#КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022# пост-размышлениенатему"воспитание"#
материал

Минина Наталья

 #КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022

Пост-размышление на тему "Воспитание"

Воспитание сегодня очевидный приоритет государственной политики.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 227 – ФЗ (далее - ФЗ), требует разработки рабочей программы  воспитания в дошкольной образовательной организации.

В п.2 ст.2 ФЗ, на мой взгляд, в понятие «Воспитание» заложены важные ценности, которые должен освоить будущий гражданин Российской Федерации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пост-размышление на тему "Воспитание"

                                                                   #КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022

Воспитание сегодня очевидный приоритет государственной политики.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 227 – ФЗ (далее - ФЗ), требует разработки рабочей программы  воспитания в дошкольной образовательной организации.

В п.2 ст.2 ФЗ, на мой взгляд, в понятие «Воспитание» заложены важные ценности, которые должен освоить будущий гражданин Российской Федерации.

«Искусство воспитания имеет одну особенность. Проблемой любого времени и любого поколения является вопрос о том, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иные даже думают лёгким…» - считал К.Д. Ушинский.

«Написать программу. Что здесь сложного? Проще простого! Дело привычное.»  -  таковы были мои первые мысли.

Но, ведь есть ещё и содержательная потребность!

Со слов К.Д. Ушинского, педагог должен понимать душу ребёнка во всех её явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитания, прежде, чем он приступит к практике.

 В моей практике есть достаточно фактов, которые говорят о том, что в условиях глобальных перемен очень важно на данном этапе пересмотреть, обновить подход к процессу воспитания дошкольника.

Л.Н. Толстой считал, что любое воспитание – попытка загнать ребёнка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира. В чём-то Л. Толстой прав.

Важно сделать так, чтобы  работа по реализации программы воспитания не стала главной целью у моих коллег, чтобы воспитывающая среда не стала ради среды, не казалась «интерьерной». Среда без ребёнка  не может быть естественной, необходимой для него. Чтобы яркие события в детском саду календарного плана программы не превратились в мероприятия, где всё по сценарию взрослого. Ведь там опять  мы не увидим ребёнка.

Для этого, важно правильно определить содержание, основные ценности воспитательного процесса, обустроить пространство для маленького человека так, чтобы родился коллектив единомышленников, где есть не только общепринятые ценности и правила, но и свои, собственные ценности, которые касаются каждого воспитанника нашего учреждения. Только открытость детского сада для родителей, наличие обратной связи. На встречах с родителями я говорю: «Дорогие родители, нам очень нужна обратная связь с Вами. Для нас и развития Вашего ребёнка - это так важно! Мы открыты к диалогу с Вами».

 Л.С. Выготский утверждал: «Не нужно воспитывать ребёнка извне, нужно направлять его, чтобы он самовоспитывался. Это возможно, если правильно организовать процесс воспитания».

Сегодня уже многие воспитатели хорошо понимают, что во главе всей системы дошкольного образования стоит ребёнок. Важно воспитывать в детях любознательность, самостоятельность, инициативу, умение договариваться, ставить цели, умение оценивать себя и поступки окружающих. Необходимо создавать такое пространство, где ребёнок будет занимать субъектную позицию в образовательном и воспитательном процессе. Всё должно идти от его интересов, потребностей, возможностей.

А все ли разделяют  ценности, которые транслируем ребёнку мы со стороны профессиональной общности? Согласна ли с такими подходами, с таким содержанием воспитания наша родительская общественность?

Это очень важно знать, потому, что на формирование ценностных ориентиров, влияет в первую очередь, - семья. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяющая  роль семьи, соблюдение прав родителей, кооперации с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России признана приоритетной.

Чаще всего, родителей беспокоят качество подготовки детей к обучению в первом классе, организация питания. Многим важно, чтобы ребёнок был послушным, трудолюбивым.

Эти проблемы разногласий часто мешают идти к единственной цели воспитания. Да, да, – единственной. Твёрдо уверена в том, что эта цель – счастливый, здоровый, деятельный, любознательный, самостоятельный ребёнок.

Как уменьшить расстояние между этими разногласиями? Я думаю, что надо начать всем учиться слышать голос ребёнка. Стать партнёрами для родителей и вместе создавать такое пространство, где все ниточки воспитания будут собираться вокруг одного клубочка – «ребёнка». Сложно? Да, но это возможно!

Мы провели анкетирование с родителями наших воспитанников и попросили их ответить на несколько вопросов:

- Что Вы можете сказать о детском саде, ориентированном на ребёнка?

- Какой он должен быть на Ваш взгляд?

