"Особенности адаптации детей к детскому саду"
статья (младшая группа)

"Особенности адаптации детей к детскому саду"

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему, но не смотря на многочисленные рекомендации в детских садах эта тема является одной из главной.

Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на физиологическом и на психологически — социальном уровне.

Н. В. Кирюхина выделяла адаптацию в трех аспектах биологическая адаптация — процесс активного взаимодействия организма со средой; социальная адаптация — способность приспосабливаться к социальным условиям; физиологическая адаптация — реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации. У каждого ребенка адаптация в детском саду проходит по-своему. Можно разделить на три вида: легкая, средняя, тяжелая.

1. Легкая адаптация — ребенок чувствует в саду прекрасно и активно вливается в детсадовскую жизнь или происходят незначительные изменения в состоянии, настроении, различные колебания и сдвиги нормализуется в течение 10–15 дней. 2. Адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, за это время ребенок может потерять в весе, заболеть и могут быть признаки стресса. Малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго. 3. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Средняя и тяжелые формы адаптации схожи по своему проявлению, но различаются в продолжительности протекания. Основные признаки привыкания ребенка к ДОО: – Ребенок плачет, собираясь в сад; – Тяжело расстается с родителями в саду; – Снижение аппетита (или отказ от еды в ДОО); – Нарушение сна; – Различные изменения в поведении (плаксивость, нервозность, апатия, агрессия и т. д.) – Снижение иммунитета, повышение заболеваемости.
Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка.

Рациональная и заблаговременная подготовка к поступлению в дошкольное учреждение сводит к минимуму риск развития тяжелой адаптации.

Она включает следующие мероприятия:

1. Обеспечение оптимального состояния здоровья ребенка.

Для этого необходимо перед оформлением в ДОУ провести углубленный осмотр малыша всеми необходимыми для данного возраста специалистами с определением уровня его физического и нервносихического развития, а также лабораторные исследования (анализы крови, мочи, кала на яйца глистов). При выявлении каких-либо отклонений в состоянии здоровья и развитии необходимо выполнить оздоровительные и корректирующие мероприятия.

2. Предварительная вакцинация в соответствии с возрастом ребенка, позволяющая предупредить заражение ребенка инфекционными заболеваниями.

Однако надо иметь в виду, что формирование иммунитета после проведенной вакцинации также вызывает напряжение адаптационных систем организма. Вследствие этого направлять ребенка в ДОУ можно не раньше, чем через две-три недели после последней прививки.

3. Максимальное приближение домашнего режима и питания к детсадовскому.

Это позволит заблаговременно, в привычной, домашней обстановке создать у ребенка новые стереотипы. Данные мероприятия помогут уменьшить адаптационную нагрузку при поступлении в ДОУ. Изменять режим ребенка надо не менее чем за две недели до начала его посещения, а лучше — значительно раньше.

4. Разъяснительная работа с родителями.

Необходимо объяснить им важность предстоящего изменения в жизни ребенка, ознакомить с педагогическими подходами, используемыми в детском учреждении, дать рекомендации по коррекции неправильного семейного воспитания, если таковые имеются. Следует также объяснять родителям нежелательность оформления в ДОУ ребенка до двух лет, а в некоторых случаях — до трех, так как в этом возрасте у него особенно высока потребность в постоянных контактах с близкими людьми.

Возраст с шести месяцев до полутора лет крайне нежелателен для радикальных изменений в жизни ребенка и его окружении.

Привыкание ребенка к условиям ДОУ, особенно в раннем возрасте, желательно сделать плавным:

·                     в течение первой недели оставлять его в группе не более чем на 3—4 часа до обеда или после сна дома;

·                     при негативных эмоциональных реакциях дать ребенку отдохнуть от посещений детского учреждения в течение двух-трех дней.

Родители могут поиграть с ним дома в детский сад, сделать так, чтобы ребенок почаще находился в среде старших детей, которые умеют самостоятельно выполнять простые вещи: одеваться, ходить в туалет, есть ложкой, убирать свои вещи.

Персоналу группы желательно ознакомиться с домашними условиями жизни ребенка и в первые дни придерживаться привычных для него стереотипов и подходов. Более легкой адаптации способствует постепенное заполнение групп, позволяющее уделить достаточное внимание каждому ребенку в период привыкания к новым условиям.

Во время адаптационного периода рекомендуется завести на всех воспитанников карты адаптации, в которых отмечаются особенности их состояния и поведения. При осмотре следует особое внимание уделять носоглотке: даже легкое покраснение зева и умеренные выделения из носа служат поводом для перевода на домашний режим до полного выздоровления. Профилактические прививки в этот период не проводятся.

