Чем можно занять ребенка с аутизмом дома
консультация
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ.
«ЧЕМ МОЖНО ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА
С АУТИЗМОМ».
Различные занимательные виды деятельности можно использовать в качестве «мостика» между аутичным ребенком, окружающими его людьми и физической средой. Существует множество занятий, которые могут улучшить социальные навыки ребенка, одновременно укрепив связи между ним и его ближайшим окружением. Все дети уникальны, поэтому каждому специалисту и родителям полезно будет обзавестись разнообразными идеями для проведения досуга с аутичным ребенком и сохранения его сосредоточения на выполняемых заданиях.
Интересные занятия для детей с аутизмом
Работа над терапевтическим процессом и академическими целями не должна превращаться в рутину ни для специалиста, ни для самого ребенка. Если немного подумать, вы сможете организовать увлекательные занятия в форме игры для ребенка любого возраста.
Занятия для ребенка в возрасте до трех лет
Большинству детей с аутизмом умеренной или серьезной степени тяжести диагноз устанавливается еще до момента достижения ими возраста трех лет. Даже дети, у которых наблюдаются легкие симптомы аутизма, могут начать терапию еще до получения официального диагноза. Специалисты могут использовать следующие виды занятий для работы с аутичными детьми младшего возраста:
Коробки с фасолью (сенсорные коробки): Наполните большой пластиковый контейнер сенсорными шариками или сухой фасолью из супермаркета. Разложите в ней маленькие игрушки и предложите ребенку опустить руки в контейнер и достать оттуда интересующие его предметы. Это поможет ребенку справиться с сенсорными проблемами, связанными с текстурой и прикосновениями.
Ароматические мыльные пузыри: Выдувание мыльных пузырей может быть занимательным сенсорным опытом, кроме того, это помогает развитию речевых моторных навыков. К тому же, указывание на пузыри пальцем и преувеличение собственной реакции может содействовать работе над совместным вниманием, которое является крайне важной и очень сложной задачей для многих аутичных детей.
Рисование пальцами: Хлопотное, но веселое рисование пальцами помогает детям с аутизмом научиться различать цвета, а также предоставляет им возможность открыть для себя новые тактильные ощущения при помощи прикосновения. Это также может способствовать снижению сенсорной чувствительности.
Песни и стихи: Детям часто нравится повторять нараспев стихотворения или воспроизводить отрывки из песен. Вы можете сочинить песни, которые научат ребенка тому, как одеваться или питаться самостоятельно, а также использовать любимые им песни в качестве поощрении за то, что ребенок выполнил какое-либо необходимое, но менее предпочитаемое им действие. Вы можете присоединить к песням и физическую активность, например, прыжки, хлопки в ладоши и т.п.
Занятия для аутичных детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте многие дети с аутизмом переживают первые значительные контакты со своими сверстниками. Кроме того, они начинают тяжелее переносить изменения в окружающей среде и в привычном порядке вещей. Это такой период времени, когда многие дети с расстройствами аутистического спектра получают интенсивную, целевую терапию и вмешательство, включающее методику Floortime и продвинутый прикладной поведенческий анализ (ABA).
Дошкольные занятия могут помочь ребенку с аутизмом научиться тому, как выражать свои эмоции, регулировать сенсорные проблемы и взаимодействовать с другими детьми. Занятия с ребенком в этом возрасте могут быть направлены на овладение теми навыками, в которых ребенок будет нуждаться при переходе в начальную школу.
Занятия для аутичных детей, находящихся в возрастной категории начальной школы
На этапе начальной школы многие дети с аутизмом начинают больше выделяться на фоне своих сверстников, и они могут стать жертвой буллинга или социальной изоляции. Занятия, обучающие социальным навыкам, могут развить у ребенка те навыки, которые необходимы им для построения отношений. Кроме того, аутичные дети зачастую начинают отставать от своих сверстников в плане развития моторных навыков. Занятия, направленные на формирование навыков большой моторики, могут помочь им «догнать» своих товарищей в этой области.
«Я – шпион»: Этот вид деятельности помогает ребенку сосредоточиться на описании или же следить глазами за объектом. Опишите какой-либо предмет максимально подробно, а затем попросите ребенка указать на него в комнате. В случае если вы работаете с ребенком, демонстрирующим более серьезные трудности с обработкой информации, можно описать один из двух объектов и попросить ребенка выбрать описанный среди них.
