Рабочая программа подготовительной "Б" группы для детей 6-7 на 2021-2022 учебный год.
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая образовательная программа (далее Программа) разработана для построения системы образовательной деятельности подготовительной к школе группы в соответствии с Основной образовательной программой МАОУ «Прогимназия «Созвездие».
Программа обеспечивает развитие личности детей 6-7 лет в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа подгот. группа | 132.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)
Принята на заседании педагогического совета №
От
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МАОУ «Прогимназия «Созвездие»
____________ М.А. Шиндякина
Приказ № от . .2021 г.
Рабочая программа
Подготовительной группы «Б»
для детей 6-7 на 2021-2022 учебный год
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Прогимназии «Созвездие»
(Разработано в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы»,
под ред., Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Автор программы:
Лопатина В.В
Мишина С.А
г. Пыть-Ях
2021 г.
Оглавление
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Обязательная часть
1.1.1. Пояснительная записка ...................................................................................... 3
Цели и задачи по реализации Программы...................................................... 3
Принципы и подходы к формированию Программы ..................................... 4
Значимые характеристики Программы ............................................................ 4
Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет……………………5
Характеристика воспитанников………………………………………………..7
1.1.2. Планируемые результаты освоения Программы .............................................7
1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1.2.1. Развивающее оценивание качества образовательной
деятельности по Программе ............................................................................ 8
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. 1. Обязательная часть
2. 1.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития
детей ……………….. ........................................................................................9
Социально-коммуникативное развитие ..........................................................9
Познавательное развитие ..................................................................................9
Речевое развитие .................... ...........................................................................9
Художественно-эстетическое развитие ...........................................................9
Физическое развитие .........................................................................................9
2.1.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы ....................9
2.1.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик………………………………………………………………………………………10
2.1.4. Способы и направления поддержки детской инициативы ………………….10
2.1.5.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………………….11
2.1.6. Взаимодействие с социальными партнерами…….…………………………..11
2. 2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2.2.1. Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста О.Л. Князевой, О.Б. Стеркиной «Я, ты, мы»…………..…………………... 11
2.2.2. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог»,
С.Н.Николаева ……………………………………………………………………………......12
2.2.3. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации……………………………………………….......12
2.2.4. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки»………………………………………………………………………………....12
2.2.5. Программа по театрализованной деятельности «Театральные ступеньки»...13
2.2.6. Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие» по безопасности дорожного движения «Островок безопасности»….…………………………………………………13
2.2.7. Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»……………………………………………...13
2.2.8. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей подготовительной «В» группы……………………………..13
2.2.9. Проектная деятельность ...................................................................................14
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Обязательная часть
3.1.1. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей подготовительной группы ................................................................................................. 16
3.1.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий................ 22
3.1.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
образовательной среды в подготовительной «Б» группе ........................... 23
3.1.4. Материально-техническое обеспечение Программы .....................................28
3.1.5. Методические материалы и средства обучения ..............................................29
3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3.2.1. Здоровьесберегающие технологии ..................................................................35
3.2.2. Планирование воспитательно-образовательных отношений ........................37
3.2.3. Кадровые условия реализации Программы…………………………….…….38
3.2.4. Финансовые условия реализации Программы………………………………..38
Используемая литература ...........................................................................................38
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Приложение № 1 Картотека прогулок......................................................... 41
- Приложение № 2 Комплексно-тематическое планирование..................... 82
- Приложение № 3 Перспективное планирование..........................................96
- Приложение №4 Образовательная деятельность по АОП в соответствии с направлениями развития …………………………………………………………………184
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Обязательная часть
1.1.1. Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа (далее Программа) разработана для построения системы образовательной деятельности подготовительной к школе группы в соответствии с Основной образовательной программой МАОУ «Прогимназия «Созвездие».
Программа обеспечивает развитие личности детей 6-7 лет в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- создание развивающей предметно - пространственной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа обеспечивает личностно-ориентированный подход к образованию детей дошкольного возраста; развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы (образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и определяет основное содержание работы по освоению образовательных областей.
Цели Программы:
- создание равных условий для всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка и его позитивной социализации, полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка к жизни в современном обществе;
- формирование предпосылок к учебной деятельности;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательных отношений;
- соблюдение в работе Организации и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- творческая организация образовательных отношений;
- формирование у всех участников привычки к здоровому образу жизнеобразовательных отношений интереса и единство подходов к воспитанию детей в условиях Организации и семьи;
- воспитание у детей любви к родному краю, к своей малой Родине;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- формирование у детей дошкольного возраста устойчивых речевых навыков.
Согласно ФГОС дошкольного образования Программа решает также задачи развития детей в соответствии с образовательными областями.
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на позиции гуманно - личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств и строится с учетом следующих принципов и подходов.
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
Значимые характеристики Программы
Приоритетом Программы является воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
Характеристика особенности развития детей 6-7 лет.
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.
Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Характеристика воспитанников.
В сентябре 2021 года численность подготовительной группы «Б» составляет 23 ребенка. Из них 12 девочек и 11 мальчиков.
В группе созданы условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Создаются ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения в детской деятельности, ставятся перед ними всё более сложные задачи, которые развивают их волю, поддерживают желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Серьёзное внимание в группе уделяется развитию познавательной активности и интересов дошкольников. Мальчики в основном увлекаются транспортом, конструированием, настольными играми, а девочки предпочитают играть в сюжетно-ролевые игры, рисовать красками, танцевать. В группе имеются дети с нарушениями речи. С такими детьми ведется коррекционная работа педагогом психологом, учителем – логопедом, учителем-дефектологом.
1.1.2. Планируемые результаты освоения Программы
При решении поставленных в Программе задач педагоги выстраивают систему воспитательно-образовательных отношений и создают условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров.
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1.2.1. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
по Программе
Оценивание качества образовательной деятельности помогает педагогу выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Обязательная часть
2.1.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями
развития детей подготовительной «В» группы
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
2.1.2 Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Построение воспитательно-образовательных отношений основывается на адекватных возрасту методах и формах работы с детьми. Выбор методов и форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности группы, культурных и региональных особенностей, опыта и творческого подхода педагога.
В ходе реализации программы педагоги:
- осуществляют развивающее взаимодействие детей, основанное на современных педагогических технологиях;
- сочетают совместную с ребенком деятельность и самостоятельную деятельность детей;
- продумывают содержание и организацию совместной деятельности детей, способы
- создания условий для эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
- определяют общие правила для детского коллектива, включающие равенства прав,
- взаимную доброжелательность, внимание друг к другу, готовность прийти на помощь и поддержать;
- соблюдают гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей: теплое отношение, интерес к каждому ребенку, установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
- ежедневно планируют образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательные опыт детей, эмоции и представления о мире;
- создают развивающую предметно-пространственную среду;
- сотрудничают с родителями, решая задачи воспитания и развития детей.
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в форме образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями и задачами физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно - эстетического развития детей. Образовательная деятельность носит интегративный, проблемно-игровой характер, предполагает познавательное общение воспитателя и детей, самостоятельность детей и личностно-ориентированный подход, широко используется ситуации выбора, разнообразные виды наглядности: схемы, предметные, условно - графические модели, и пр.
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
2.1.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Развитие культурно - досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
2.1.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренней отрезок времени и во второй половине дня.
Это может быть:
- самостоятельные сюжетно – ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
- музыкальные игры и импровизации;
- речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
- опыты и эксперименты;
- занятия по интересам в центрах активности;
- развивающие и логические игры;
- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность.
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
2.1.5.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
С целью построения эффективного взаимодействия семьи в подготовительной «Б» группе созданы следующие условия:
- социально-правовые (основываются на федеральных, региональных, муниципальных, нормативно-правовых актах, Уставе Организации, договорах сотрудничества);
- информационно-коммуникативные (предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики воспитательно-образовательных отношений, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в группе);
- перспективно-целевые (наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и Организации в интересах развития ребенка);
- потребностно - стимулирующие (взаимодействие семьи и Организации строится на результатах изучения семьи).
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
2.1.6. Взаимодействие с социальными партнерами
Условия эффективного взаимодействия | |||
Открытость организации | Установление доверительных и деловых контактов | Использование образовательного и творческого потенциала социума | Реализация активных форм и методов общения |
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
2. 2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2.2.1. Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста О.Л. Князевой, О.Б. Стеркиной «Я, ты, мы».
Программа состоит из трех основных разделов:
- «Уверенность в себе»;
- «Чувства, желания, взгляды»;
3) «Социальные навыки».
Цели программы определяются теми новыми требованиями, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих.
Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются - завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагог постоянно поддерживает каждого ребенка в разных ситуациях - как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.
Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции - чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей.
Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает им пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.
Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.
Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это - формирование коммуникативных навыков; умения установить и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Педагоги обучают детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.
Педагоги помогают ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов, обучают способам и приемам их самостоятельного разрешения.
[Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста О.Л. Князевой, Р., Б. Стеркиной «Я, ты, мы»]
2.2.2. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог», С.Н.Николаева
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
2.2.3. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
2.2.4. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
2.2.5. Программа по театрализованной деятельности «Театральные ступеньки», А.В.Щеткин.
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
2.2.6. Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Островок безопасности» для детей 4-7 лет.
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
2.2.7. Примерная парциальная программа «Экономическое воспитание дошкольников: Формирование предпосылок финансовой грамотности», А.Д.Шатова, Ю.А.Аксенова, И.Л.Кириллов.
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
2.2.8. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей подготовительной «Б» группы.
