Консультация для воспитателей по сенсорному развитию дошкольников.
консультация (младшая группа)
В статье представлены рекомендации воспитателям по сенсорному развитию младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей. | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное воспитание детей младшего возраста »
(консультация для воспитателей)
Cенсорному воспитанию в учреждениях дошкольного образования уделяют особую роль. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т п. Нельзя недооценивать значение сенсорного развития в жизни ребенка. Именно в раннем возрасте лучше всего оттачивать сенсорное восприятие малыша и помогать ему накапливать опыт об окружающем мире и представлений о нем.
Сенсорное развитие напрямую отражается на умственном развитии ребенка. И этот факт не вызывает удивления. Получив полноценное сенсорное воспитание и проходя обучение в школе, ребенок будет быстрее и полноценнее воспринимать и запоминать изученный материал. Ведь основой умственного воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое обеспечивает обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. От того, научиться ли ребенок воспринимать предметы, явления в окружающем его мире или нет, зависит его возможность познавать мир. Без сенсорного обучения практически невозможно полноценно обучить ребенка другим важным знаниям.
Сенсорное воспитание служит основой умственного воспитания, направлено на развитие у ребенка процессов восприятия и получения представлений о предметах и явлениях окружающего мира . Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия и чем они богаче ,тем шире и многограннее будут сведения об окружающем мире , полученные ребенком. Современная педагогика считает, что сенсорное воспитание нужно осуществлять в процессе разных видов деятельности – при ознакомлении детей с окружающим миром, игровой, конструктивной, музыкальной, изобразительной и др.
Ребенка дошкольного возраста необходимо учить различать и называть цвета, форму предмета, учить сравнивать предметы по величине, усваивать пространственные ориентировки. Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (мягкий, твердый, холодный, теплый и т.д.) и правильно называть их. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого и музыкального слуха.
Таким образом , основное содержание работы по сенсорному воспитанию в детском саду определено как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений. Если ребенок знаком с эталонами и их словесным обозначением, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей. Обеспечить усвоения детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить.
Обследование – это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет. Усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования процесс длительный и сложный, включающий постепенный переход ко всем более сложным формам восприятия. Развитие ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности.
Именно младший дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете ,форме , величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями и свойств – шестью цветами спектра (кроме голубого), белым и черным цветами, с такими формами, как круг, квадрат, круг, треугольник и т.д.
Знакомя детей со свойствами предметов не следует добиваться запоминания и употребления их названий, главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить по форме, величине, установить совпадение или несовпадение.
Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструируя, ребенок учиться различать не только внешние качества предмета , у него развиваются познавательные и практические действия. Развитие у детей восприятия и представлений о цвете , форме , величине предметов осуществляется также в процессе обучения изобразительной деятельности.
Работая с детьми младшего возраста необходимо уделять большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта через игры с дидактическим материалом. Дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребенка.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным тем или иным воздействиям .Чем меньше ребенок ,тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе младшего возраста ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Особенности сенсорного развития"
Представлена консультация для воспитателей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста...
Активная консультация для воспитателей ДОУ. "Сенсорное воспитание дошкольников"
Активная консультация для воспитателей ДОУ – одна из эффективных форм сотрудничества членов педагогического коллектива, позволяющая не только вспомнить теоретический аспект изучаемого вопроса, но и по...
Консультация для воспитателей «Особенности сенсорного развития детей»
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умс...
Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников
Материал для использования на педсоветах...
Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...
Консультация для воспитателей «Проблемы сенсорного развития детей в дошкольном возрасте в рамках реализации ФГОС»
В ФГОС дошкольного воспитания, формируется возможность для дальнейшего волевого, эмоционального и познавательного развития детей. Важную роль заслуживает проблема умственного воспита...
Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников
Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников...