Консультация
статья

Якурина Марина Владиславовна
Укрепление здоровья детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

теме:  СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ДЛЯ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

 Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н.М. Амосова, ребенок конца 20 начала 21 веков сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием,  гиподинамией.

   Исходя из принципа «здоровый ребенок-успешный ребенок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по физическому развитию детей. По этому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесохраняющей среды в условиях ДОУ.

   Физкультурно-оздоровительная работа является приоритетным направлением образовательного процесса ДОУ.

   Физкультурно-оздоровительная работа невозможна без системы эффективного закаливания. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, профилактику простудных заболеваний.

   В основе закаливания детей используются следующие факторы:

- Закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент в режиме дня;

- закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;

- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте для организма ребенка.

   Прекрасным закаливающим средством являются вода, поэтому важны полоскание рта (после каждого приема пищи), обмывание рук от плечевого пояса в холодный период времени, в теплый – всего тела, босохождение (по траве летом), по нестандартным дорожкам, растирание стоп о ковровые покрытия в холодный период времени.

   Особую роль в оздоровлении детей играет фитобар для утреннего чаепития в режиме свободного посещения как оздоровительный кабинет.

   Коррекционно-профилактическую работу по предупреждению и исправлению недостатков физического развития целесообразно вводить во все сферы детской деятельности.

   В каждой группе можно оборудовать спортивный комплекс, изготовить много нестандартного оборудования: мягкие модули, дорожки для закаливания, мишени для метания.

   Данная работа организуется в соответствии с намеченными задачами по трем направлениям:

- оздоровительное: укрепление здоровья детей, развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды;

- воспитательное: социальное формирование личности с учетом ее фактора развития, воспитание человека с творческими способностями, что предусматривает нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности;

- образовательное: усвоение систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей и, в первую очередь, формирование отношения к двигательноактивной деятельности, интереса и потребности в физическом совершенствовании ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов формирования движений и развития физических качеств.

   Поэтому работа по оздоровлению начинается утром с гимнастики и оздоровительного бега на улице. Одним из важнейших условий воспитания здорового ребенка является рациональный двигательный режим: утренняя гимнастика, занятия в спортивном зале, занятия на воздухе, игровая активность на прогулке каждый день, закаливающие процедуры, упражнения для коррекции плоскостопия, дыхательные упражнения, занятия в тренажерном зале, физкультурные паузы между занятиями, физминутки с использованием дыхательной гимнастики, упражнения для формирования осанки, спортивные праздники 2 р. в год, дни здоровья 5р. в год, физкультурные досуги 1р. в месяц, занятия в секциях 1р. в неделю.

   Физическое здоровье детей в детском саду укрепляется такими средствами, как: физические упражнения, закаливание (учитывается регулярность, интенсивность, комфортность, эмоциональная расположенность детей к данным мероприятиям), развитие мышечной активности с помощью тренажеров, полноценное питание, гигиена режима, психогимнастика.

   Для физического воспитания детей организуются: физкультурные занятия, походы и прогулки, спортивные игры, досуги, праздники, дни здоровья, занятия в тренажерном зале, секционно-кружковая работа групп, углубленные осмотры детей врачами с комплексной оценкой здоровья, использование скрининг – тестов для выявления ранней диагностики заболевания, плантография для выявления уплощенной стопы и плоскостопия, проверка бинокулярного зрения для выявления ранней миопии, определение остроты слуха шепотной речью.

   В штате ДОУ должны быть предусмотрены должности инструктора по физической культуре и медсестры по оздоровлению.

   В оздоровительном блоке выделяются и оснащаются: кабинет для медицинского осмотра детей, процедурный кабинет, изолятор,   физиотерапевтический кабинет, оснащенный: лампой «соллюкс», аппаратом КУФ № 5, тепловлажными ингаляторами, кварцевыми лампами.

   Медсестра по оздоровлению должна проводить оздоровительные мероприятия, осуществлять контроль над одеждой детей, физическими упражнениями, нагрузками в соответствии с погодными явлениями, контроль за регулярным проведением фототерапии с детьми всех возрастов.

   Связующим звеном между инструктором по физической культуре и родителями должен стать воспитатель, который передает домашнее задание, помогает организовать совместные спортивные праздники.

   Используя различные средства физической культуры важно ориентировать воспитателей, родителей на гуманистический подход к оздоровлению детей с учетом современных условиях, в которых живет ребенок: возрастных индивидуальных физических и психических особенностей детей, широкого и умелого применения природных средств закаливания.

Создание условий для физического развития детей.

Вариативность реализуемых образовательных программ позволяет использовать различные формы и направления физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учетом уровня их развития и состояния здоровья.

1. Социально-оздоровительная технология «Лестница - здоровый дошкольник» с учетом современных нормативных педагогических и санитарно- гигиенических требований.

2. Определяются необходимые условия и рациональные виды двигательной активности в каждой возрастной группе, разрабатываются 2 вида оригинальных тематических ширм: «Со спортом дружить - здоровым быть», «Азбука здорового питания».

3. Составляется система физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

4. Разрабатывается комплект сюжетно- ролевых игр со спортивной тематикой.

5. Обобщается педагогический опыт.

   Одним из основных средств педагогической деятельности является создание здоровьесохраняющей среды в условиях ДОУ.

