Проект "Православный праздник - Крещение"
проект (младшая группа)

Ложкина (Харько) Ольга Александровна

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные нашими предками!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreshchenie.docx837.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №89 «Журавлёнок»

компенсирующего вида г. Улан-Удэ»

Проект на тему: "Крещение Господне"

(младшая группа)

Выполнила: Харько Ольга

Александровна

Январь 2022

Проект «Крещение Господне»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: дети младшей группы «___________», родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: с 17 января – 22 января.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Разрабатывая проект, используем методику «трех вопросов»:

Что знаем?

Что хотим узнать?

С помощью чего узнаем?

19 января отмечается православный праздник «Крещение – Господне»

Как отмечают праздник?

Через просмотр мультимедийных презентаций, фотографий.

Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме.

Посредствам художественного творчества (лепка, рисование, аппликация).

Через художественное слово: сказки, рассказы, стихи

Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям.

Задачи проекта:

Образовательные:

• познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа.

Развивающие:

• развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;

• оказать помощь в становлении творческой личности ребёнка, развивать навыки художественного творчества.

Воспитывающие:

• воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;

• прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.

Ожидаемый результат:

1. Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные.

2.Развитие духовно-нравственных качеств: доброта, миролюбие, великодушие, щедрость; желание дарить людям радость.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный

1. Довести до участников проекта важность данной темы;

2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;

3. Подобрать атрибуты для игровой, театрализованной деятельности;

4. Составить перспективный план мероприятий.

II этап - Основной – проектная деятельность по решению проблемы.

Работа по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Дидактические игры:

«Собери картинку»

(Приложение 1)

«Что такое хорошо, что такое плохо»

«Скажи ласковое слово другу»

«Вежливые слова»

(ход игры: см. Беседа «Что я видел в храме»)

Образовательные события:

Беседы:

«О чем поет колокол».

Рассказывание на тему: «Любимый православный праздник моей семьи»

«Что я видел в храме»

Просмотр видеоролика

«Православные праздники»

Изобразительная деятельность:

Рисование:

работа с раскрасками на тему «Крещение»

(Приложение 2)

Лепка:

Аппликация:

«Церковный купол»

(Приложение 3)

Подвижные народные игры:

«Зимушка - зима»

«Бубенцы»,

«Рождественский звонарь»

«Шёл козёл по лесу»

Сюжетно-ролевые игры:

Рассматривание предметов:

Макет храма

Чтение художественной литературы:

«Сказка о добре»,

Русские народные сказки, чтение произведений А. В. Бородиной.

Конструктивно-модельная деятельность:

Спортивные развлечения:

Игры – драматизации:

Чтение русских народных сказок:

Ручной труд (природный, подручный  материал):

ОБЖ:

Чтение стихотворений:

В. Жуковский в поэме «Светлана» отрывок - святочные гадания

Музыкальная деятельность:

Прослушивание аудиозаписей Рождественских песен и колядок.

Рассматривание иллюстраций:

Фотографии праздника;

Церковь;

Купель;

Колокол.

Хороводные игры:

«К нам коляда пришла»

Составление творческих рассказов:

Отгадывание загадок, чтение пословиц:

(См. Беседа «Любимый православный праздник моей семьи»)

Составление рассказа по сюжетным картинкам:

Взаимодействие с родителями:

-Предложить родителям, вмести с детьми сходить в церковь;

-Просмотр дома телепередач, по данной теме;

-Показать иконы в доме.

III этап – Заключительный

Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

По возможности составление рекомендаций.

Итоговый результат:

-Выставка продуктивной деятельности детей.

(Приложение 1)

Дидактическая игра «Собери картинку»

Ход игры:

Цветные картинки по данной теме, распечатать, разрезать на 4 части, одна картинка на подгруппу детей (3-4 человека)

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1602486/pub_5dbebe0795aa9f00b1855416_5dbebff21e8e3f00b1e43020/scale_1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2417786/pub_60064dc0e0a5593cf71522cf_60064dcee0a5593cf715293b/scale_1200

Беседа «О чем поют колокола?»