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Подготовительную «Б» посещает 2 ребенка с ТНР. В группе созданы все условия для получения качественного образования воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
По созданию условий для успешной интеграции детей дошкольного возраста с проблемами в развитии осуществляется решение следующих задач:
- организация работы по реабилитации (социализации, адаптации, коррекции) детей с нарушениями развития в интегративной среде дошкольной организации;
- организация помощи семье ребѐнка с нарушениями развития, социально-психологической работы с семьѐй в процессе интеграции их детей в дошкольной организации.
Содержание образовательной деятельности в группе направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей и оказании помощи в освоении основной образовательной Программы и адаптированной образовательной Программы.
На каждого ребенка в группе, имеющего статус ТНР была разработана адаптированная образовательная программа (АОП) в соответствии с направлениями развития. [Приложение №4].
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
2.2.9. Проектная деятельность.
В МОАУ «Прогимназия «Созвездие» уже несколько лет реализуется проект «Формирование у детей социально-коммуникативной компетенции через создание в детском саду условий способствующей позитивной социализации».
Реализация проекта поможет детям в сложном процессе вхождения в мир людей, позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать самоценность собственной личности и других людей.
Мы для себя определили базовые ценности общеобразовательного учреждения как определенные нормы жизнедеятельности (отношение коллектива ОО к ребенку, к работе, друг к другу, к самому себе, к организации), заключающиеся в следующем:
• Ребенок как уникальная развивающаяся личность, его здоровье, интересы, потребности.
• Педагог как личность, носитель образования. Уважение и доверие к нему, предоставление возможности проявить инициативу, самостоятельность; забота о его социальном благополучии.
• Командная работа как основа достижения успеха.
• Качество как единственно возможная работа, постоянное стремление к совершенству.
• Культура организации как культура жизнедеятельности ДОО, культура взаимоотношений с родителями воспитанников и социально-педагогической средой, культура деловых и личных отношений.
• Семья как основная среда личностного развития ребенка; ориентация на ее образовательные потребности и запросы, содружество с ней.
Цель проекта:
– создать в детском саду условия, способствующие позитивной социализации дошкольников.
Задачи проекта:
- создание благоприятной образовательной развивающей среды для социального развития детей;
- создание единой системы работы всех участников образовательных отношений по социально-коммуникативному развитию детей;
- совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
- формирование у детей основ личности будущего гражданина;
- профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-коммуникативных проблем.
Сроки реализации проекта.
• До 2021г
Этапы реализации проекта:
Каждый учебный год предусматривает работу по трем этапам:
• I этап – вводный
• II этап – основной
• III этап – итоговый
Названия подпроектов в каждом учебном году меняются.
Система проектных мероприятий
В подготовительной «Б» группе используется метод «проектной деятельности» в рамках дополнительного образования детей. Проект группы «Азбука безопасности» разработан и реализуется в учебного года (2021-2022 гг.), как в совместной деятельности взрослого и детей, в совместной деятельности со сверстниками, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Обязательная часть
3.1.1. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей подготовительной «Б» группы
Режим дня
Правильный режим дня - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Режим дня составлен с расчетом на 12 часовое пребывание ребенка в детском саду.
Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:
- построения воспитательно-образовательных отношений на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Основные компоненты режима:
- дневной сон;
- бодрствование (игры, трудовая деятельность, непосредственная образовательная деятельность, совместная и самостоятельная деятельность);
- прием пищи;
- прогулка;
- ежедневное проведение утренней гимнастики
При проведении режимных моментов следует придерживаться следующих правил:
- полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей;
- формирование культурно-гигиенических навыков;
- спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, т.к. сон и аппетит ребенка прямо зависит от состояния его нервной системы;
- привлечение детей к посильному участию в режимных процессах, поощрение самостоятельности и активности;
- эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
- учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
РЕЖИМ ДНЯ НА ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА
Подготовительная группа «Б»
Утренний прием, игры малой подвижности, индивидуальная работа, общение с родителями. | 07.00 – 07.50 |
Самостоятельная деятельность | 07.50 – 08.10 8.45 – 09.00 09.30 – 10.00 |
Утренняя гимнастика | 08.10 - 8.20 |
Подготовка к завтраку (гигиеническая процедуры) | 08.25 - 8.30 |
Завтрак | 08.30 - 8.45 |
Образовательная деятельность | 09.00 – 09.30 10.00 – 10.30 |
Второй завтрак | 09.55 -10.10 |
Подготовка к прогулке | 10.30 – 10.40 |
Прогулка (игры, наблюдения, труд, самостоятельная деятельность) | 10.40 - 12.30 |
Возвращение с прогулки, | 12.30 - 12.40 |
Подготовка к обеду (гигиенические процедуры) | 12.35 - 12.40 |
Обед | 12.40 – 12.55 |
Гигиенические процедуры, подготовка ко сну | 12.55 – 13.00 |
Дневной сон | 13.00 - 15.00 |
Взбадривающая гимнастика, закаливающие процедуры | 15.00 - 15.10 |
Полдник | 15.10 - 15.20 |
Образовательная деятельность | 15.40 - 16.10 |
Самостоятельная деятельность | 15.20 – 15.40 16.10 – 16.20 |
Совместная деятельность (театрализованная, игровая, худ. Творчество и т.д.) | 16.20 – 16.40 |
Чтение художественной литературы | 16.40 - 16.45 |
Подготовка к ужину (гигиенические процедуры) | 16.45 - 16.50 |
Ужин | 16.50 - 17.05 |
Самостоятельная деятельность | 17.05 – 17.30 |
Вечерняя прогулка, | 17.30 - 19.00 |
Организация сна
При недостатке сна выносливость нервных клеток у детей ослабевает, наступают снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может привести к невротическим расстройствам. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часа, из которых 2-2,5 часа отводится на дневной сон. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур.