Для правильной организации жизнедеятельности ребенка в детском саду в группе на каждого воспитанника в группе должен быть оформлен листок здоровья, в котором должны отражаться следующие сведения: физкультурная группа, основной диагноз, рост и вес вначале и середине учебного года, группа мебели, которая может меняться в течение учебного года в зависимости от роста ребенка.

   В основе физического воспитания лежит концепция авторской программы «Здоровый дошкольник», разработанный доктором медицинских наук, профессором Ю.Ф. Змановским.

   Так же для  полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ должна быть создана богатая материально- техническая база: оборудован спортивный зал, оснащенный всеми видами спортивного инвентаря, предметами двигательной активности, авторскими нестандартными полифункциональными двигательными игрушками, методическими пособиями, дидактическим материалом.

   Укомплектован тренажерный зал по профилактической гимнастике, куда входят: простейшие тренажеры- гантели, ролики массажные мячи, эспандеры, диски здоровья, сухой бассейн, тренажер «Твист»; тренажеры сложного устройства: скамья наклонная, брусы опорные, тяга вертикальная, велотренажеры, эспандер настенно- напольный.

   Должен осуществляться тесный контакт с родителями, учреждениями социума по развитию интереса к спорту и здоровому образу жизни.

   Также должна благоустраиваться территория детского сада и оснащаться:

- спортивная площадка с травяным полем, беговыми дорожками, настил для занятий с детьми на воздухе, гимнастическая стенка, турники, дорожки с препятствиями, бумы, бревна, ямы с песком для прыжков, щиты для лазания, метания, горка рукоход;

- цветочные аллеи для проведения упражнений по дыхательной гимнастике (ароматерапии);

- зоны для подвижных и спортивных игр, оборудованные игротекой.

   Разрабатывается система мероприятий оздоровительной работы: фототерапия (травяные чаи, отвары, настои), фитонцидотерапия (вдыхание через носовые ходы фитонцидов чеснока и лука), витаминизация третьих блюд, закаливающие мероприятия, гимнастики (лечебная, утренняя и бодрящая), проведение профилактических прививок, физиотерапевтическое лечение (соллюс, КУФ, общий массаж, точечный массаж по Уманской, фиточай, ингаляции, согревающие процедуры).

   Большую часть времени ребенок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно организуется режим детей, зависит сохранение и укрепления их здоровья.

 Целью такой работы является рациональное осуществление совместными усилиями специалистов ДОУ, родителей, узких специалистов комплекса воспитательных и профилактических мер, направленных на укрепление здоровья растущего организма.

   Вот какую модель оздоровления детей предлагает нам один из детских садов.

   С учетом целей, приемов, методов педагогики оздоровления в ДОУ создана модель оздоровления детей дошкольного возраста, представляющая фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровосбережения.

Содержание некоторых составляющих модели оздоровления детей.

1. Динамические паузы - кратковременный активный отдых, смена видов деятельности, активизация умственных способностей (применяются на занятиях, имеют фиксированное время 10.30 и 15.30- комплекс упражнений рассчитан на 10 дней.

2. Технология В.Ф. Базарного «Сенсомоторная свобода и психомоторное раскрепощение» используется на всех занятиях и во всех возрастных группах (вертушка, аналог офтольматренажера - «бегающий лучик», квадраты, расположенные по периметру комнаты для смены динамических поз и обучения в движение, массажные коврики.

3. проект «Укрепление здоровья ребенка с помощью аэроионофитотерапии», который включает элементы:

   - улучшение микроклимата в спортивном и музыкальных залах с помощью люстры Чижевского «Элион- 132».

   - улучшение микроклимата в групповых помещениях ДОУ с помощью выращивания растений фильтров (обладающие антибактериальным и антивирусным действием, улучшающих общее самочувствие).

   - выращивание на спортивном участке специальных растений, обладающих иммуномодулирующим действием.

4. Концепция Н.Н. Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике». Главная идея - посредством определенных цветовых режимов содействие более эффективному двигательному развитию детей, становлению психических функций, формированию всесторонней гармонической личности. По мнению Ефименко, цвет активно влияет на организм ребенка.

5. Горизонтальный пластический балет Н.Н. Ефименко, или пластик шоу.

Это синтетическое направление в физическом воспитании, объединяющие элементы художественной гимнастики, аэробики, балета, брейк-данса, шейпинга, аэробики (инструктором успешно разработаны этюды балета).

6. Летняя оздоровительная площадка оснащена металлической конструкцией для формирования оптимального двигательного стереотипа, т.е. наиболее экономичного, присущего индивиду комплекса движений.

7. Комната психологической разгрузки предназначена для снятия мышечного и эмоционального напряжения.

8. платные услуги: ароматерапия (сохранение здоровья с помощью эфирных масел); фототерапия - повышает иммунные силы организма; лечебный и профилактический массаж; ЛФК - коррекция и профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

   Мероприятия в рамках программы «Детство» - ФОР и ВОП; дополнительные занятия в группах здоровья (спортзал); утренняя пробежка и гимнастика; закаливание; занятия: плавание, физкультурные.

   Мероприятия, превышающие требования программы – режим здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного, аэроионофитотерапия, концепция Н.Н. Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике», динамические паузы, иммунизация, витаминизация, платные услуги, недели здоровья, занятия: ОБД, кружок ПДД, комната психологической разгрузки, летняя оздоровительная площадка, горизонтальный пластический балет.

   

        

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....