Проект "Православный праздник - Крещение"
проект (младшая группа)
Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные нашими предками!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreshchenie.docx | 837.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №89 «Журавлёнок»
компенсирующего вида г. Улан-Удэ»
Проект на тему: "Крещение Господне"
(младшая группа)
Выполнила: Харько Ольга
Александровна
Январь 2022
Проект «Крещение Господне»
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети младшей группы «___________», родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: с 17 января – 22 января.
Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Разрабатывая проект, используем методику «трех вопросов»:
Что знаем? | Что хотим узнать? | С помощью чего узнаем? |
19 января отмечается православный праздник «Крещение – Господне» | Как отмечают праздник? | Через просмотр мультимедийных презентаций, фотографий. Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме. Посредствам художественного творчества (лепка, рисование, аппликация). Через художественное слово: сказки, рассказы, стихи |
Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям.
Задачи проекта:
Образовательные:
• познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа.
Развивающие:
• развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;
• оказать помощь в становлении творческой личности ребёнка, развивать навыки художественного творчества.
Воспитывающие:
• воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;
• прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.
Ожидаемый результат:
1. Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные.
2.Развитие духовно-нравственных качеств: доброта, миролюбие, великодушие, щедрость; желание дарить людям радость.
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный
1. Довести до участников проекта важность данной темы;
2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;
3. Подобрать атрибуты для игровой, театрализованной деятельности;
4. Составить перспективный план мероприятий.
II этап - Основной – проектная деятельность по решению проблемы.
Работа по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Дидактические игры: «Собери картинку» (Приложение 1) «Что такое хорошо, что такое плохо» «Скажи ласковое слово другу» «Вежливые слова» (ход игры: см. Беседа «Что я видел в храме») | Образовательные события: | Беседы: «О чем поет колокол». Рассказывание на тему: «Любимый православный праздник моей семьи» «Что я видел в храме» Просмотр видеоролика «Православные праздники» | Изобразительная деятельность: Рисование: работа с раскрасками на тему «Крещение» (Приложение 2) Лепка: Аппликация: «Церковный купол» (Приложение 3) | Подвижные народные игры: «Зимушка - зима» «Бубенцы», «Рождественский звонарь» «Шёл козёл по лесу» |
Сюжетно-ролевые игры: | Рассматривание предметов: Макет храма | Чтение художественной литературы: «Сказка о добре», Русские народные сказки, чтение произведений А. В. Бородиной. | Конструктивно-модельная деятельность: | Спортивные развлечения: |
Игры – драматизации: | Чтение русских народных сказок: | Ручной труд (природный, подручный материал): | ||
ОБЖ: | Чтение стихотворений: В. Жуковский в поэме «Светлана» отрывок - святочные гадания | Музыкальная деятельность: Прослушивание аудиозаписей Рождественских песен и колядок. | ||
Рассматривание иллюстраций: Фотографии праздника; Церковь; Купель; Колокол. | Хороводные игры: «К нам коляда пришла» | |||
Составление творческих рассказов: | ||||
Отгадывание загадок, чтение пословиц: (См. Беседа «Любимый православный праздник моей семьи») | ||||
Составление рассказа по сюжетным картинкам: |
Взаимодействие с родителями:
-Предложить родителям, вмести с детьми сходить в церковь;
-Просмотр дома телепередач, по данной теме;
-Показать иконы в доме.
III этап – Заключительный
Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
По возможности составление рекомендаций.
Итоговый результат:
-Выставка продуктивной деятельности детей.
(Приложение 1)
Дидактическая игра «Собери картинку»
Ход игры:
Цветные картинки по данной теме, распечатать, разрезать на 4 части, одна картинка на подгруппу детей (3-4 человека)
Беседа «О чем поют колокола?»
Беседа проводится под тихую духовную музыку со звоном колоколов. На экране показ слайдов (видео) - церковь, колокола.
-О чем поют колокола? Церковные звоны в России стали народным искусством. Каждая колокольня с колоколами представляет собой неповторимый музыкальный инструмент, а звонарь – уникальный исполнитель.