При организации сна учитываются следующие правила:
- в момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна;
- первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель;
- спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3-5 градусов;
- во время сна детей, присутствие воспитателя (или младшего
воспитателя) в спальне обязательно;
- не допускается хранение в спальне лекарств и дезинфицирующих
растворов;
- необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут полежать, но не задерживать их в постели.
Организация прогулки
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет около 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна и (или) перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с для детей с 5 до 7 лет.
Прогулка состоит из следующих частей:
- наблюдения;
- подвижных игр;
- трудовой деятельности;
- самостоятельной игровой деятельности детей;
- индивидуальной работы с детьми.
Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку организовывается по подгруппам, а продолжительность регулируется индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями. Детей учат правильно одеваться, в определенной последовательности.
В зависимости от предыдущей организованной образовательной деятельности и погодных условий - изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинают с наблюдений, спокойных игр.
[Приложение 1]
Организация питания
В организации для детей организуется 5-ти разовое питание (между завтраком и обедом включен второй завтрак). Контроль над качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на фельдшера, повара организации
В организации осуществляется работа с сотрудниками по повышению качества, организации питания, с родителями воспитанников с целью организации рационального питания в семье, по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.
Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Вес порционных блюд соответствует выходу блюд, указанному в меню-раскладке.
Организация совместной деятельности
Совместная деятельность – деятельность двух и более участников воспитательно-образовательных отношений (взрослых и воспитанников) по решению воспитательно-образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Совместная деятельность отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и ребенка, формой организации (возможности свободного размещения, перемещения и общения в процессе воспитательно-образовательных отношений).
Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.
Организация самостоятельной деятельности.
Самостоятельная деятельность детей занимает в режиме дня не менее 3-4 часов:
- свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Организация непосредственной образовательной деятельности.
Продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности
Возраст детей | Длительность НОД | Максимально допустимый объем нагрузки в I половине дня | Максимально допустимый объем нагрузки во II половине дня | Максимально допустимый объем нагрузки в день |
6-7 лет | 30 мин | 90 мин | 30 мин | 120 мин |
Перерывы между НОД - не менее 10 минут.
В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей от 2 до 7 лет организуется 3 раза в неделю.
Для профилактики утомления детей непосредственная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения, организуется в первую половину дня и чередуется с физкультурной, музыкальной непосредственной образовательной деятельностью.
При организации непосредственной образовательной деятельности учитываются:
- гигиенические требования (помещение должно быть проветрено, свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям);
- длительность проведения (должна соответствовать установленным нормам, а время использовано полноценно. Большое значение имеет начало непосредственной организованной деятельности, организация детского внимания).
- подготовка к непосредственной организованной деятельности,
(воспитатель должен хорошо знать программу, владеть методикой обучения, знать возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей своей группы);
- использование игровых методов и приемов обучения в работе с детьми;
- использование разнообразных форм организации детей
(индивидуальный, подгрупповой, групповой);
- обязательное проведение физкультминутки в середине непосредственной организованной деятельности.
Воспитательно-образовательные отношения строятся с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
При организации воспитательно-образовательных отношений обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом поставленные цели и задачи, решаются, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Построение воспитательно-образовательных отношений строится на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей и дает возможность достичь этой цели. [Приложение 2]
Построение всех воспитательно - образовательных отношений вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический принцип построения воспитательно-образовательных отношений позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период 2-3 недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и центрах развития.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
- игровой;
- двигательной;
- познавательно-исследовательской;
- коммуникативной;
- продуктивной;
- музыкально-художественной;
- трудовой;
- чтения художественной литературы
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
Расписание непосредственной образовательной деятельности
Подготовительная «Б» «Лучики»
Понедельник | Познание (ФЭМП) | 09.00-09.30 |
Физкультура | 9.40-10.10 | |
Развитие речи (ЧХЛ) | 10.20-10.50 | |
Вторник | Познание (ФЦКМ) | 09.00-09.30 |
Музыка | 09.40-10.10 | |
Финансовая грамотность | 15.40-16.10 | |
Среда | Развитие речи | 09.00-09.30 |
Рисование | 10.20-10.50 | |
Хореография | 15.40-16.10 | |
Четверг | Художественное творчество (Аппликация.Лепка) | 09.00-09.30 |
Познание (краеведение) | 9.40-10.10 | |
Физкультура на прогулке | 11.25-11.55 | |
Пятница | Музыка | 09.00-09.30 |
ПДД | 09.40-10.10 | |
Физическая культура | 10.20-10.50 |
3.1.2 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий обусловлены реализацией проектно-тематического принципа построения воспитательно-образовательных отношений.
