До 5 ещё рано!
консультация (средняя группа)
Наверняка вы слышали про навыки, которые уже поздно развивать после трёх лет. Не будем их тут перечислять, потому что это дело скользкое...
Все же мозг пластичен, созревает долго и даже во взрослом возрасте “выдаёт” поразительные вещи.
К слову о том, что созревает долго: есть области, которые формируются раньше, а есть те, что позже… Сильно позже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_5_eshche_rano.docx | 193.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Наверняка вы слышали про навыки, которые уже поздно развивать после трёх лет. Не будем их тут перечислять, потому что это дело скользкое...
Все же мозг пластичен, созревает долго и даже во взрослом возрасте “выдаёт” поразительные вещи.
К слову о том, что созревает долго: есть области, которые формируются раньше, а есть те, что позже… Сильно позже.
Поэтому сегодня мы решили собрать то, что для малыша лет пяти ещё рановато! Опирались на физиологию развития, нейропсихологию и на то, что порой очень хочется увидеть в ребенке, а он в силу возраста пока просто не способен дать.
Итак, вот топ вещей, которых до пяти лет ждать не стоит:
1. Абстрактного мышления и самостоятельного планирования.
Опыт через ощущения — главный манифест до пяти лет. Все, что можно увидеть, услышать, потрогать, понюхать и попробовать — для малышей есть, остальное пока несущественно.
Уже после пяти дети учатся решать задачи в уме, мысленно преобразовывать предметы. Например, решать несложные головоломки или составлять свой дневной график.
Кстати, предугадать, когда захочется в туалет - это тоже планирование! Так что все эти выносящие истории из серии “пока не хочу, а через минуту - мама, сейчас описаюсь” - тоже норма :))
2. Погружения в одно занятие больше 15-20 минут не отвлекаясь.
Взрослым часто кажется, что даже этого времени мало. Ведь тогда совершенно не получается отдохнуть. Тут у нас для вас есть сочувственный вздох.
Устойчивость внимания становится достаточно развитой только к пятилетнему возрасту и после. До этого надеяться на долгие самостоятельные занятия не стоит.
3. Ответа на вопрос: «Кем ты хочешь стать».
До пяти лет в детском образе «я» присутствуют только те качества, которые уже есть по мнению ребенка. Он знает, к примеру, что глаза у него карие, любит он мороженое и без ума от динозавров. После пяти он уже сможет бросить ниточку в будущее и захотеть стать «программистом как папа» или «спасать всех, как супергерой».
Источник для вдохновения и напитывания образами тут — семья, близкое окружение, герои книг и мультфильмов, с которыми ребенок себя сопоставляет. Из-за этого у детей появляется повышенный интерес к себе.
4. Серьезной дружбы со сверстниками.
Несмотря на то, что с трех лет дети чаще интересуются компанией других малышей (некоторые раньше, некоторые позже), до пяти сверстники не имеют такой значимости. А вот после как раз и начинается время настоящей дружбы с отношениями, секретиками, обидами и радостями.
5. Распределения ролей в игре и следование правилам.
Ребенку младше пяти довольно сложно играть роли, где нужно спонтанно изменять поведение. Потому что память, внимание и мышление еще не достаточно развиты. Еще трудно дается понимание правил, так как требуется планирование или совершение действий в уме.
6. Контроля эмоций.
До пяти детям крайне сложно сдерживать свой ураган чувств. Да и в шесть-семь истерики еще случаются. Но уже гораздо реже. Так как волевой регуляции у ребенка младше пяти крайне мало, можно знакомить его с миром переживаний, рассказывать о том, как с ними справляться, делать упражнения. Но избежать периодических эмоциональных взрывов все равно не получится.
В общем, если кто-то при вас говорит ребенку до пяти лет «ты что, не можешь успокоиться?» или «кем ты будешь, когда вырастешь?», помните: правда не может и точно не знает.
7. Адекватной самооценки.
Совершенно нормально, если малыш считает себя лучше всех и не способен сравнить по каким-то параметрам с другими. Нужно немножко подождать, чтобы его мозговые процессы созрели настолько, чтобы включать в свою картину мира позицию, способности и умения другого. Кстати, один из критериев психологической готовности к школьному обучению именно такой.
В общем, дети до пяти лет живут в моменте, увлекаются и активно изучают мир, придумывают новые слова и страшно гордятся собой от этого.
Небольшой дисклеймер: мы основывались на усредненных нормах. Но важно помнить, что все детки развиваются уникально, с разной скоростью. А потому, если что-то ваш дошкольник уже умеет, а что-то даже в 6 лет пока не получается (хотя старается) - это не повод спорить или сильно тревожиться.
Скорее, повод вспомнить, какие мы разные. И что все нормы созданы, чтобы на них ориентироваться, но не опираться на 100%
Как вам наш небольшой анализ? Увидели что-то новое для себя? Расскажите, как ваши “до-пяти-летки” иногда поражают вас?
Педагог – психолог
Мишкина Татьяна Андреевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...
" Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей" ( Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ)
Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ ....
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»
практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...
Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"
Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се
quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...