рабочая программа
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по вокалу
«ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел:
- Пояснительная записка.
- Цель и задачи реализации программы по дополнительному образованию.
- Основные принципы обучению пению. 1.4.Взаимосвязь с образовательными областями. 1.5.Планируемые результаты освоения Программы.
Содержательный раздел:
- Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей от 6 до 7 лет.
- Приемы обучения пению.
- Формы и методы по реализации основных задач программы. 2.5.Перспективно—тематический план непрерывной образовательной деятельности кружка «Веселые нотки»
2.6. Учебный план реализации программы 2.7.Взаимодействие с семьей.
- Организационный раздел. 3.1.Расписание занятий 3.2.Методическое обеспечение.
Целевой раздел:
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС дошкольного воспитания о признании
самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигается
развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные способности.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы
голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение – основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению.
Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения
вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать
состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора. В условиях совместного пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое и психическое здоровье.
Программа вокального кружка «Веселые нотки» ориентирована на развитие у детей старшего дошкольного возраста вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства в условиях дополнительного образования и рассчитана на 1 год.
Программа разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева)
Цель и задачи реализации программы.
Цель программы – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих способностей у детей в условиях дополнительного образования ДОУ.
Задачи:
- Способствовать обогащению знаний детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Способствовать развитию у детей вокальных навыков;
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Способствовать пробуждению творческой активности детей;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников;
- Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
Программа включает подразделы:
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Новизна программы вокального заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной
технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее
содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы
используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учѐт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приѐмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для воспитанников подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, и их вокальных данных.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы- 6-7 лет. Дети занимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в
воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный
материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься
пением. Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической
музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями.
Основные принципы развития вокальных способностей у детей:
- Принцип постепенности, последовательности и систематичности
- Принцип наглядности
- Принцип прочности
- Принцип доступности
- Принцип развивающего обучения
- Принцип гуманизации
- Принцип сотрудничества
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.
Взаимосвязь с образовательными областями
«Физическое развитие» | сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, релаксация. |
«Познавательное развитие» | расширение кругозора детей в области о музыки; формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества |
«Художественно- эстетическое развитие» | Привить детям любовь к пению, воспитывать художественный вкус. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. |
«Речевое развитие» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми |
«Социально – коммуникативное развитие» | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в непосредственно образовательной деятельности по пению. |
- Планируемые результаты.
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/б | |||
0 | н | с | в | ||
1. | Качественное исполнение знакомых песен. | ||||
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой | ||||
3. | Умение импровизировать | ||||
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | ||||
5. | Навыки выразительной дикции |
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога в (высокий) - справляется самостоятельно
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.
- Содержательный раздел:
Характеристика возрастных и индивидуальных особенности слуха и голоса детей 6 – 7 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать
форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и
голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Приемы обучения пению
Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
Приемы работы над отдельным произведением:
- пение песни с полузакрытым ртом;
- пение песни на определенный слог;
- проговаривание согласных в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
- настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
- остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
- анализ направления мелодии;
- использование элементов дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
- образные упражнения;
- оценка качества исполнение песни.
Артикуляция. В работе над формированием вокальными навыками у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над
чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
- выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
- постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
- умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
- гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
- гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
- «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное
движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
- слуховой самоконтроль;
- слуховое внимание;
- дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе
его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
- представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает
музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
- выразительностью мимики лица;
- выражением глаз;
- выразительностью движения и жестов;
- тембровой окраской голоса:
- динамическими оттенками и особенностью фразировки;
- наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
- короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
- опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям
объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
- спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются
дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
- не очень сильно прикусить кончик языка;
- высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
- покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
- сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
- упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
- пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
- постукивая пальцами сделать массаж лица;
- делать нижней челюстью круговые движения вперед – вправо - назад- влево
- вперед;
- сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
Формы и методы по реализации основных задач программы
В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных
направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного
исполнительства:
- песни хором в унисон
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
- пение по нотам
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Структура занятия.
1. Вводная часть
- Приветствие
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).
Основная часть.
