Выступление на МО воспитателей п. Красногорский «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность».
консультация (старшая группа)

Бреденко Дарья Васильевна

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может, представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…». А. С. Макаренко

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО воспитателей п. Красногорский

«Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность».

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может, представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…»

А. С. Макаренко

Речь является важным средством самовыражения ребенка. Выразительность речи делает его интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, он может просто и понятно выразить свои мысли, чувства. Выразительность речи характеризует особенности личности: открытость, эмоциональность, общительность. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительней речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи. Работа по формированию выразительности речи дошкольника должна пронизывать всю жизнь в детском саду, должна вестись на всех занятиях, включаться во все режимные моменты.

Здоровый физически развитый ребёнок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели мы работники дошкольных учреждений должны уделять особое внимание развитию речи детей.

Самый короткий путь эмоциональной раскованности ребенка и снятий зажатости - это театральная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей. Опыт педагогической работы показывает, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребёнку».

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей — к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают воспитатели, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр - способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.

В среднихгруппах работа над выразительностью заключается в следующем: продолжается работа по интонационной выразительности речи; закрепляются умения сочетать движения с речью; закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией; развиваем мелкую моторику в сочетании с речью.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театральных играх. Значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекаются к режиссерской работе, развиваются навыки без конфликтного общения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью изъяснятся ясно, четко. У него улучшается диалогическая, монологическая речь и ее грамматический строй.

Тематика театрализованной деятельности не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное - четкой артикуляцией. Участие детей в играх-театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Таким образом можно сделать вывод, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития речи дошкольников через театрализованную деятельность

Данный материал освещает цели, задачи, основные направления и технологии в работе по развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность....

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Работая в ДОУ , я заметила очень неприятную тенденцию, которая заключается в том, что с каждым новым набором детей количество ребят с нарушениями речи становится всё больше и больше. А театрализованна...

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Теоретическое исследование развития речи дошкольниковс помощью театрализованной деятельности...

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя....

Статья "Развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность"

В данной статье освящен вопрос влияния театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольника....

Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"

Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"...

Творческо-поисковый проект «Творческое развитие и развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Творческо-поисковый проект«Творческое развитие и развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»...