Театрализованная деятельность в детском саду
учебно-методический материал
Совершенствовать мир может человек творческий. А творческий человек - это человек мыслящий, умеющий анализировать, видящий способы пути достижения цели, стремящийся к гармонии окружающего мира. Наша цель - показать ребенку возможные пути выражения своих взглядов на мир и методы передачи своих ощущений этого мира, создать свой образ окружающего. Для того, чтобы мотивировать деятельность ребенка, нужно использовать приоритетные его возрасту сферы деятельности.
Дети очень любят театрализованную деятельность. А почему? Не потому ли, что хотят видеть и отображать мир по-своему, воображаемая реальность - это детская реальность.
Любое творчество - это гарантия интересных связей, как с людьми, так и со всем окружающим: природой, животным миром, растительным, потому что наблюдение и общение помогают отображению задуманного наиболее полно, а значит в сфере педагогической деятельности театр легко интегрируется с другими направлениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr.docx | 8.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА «ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ОБЩЕНИЯ» С РЕБЁНКОМ
1. Играть в театр только тогда, когда ребенок этого хочет, не принуждать.
2. Принимать все варианты, предложенные ребенком, выяснять, почему так предлагает. Признавать и подтверждать чувство самостоятельности у ребенка.
3. Лучше всего усваиваются знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому надо объединять свои усилия с усилиями ребенка.
4. Прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью. Понимать, что «...полнота понимания личности достигается не с полной точностью методов познания, а глубиной сочувственного проникновения...» [1]
5. Давать высказываться каждому ребенку, втянуть в разговор молчунов. «Проговаривание» способствует развитию. Если ребенок молчит, у него меньше возможностей для эстетического развития, развития вообще, в том числе, конечно, речи.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
1. Просмотр театрализованных сказок, потешек, ситуаций. Этот процесс важен и необходим, так как он подготавливает к способности созерцания и подражания, а далее самостоятельного изображения характеров, решения проблем.
2. Просмотр иллюстраций к произведению.
3. Беседы по сказкам, потешкам с выявлением личности восприятия и эмоциональной отзывчивости героям.
4. Наблюдение за эмоциональным психофизическим состоянием ребенка.
5. Общее обогащение игрового опыта ребенка.
Учитывая то, что ребенок-дошкольник не любит долго слушать или вникать в мнения других, сначала нужно дать возможность сыграть свои роли (личностные).
1. «Телевизионные передачи», где дети могут рассказать что-то сыграть роль певца, диктора, сказочника, папы, мамы, воспитателя, спросить что-либо.
2. Предложить разнообразных персонажей и попросить рассказать о них, озвучить.
3. Поучаствовать в концерте, исполнить соло, показать себя.
Чтобы далее дети могли набраться опыта, предложить:
1. Одну и ту же роль (на пальчики одеть птичек, придумать птичек: что делают, где летали, что видели).
2. Сыграть в сказки, где сразу участвуют все (хороводные игры) — сочетание движений, речи и мимики.
3. Игры с повторяющимся текстом: «Репка», «Колобок», «Теремок».
4. Знакомить детей с играющими куклами, с видами детского театра.
Любое начатое дело с детьми в условиях дошкольного учреждения будет более действенным и успешным, если на него откликнуться родители. В этом случае театрализованная деятельность, знакомство с театром достаточно выгодно, т.к.
1. Театр нравится детям.
2. Детский театр понятен взрослым.
3. Детские театры есть в большинстве районов (в т.ч. выездные спектакли при ДК).
4. Детский театр можно пригласить в ДОУ.
5. Очень часто родители сами играют с детьми в различных персонажей дома.
Чтобы ребенок максимально мог выразиться через театрализованную деятельность, ему нужно дать возможность быть сценаристом, режиссером спектакля, игры.
ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ СОЗДАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ СЮЖЕТОВ, СЦЕНАРИЕВ
- Начало истории есть, а конца нет (и наоборот: что было до и что будет после…).
- Персонажи меняются местами (заяц обидел лису).
- Заменить известный персонаж (Машу поймал ежик).
- Ввести в сказку неожиданного героя (в «коза, волк и семеро козлят» появляется Карлсон).
- Дать истории интригующее название: «Как Колобок помог Маше убежать от трех медведей».
- Включить в сказку самого (их) ребенка (детей): «Как дети нашей группы летали на луну и как они познакомились с лунянами».
- Поместить героя в заранее созданную среду: Колобок убегает из современной квартиры на 14 этаже (кого он встретит, как поведет диалог и т.д).
ДИАГНОСТИКА ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Наряду с общепринятыми диагностиками, как мне кажется, можно использовать диагностику личности, психического и эмоционального состояния игрой в театр.
- Почитать сказку. Предложить сыграть персонажей. Проследить, кто кого выберет, как сыграет.
- Выяснить, почему дети выбрали этих персонажей: близок по характеру или этот образ — тайная мечта (или явная) ребенка.
- Почему ребенок не выбрал тех или иных персонажей, а довольствуется теми, что остались: нет желания вступать в контакт (болен, скрытые страхи, заниженная самооценка, боится общения).
[1] Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М. 1967, стр. 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...
Презентация "Организация театрализованной деятельности в детском саду"
Рекомендации для педагогов...
Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...
Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...
Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...
Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "
Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...