Месяц | Тема | Цель | Музыкальный репертуар |
Октябрь | 1.Музыкальные звуки | Развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера Упражнять в умении точно передавать постепенное развитие мелодии вверх и вниз в пении мелодии. | Упражнение «Воздушный шар». Звуки музыки. Р.Роджерс. |
2.Ритмический и мелодический слух | Развивать ритмический слух, упражнять в умении четкой передачи простого ритмического рисунка Учить показывать рукой направление звука, упражнять в умении точно передавать постепенное развитие мелодии вверх и вниз, учить правильно брать дыхание перед фразами | Песня «Листо-пад» Песня «Пой со мной». | |
3.Поющая азбука | Учить детей правильно пропевать согласные звуки, правильно брать дыхание Продолжать учить детей петь естественным голосом, правильно брать дыхание между фразами. | Песня «Падают листья» М. Картушина. Упражнение «Труба» «Барабан». | |
4. Давайте познакомимся | Развивать музыкальный слух, учить самостоятельно узнавать песни по вступлению. Закреплять у детей умение самостоятельно начинать пение после вступления. | Песня «Наш край» Д. Кабалевский. Песни по выбору. |
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Перспективно—тематический план непрерывной образовательной деятельности кружка «Веселые нотки»
Месяц | Тема | Цель | Музыкальный репертуар |
н | 1. «Наши друзья» | Учить петь подвижно, легко, естественным голосом. Подводить к выразительному исполнению песни. Продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. | «Песня про маму» М. Парцхаладзе. Песня «Мы веселые ребята». |
2. «С песенкой мы дружим» | Развивать песенные импровизации у детей, начинать пение после вступления самостоятельно. Продолжать развивать песенные импровизации у детей, учить петь песни с сопровождением и без. | Песни по выбору. Песня «От чего плачет осень» Е. Арутюнова. | |
3. «Дыхательная гимнастика» | Развивать у детей навыки певческого дыхания. | Упражнение «Чудо лесенка» | |
4. «Певческие импровизации» | Научить детей не стесняться при пении, попадать в тонику. Учить детей выразительно передавать содержание песни в пении, заканчивать пение на тонике. | Песня «Зима» Т. Попатенко Песня «Пестрый колпачок» |
Месяц | Тема | Цель | Музыкальный репертуар |
Дека- б рь | 1. Музыкальные звуки | Развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера Упражнять в умении точно передавать поступенное развитие мелодии вверх и вниз в пении мелодии. | «Новогодняя» А.Филиппенко. Упражнение« В высокая лестница». |
2. Ритмический и мелодический слух | Развивать ритмический слух, упражнять в умении четкой передачи простого ритмического рисунка Учить показывать рукой направление звука, упражнять в умении точно передавать поступенное развитие мелодии вверх и вниз, учить правильно брать дыхание перед фразами | Упражнение «Снежинки». Песня «Зимние подарки» С. Насауленко. | |
3. Поющая азбука | Учить детей правильно пропевать согласные звуки, правильно брать дыхание Продолжать учить детей петь естественным голосом, правильно брать дыхание между фразами. | «Зима» В. Карасева. Песни по выбору. | |
4. Давайте познакомимся | Развивать музыкальный слух, учить самостоятельно узнавать песни по вступлению. Закреплять у детей умение самостоятельно начинать пение после вступления. | Упражнение «Чудо лесенка» Концерт. |
Месяц | Тема | Цель | Музыкальный репертуар |
Январь | 1. Развитие музыкального слуха и голоса | Учить точно воспроизводить ритмический рисунок песни, отстукивая палочками и прохлопывая. Закреплять умение | «Белый снег» Р.н.п. Упражнение |
2. Развитие музыкального слуха и голоса | детей различать звуки по высоте, слышать поступенное и скачкообразное поступление мелодии. | «Весело. Грустно». | |
3. Мы дружим с песней. | Упражнять в умении петь протяжно, напевно, сглажено. | Упражнение «Воздушный шар». Песня «Зимние подарки». | |
4. Концерт | Песни по выбору |
Месяц | Тема | Цель | Музыкальный репертуар |
Февраль | 1. Песни в играх, хороводах | Продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песни веселого характера Развивать навыки точного интонирования несложных музыкальных попевок, закреплять умение самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению мелодии | «Улыбка» В. Шаинский. Упражнение «Динь-дан- дон». Песня «Зимние подарки». |
2. Звукоряд | Познакомить детей с понятием «звукоряд». Учить петь ноты вверх и вниз. Продолжать учить петь высокие звуки, правильно брать дыхание | Солдатушки бравы ребятушки. «Наша армия родная» Д. Кобалевский. | |
3. Звукообразование и звуковедение | Учить детей озвучивать иллюстрации с помощью звукообразования или напевания мелодии на любой удобный им звук. Продолжить работу по звукообразованию, развивать слуховые | Перед весной. М.Парцхаладзе «Будем в армии служить» |
ощущения и умения использовать резонаторы. | |||
4. Звуковедение | Приучать детей слышать себя и других детей, учить петь в негромкой динамике. | Песни по выбору |
Месяц | Тема | Цель | Музыкальный репертуар |
Март | 1. «О чем рассказывает музыка?» | Познакомить с выразительными средствами музыки. Продолжать знакомить детей с выразительными средствами музыки. | Упражнение «Веселый язычок» Песня «Мамин день». |
2. «Слушаем музыкальные звуки» | Учить детей в умении реагировать на звучание высокого и низкого регистров. Закреплять у детей умение реагировать на звучание высокого и низкого регистров. | Упражнение «Пойте тише». Песня «2 лягушки». | |
3. «Тембр- окраска звука» | Дать понятие о тембре звука, развивать слуховое внимание. Закреплять понятие о тембре звука, развивать слуховое внимание. | Песня «Мамин праздник» Песни по выбору. | |
8. «Мы дружим с песней» | Продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. | Концерт. |
Месяц | Тема | Цель | Музыкальный |
репертуар | |||
1. «Наши друзья» | Учить петь подвижно, легко, естественным голосом. Подводить к выразительному исполнению песни. Продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. | Песня «В детском садике» М. Картушина. Упражнение «Птички и птенчики». Песня «В детском садике». | |
2. «С песенкой мы дружим» | Развивать песенные импровизации у детей, начинать пение после вступления самостоятельно. Продолжать развивать песенные импровизации у детей, учить петь песни с сопровождением и без. | «Солнечный зайчик» Е. Теличеева. «Закончи песенку» упражнение | |
3. «Дыхательная гимнастика» | Развивать у детей навыки певческого дыхания. Научить детей не стесняться при пении, попадать в тонику. | «Труба» Д.Кабалевский. Песни по выбору. | |
4. «Певческие импровиза-ции» | Учить детей выразительно передавать содержание песни в пении, заканчивать пение на тонике. | Концерт |
Май | 2. Музыкальный слух и голос | Закреплять у детей интерес к музыке разного характера Закреплять умение детей самостоятельно начинать пение после вступления. | Песни по выбору детей |
3. Любимые песни | Закреплять умение петь хором и солистами | Песни по выбору детей | |
4. Итоговый концерт |
- Учебный план реализации программы
Программа вокального кружка по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования
детей в ДОУ рассчитана на 1 год. Состав вокального кружка формируется с учетом желания детей, результатов диагностики их вокальных и желаний родителей. Наполняемость группы на занятия-10 человек.