Основой проектно-тематического принципа построения воспитательно-образовательных отношений является выбор определѐнной темы в соответствии с интересами и возможностями детей. Событийная организация образовательной деятельности в условиях проектно-тематического планирования расширяет многочисленные возможности для детской практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
3.1.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной «Б» группе
Одним из важнейших условий воспитательно-образовательных отношений в группе является правильная организация развивающей предметно - пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда рассматривается, как комплекс психолого-педагогических условий обеспечивающих активную жизнедеятельность детей, становление их субъективной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Цель создания развивающей предметно-пространственной среды обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности.
Главное требование к организации развивающей предметно-пространственной среды - ее развивающий характер, адекватность реализуемой в группе образовательной программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
При создании развивающей предметно-пространственной среды учитывается:
- трансформируемость;
- полифункциональность;
- вариативноть;
- доступность;
- безопасность, комфортность;
- принцип личностной ориентированности;
- здоровьесберегающий аспект;
- эстетичность и првлекательность.
Групповое пространство подготовительной «Б» группы спланировано так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Важно, чтобы среда не ограничивала детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможности для проявления и что важно – для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге – учит учиться.
Пространство подготовительной «Б» группы организовано в виде разграниченных зон («центров»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Все предметы доступны детям. Оснащение разграниченных зон («центров») подвижное, легко изменяемое и меняется в соответствии с тематическим планированием.
Группа оснащена разнообразными играми и пособиями в соответствии с современными требованиями, оборудованы центры развития по всем видам детской деятельности:
1. центр познавательно – исследовательской деятельности;
2. центр искусства;
3. центр книги
4. центр сюжетно-ролевых игр;
5. центр математики и финансовой грамотности
6. центр конструирования;
7. центр театрализованной деятельности;
8. центр движения;
9. уголок уединения.
В центрах активности подбираются разнообразные материалы, которые дети могут использовать, проявляя нестандартный и творческий подход. Материалы каждого центра:
- отражают реальный мир;
- соответствуют интересам и уровню развития ребенка;
- обеспечивают его дальнейшее развитие;
- доступны и привлекательны;
- побуждают к дальнейшим исследованиям.
Используется разнообразная полифункциональная предметная среда (гибкие модули, ширмы, занавесы, кубы, стулья), побуждающие активное воображение детей по-разному перестраивать игровое пространство.
Трансформируемость развивающей предметно-пространственной среды позволяет детям взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная развивающая среда обеспечивает
доступ к объектам природного характера: побуждать к наблюдениям, участию в
элементарном труде, проведению опытов и экспериментированию с природным
материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда организовывается как культурное пространство, оказывающее воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Наименование материала в центрах активности | ||
Образовательная область | Центры активности | Содержание центра (материалы, оборудование) |
Познавательно е развитие | -Центр познавательно-исследовательской деятельности | 1. Стол для проведения экспериментов. 2. Стеллаж для пособий и оборудования. 3. Бумажные полотенца. 4. Природный материал (песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная по составу земля, коллекция семян, гербарий и т.п.). 5. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито. 6. Лупы, цветные стекла. 7. Технические материалы (гайки, болты, гвозди). 8. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл). 9. Календарь природы. 10.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки. 11.Магниты. 12.Книги, энциклопедии, журналы. 13. Дидактические игры |
- Центр математики | 1. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур. 2. Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюинзера и др.) 3. Набор объемных геометрических фигур. 4. Набор магнитного алфавита, цифр. 5. Стол и стулья. 6. Дидактические игры | |
- Центр конструирования | 1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки. 2. Дидактические игры 3. Деревянный конструктор 4. Мозаика разных размеров и фактуры 5. Мелкий и средний конструкторы типа «Lego» или «Duplo» и схемы выполнения построек из них. 6. Конструктор нетрадиционный 7. Кубики деревянные | |
Речевое развитие детей | -Центр книги и грамоты | 1. Стеллаж для книг. 2. Стол, стулья. 3. Детские книги по программе и любимые книги детей, детские энциклопедии, справочная литература, 4. Книги по интересам о достижениях в различных областях. 5. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры. 6. Дидактические игры для развития речи. 7. Материал для развития речевого дыхания 8. Игры для развития мелкой моторики 9. Прописи по возрасту 10. Кубики – алфавит 11. Пазлы 12. Пособие с картинками, для развития связной речи. 13. Игры для совершенствования грамматического строя речи. 14. Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам. 15. Зеркала 16. Книжки-самоделки, книжки-малышки 17. Книги российских и зарубежных авторов (поэзия и проза). 18. Портреты российских и зарубежных поэтов и писателей. |
Физическое развитие | Центр движения | Основное физическое развитие детей проходит в спортивном зале.
