Консультация для педагогов "Организация режимных моментов для оздоровления дошкольников"
презентация
Организация режимных моментов для оздоровления дошкольников
Почему режим дня так важен для здоровья ребенка?
Режим дня для детей - это порядок чередования различных видов деятельности
и отдыха детей в течении суток.
- Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки , навыки , содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности.
Цель режимных моментов:
- укрепление здоровья;
- профилактика заболеваний;
- физическое и умственное развитие детей;
- воспитание культурно - гигиенических навыков;
- навыков самообслуживания;
- восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Формы оздоровительной работы в режимных моментах
Утренняя гимнастика
Комплекс специально подобранных упражнений направленных на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, нацеленных, настроить, "зарядить", на весь предстоящий день.
Утренняя гимнастика состоит из трёх частей:
I. Вводная часть.
Важно:
1. Организовать внимание детей;
2. Обучать согласованным действиям;
3. Подготавливать организм к выполнению более сложных упражнений;
4. Вырабатывать правильную осанку;
5. Предупреждать плоскостопие.
В неё включают:
1. Построения (колонна, шеренга, круг) (в начале года детей 1 младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой);
2. Строевые упражнения (полуобороты, повороты, перестроения, смыкание);
3. Разные виды ходьбы;
4. Бег;
5. Прыжки.
Очень важно!
1. В начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании:
- обычная ходьба;
- на носках;
- пятках;
- краях стоп и т. д.
2. Нужно следить, чтобы дети при ходьбе:
- не шаркали ногами;
- не раскачивались;
- голову держали прямо;
- ритмично размахивали руками;
- дышали через нос.
3. Воспитателю важно:
- несколько раз повторять задание, соответствующими указаниями необходимо предупреждать ошибки, а если они все же возникают, исправлять их, не прекращая ход занятия.
II. Основная часть.
Важно:
1. Укреплять основные мышечные группы организма;
2. Формировать правильную осанку.
Общеразвивающие упражнения подбираются в следующей последовательности:
1. Укрепление мышц шеи, рук и плечевого пояса;
2. Мышц туловища, брюшного пресса;
3. Мышц ног и свода стопы (прыжки, бег).
Обязательно ! ОРУ должны выполняться из разных и. п.:
- стоя;
- сидя;
- лежа.
При выполнении общеразвивающих упражнений воспитателю необходимо:
- наблюдать за качеством их выполнения;
- обращать внимание на правильную осанку (вместо «раз» воспитатель говорит: «Присели, спина прямая»);
- делать упражнение вместе с детьми (это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм).
Количество ОРУ в комплексе:
- Млад. гр. – (3 – 4)
- Сред. гр. – (4 – 5)
- Стар. гр. – (5 – 6)
- Под. гр. - (6 – 8)
Чтобы упражнения выполнялись правильно следует:
- впереди группы ставить ребенка, который правильно делает упражнения;
- внимательно наблюдать за каждым ребенком и, если возникает необходимость оказывать физическую помощь отдельным детям;
- делать указания, подбадривать (особенно детей младшего возраста).
В процессе утренней гимнастики необходимо:
1.Следить, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища (способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела);
2. Закреплять навыка правильной осанки;
3. При выполнении упражнений закреплять у детей навыки правильного дыхания.
В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков:
- прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.);
- перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики).
В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).
Дозировка прыжков (общее количество):
Млад. гр. - 5-10
Сред. гр. -10-15
Стар. гр. - 15-20
Под. гр. - до 30
Важно чередовать ОРУ:
- без предметов (1 неделя);
- с предметами (2 неделя),
- гибкость (3 неделя);
- полоса препятствия (4).
Какие предметы нужно использовать:
- младшие группы - флажки, погремушки, кубики;
- средний возраст - флажки, мячики, кубики, ленточки, веревочки;
- старший дошкольный возраст - обручи, палки, мячи, скакалки.
3. Заключительная часть.
Восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки.
Что использовать?:
1. Разные виды ходьбы;
2. Мп\и;
3. Хороводы;
4. Дыхательные упражнения.
Бодрящая гимнастика
Важная цель - активизация обмена веществ, тренировка защитных механизмов организма, развитие умений, ощущений осознанно управлять движениями.
Основное условия:
- упражнения выполняются в постели, не вставая после пробуждения.
Гимнастика состоит из нескольких частей:
- разминочные упражнения в постели;
- выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика или точечного массажа);
- выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика);
- ходьба по массажным коврикам.
Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или обливанием (рук или ног).
I часть – гимнастика в кроватках
Включает следующие элементы:
- потягивание;
- поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног;
- элементы пальчиковой гимнастики;
- гимнастики для глаз и т. п.
Главное правило !
- исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.
Длительность гимнастики в постели - около 2-З минут.
II часть – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры
– направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза.
Основные движения:
- ходьба на носках;
- пятках;
- на внешней и внутренней сторонах стопы;
- с высоким подниманием колен и др..