Название курса | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Длительность занятий, мин. | Кол-во воспитанников |
Кружок по вокальному пению | 1 | 4 | 32 | 20 -25 | 10 |
Содержание | Количество занятий |
Восприятие музыки | 6 |
Артикуляция, выразительная дикция | 6 |
Освоение техники распределения дыхания | 5 |
Расширение певческого диапазона, чистота интонирования | 8 |
Предполагается 32 занятия в год. Занятия проводятся с октября по май, раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия
20 -25 минут. Диагностика индивидуальных певческих способностей детей проводится два раза в год - в сентябре и мае. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.
Взаимодействие с семьей.
План работы с родителями на 2021-2022 учебный год.
Сентябрь «Развитие певческих умений детей дошкольного возраста» (Консультация)
Октябрь «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста» (Выступление на родительском собрании в старшей группе)
Ноябрь«Как часто рисует ваш малыш? » (Анкетирование)
Декабрь «Организация рабочего места ребенка в домашних условиях»(Консультация)
Январь «Любящим родителям о рисовании с детьми» (Информация на стенде)
Февраль «Рисуем нетрадиционными материалами» (Мастер-класс)
Март «Рисуйте вместе с детьми» (Папка-передвижка)
Апрель «Советы родителям по развитию творческих способностей детей» (Памятка)
Май «Наши фантазии» (Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителям
3. Организационный раздел.
Расписание занятий
Непосредственная деятельность кружка проводится в соответствии с объемом учебной нагрузки детей 6-7 лет и с учетом СанПин 1.2.3685-21
День недели | Время проведения |
Среда | 15.05 – 15.30 |
Методическое обеспечение программы. 1.Учебно-наглядные пособия:
- Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
- Комплекс дыхательной гимнастики – при работе над песней.
- Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на
детских музыкальных инструментах.
- Артикуляционная гимнастика.
- Программы, сценарии концертов.
- Сборники песен, попевок.
2.Технические средства обучения: пианино, магнитофон, проэктор, CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях,
концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
Диагностика уровня развития певческих умений
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/б | |||
0 | н | с | в | ||
1. | Качественное исполнение знакомых песен. | ||||
2. | Наличие певческого слуха, вокально- слуховой координации | ||||
3. | Умение импровизировать | ||||
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | ||||
5. | Навыки выразительной дикции |
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
ЛИТЕРАТУРА
- Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М.; 2005 г. – 58 с.
- Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 201 6 г. – 232 с. 4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г. - 112 с.
- Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.
- Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ- ПРЕСС», 2000 г. - 33 с.
- Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М.; 1988 г. – 201 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Весѐлые нотки. - Санкт – Петербург
«Невская нота», 2018 г. – 121 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт – Петербург: «Композитор», 2003 г. –
- Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт – Петербург:
«Невская нота», 201 г. – 106 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург
«Невская нота», , 2018 г. – 45 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - Санкт- Петербург «Невская нота», , 2018 г. – 45 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. -
«Композитор», 2018 г. – 73 с.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с.
- Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального руководителя / вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с.
- Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998 г. – 44 с.
- Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание / вып. №11. - М.; 1940 г.- 123 с.
- Мовшович А. Песенка по лесенке. - М.: « ГНОМ», 2019 г. – 64 с.
- Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. - М., 2004 г. – 76 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-600794-1425277481.png)
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-600794-1425277481.png)
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/24/picture-656999-1440415327.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/09/picture-543705-1441815102.jpg)
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/12/picture-1043190-1528815490.jpg)
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/30/picture-1168208-1619788340.jpg)
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-559077-1579349131.jpg)
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...