8 Дидактические игры |
Художественно-эстетическое развитие детей | - Центр искусства | 1. Восковые мелки. 2. Цветной мел. 3. Гуашевые краски. 4. Фломастеры, цветные карандаши. 5. Пластилин, глина, соленое тесто. 6. Цветная и белая бумага, картон, наклейки, лоскутки ткани, нитки, ленты, самоклеящаяся пленка, 7. Кисти разного размера, палочки, стеки, ножницы, печатки, трафареты по изучаемым темам. 8.Клейстер, клей-карандаш. 9.Пособия-картинки:«Городецкая игрушка», «Филимоновская игрушка», «Гжель», «Хохломская роспись». 10. Изделия народного искусства, 11. Раскраски 12. Образцы, схемы для аппликации и лепки. 13. Пазлы деревянные «гжель», «городец» |
Центр театрализованной деятельности |
| |
Музыкальная деятельность проходит в музыкальном зале | ||
Социально-коммуникативное развитие детей | - Центр сюжетно-ролевых игр | 1. Куклы разных размеров. 2. Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы, кукольная мебель, коляски для кукол. 4. Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр. 5. Атрибуты для нескольких сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Парикмахерская», «Моряки», «Плотник»). 6.Дидактические игры 7. Мелкие игрушки (киндеры и др.) 8. Машины разных размеров |
3.1.4. Материально-технические условия реализации программы
№ п/п | Вид помещения социально-бытового и иного назначения | Кол-во | Наименование оборудования, ТСО | Кол-во |
1 | Прогулочная площадка | 1 | Поверхность Веранда Игровой комплекс Качеля пружинная «Кораблик» Качеля-балансир Стенд для метания со счетами | 1 1 1 1 1 1 |
2 | Игровая комната группы | 1 | Игровая мебель Доска настенная магнитная Столы Стулья детские Ковер Облучатель-рециркулятор воздуха ультрафиолетовый бактерицидный ОРУБ-3-3 «Кронт» Увлажнитель воздуха Стол письменный Тумба офисная Системный блок Монитор МФУ Аудиосистема Стул взрослый Интерактивная доска Стеллажи | 2 2 10 25 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 |
3 | Спальная комната группы | 1 | Кровать-комод Шкаф для методической литературы и пособий. | 8 2 |
4 | Умывальная | 1 | Умывальники детские Умывальник взрослый Унитазы детские Шкаф для х/б утвари Поддон Полотеничница | 5 1 5 1 1 1 |
5 | Приемная (раздевалка) | 1 | Шкаф для верхней одежды Шкаф для одежды детский Полка – центр двигательной активности Стол журнальный | 1 22 1 1 |
6 | Буфет | 1 | Посудомоечная машина Шкаф навесной для посуды Стол разделочный Раковина для мытья посуды Тарелки суповые Тарелки плоские Кружки Ложки Ложки чайные Вилки Столовые ножи Разделочные ножи Столовые приборы для раздачи пищи Кастрюли Разносы Чайник электрический Чайник для питьевого режима Ведра Раковина для мытья рук | 1 1 1 2 23 23 46 23 23 23 23 3 5 5 7 1 1 3 1 |
Материально-технические условия реализации Программы соответствует:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;
- правилам пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде;
- требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, предметы).
Материально-техническое оснащение
Педагогами подготовительной «Б» группы, кроме групповых помещений для успешной реализации Программы используются: кабинет воспитателя-эколога, методический кабинет, кабинет учителя-логопеда, учителя-дефектолога, медицинский кабинет, кабинет педагога-психолога, музыкального руководителя; спортивный и музыкальный залы.
На прогулках максимально используется территория ОО. ОО оснащена компьютерной техникой, которая используется для реализации Программы.
3.1.5. Методические материалы и средства обучения
Программно-методический комплекс следует принципам и подходам ФГОС ДО:
- обеспечивает разностороннее развитие детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- организует образовательную деятельность в соответствии с комплекснотематическим планированием;
- строит образовательную деятельность по значимым событиям социальной жизни и окружающего природного мира.
Программно-методический комплекс обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определѐнные направления развития и образования детей (образовательные области).
№ | Образовательные области | Программы | Технологии и методики |
1 | «Социально- коммуникативное развитие» | 1.Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеева; Москва, Мозаика-Синтез, 2019. |
Пособия по игровой деятельности:
Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: кн. для воспитателей дет.сада /К.Ю.Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская – М.: Просвещение, 2006.
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
дошкольного возраста: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста/ Стеркина Р.Б. – 2000.
детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009/ Авдеева н.н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.
детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009/ Авдеева н.н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.