 Отрадно было отметить, что родители говорили не о подготовке детей к школе, как это было несколько лет назад, а о поддержке интересов их детей в детском саду. О том, что у детей появилась возможность делать выбор видов деятельности. Не нужно сидеть за партой на скучных однотипных занятиях.

Приведу несколько цитат из анкет:

- «Детский сад учит ребёнка тому, что он не один, и есть ещё двадцать таких же гордых, с разнообразными желаниями»;

- «Детский сад учит общению со сверстниками»;

- «Детский сад, ориентированный на ребёнка, на мой взгляд, должен учитывать интересы ребёнка. В работе с каждым ребёнком должен быть индивидуальный подход. Простыми словами, ребёнку должно быть комфортно. Если детский сад будет зоной комфорта для ребёнка, он обязательно раскроется на занятиях, мероприятиях. Моему ребёнку в нашем детском саду хорошо, спокойно и интересно…»;

- «Могу сказать, что детский сад даёт понять семье, в чём у родителей сложности в воспитании и развитии их детей. Я теперь люблю ходить к сыну в группу и знаю, что он умеетделиться. У него есть друзья в группе, но он не всегда может договориться. Я вот, например, не могу научить своего ребёнка сам. Мне воспитатели помогают…».

Значит, открытое образовательное пространство для родителей работает!

По мнению Л.С. Выготского, воспитатель должен быть наблюдателем, который направляет и регулирует деятельность ребёнка в нужный момент, что  это позволит ребёнку развиваться правильно и в процессе игры.

Я считаю, что наблюдать надо вместе с родителями, вовлекать их в процесс наблюдения. Согласитесь, что игра – это, как раз та форма взаимодействия, которая поможет нам подсказать родителю, что именно, он должен увидеть в своём ребёнке:  какие личностные качества, каких целевых ориентиров их ребёнок уже достиг, каких пока нет. Включение таких активных форм взаимодействия, где родитель – активный и полноправный участник образовательного процесса, даёт возможность родителю научиться проживать период дошкольного детства вместе с ребёнком.

Тому, замечательный опыт выстраивания партнёрских отношений с семьёй, проект Е. Бахотского «Игровые площадки для детей и родителей».

На одной из встреч Е. Бахотский сказал: «Важно доносить родителям, как важно играть с ребёнком. Важно уметь понимать, видеть ребёнка. Свободная игра даёт как раз эту возможность».

Не секрет, что ценности формируются в деятельности. Дошкольник познаёт мир, развивается и воспитывается только в активных формах взаимодействия.

 Как показывает, опять же моя практика, родители больше откликаются на непосредственное участие в жизни детского сада, группы. Значит, они тоже, как и их дети - деятели.

 Я уверена, что для достижения целевых ориентиров воспитания важно выбрать такое содержание, формы, методы и средства воспитания, которые будут адекватны новым условиям взросления подрастающего человека, которые будут доступны и понятны нашим партнёрам – родителям наших детей.

Единое понимание ценностей современного мира, единые подходы к воспитанию подрастающего поколения в семье, в современной образовательной организации, обществе позволят всем нам приблизиться к целевым ориентирам воспитания.

Если мы все будем говорить о ребёнке, то мы сможем создать единое пространство для сотрудничества во благо ребёнка.

Бесспорно, наша программа воспитания станет не очередным документом к исполнению, а «ключом к становлению и развитию личности ребёнка».

«В воспитательной работе нет мелочей, нет пустяков. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» (А.С. Макаренко).

Согласны ли Вы, уважаемые коллеги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание #КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022

Воспитание#КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022...

Воспитание #КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022

Воспитание  #КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022...

#КонкурсВыготского2022#RybakovPreschoolAward2022 ВОСПИТАНИЕ (ПОСТ)

     Воспитание — это жутко трудно, непонятно и в то же время безумно интересно. Поэтому вовремя прочитанное "высказывание великого" вполне может ответить на вопр...

Воспитание #КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022

Пост на тему "Воспитание"#КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022...

#КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022 "Давайте пообщаемся на тему воспитания"

Мы часто говорим, что ребенка надо воспитывать. В разные эпохи значение слова «воспитание» менялось. На Руси оно означало «вскармливание, выращивание». Передача от поколения к ...

Воспитание детей #КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022

Воспитание детей.Воспитание детей начинается с момента их зачатия. Эмбрион слышит и чувствует во чреве своей матери. Да, он слышит и видит глазами своей матери. Он воспринимает ее движения и чувства, ...

#КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022 Конкурс Выготского 2022 Пост на тему "Воспитание"

Пост на тему " Воспитание", который отражает личные взгляды автора...