…Твой черед настал,
Молодой звонарь,
Пробуди простор,
Посильней ударь.
Господи, помилуй.?
С музыкой такою
Хоть иди на смерть!
Много ли тебе,
Русь Святая, петь?
Звук колокола производит, спасающее действие на человека, находящегося на краю нравственной и физической гибели, говоря ему о чем-то таком, что выше его страданий, что может дать новое содержание его жизни и о чем он забыл.
Звон неоднократно служил темой для поэтических народных приданий и легенд. Особенной популярностью среди народов пользуется рассказ об архангельском злодее-душегубце.
В древние времена, в дремучем лесу на большой вологодской дороге жил лихой человек. Много душ христианских загубил он на своем веку, много вдов и сирот обездолил, и росла о нем слава по всей Русской земле.
Когда бы не встретил тот лихой человек, - старца ли старого, молодца ли удалого или женщину с ребятами малыми, никого не оставлял в живых.
И вот, однажды, вышел он ночью в лес и начал ожидать жертву. А тем временем из Тотьмы в Вологду шел человек,- спешил он праздник великий встретить дома.
Заслышал шаги лихой человек, бросился с ножом, но в это самое время пронесся могучий удар церковного колокола, а за ним другой, третий…
Остановился, как вкопанный, лихой человек, а звон широкой рекой разливается и тонет в глубине леса…
Не выдержал злодей, разрыдался и выронил нож из рук. И с той поры пошел лихой человек в обитель святую замаливать свои грехи великие…
Беседа «Любимый православный праздник моей семьи»
Идущий по земле январь
Будил крещенские морозы.
Погасший на столбе фонарь
Держал стеклом сосульки - слезы.
Могучим эхом снежный хруст
Пугает голубей на крыше.
Устало сбросив снега груз,
Мороз на окнах что- то пишет.
А суетящийся народ
Готовит дома угощенье.
Уходит - старый Новый год,
Приходит - Господа Крещенье.
Христа, креститель Иоанн,
Крестил в священном Иордане.
С тех пор к священным тем местам
Священник едет и мирянин.
И с ранних лет своих детей
Ведем мы к Таинству Крещенья:
Чтобы Господь зажег им Свет
И дал от скверны очищенье.
(Ю. Шмидт)
19 января в России традиционно ожидались крещенские морозы. Они были вторыми в январе после рождественских. Считалось, что до конца месяца нас ждет еще одно понижение температуры - афанасьевские морозы (31 января). "Пришел Афанасий – ломонос - береги щеки и нос!"- говорили в народе.
С крещением связано множество народных примет, по которым определяли, каким будет год.
*Если в крещенскую ночь звезды очень блестят, хлеб будет хороший.
*Синие облака в полдень - к урожаю.
*Коли в Крещение собаки много лают, будет много зверя и птицы.
*Если кто – нибудь крещен в этот день - быть ему счастливым всю жизнь.
* На крещение договориться, о свадьбе- добрый знак, к счастливой семье.
*Зима снежная - лето дождливое.
*Зима морозная - лето жаркое.
*Кошка на печи - к стуже, а кошка на полу - к теплу.
*Много длинных сосулек в январе - к урожаю.
*Если ворона ходит по дороге - к теплу.
Воспитатель: А еще ребята, в крещенский вечерок гадали. Вот послушайте, как:
1. Вечером перед Крещением следует написать на двенадцати листках разные желания. Положить их под подушку. Утром спросонок вытащить наугад три бумажки. Они и скажут, какие желания сбудутся в этом году.
2. Гадание с валенками, нужно встать лицом к калитке и бросить валенок через правое плечо. Куда носом упадет валенок жди оттуда сватов.
3. В крещенскую ночь нужно выйти на улицу, подойти к любому забору и обхватить его руками, насколько возможно. После этого сосчитать количество досок в руках: четное- в этом году будет свадьба, нечетное- не будет.
Воспитатель: А главное событие ребята Крещения - великое водосвятия (освещение воды).
