Презентация на тему: "Удивительный мир песка. Человек и песок"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Первичные представления об окружающем мире, навыки работы в лаборатории.Путем лабораторных опытов выявление свойств песка,
выявление способа очистки воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_issledovatelskogo_proekta_udivitelnyy_mir_peska.docx | 20.96 КБ |
chelovek_i_pesok.pptx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект исследовательского проекта «Удивительный мир песка».
I.Адресация
1.Тема: Удивительный мир песка.
2. Цель: Расширять знания детей о свойствах песка, обучать навыкам проведения лабораторных опытов.
3. Педагогические задачи:
- формировать умения проектной деятельности:
- формировать умение определять задачи для достижения цели;
- формировать умение планировать свои действия;
-определять способы нахождения информации;
Задачи НОД по проекту:
Формировать у детей представления о свойствах песка, способах и методах очистки воды.
Формировать умение детей выполнять задания по инструкции взрослого, принимать учебную задачу, делать умозаключения по результатам обследования.
Развивать наблюдательность, смекалку, мелкую моторику руки, логическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
Воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.
4. Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).
5. Время работы над проектом : краткосрочный проект.
6. Режим работы: в совместной деятельности, в НОД.
II. Предварительная работа.
1.Материално –техническое и методическое оснащение: сухой чистый песок, вода чистая и грязная, лупа, воронка, ватные диски, пластиковые ложечки, пластиковые тарелочки, стаканчики, салфетки, сахар песок, клеенка, фартуки для работы, мультимедийное оборудование.
2.Знания и умения необходимые для проведения проекта:
Первичные представления об окружающем мире, навыки работы в лаборатории.
III. Предполагаемые результаты.
Новые знания:
путем лабораторных опытов выявление свойств песка,
выявление способа очистки воды.
Предварительная работа: рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу морей, рек и озер, изготовление цветного песка (измельчение цветного мела и смешивание с песком).
Словарная работа: исследователями, песчинки.
Ход проекта.
1.Приветствие
2. Развитие общей моторики
Если на улице дождик идет | Взмахи перед собой |
Если метелица злая метет | Взмахи из стороны в сторону |
В доме под крышей укроемся мы | «Крыша» над головой |
Дождик и снег нам тогда не страшны | На месте топают ногами |
3.Вхождение в тему.
У нас сегодня необычное занятие. Хотите быть исследователями?
Кто такие исследователи?
(Кто изучает, проводит исследования чего-либо.)
4. Просмотр презентации
А что мы будем исследовать, узнаете, когда отгадаете загадку.
Он очень нужен детворе, он на дорожках, во дворе
Он и на стройке нужен, и на пляже
И он в стекле расплавлен даже.
(песок).
- Что такое песок?
- Песок приносит пользу или вред?
5. Работа в лаборатории
Приглашаю в нашу мини –лабораторию.
Какие правила надо соблюдать при работе с песком?
Дети :
Не тереть грязными руками глаза.
Не брать песок и грязные пальцы в рот.
Не обсыпаться.
Аккуратно работать за столом.
Дети садятся за столы.
6. Пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
7. Исследовательская деятельность
Опыт 1 «Свойства и качества сухого песка».
В. Ребята вы все , конечно , играли в песочнице ,
Песок твердый , мягкий или жидкий? (мягкий)
В. Возьмите песок . потрите песок между пальчиками. Что ощущаете ?
Какой песок ?
Дети: шершавый.
В. Из чего состоит песок?
Дети: из песчинок.
В. Песчинки твердые или мягкие?
Насыпьте немного песчинок себе на ладошку. Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите пальчиком песчинки на ладошке .
Чувствуете, как песчинки колют ладошку?
Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твердые?
Дети: твердые.
В. Правильно. Песчинки твердые, но они очень маленькие –как маленькие камушки. и их трудно увидеть. Вот если бы муравьишка посмотрел на песчинку , то она показалась бы ему большим камнем! А для нас песчинки маленькие. и их много.
Но можно рассмотреть их поближе. Возьмите лупу, рассмотрите песок.
Видите. песчинки все разные .Похожи песчинки на камушки? Они твердые или мягкие? (твердые). А песок какой? (мягкий).
Почему из твердых песчинок получается мягкий песок?
Песчинок много. Если песчинок много, то песок мягкий!
Песчинки скреплены между собой?
Дети: нет , поэтому песок рассыпается.
Возьмите песок в ладошку, пересыпьте из одной ладошки а другую
Песок сыпется – значит он какой?
Дети: сыпучий.
В. Где применяют сыпучесть песка?
(В песочных часах). Демонстрация песочных часов.
Песок сыпется и движется.
А теперь мы с вами изучим сахар .из чего состоит сахар? ( из песчинок ).
Давайте рассмотрим через лупу .
Похожи сахарные песчинки на обычный песок ? (похожи).
А чем отличается сахар от песка? (Сахар сладкий , а песок нет.) Если положим сахар в воду , что будет ? (сладкая вода).