Правильная подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и мягкое ведение адаптационного периода позволяют малышам достаточно легко, без существенных
издержек для физического и нервно-психического здоровья приспособиться к новым условиям.

Это крайне важно еще и потому, что неблагоприятное течение первой социальной адаптации значительно повышает риск тяжелой адаптации и в дальнейшем, а каждая повторная тяжелая адаптация неблагоприятно сказывается на развитии личности.

Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление, характерное для всего живого.

У человека существует специальная функциональная система, состоящая из коры больших полушарий головного мозга, гипоталамуса, гипофиза и коры надпочечников, вступающих в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, сопровождающихся определенными сдвигами в регуляции обмена веществ. Она же осуществляет и социальную адаптацию, вовлекающую все сложные поведенческие акты человека.

Адаптация создает условия для более эффективного существования организма. Если человек здоров и его физические системы работают в оптимальном режиме, то это указывает на физиологическую адаптацию.

Между тем, если возникает необходимость какого-то изменения, заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так что всякая перестройка реакций требует усиления функции, напряжения. Такое состояние обозначается как напряженная адаптация. При социальной адаптации ее причинами могут быть либо резкое напряжение психической деятельности, либо необходимость менять привычные формы поведенческих реакций. Наибольшее значение при этом имеет функциональная выносливость центральной нервной системы.

Если при напряженной адаптации не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приводят к новому уровню физиологической адаптации, то есть к реакциям, более отвечающим потребностям данной ситуации. При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах. Возникает патологическая адаптация. Ее типичное проявление — болезнь.

К. Д. Ушинский говорил, что, для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях. Чтобы узнать индивидуальные особенности вновь поступившего ребенка, воспитатель должен беседовать с родителями, наблюдать за ребенком в разные отрезки времени дня и в разных ситуациях. Такое изучение ребенка поможет воспитателю правильно оценить его индивидуальные особенности и направить его поведение в нужное русло.

Педагог должен провести родительское собрание, где вместе с родителями смогут разобрать основные вопросы адаптации ребенка: что нужно делать, а что нельзя. Познакомить родителей с режимными моментами. Перед приемом в группу следует провести анкетирование родителей, сбор анамнеза. Это нужно для того, чтобы больше узнать о ребенке: знать его темперамент, привычки, какими навыками он владеет, тем легче педагогу будет найти к нему подход. Чтобы адаптация ребенка прошла менее болезненно нужно тесно взаимодействовать с родителями, совместно выбрать методы и линию поведения работы с ребенком. Со стороны родителей должно быть уважительное отношение к педагогическому персоналу ДОО. При адаптации ребенка, родитель не должен пугать детским садом, чтобы у него не возникало негативного отношения к учреждению. Так же для быстрой адаптации желательно с ребенком гулять на площадке сада, знакомить с детьми, садом. Безусловно будут полезны совместные просмотры мультфильмов, беседы.

Успешно пройденный адаптационный период будет считаться, если:

– ребенок начал осваивать навыки самообслуживания, придерживается правил поведения в ДОО, формируются коммуникативные навыки;

– эмоциональное состояние в саду спокойное, чувствует себя комфортно;

– появляется аппетит;

– радостное общение со сверстниками, активное участие в игровых ситуациях.

Таким образом, для успешной адаптации ребенка в ДОО необходимо сплотиться родителям и педагогу. Чем быстрее ребенок станет доверять воспитателю, тем безболезненно будет расставаться с родителями, что позволяет поддерживать положительное эмоциональное состояние. Один из важных моментов — формировать познавательную, социальную сферы, где особенно важно воспитывать самостоятельность и инициативность для успешного развития ребенка.

 Литература: Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2-е изд., 2006. — 112 с Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л. И. Капла. — М.: Просвещение, 1983. — 80 с., ил. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. — Воронеж: “Учитель”, 2006. — 236 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

"Особенности адаптации детей к детскому саду"

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему, но не смотря на многочисленные рекомендации в детских садах эта тема является одной из главной.

Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на физиологическом и на психологически — социальном уровне.

Н. В. Кирюхина выделяла адаптацию в трех аспектах биологическая адаптация — процесс активного взаимодействия организма со средой; социальная адаптация — способность приспосабливаться к социальным условиям; физиологическая адаптация — реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации. У каждого ребенка адаптация в детском саду проходит по-своему. Можно разделить на три вида: легкая, средняя, тяжелая.

1. Легкая адаптация — ребенок чувствует в саду прекрасно и активно вливается в детсадовскую жизнь или происходят незначительные изменения в состоянии, настроении, различные колебания и сдвиги нормализуется в течение 10–15 дней. 2. Адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, за это время ребенок может потерять в весе, заболеть и могут быть признаки стресса. Малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго. 3. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Средняя и тяжелые формы адаптации схожи по своему проявлению, но различаются в продолжительности протекания. Основные признаки привыкания ребенка к ДОО: – Ребенок плачет, собираясь в сад; – Тяжело расстается с родителями в саду; – Снижение аппетита (или отказ от еды в ДОО); – Нарушение сна; – Различные изменения в поведении (плаксивость, нервозность, апатия, агрессия и т. д.) – Снижение иммунитета, повышение заболеваемости.
Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка.

Рациональная и заблаговременная подготовка к поступлению в дошкольное учреждение сводит к минимуму риск развития тяжелой адаптации.

Она включает следующие мероприятия:

1. Обеспечение оптимального состояния здоровья ребенка.

Для этого необходимо перед оформлением в ДОУ провести углубленный осмотр малыша всеми необходимыми для данного возраста специалистами с определением уровня его физического и нервносихического развития, а также лабораторные исследования (анализы крови, мочи, кала на яйца глистов). При выявлении каких-либо отклонений в состоянии здоровья и развитии необходимо выполнить оздоровительные и корректирующие мероприятия.

2. Предварительная вакцинация в соответствии с возрастом ребенка, позволяющая предупредить заражение ребенка инфекционными заболеваниями.

Однако надо иметь в виду, что формирование иммунитета после проведенной вакцинации также вызывает напряжение адаптационных систем организма. Вследствие этого направлять ребенка в ДОУ можно не раньше, чем через две-три недели после последней прививки.

3. Максимальное приближение домашнего режима и питания к детсадовскому.

Это позволит заблаговременно, в привычной, домашней обстановке создать у ребенка новые стереотипы. Данные мероприятия помогут уменьшить адаптационную нагрузку при поступлении в ДОУ. Изменять режим ребенка надо не менее чем за две недели до начала его посещения, а лучше — значительно раньше.

4. Разъяснительная работа с родителями.

Необходимо объяснить им важность предстоящего изменения в жизни ребенка, ознакомить с педагогическими подходами, используемыми в детском учреждении, дать рекомендации по коррекции неправильного семейного воспитания, если таковые имеются. Следует также объяснять родителям нежелательность оформления в ДОУ ребенка до двух лет, а в некоторых случаях — до трех, так как в этом возрасте у него особенно высока потребность в постоянных контактах с близкими людьми.

Возраст с шести месяцев до полутора лет крайне нежелателен для радикальных изменений в жизни ребенка и его окружении.

Привыкание ребенка к условиям ДОУ, особенно в раннем возрасте, желательно сделать плавным:

·                     в течение первой недели оставлять его в группе не более чем на 3—4 часа до обеда или после сна дома;

·                     при негативных эмоциональных реакциях дать ребенку отдохнуть от посещений детского учреждения в течение двух-трех дней.

Родители могут поиграть с ним дома в детский сад, сделать так, чтобы ребенок почаще находился в среде старших детей, которые умеют самостоятельно выполнять простые вещи: одеваться, ходить в туалет, есть ложкой, убирать свои вещи.

Персоналу группы желательно ознакомиться с домашними условиями жизни ребенка и в первые дни придерживаться привычных для него стереотипов и подходов. Более легкой адаптации способствует постепенное заполнение групп, позволяющее уделить достаточное внимание каждому ребенку в период привыкания к новым условиям.

Во время адаптационного периода рекомендуется завести на всех воспитанников карты адаптации, в которых отмечаются особенности их состояния и поведения. При осмотре следует особое внимание уделять носоглотке: даже легкое покраснение зева и умеренные выделения из носа служат поводом для перевода на домашний режим до полного выздоровления. Профилактические прививки в этот период не проводятся.

Правильная подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и мягкое ведение адаптационного периода позволяют малышам достаточно легко, без существенных
издержек для физического и нервно-психического здоровья приспособиться к новым условиям.

Это крайне важно еще и потому, что неблагоприятное течение первой социальной адаптации значительно повышает риск тяжелой адаптации и в дальнейшем, а каждая повторная тяжелая адаптация неблагоприятно сказывается на развитии личности.

Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление, характерное для всего живого.

У человека существует специальная функциональная система, состоящая из коры больших полушарий головного мозга, гипоталамуса, гипофиза и коры надпочечников, вступающих в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, сопровождающихся определенными сдвигами в регуляции обмена веществ. Она же осуществляет и социальную адаптацию, вовлекающую все сложные поведенческие акты человека.

Адаптация создает условия для более эффективного существования организма. Если человек здоров и его физические системы работают в оптимальном режиме, то это указывает на физиологическую адаптацию.

Между тем, если возникает необходимость какого-то изменения, заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так что всякая перестройка реакций требует усиления функции, напряжения. Такое состояние обозначается как напряженная адаптация. При социальной адаптации ее причинами могут быть либо резкое напряжение психической деятельности, либо необходимость менять привычные формы поведенческих реакций. Наибольшее значение при этом имеет функциональная выносливость центральной нервной системы.

Если при напряженной адаптации не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приводят к новому уровню физиологической адаптации, то есть к реакциям, более отвечающим потребностям данной ситуации. При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах. Возникает патологическая адаптация. Ее типичное проявление — болезнь.

К. Д. Ушинский говорил, что, для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях. Чтобы узнать индивидуальные особенности вновь поступившего ребенка, воспитатель должен беседовать с родителями, наблюдать за ребенком в разные отрезки времени дня и в разных ситуациях. Такое изучение ребенка поможет воспитателю правильно оценить его индивидуальные особенности и направить его поведение в нужное русло.

Педагог должен провести родительское собрание, где вместе с родителями смогут разобрать основные вопросы адаптации ребенка: что нужно делать, а что нельзя. Познакомить родителей с режимными моментами. Перед приемом в группу следует провести анкетирование родителей, сбор анамнеза. Это нужно для того, чтобы больше узнать о ребенке: знать его темперамент, привычки, какими навыками он владеет, тем легче педагогу будет найти к нему подход. Чтобы адаптация ребенка прошла менее болезненно нужно тесно взаимодействовать с родителями, совместно выбрать методы и линию поведения работы с ребенком. Со стороны родителей должно быть уважительное отношение к педагогическому персоналу ДОО. При адаптации ребенка, родитель не должен пугать детским садом, чтобы у него не возникало негативного отношения к учреждению. Так же для быстрой адаптации желательно с ребенком гулять на площадке сада, знакомить с детьми, садом. Безусловно будут полезны совместные просмотры мультфильмов, беседы.

Успешно пройденный адаптационный период будет считаться, если:

– ребенок начал осваивать навыки самообслуживания, придерживается правил поведения в ДОО, формируются коммуникативные навыки;

– эмоциональное состояние в саду спокойное, чувствует себя комфортно;

– появляется аппетит;

– радостное общение со сверстниками, активное участие в игровых ситуациях.

Таким образом, для успешной адаптации ребенка в ДОО необходимо сплотиться родителям и педагогу. Чем быстрее ребенок станет доверять воспитателю, тем безболезненно будет расставаться с родителями, что позволяет поддерживать положительное эмоциональное состояние. Один из важных моментов — формировать познавательную, социальную сферы, где особенно важно воспитывать самостоятельность и инициативность для успешного развития ребенка.

 Литература: Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2-е изд., 2006. — 112 с Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л. И. Капла. — М.: Просвещение, 1983. — 80 с., ил. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. — Воронеж: “Учитель”, 2006. — 236 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей к детскому саду"

Дошкольное учреждение первым открывает перед ребёнком мир социально-общественной жизни и берёт на себя одну из главных ролей в воспитании ребёнка-дошкольника. Многие из родителей волнуются, тревожатся...

Особенности адаптации детей к детскому саду.

Детский сад –  это новый период в жизни не только ребёнка, но и для родителей.  Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к ...

родительское собрание : «Итоги адаптации детей к детскому саду. Задачи воспитания. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Протокол родительского собрания во второй группе раннего возраста «Итоги адаптации детей к детскому саду. Задачи воспитания. Возрастные особенности детей 2-3 лет»...

«Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Повестка собрания: 1. Итоги адаптации детей к детскому саду.    ...

Презентация к родительскому собранию «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет"

Помните!Главной   фигурой  в  жизни   ребенкапо  прежнему  остается  взрослый!...

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей к детскому саду"

Консультация для родителей"Особенности адаптации детей к детскому саду"...

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей к детскому саду"

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей к детскому саду"...