Беседа проводится под тихую духовную музыку со звоном колоколов. На экране показ слайдов (видео) - церковь, колокола.

-О чем поют колокола? Церковные звоны в России стали народным искусством. Каждая колокольня с колоколами представляет собой неповторимый музыкальный инструмент, а звонарь – уникальный исполнитель.

…Твой черед настал,
Молодой звонарь,
Пробуди простор,
Посильней ударь.
Господи, помилуй.?
С музыкой такою
Хоть иди на смерть!
Много ли тебе,
Русь Святая, петь?


Звук колокола производит, спасающее действие на человека, находящегося на краю нравственной и физической гибели, говоря ему о чем-то таком, что выше его страданий, что может дать новое содержание его жизни и о чем он забыл.

Звон неоднократно служил темой для поэтических народных приданий и легенд. Особенной популярностью среди народов пользуется рассказ об архангельском злодее-душегубце.

В древние времена, в дремучем лесу на большой вологодской дороге жил лихой человек. Много душ христианских загубил он на своем веку, много вдов и сирот обездолил, и росла о нем слава по всей Русской земле.

Когда бы не встретил тот лихой человек, - старца ли старого, молодца ли удалого или женщину с ребятами малыми, никого не оставлял в живых.

И вот, однажды, вышел он ночью в лес и начал ожидать жертву. А тем временем из Тотьмы в Вологду шел человек,- спешил он праздник великий встретить дома.

Заслышал шаги лихой человек, бросился с ножом, но в это самое время пронесся могучий удар церковного колокола, а за ним другой, третий…

Остановился, как вкопанный, лихой человек, а звон широкой рекой разливается и тонет в глубине леса…

Не выдержал злодей, разрыдался и выронил нож из рук. И с той поры пошел лихой человек в обитель святую замаливать свои грехи великие…

Беседа «Любимый православный праздник моей семьи»

Идущий по земле январь

Будил крещенские морозы.

Погасший на столбе фонарь

Держал стеклом сосульки - слезы.

Могучим эхом снежный хруст

Пугает голубей на крыше.

Устало сбросив снега груз,

Мороз на окнах что- то пишет.

А суетящийся народ

Готовит дома угощенье.

Уходит - старый Новый год,

Приходит - Господа Крещенье.

Христа, креститель Иоанн,

Крестил в священном Иордане.

С тех пор к священным тем местам

Священник едет и мирянин.

И с ранних лет своих детей

Ведем мы к Таинству Крещенья:

Чтобы Господь зажег им Свет

И дал от скверны очищенье.

(Ю. Шмидт)

19 января в России традиционно ожидались крещенские морозы. Они были вторыми в январе после рождественских. Считалось, что до конца месяца нас ждет еще одно понижение температуры - афанасьевские морозы (31 января). "Пришел Афанасий – ломонос - береги щеки и нос!"- говорили в народе.

С крещением связано множество народных примет, по которым определяли, каким будет год.

*Если в крещенскую ночь звезды очень блестят, хлеб будет хороший.

*Синие облака в полдень - к урожаю.

*Коли в Крещение собаки много лают, будет много зверя и птицы.

*Если кто – нибудь крещен в этот день - быть ему счастливым всю жизнь.

* На крещение договориться, о свадьбе- добрый знак, к счастливой семье.

*Зима снежная - лето дождливое.

*Зима морозная - лето жаркое.

*Кошка на печи - к стуже, а кошка на полу - к теплу.

*Много длинных сосулек в январе - к урожаю.

*Если ворона ходит по дороге - к теплу.

Воспитатель: А еще ребята, в крещенский вечерок гадали. Вот послушайте, как:

1. Вечером перед Крещением следует написать на двенадцати листках разные желания. Положить их под подушку. Утром спросонок вытащить наугад три бумажки. Они и скажут, какие желания сбудутся в этом году.

2. Гадание с валенками, нужно встать лицом к калитке и бросить валенок через правое плечо. Куда носом упадет валенок жди оттуда сватов.

3. В крещенскую ночь нужно выйти на улицу, подойти к любому забору и обхватить его руками, насколько возможно. После этого сосчитать количество досок в руках: четное- в этом году будет свадьба, нечетное- не будет.