Игра «Угадай-ка»: Попросите ребенка закрыть глаза и дайте ему простой предмет или игрушку, например, кубик или чашку. Предложите ему пощупать предмет и описать его вам (если ребенок вербален). Если ребенок не вербален, попросите его показать картинку с изображением этого предмета после того, как он откроет глаза. Эта игра помогает детям научиться использовать другие чувства, помимо зрения, а также получить дополнительные знания об окружающем их мире.
«Нарисуй мое лицо»: Попросите ребенка нарисовать большой круг на листке бумаги. Вы можете демонстрировать различные эмоции при помощи мимики лица. Предложите ребенку нарисовать лицо, которое вы изображаете, и помогите ему в обозначении эмоций, например, радость, грусть, злость.
Танцевальная вечеринка: Включите свою любимую музыку и устройте импровизированную вечеринку. Это отличный способ обучить детей ритму, счету и развить у них физическую координацию. Кроме того, это также способствует сенсорной интеграции, поскольку движения могут обеспечивать ребенка необходимыми проприоцептивными ощущениями.
Кукольный театр: Сделайте кукол из носков или же используйте игрушечных кукол, которые есть у ребенка, и выберете веселую тему для представления. Во время игры в кукольный театр вы можете обучить ребенка эмоциями и социальным навыкам посредством ролевой игры. Это прекрасный вид деятельности, при помощи которого можно рассказать ребенку о предстоящих в его жизни событиях, например, о переезде или начале обучения в школе. Разыгрывание реальных ситуаций помогает детям понять, чего им стоит ожидать от тех или иных событий.
Занятия для аутичных детей подросткового возрастаВ подростковые годы дети с расстройствами аутистического спектра могут испытывать сложности с коммуникацией, социальными навыками, исполнительными функциями или аспектами планирования в повседневной жизни. Использование языка и речи может помочь аутичным подросткам улучшить свои навыки коммуникации со сверстниками и со взрослыми, а выстраивание всех дел в определенной последовательности будет способствовать тому, что подросток научиться планировать свое ежедневное расписание в школе и дома.
Вы также можете использовать некоторые занимательные социальные виды деятельности при работе с аутичными подростками:
Полоса препятствий с завязанными глазами: Организуйте полосу препятствий, которая будет требовать от ребенка обойти, переступить или пройти под различными предметами. Подростки работают в парах, и одному из двух членов команды завязывают глаза. Другой ребенок дает указания своему сверстнику с завязанными глазами, тем самым помогая ему пройти через весь кросс.
Киновикторина: Подросткам с расстройствами аутистического спектра зачастую бывает сложно прислушиваться к чувствам и словам других людей, особенно когда присутствует большое количество отвлекающих стимулов. Проиграйте сцену из фильма. Затем задайте детям несколько вопросов, чтобы понять, какую часть увиденного на экране взаимодействия им удалось «схватить». Спросите о том, что чувствовали герои фильма, какое у них было выражение лица, и как они выражали себя.
Импровизационные сценки: Предложите детям поработать в группе и дайте им какой-либо опорный предмет, например, рулевое колесо, доску для магнитов или пару штанов. Работая вместе, дети должны будут создать импровизированную сценку, касающуюся предоставленного им предмета, меняя ее сценарий по мере выступления. Это отличный способ вырваться из рутины и поощрить сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публицистическая статья " Чем можно занять ребенка"
Часто в своей работе приходиться слышать такие слова, как «Ему ничего не интересно! » либо «Совсем ничего не дает делать». Говоря, эти фразы мы ведь совсем забываем о том, сколько внимания и времени у...
Консультация для родителей на тему: "Чем можно занять ребенка зимой на улице"
Дети очень любят зимние прогулки, ведь столько игр можно придумать со снегом! Игры и занятия на свежем воздухе помогают развиваться вашему ребенку, открывают новые умения и расширяют его кругозор. Здо...
Чем можно занять ребенка Зимой.
Значение и польза прогулок.Развиваем наблюдательность ,интерес к окружающему.Воспитываем любовь и заботу к птицам,животным....
Консультация для родителей. «Чем можно занять ребенка на улице зимой».
С наступлением зимних холодов многие родители не знают чем занять своего ребенка в свободное время. Ведь летом дети могли гулять и играть на улице с утра до вечера, погостить у бабушки с дедушкой или ...
Чем можно занять ребенка дома
Подборка увлекательных занятий, которые помогут не только интересно и разнообразно провести выходные дни, но и поспособствуют развитию вашего малыша....
Чем можно занять ребенка, пока мамы нет дома
Консультация для пап...
Статья " Чем можно занять ребенка дома?"
Занятие творчеством с детьми, лепим фигурки из теста, затем раскрашиваем их....