Важно !
Проводить в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков.
Дыхательная гимнастика.
В каких режимных моментах можно использовать ?:
- утренняя гимнастика;
- гимнастика пробуждения;
- физкультминутки;
- физкультурные паузы;
- после физической нагрузки;
- подвижные игры;
- беседы;
- различные формы активного отдыха;
- пальчиковая гимнастика;
- в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии;
- прогулка (при температуре 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра).
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
1. Воздух набирать через рот и нос, выдыхать – через рот;
2. Плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе;
3. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды ;
4. Не напрягать плечи, шею, руки, живот;
5. Упражнения проводить плавно, под счёт или музыку, в проветриваемом помещении;
6. Не надувать щеки (для начала их можно придерживать руками);
7. Выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
8. Дозировать количество и темп проведения упражнений.
. Методические рекомендации:
1. Заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды;
2. Начинать дыхательную гимнастику можно с детей младшего возраста;
3. Начинать с упрощенной формы с постепенным усложнением;
4. Не следует переутомлять ребёнка;
5. Проводить в игровой форме (у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление);
6. Можно использовать стихотворные тексты.
Существуют различные методики дыхательной гимнастики:
- гимнастика по А. Н. Стрельниковой
- гимнастика по К. П. Бутейко
- гимнастика по Б. С. Толкачева
- гимнастика по М. Л. Лазарева и др.
Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются:
- глубокое дыхание;
- искусственное затруднение дыхания;
- задержка дыхания;
- замедление дыхания;
- поверхностное дыхание.
Гимнастика для глаз
Применяется:
- несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться.
•Варианты использования зрительных гимнастик:
С настенными или потолочными офтальмотренажерами
Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазам;
при этом глаза должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.
С опорой на схему.
С использованием специальных таблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_dlya_pedagogov_shefer_e.m.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему режим дня так важен для здоровья ребенка? Режим дня для детей - это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток. - Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки , навыки , содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности.
Цель режимных моментов: - укрепление здоровья; - профилактика заболеваний; - физическое и умственное развитие детей; - воспитание культурно - гигиенических навыков; - навыков самообслуживания; - восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Формы оздоровительной работы в режимных моментах
Утренняя гимнастика Комплекс специально подобранных упражнений направленных на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, нацеленных, настроить, "зарядить", на весь предстоящий день. Утренняя гимнастика состоит из трёх частей: I. Вводная часть. Важно: 1. Организовать внимание детей; 2. Обучать согласованным действиям; 3. Подготавливать организм к выполнению более сложных упражнений; 4. Вырабатывать правильную осанку; 5. Предупреждать плоскостопие. В неё включают: 1. Построения (колонна, шеренга, круг) (в начале года детей 1 младшей группы перед выполнением упражнений не строят : они ходят и бегают стайкой); 2. Строевые упражнения (полуобороты, повороты, перестроения, смыкание); 3. Разные виды ходьбы; 4. Бег; 5. Прыжки.
Очень важно! 1 . В начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: - обычная ходьба; - на носках; - пятках; - краях стоп и т. д. 2 . Нужно следить, чтобы дети при ходьбе: - не шаркали ногами; - не раскачивались; - голову держали прямо; - ритмично размахивали руками; - дышали через нос. 3. Воспитателю важно: - несколько раз повторять задание, соответствующими указаниями необходимо предупреждать ошибки, а если они все же возникают, исправлять их, не прекращая ход занятия.
II. Основная часть. Важно: 1. Укреплять основные мышечные группы организма; 2. Формировать правильную осанку. Общеразвивающие упражнения подбираются в следующей последовательности : 1. Укрепление мышц шеи, рук и плечевого пояса; 2. Мышц туловища, брюшного пресса; 3. Мышц ног и свода стопы (прыжки, бег) . Обязательно ! ОРУ должны выполняться из разных и. п.: - стоя; - сидя; - лежа.
При выполнении общеразвивающих упражнений воспитателю необходимо: - наблюдать за качеством их выполнения; - обращать внимание на правильную осанку (вместо «раз» воспитатель говорит: «Присели, спина прямая» ); - делать упражнение вместе с детьми (это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм) . Количество ОРУ в комплексе: - Млад. гр. – (3 – 4) - Сред. гр. – (4 – 5) - Стар. гр. – (5 – 6) - Под. гр. - (6 – 8) Чтобы упражнения выполнялись правильно следует: - впереди группы ставить ребенка, который правильно делает упражнения; - внимательно наблюдать за каждым ребенком и, если возникает необходимость оказывать физическую помощь отдельным детям; - делать указания, подбадривать (особенно детей младшего возраста) .
