Презентация авторской программы «Мир глазами ребенка»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Русанова Т.В., воспитатель
первой квалификационной категории,
детский сад «Ромашка»,
СП МОУ «Павловская СШ»
Обобщение опыта на РМО воспитателей.
Презентация авторской программы «Мир глазами ребенка»
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуреПриобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности - нравственности, началом формирования личности.
Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Особенно актуально решение этой проблемы применительно к детям в дошкольном возрасте, так как в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления.
О необходимости художественного образования и эстетического воспитания граждан, говорится в Федеральном законе «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012 год, статья 83). Реализуются статья через дополнительные программы, в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности.
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 год) в рамках реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной изобразительно-творческой деятельности детей.
В связи с этим нами была разработана и апробирована дополнительная общеобразовательная программа образования «Мир глазами ребенка», направленная на художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Она состоит из трех основных разделов, каждый из которых включает свои структурные элементы (представлены на слайде). Разработанная программа рассчитана на три года обучения и является попыткой обновления содержания изобразительной деятельности по разделу «Знакомство с народным искусством» в условиях дошкольного образовательной организации. Реализация программы происходит в процессе расширенного и углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.
Целью Программы является формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы:
- приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
- развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
- развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, изобразительные приемы и т.д.);
- развивать на основе освоения художественного опыта народных мастеров индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
Отбор содержания Программы осуществлен в соответствии со следующими принципами:
- принцип доступности (материал адаптирован в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста);
- принцип творчества (образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности);
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;
- принцип индивидуализации (создание условий для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своих возможностей);
- принцип преемственности (решение программных образовательных задач предусмотрено в совместной деятельности родителей и ребенка).
Основными методами работы с детьми являются:
- наглядные:
• экскурсии в музей;
• наблюдения;
• показ декоративно-прикладных изделий (педагогом, детьми);
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведение дидактических игр и др.;
- словесные методы:
• показ презентаций, воспитателем;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• анализ рисунков детей;
- практические методы:
• организация продуктивной деятельности;
• оформление выставок работ детей и родителей;
• организация мастер класса с родителями;
• изготовление с родителями наглядных пособий для занятий.
Программа рассчитана на три возрастные группы: среднюю (4-5 лет), старшую (5-6 лет) и подготовительную (6-7 лет). Узоры росписей усложняются с каждым годом в соответствии с программным содержанием художественно-эстетической деятельности. Количество часов в каждой возрастной группе – 16.
Для реализации программы используются групповая, подгрупповая и индивидуальная формы работы с детьми. Оценка результатов освоения Программы детьми проводится в рамках педагогической диагностики в сентябре (входящая) и мае (итоговая), основной целью которой является выявление уровня знаний и представлений дошкольников о декоративно-прикладном искусстве. Результаты диагностики используются для организации образовательной деятельности с детьми.
Целью работы с родителями является создание необходимых условий для совместного общения детей, родителей и педагогов.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада и группы;
- оказание помощи родителям в подборе материала по знакомству с декоративно-прикладным искусством;
- развитие креативных способностей детей через совместную деятельность с родителями.
- создание условий для совместного участия родителей и детей в выставках, конкурсах, экскурсиях.
Развивающая предметно-пространственная среда - важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования. Для обеспечения развития ребенка необходимо единство развивающей предметно-пространственной среды и содержательного общения взрослых с детьми. Наличие подвижных и стационарных средств и объектов деятельности в условиях группы создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации.
Развивающая предметно-пространственная среда предполагает:
- создание разнообразных элементов, способствующих развитию эмоциональной сферы ребенка, приобретению им собственного опыта;
- подбор демонстрационного и раздаточного материала;
- оформление выставок работ детей.
Материально-техническое обеспечение включает в себя учебно-методический комплект, оснащение и оборудование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа "Школа здорового ребенка" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра...
Презентация авторской программы"Доктор Мяч", физкультурно-оздоровительной направленности, для детей 3-8 лет.
Презентация программы "Доктор Мяч" физкультурно-оздоровительной направленности, для детей 3-8 лет...
презентация авторской программы "Танцевальная радуга"
Презентация авторской программы по развитию у детей музыкально-ритмических движений "Танцевальная радуга"...
презентация авторской программы
презентация включает в себя актуальность, методы, формы работы с группой, содержание программы...
Презентация авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой в соответствии с ФГОС ДО
Автором И.А. Лыковой представлен новый подход к художественно-творческому развитию детей, в котором гармонично (как на палитре художника) сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, у...
Презентация авторской программы "Счастливое детство"
Программа "Счастливое детство" разработана по одной из актуальных проблем образовательного пространства - недостатки речевого развития дошкольников. Современная реальность такова, что с каждым годом к...
Рабочая программа «Природа глазами ребенка»
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красот...