Авдеева н.н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. |
2 | «Познавательное развитие» | Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т. С. Комаровой,Э.М. Дорофеева; Москва, Мозаика-Синтез, 2019. |
|
3 | «Речевое развитие» | Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т. С.Комаровой, Э.М.Дорофеева; Москва, Мозаика-Синтез, 2019. |
/ З.А. Гриценко-М.: Просвещение, 2010 |
4 | Художественно-эстетичекое развитие | Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т. С.Комаровой, Э.М. Дорофеева; Москва, Мозаика-Синтез, 2019 |
«КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2010 Аппликация. /Художники Е.А. Афоничева, В.Н. Куров – Ярославль: Академия развития: Академия, Академия Холдинг, 2012/ Малышева А.Н., Ермолаева Н.В.
«Композитор», 2014.
«Музыкальная палитра», 2012 Куцакова Л.В. Конструирование из строительных материала (4-7 лет). |
5 | «Физическое развитие» | Основная Общеобразовательная программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие», разработанная с учетом примерной инновационной дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т. С. Комаровой,Э.М. Дорофеева; Москва, Мозаика-Синтез, 2019. |
|
Коррекционно-развивающая работа | |||
6 | Примерная основная Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой; Москва, Мозаика-Синтез, 2015 |
Развитие речи. 5.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 6.Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В.Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. 7. Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Туманова. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). 8. Т.Б. Филичева, Г.В. Туманова.Формирование звукопроизношения у дошкольников. 9.Коноваленко В.В. ,Коноваленко С.В. индивидуально- подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. 10.Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития Л.В. Баряева, И.Г. Вечканова. О.П. Гаврилушкина.
центр, 2016г. | |
Часть, формируемая участниками воспитательно-образовательных отношений | |||
«Социокультурные истоки».
Программа МДОАУ д//с «Улыбка» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Островок безопасности» для детей 4-7 лет |
3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3.2.1. Здоровьесберегающие технологии
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни человека. В стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Многие причины - от нас не зависящие и изменить что-либо не в наших силах. Но есть одна и очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья. Только физически развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира. Для реализации данного направления в подготовительной «В» группе используются следующие здоровьесберегающие технологии:
Мероприятия | Периодичность | Ответственный |
Определение уровня физического развития детей | 2 раза в год (сентябрь-май) | Медсестра Инструктор по физической культуре Воспитатели |
Двигательная деятельность | ||
Утренняя гимнастика | Ежедневно | Воспитатели Инструктор физической культуре |
Физическая культура | 3 раза в неделю | Инструктор по физической культуре Воспитатели |
Подвижные игры | Ежедневно | Воспитатели |
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно | Воспитатели |
Прогулка | Ежедневно (по погодным условиям) | Воспитатели |
Динамические паузы | Ежедневно | Воспитатели |
Профилактические мероприятия | ||
Профилактика гриппа, простудных заболеваний | По эпидемиологической обстановке | Медицинский работник Воспитатели |
Режим проветривания | Ежедневно (по графику) | Воспитатели Мл. воспитатели |
Утренние фильтры | Ежедневно | Воспитатели |
Работа с родителями (консультации, беседы, рекомендации). | Ежедневно | Воспитатели |
Гимнастика для стимуляции речевых центров: Логоритмика; Пальчиковая гимнастика | Ежедневно | Воспитатели Учитель-логопед |
Психогимнастика | Ежедневно | Воспитатели Психолог |
Гимнастика для улучшения зрения | Ежедневно | Воспитатели |
Витаминизация | Ежедневно | Воспитатели |
Использование бактерицидной лампы | Ежедневно | Воспитатели |
Влажная уборка помещения | Ежедневно | Воспитатели Мл. воспитатель |
Обработка носовой полости оксалиновой мазью | По эпидемиологической обстановке | Воспитатели |
Поддерживание в группе температурного комфортного режима | Ежедневно | Воспитатели |
Закаливание | ||
Контрастные воздушные ванны | По плану оздоровительной работы | Воспитатели |
Босохождение | По плану оздоровительной работы | Воспитатели |
Умывание лица, шеи и рук до локтя прохладной водой | Ежедневно | Воспитатели |
Облегченная одежда детей | Ежедневно | Воспитатели |
Ребристая дорожка | По плану оздоровительной работы | Воспитатели |
Солевая дорожка | По плану оздоровительной работы | Воспитатели |
Катание карандашей босыми ногами | По плану оздоровительной работы | Воспитатели |
Массаж колючими мячами | По плану оздоровительной работы | Воспитатели |
Нетрадиционные формы оздоровления | ||
Музыкотерапия | Раз в неделю | Воспитатели |
Сказкотерапия | Ежедневно | Воспитатели |
Смехотерапия | Ежедневно | Воспитатели |
3.2.2. Планирование воспитательно-образовательных отношений
Планирование является важной частью организации воспитательно - образовательных отношений. Оно необходимо для успешной реализации рабочей программы, согласования деятельности педагогов, распределения функций и обязанностей. Планирование позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании, дозировать информационную и физическую нагрузку на детей. С помощью планирования педагог определяет свои педагогические задачи, распределяя их во времени; намечает, когда и какую провести непосредственную образовательную деятельность, досуги, беседы, взаимодействие с родителями и пр.; продумывает, как организовать среду, какие подобрать материалы, пособия и игрушки, обдумывает, какие организовать игры.