В процессе утренней гимнастики необходимо: 1.Следить, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища (способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела) ; 2. Закреплять навыка правильной осанки ; 3. При выполнении упражнений закреплять у детей навыки правильного дыхания . В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков: - прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.) ; - перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики) . В младших группах при прыжках применяется имитация ( «зайчики» , «мячики» ). Дозировка прыжков (общее количество): Млад. гр. - 5-10 Сред. гр. -10-15 Стар. гр. - 15-20 Под. гр. - до 30
Важно чередовать ОРУ: - без предметов (1 неделя); - с предметами (2 неделя), - гибкость (3 неделя); - полоса препятствия (4). Какие предметы нужно использовать: - младшие группы - флажки, погремушки, кубики; - средний возраст - флажки, мячики, кубики, ленточки, веревочки; - старший дошкольный возраст - обручи, палки, мячи, скакалки. 3. Заключительная часть. Восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки. Что использовать?: 1. Разные виды ходьбы; 2. Мп\и ; 3. Хороводы; 4. Дыхательные упражнения.
Бодрящая гимнастика Важная цель - активизация обмена веществ, тренировка защитных механизмов организма, развитие умений, ощущений осознанно управлять движениями. Основное условия: - упражнения выполняются в постели, не вставая после пробуждения. Гимнастика состоит из нескольких частей: - разминочные упражнения в постели; - выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика или точечного массажа); - выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика); - ходьба по массажным коврикам. Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или обливанием (рук или ног).
I часть – гимнастика в кроватках Включает следующие элементы: - потягивание; - поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног; - элементы пальчиковой гимнастики; - гимнастики для глаз и т. п. Главное правило ! - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели - около 2-З минут.
II часть – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры – направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза. Основные движения: - ходьба на носках; - пятках; - на внешней и внутренней сторонах стопы; - с высоким подниманием колен и др.. Важно ! Проводить в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков .
III часть – заключительная – повышает физический и эмоциональный тонус ребенка, создает положительный эмоциональный настрой группы, располагает к дальнейшей активной деятельности. Может быть проведена на основе гимнастики игрового характера с использованием 3-6 имитационных упражнений: -подражание движениям птиц; - животных; - растений; - различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т. д.). Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен .
В каких режимных моментах можно использовать ?: - утренняя гимнастика; - гимнастика пробуждения; - физкультминутки; - физкультурные паузы; - после физической нагрузки; - подвижные игры; - беседы; - различные формы активного отдыха; - пальчиковая гимнастика; - в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии; - прогулка (при температуре 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра).
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей: 1. Воздух набирать через рот и нос, выдыхать – через рот; 2. Плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе; 3. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды ; 4. Не напрягать плечи, шею, руки, живот; 5. Упражнения проводить плавно, под счёт или музыку, в проветриваемом помещении; 6. Не надувать щеки (для начала их можно придерживать руками); 7. Выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей; 8. Дозировать количество и темп проведения упражнений. .
Методические рекомендации: 1. Заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды; 2. Начинать дыхательную гимнастику можно с детей младшего возраста; 3. Начинать с упрощенной формы с постепенным усложнением; 4. Не следует переутомлять ребёнка; 5. Проводить в игровой форме (у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление); 6. Можно использовать стихотворные тексты .
Существуют различные методики дыхательной гимнастики: - гимнастика по А. Н. Стрельниковой - гимнастика по К. П. Бутейко - гимнастика по Б. С. Толкачева - гимнастика по М. Л. Лазарева и др. Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: - глубокое дыхание; - искусственное затруднение дыхания; - задержка дыхания; - замедление дыхания; - поверхностное дыхание.
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению материала. Применяется: во всех возрастных группах; несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться.
Варианты использования зрительных гимнастик: со стихами; с опорой на схему; с сигнальными метками; с индивидуальными офтальмотренажерами ; с настенными и потолочными офтальмотренажерами ; электронных зрительных гимнастик.
С настенными или потолочными офтальмотренажерами Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазам; при этом глаза должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Новые подходы к оздоровлению дошкольников"
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя и родителей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовн...
Мой опыт работы. Консультация для воспитателей "Формы и методы оздоровления дошкольников на современном этапе"
За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ".
Главным условием правильной организации оздоровительно-воспитательной работы в ДОУ является оздоровительный режим....
картотека по воспитанию культурно гигиенических навыков в ходе режимных моментов у старших дошкольников
У дошкольников игра является одним из основных методов формирования навыков личной гигиены, многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с в...
Консультация"Театрализация в режимных моментах"
Театральная деятельность в детском саду –это развитие ребёнка. Развитие памяти, умения вести себя на сцене, но главное –это развитие речи. Играя роль какого-либо персонажа, ребёнок должен представить ...
Консультация родителей «Значение режимных моментов для здоровья ребенка»
Режим дня – это чередование различных видов деятельности и отдыха детей дошкольного возраста, отвечающее педагогическим и гигиеническим требованиям....
Картотека Культурно-гигиенических навыков в режимных моментах для старших дошкольников
Материал включает в себя стихи, потешки, прибаутки по КГН в режимных моментах в детском саду для старших дошкольников....