В день Крещения после церковной службы в храме к проруби отправлялась процессия во главе со священником - крестный ход. Священник проводил молебен, в конце которого три раза опускал в прорубь крест. После этого все присутствующие набирали из проруби воды, которая после службы считалась святой. Люди умывались, обливали ею друг друга, а некоторые, чтобы очиститься от святочных грехов, купались в ледяной воде.
Беседа «Что я видел в храме»
Воспитатель: Вы знаете, ребята, сегодня нам предстоит необычная прогулка, а куда мы с вами пойдем, я думаю, вы угадаете сами.
(Звучит колокольный звон)
Воспитатель:
• Что вы слышите, ребята? (Звон колоколов)
• А где это можно услышать? (В церкви, храме)
• Так куда же мы с вами сегодня отправимся? (В храм, в церковь)
• Совершенно верно – в православный храм.
Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом перед экраном. На экране появляется изображение православного храма.
• Скажите, а кто из вас знает, что такое храм?
• Зачем же мы ходим в храм? (Молиться, свечки ставить)
• Кому мы молимся? (Богу, Боженьке, Иисусу)
• Можем мы сказать, что храм – это дом Божий? (Да)
• Ребята, а что значит молиться? О чем мы говорим в молитве? (Просим помочь; просим, чтобы Боженька нас защитил, просим о здоровье, просим прощения, если плохо поступили)
• А если мы получили помощь от Бога, то что мы делаем в молитве? (Благодарим, говорим «спасибо»)
• Совершенно верно. Когда мы молимся, мы не только просим о чем-то, но и благодарим Бога, потому что он всегда с нами и всегда нам помогает. Он посылает нам людей, которые нам помогают. А вы помогаете друг другу?
Игра «Скажи спасибо»
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Вставайте в кружок. У меня есть клубок. Я буду разматывать нитку и передавать клубок кому-то из вас и благодарить за то, что когда-то помог мне. Вы берете клубок и передаете его другому со словами благодарности. Например, Машенька, спасибо тебе, что ты сегодня утром помогла мне подготовить столы к занятию.
После того, как вы все поблагодарили друг друга, мы будем сворачивать клубок, передавая его в обратном порядке и называть имя того, кому вы передаете клубок, ласково.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
• Давайте посмотрим на храм? Как он выглядит? Что у него есть?
• Как называется крыша храма?
• Что еще есть у храма? Как называется часть храма, где находятся колокола?
• Как узнать православный храм? Что мы видим на куполах храма?
• Давайте, войдем внутрь храма?
• Что мы видим в храме?
• Что происходит в храме?
• Кто самый главный человек в храме?
Скажите, а какие звуки можно услышать в храме? (Потрескивание свечи, пение, шепот, тихие голоса, плеск воды)
(Беседа сопровождается показом слайдов с изображением частей храма и предметов, встречающихся в храме.)
Василий Жуковский "Светлана"
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с изучением основ православной веры из цикла «Православные праздники» - "Крещение Господне"
Конспект занятия для детей из обычных невоцерковленных семей...
Сценарий праздника "Крещение Господне"
Знакомство детей старшего дощкольного возраста с традициями празднования православного праздника Крещение Господне....
Подготовка и проведение праздника Крещение в ДОУ
Основными принципами дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО п. 1.4.) является: сотрудничество Организации с семьей; учет этнокультурной ситуации развития детей. Народные и православные праз...
" Народный праздник крещение"
Цель данного занятия является воспитание у детей интереса к истории и традициям русского народа. Святки - две недели зимних праздников, начавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолж...
МДОУ № 20КВ г. Богородицк Тульская область Экскурсия Центр народной культуры и ремесла на празднике " Крещение Господне"
С днем Крещения ГосноднеПоздравляем христианПусть с водою освященнойВсе грехи простятся нам...
Сценарий праздника "Крещение" в детском саду.
Вот и прошли праздники: Новый год, Рождество, Крещение. Крещение - один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские Святки, продолжающиеся с 7 по 19 январ...
Фольклорный праздник "Крещение".
Фольклорный праздник "Крещение"....