«Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Шишкина Екатерина Евгеньевна

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние загадок  на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость. Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка.

 Свою работу я начала со средней группы , продолжила в старшей.

 Определила основную цель:  Развитие речи детей, посредством составления загадок.

Задачи:

1.Формировать у детей познавательный интерес к загадкам, умение разгадывать и составлять загадку по схемам.

2.Развивать у дошкольников познавательные психические процессы.

3. Совершенствовать грамматический строй речи, содействовать развитию связной речи, произвольного внимания, зрительной и словесной памяти, логического мышления.

4. Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок.

5.Совершенствовать коммуникативные навыки, умение общаться в коллективе сверстников.

Загадки разнообразны и по тематике и по содержанию. Они отражают жизнь человека, растительный и животный мир, предметы труда и быта. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию.

В работе с детьми дошкольного возраста загадки использую  на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.

При работе с загадками – сравнениями, учу детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Д ля достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают.

Например: Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

                    Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Тематика загадок может быть о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Такого рода загадки предлагаются детям младшего и среднего дошкольного возраста. В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному,

Например:

Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед).

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед).

В таких случаях рекомендуется не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них речи-доказательства и речи-описания.

Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, т.е. важным средством обучения связной речи детей. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов.

На первом этапе я знакомила детей  сравнивать объекты по признакам в процессе дидактических игр и упражнений  «Найди похожее растение», «Чем похожи?» «Найди на площадке всё зелёное»

На втором этапе дети самостоятельно находят основания для сравнения в играх «Подбери к предмету, ряд похожих на него, т.е отобрать предметы похожие  по цвету и форме.

На третьем этапе мы работаем в книжном уголке и уголке художественно-речевой деятельности.  На этом этапе мы расматриваем книги, читаем загадки со сравнением. Здесь мы отгадываем загадки, находим сравнение в загадке и обьясняем её.

На четвёртом этапе мы составляем  загадки при помощи мнемотаблиц  и собираем книжку загадок.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинали  работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам.

И позже к мнемотаблицам.  Схемы используовали  для обогощения словарного запаса при обучение состовления рассказов, при перессказов художественной литературы, при отгадывание и разгадывание загадок, при заучивание стихов.

Занятия по обучению детей придумыванию загадок тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Ребенку предлагается описать предмет, не называя его, остальным узнать этот предмет по описанию. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например, в виде игры «Чудесный мешочек». Воспитатель заинтересовывает детей, показывая чудесный мешочек с игрушками, предлагает отгадать, что лежит внутри. Воспитатель дополняет ответы детей: «Еще можно загадать загадку о том, что в мешочке, то есть спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его».

В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен подробно описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Если описание игрушки не отвечает предъявляемым требованиям, продавец – воспитатель предлагает подумать, как сделать рассказ более полным и интересным. Умение выделять и называть разнообразные действия объекта является необходимым условием создания рассказов-загадок.

Проводим «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины. Дети  учатся  составлять описания-загадки. Фольклорные праздники. В старшей группе прошёл праздник «Капустные посиделки» , где использовали загадки про домашних животных.

Разгадывание загадок можно использовать и в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.

Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому следует обращать внимание на построение загадки: "Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?" Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка.

Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний. Загадки можно использовать не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом.

Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления.  Мои диагностические исследования показали, что влияние загадок  способствуют активному развитию образности речи, обогащает словарь углубляя и уточняя знания о предмете.

Таким образом, загадки помогают детям понять, как емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста

Доклад "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.

Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста».Образовательная область: п...

«Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Общеизвестно  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика...

Влияние LEGO-конструирования на развитие мелкой моторики рук при формировании речевого развития детей дошкольного возраста

В современной системе образования на первый план выдвигаются задачи формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. А к...