы их научили?
(ответы детей). Подведение итогов занятия, поощрение каждого ребенка.
Педагог: Сегодня мы с вами не только побыли в гостях лесных жителей, но и показали хорошие наши знания и умения в решении трудных логических задач. А главное – у нас появились новые друзья, и мы непременно побываем еще у них в гостях!
Анализ и рефлексия
Результаты учебного занятия:
Дети закрепили:
- умения действовать с палочкой как с цифрой; соотносить «число-цвет», «число-цвет-соседи числа»; действовать с геометрическими фигурами, выстраивать сложные цепочки; составлять геометрическую фигуру из разных фигур (прямоугольник-из квадратов и т.д.)
- знания о числе на основе счета и измерения.
Дети обогатили словарный запас, развивали внимание, память и творческие способности.
Во время занятия дети учились работать в коллективе, сопереживать, приходить на помощь товарищу. Также у них развивались личностные качества: находчивость, самостоятельность, сообразительность, смекалка.
Самоанализ
Данное занятие имело целью закрепить знания и умения, учащихся по разделу «Символы и знаки». В результате дети показали хорошие знания и умения, проявляли интерес и желание заниматься. Для активизации деятельности учащихся использовались различные виды деятельности. Дети учились видеть и передавать свои эмоции, закрепляли знания и умения понятиями в процессе игры, выполняли практическую работу, играли в подвижные игры.
Урок построен с учетом возрастных особенностей детей в форме игры, сказочная атрибутика создает атмосферу доброжелательности, способствует развитию интереса и более легкому восприятию знаний, умений.
Хронологические рамки выдержаны верно. Контроль знаний проводится на протяжении всего урока в игровой форме. В конце занятия подводятся общие итоги в виде беседы, опроса.
Устная речь педагога построена грамотно. Педагог внимательно выслушивает ответы детей, корректно и доброжелательно давая оценку действиям детей.
Перспектива развития темы.
Знания и умения, закреплённые на этом занятии, будут использованы в дальнейшем на 2 году обучения по программе «Всезнайка» с усложнением.
Список литературы
- Дедова О.Ю., Яшина Н.Ю. Преемственность дошкольного и начального образования – Н. Новгород. Вектор ТиС:2006
- Ломова Н.В., Куколевская Г.И. Математика. Система развивающих упражнений. -М.: УЦ «Перспектива», 1996г
- Лещинская – Гурова О.В. –Игра в образовательном процессе- Н. Новгород, 1999г
- Развивающие игры «ОКСВА»- Мировые головоломки, Санкт Петербург, 2007
- Смоленцева А.А. Применение дошкольниками математических знаний в повседневной жизни и играх-Н. Новгород, 1991г.
- Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей – Н. Новгород
- Цветные счетные палочки Кюизенера. ООО «Корвет», Россия, С-Пб.
- Цифры. Развивающая игра. -М., ЗАО «Степ Пазл», «Дрофа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи на развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста
Развитое логическое мышлениеявляется очень важным показателем интеллекта растущего ребенка. Для того чтобы заинтересовать маленьких детей заданиями,которые помогут развить у них логику, необходимо при...
Загадки и задачи на развитие логического мышления.
Загадки и задачи на развитие логического мышления....
Задачи на развитие логического мышления для старших дошкольников
Решая занимательные задачи, малыши смогут научиться устанавливать связи между предметами или явлениями, рассуждать,сравнивать и анализировать....
Занимательные задачи на развитие логического мышления у детей 5-7 лет
В данном материале представлены задачи на развитие логического мышления у детей 5-7 лет, а также задания на сообразительность....
Загадки и задачи на развитие логического мышления.
Загадки и задачи на развитие логического мышления.Развитие логического мышления через загадки и задачи.В воспитании и обучении дошкольников большое значение принадлежит занимательным играм и задачам. ...
Занимательные задачи на развитие логического мышления у детей 5-7 лет. Часть 2.
В материале представлена подборка занимательных задач на развитие логического мышления у детей 5-7 лет....