А если мы песок насыплем в воду , что будет ? давайте проверим.
В один стакан с теплой водой насыпают чайную ложку сахара, размешивают . Что получилось?
Дети : сахара нет . Куда исчез, сахар растворился в воде.
В. Сахар остался в воде, только мы его не видим.
В другой стакан с водой насыпают ложку песка, размешивают.
Песок не растворяется в воде.
В. Сахар растворяется в воде, а песок не растворяется.
В воду бросили песочек,
Растворяться он не хочет, А вот сахар сладкий- сладкий
растворился без остатка!
Микроитог: песчинки –шершавые, твердые; песок –сухой- сыпучий, мягкий, не лепится
Физминутка.
Быстро встаньте улыбнитесь
Выше, выше подтянитесь
Ну – ка плечи распрямите,
Поднимите – опустите
Влево – вправо повернулись,
Рук коленями коснулись
Сели – встали, сели – встали,
И на место пошагали
Опыт 2. «Свойства мокрого песка»
В. Попробуйте слепить из сухого песка куличик.
Дети: не лепится
Налейте немного воды в сухой песок и размешайте ложечкой.
Какой стал песок?
Дети: мокрый, липкий, темный.
Попробуйте слепить из мокрого песка куличик.
Почему сухой песок не лепится, а мокрый лепится?
Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.
Сравните мокрый и сухой песок.
Насыпают сухой песок в мельницу, он сыпется, а мокрый песок в мельнице не сыпется.
Дети делают вывод: Сухой песок сыпучий. Мокрый песок нельзя сыпать, он принимает любую форму, становится более темным.
Микроитог: мокрый –песок нельзя сыпать, принимает любую форму , становится более темным.
Опыт3. «Фильтр из песка».
Какого цвета вода? (прозрачная)
а если в воду попадает грязь, какая становится вода? (мутная).
- Что делать, если на природе чистой воды нет, а очень хочется пить?
Есть метод очистки воды песком.
Изготавливаем фильтр: Берем воронку, вниз кладем ватный диск и насыпаем песок до половины. Наливаем медленно грязную воду. наблюдаем , что происходит.
Вода очищается, течет чистая вода .
В. Где остается грязь и мусор?
Дети: Грязь и мусор остается на песке , а вода проходит сквозь песок.
В. Но воду нельзя пить , надо прокипятить.
Микроитог: Песок – это природный фильтр, он пропускает воду и очищает .
8. Рисование картин цветным песком
9. Итог: Что вы узнали о свойствах песка?
Песчинки –шершавые, твердые; песок –сухой- сыпучий , мягкий, не лепится; мокрый –песок нельзя сыпать , принимает любую форму , становится более темным.
Является природным фильтром, пропускает воду и очищает.
Вы молодцы , хорошо поработали , мы потом еще сделаем зарисовки в рабочих тетрадях.
Домашнее задание: Спросить у родителей, какие бывают фильтры для очистки воды!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок) Отгадайте загадку
Что такое песок?... Вот чистый песок на пустынном летнем морском берегу под голубым небом
Есть ещё песок пустыни; барханы, дюны - песок и только песок – куда ни глянь! Разрушительный, гибельный, страшный во время песчаных бурь…
А есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, используют в фильтрах для очистки воды (учитывая современную экологию это очень важный момент).
А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где детвора играет в строителей и скульпторов.
Нельзя не отметить песок, который сейчас стали использовать как материал для создания живописных шедевров на стекле. Рисуют песком на глазах у зрителей, жаль, рисунки, так же как песчаные скульптуры, недолговечны…
Применяют песок в лечебных целях . Лечение проводят нагретым песком. Лечат больных с заболеваниями суставов.
С каждым годом сфера применения песка расширяется, благодаря его качествам и универсальности. Деятельность современного человека уже невозможно себе представить без этого природного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Удивительный мир вокруг нас".
Презентация на тему "Удивительный мир вокруг нас" (образовательная область "Познание")...
Презентация на тему "Удивительный мир природы"
Предлагаю вашему вниманию презентацию по экологии для детей старшей группы "Удивительный мир природы"....
Презентация на тему: "Удивительный космос"
Дети по своей природе очень любознательный народ. Им все интересно, они познают окружающий мир и задают много вопросов.Одна из таких тем, которая очень интересна детям, это-космос. Космос -э...
Презентация на тему : " Удивительный мир морей и рек".
Познакомить детей с обитателями морей и рек, показать многообразие и красоту....
Презентация на тему "Удивительные книги"
В мире есть много удивительных вещей. И едва ли не самые удивительные – это книги. Ведь именно книги сохранили и донесли до нас знания древних, научили нас понимать мир. Именно книги открыли чел...
Презентация на тему: "Удивительные факты о колибри"
Презентация составлена для занятий по экологии и изобразительной деятельности в подготовительной группе...
Презентация на тему: "Удивительный мир динозавров".
Удивительный мир динозавров....