Воспитатель: А главное событие ребята Крещения - великое водосвятия (освещение воды).

В день Крещения после церковной службы в храме к проруби отправлялась процессия во главе со священником - крестный ход. Священник проводил молебен, в конце которого три раза опускал в прорубь крест. После этого все присутствующие набирали из проруби воды, которая после службы считалась святой. Люди умывались, обливали ею друг друга, а некоторые, чтобы очиститься от святочных грехов, купались в ледяной воде.

Беседа «Что я видел в храме»

Воспитатель: Вы знаете, ребята, сегодня нам предстоит необычная прогулка, а куда мы с вами пойдем, я думаю, вы угадаете сами.

(Звучит колокольный звон)

Воспитатель:

• Что вы слышите, ребята? (Звон колоколов)

• А где это можно услышать? (В церкви, храме)

• Так куда же мы с вами сегодня отправимся? (В храм, в церковь)

• Совершенно верно – в православный храм.

Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом перед экраном. На экране появляется изображение православного храма.

• Скажите, а кто из вас знает, что такое храм?

• Зачем же мы ходим в храм? (Молиться, свечки ставить)

• Кому мы молимся? (Богу, Боженьке, Иисусу)

• Можем мы сказать, что храм – это дом Божий? (Да)

• Ребята, а что значит молиться? О чем мы говорим в молитве? (Просим помочь; просим, чтобы Боженька нас защитил, просим о здоровье, просим прощения, если плохо поступили)

• А если мы получили помощь от Бога, то что мы делаем в молитве? (Благодарим, говорим «спасибо»)

• Совершенно верно. Когда мы молимся, мы не только просим о чем-то, но и благодарим Бога, потому что он всегда с нами и всегда нам помогает. Он посылает нам людей, которые нам помогают. А вы помогаете друг другу?

Игра «Скажи спасибо»

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Вставайте в кружок. У меня есть клубок. Я буду разматывать нитку и передавать клубок кому-то из вас и благодарить за то, что когда-то помог мне. Вы берете клубок и передаете его другому со словами благодарности. Например, Машенька, спасибо тебе, что ты сегодня утром помогла мне подготовить столы к занятию.

После того, как вы все поблагодарили друг друга, мы будем сворачивать клубок, передавая его в обратном порядке и называть имя того, кому вы передаете клубок, ласково.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

• Давайте посмотрим на храм? Как он выглядит? Что у него есть?

• Как называется крыша храма?

• Что еще есть у храма? Как называется часть храма, где находятся колокола?

• Как узнать православный храм? Что мы видим на куполах храма?

• Давайте, войдем внутрь храма?

• Что мы видим в храме?

• Что происходит в храме?

• Кто самый главный человек в храме?

Скажите, а какие звуки можно услышать в храме? (Потрескивание свечи, пение, шепот, тихие голоса, плеск воды)

(Беседа сопровождается показом слайдов с изображением частей храма и предметов, встречающихся в храме.)

Василий Жуковский     "Светлана"

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220118_131740.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Крещение Господне"

Знакомство детей старшего дощкольного возраста с традициями празднования православного праздника Крещение Господне....

Подготовка и проведение праздника Крещение в ДОУ

Основными принципами дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО п. 1.4.) является: сотрудничество Организации с семьей; учет этнокультурной ситуации развития детей. Народные и православные праз...

" Народный праздник крещение"

Цель данного занятия является воспитание у детей интереса к истории и традициям русского народа.  Святки - две недели зимних праздников, начавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолж...

МДОУ № 20КВ г. Богородицк Тульская область Экскурсия Центр народной культуры и ремесла на празднике " Крещение Господне"

С  днем  Крещения  ГосноднеПоздравляем  христианПусть с  водою  освященнойВсе  грехи  простятся  нам...

Сценарий праздника "Крещение" в детском саду.

Вот и прошли праздники: Новый год, Рождество, Крещение. Крещение - один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские Святки, продолжающиеся с 7 по 19 январ...

Фольклорный праздник "Крещение".

Фольклорный праздник "Крещение"....