В планировании предусмотрена деятельность по всем направлениям развития ребенка: физического, речевого, социально-коммуникативного, познавательного, художественно-эстетического.
Ежедневно планируются игры, направленные на развитие физической активности, предметной, игровой, художественно-эстетической деятельности, речи, общения со сверстниками.
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
3.2.3. Кадровые условия реализации Программы
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
3.2.4. Финансовые условия реализации Программы
[ООП МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]
Используемая литература
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
- О.Л. Князева, О.Б. Стеркина. Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я, ты, мы».
- Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса. Старшая группа.
- Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса. Подготовительная группа.
- Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
- Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия/ авт. – сост. О.Р. Меремьянина - Волгоград: Учитель, 2012.
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).
- Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).
- Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. – Куцакова Л.В., Москва, Мозаика-Синтез, 2015.
- Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
- Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗИКА-СИНТЕЗ, 2011 / К.Ю. Белая.
- Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Основы безопасности детей дошкольного возраста: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста /Стеркина Р.Б./ – 2000.
- Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 / Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н.
- Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. Пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002 / Парамонова Л.А.
- Шевелев К.В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет – М.: Мозаика – Синтез, 2004 .
- Козлова В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. Методическое пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная Пресса, 2002.
- Пчельникова Л.М. Моделирование – ступенька в математику: практико-ориентированное пособие/Под ред. Н.А. Голикова. Ханты-Мансийск, 2006.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду (пособие с 2-х до 7 лет).
- С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкой «Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста».
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (2-7 лет), 2014г.
- Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий / авт.-сост. Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина- Волгоград: Учитель, 2011.
- «Каплунова И.М., Новоскольцев И.А. «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (2-х до 7 лет), Издательство: Невская нота, 2015г.
- Каплунова И.М., Новоскольцев И.А. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста – СПб «Композитор», 2000
- К. Орф. Музыка для детей.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (4-х до 7 лет). М.: «Издательский мир», 2014г.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2010.
- Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М., 2012.
- Музыкальные занятия / авт.-сост. О.Н. Арсеневская – Волгоград: Учитель, 2012.
- Веракса А.Н., Гуторова Н.Ф. Практический психолог в детском саду.
- Филичева Т.Б., Чиркиеа Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
- Т.Б. Филичева, Г.В. Туманова. Формирование звукопроизношения у дошкольников.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития Л.В. Баряева, И.Г. Вечканова. О.П. Гаврилушкина.
- Бояркова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа ДОО компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (коррекционно-развивающее обучение).
- Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева «Занятия для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» 2012г (ЭВС, общение).
- С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкой «Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста» (приспосабленная к особенностям ребёнка).
- А.А. Осипова «Диагностика и коррекция внимания».М.:Сфера,2004,
- Л.А. Метиева., Э.Я.Удалова «Развитие сенсомотороики детей с ограниченными возможностями здоровья». М. Национальный книжный центр,2015.
- Для ст. гр. Н.Ю. Куражева «Цветик-семицветик» для 5-6- лет (комплексная программа).
- Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников (4-х до 7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2014 / Николаева С.Н.
- Программа МДОАУ д/с «Улыбка» по безопасности дорожного движения «Островок безопасности».
- Щеткин А.В. «Театральные ступеньки». Программа по театрализованной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитания МБДОУ д/с № 13 на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа воспитания определяет содержание и организацию воспитательной работы на уровне дошкольного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский ...
Рабочая программа по организованной образовательной деятельности "Физическая культура" 2021-2022 учебный год
Приказом №1155 от 17 октября 2013года был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда группы комбинированной направленности на 2021 – 2022 учебный год
Формирование и развитие речевой коммуникации у детей пятого года жизни с ограниченными возможностями здоровья...
Рабочая программа музыкального руководителя Демеевой Русудан Шотаевны на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя Демеевой Русудан Шотаевнына 2021-2022 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МАДОУ «Малиновский д/с» на 2021-2022 учебный год
Пояснительная записка................................................................................................................... 3РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРО...
Рабочая программа подготовительной группы «Чудо - остров». Срок реализации 2021-2022 учебный год
Аннотация к Рабочей программе подготовительной группы «Чудо - остров». Воспитатели: Тунева Надежда Викторовна, Малинина Эльвира Игоревна. Рабочая программа составлена для реализации образо...
Рабочая программа музыкального руководителя Акимовой Севды Алибалаевны на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя Акимовой Севды Алибалаевны на 2021-2022 учебный год...