Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связаны с развитием движений рук, поэтому очень важно постоянно развивать мелкую моторику. Одним из видов игр для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta_s_ovz.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

1.        Животные

Крокодил. Указательный палец и мизинец согнуть и оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

Курочка. Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно накладываются друг на дружку остальные пальцы — это гребешок.

Петушок. Клюв, как у курочки, но полусогнутые пальцы не касаются друг друга (гребешок). Гребешок колышется при движении петушка.

Сова. Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).

Мышка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держать на весу, не прижимая к большому пальцу, — это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.

Лягушка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальца (рот).

Лошадка. Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.

Зайцы. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и средний соединить.

Улитка с усиками. Положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их, левую руку положить сверху.

Ежик. Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.

Кот. Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх.

Волк. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.

Лиса и заяц. Лиса "крадется" - все пальцы медленно "шагают" по столу вперед, заяц "убегает", перебирая пальцами, быстро двигается назад.

Пчелы. Указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать вокруг.

Паук. Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.

Бабочка. Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, - "бабочка машет крыльями".

Коза. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой руки.

Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

Можно также делать упражнения с использованием стихов.

2.        Растения

∙        Ромашка. (Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).

∙        Тюльпан. (Полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).

∙        Колокольчик. (То же, но пальцы разъединены).

∙        Корни растений. (Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

∙        Деревья. (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

3.        Люди

∙        Человечек. Указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают по столу.

∙        Пожарник. Левая рука упирается в стол. Указательный и средний пальцы правой руки бегут по ней. Поменять руки.

∙        Пассажиры в автобусе. (Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

∙        Двое разговаривают. Согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.

∙        Маляр. Рука — это кисть. Пальцы-волоски кисти. Макните кисть в краску и красьте разными руками поочередно: сверху вниз, слева на право и т.д.

4.        Предметы

∙        "Очки" (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

∙        "Ножницы" (указательный и средний пальцы правой руки и левой руки имитируют стрижку ножницами).

∙        "Колокол" (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой и левой руки вниз и синхронно вращать их).

∙        "Дом" (соединить наклонно кончики правой и левой руки).

∙        "Стол" (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).

∙        "Стул" (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).

∙        "Ворота" (соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).

∙        "Мост" (расположить руки ладонями друг к другу, пальцы округлить, соединить кончики пальцев обеих рук).

∙        "Замок" (Ладони вместе. Пальцы расположены между пальцами противоположной руки).

∙        "Лодочка" (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).

Пальчиковый тренинг Динамические задания

Простые

.        Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4–5 раз.

2.        С силой сжимать и разжимать пальцы. 5–6 раз.

.        Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4–6 раз.

.        Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5–6 раз.

.        Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3–4 раза.

.        Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10–15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Комплексы упражнений (потешки)

Человечки"

Побежали вдоль реки.

(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю) Дети наперегонки.

(Повторить несколько раз).

"В гости"

В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы обеих рук) Приходили прямо к дому:

(Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются) Указательный и средний, (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).

Безымянный и последний Сам мизинчик-малышок (пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы) Постучался на порог.

(кулаки стучат друг о друга) Вместе пальчики - друзья, (ритмичное сжимание пальцев в кулаки) Друг без друга им нельзя.

"Домик"

Раз, два, три, четыре, пять (разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого).

Вышли пальчики гулять.

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять.

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

"Засолка капусты"

Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх) Мы морковку трем, (пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя) Мы капусту солим, (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки) Мы капусту жмем.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

"Замок"

На двери висит замок, (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок") Кто открыть его бы смог? (повторение движений) Потянули, (пальцы сцеплены в "замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону) Покрутили, (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе) Постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга) И - открыли! (пальцы расцепить, ладони в стороны).

"Пальчик - мальчик"

"Пальчик - мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел".

Взрослый показывает большой палец и как бы обращается к нему, затем прикасается его кончиком к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.

"Белка"

"Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке - сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому".

При помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Этот пальчик"

"Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - Я, вот и вся моя семья".

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

"Пальчики спят"

"Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора".

Поднять левую ладонь к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

"Ну-ка, братцы, за работу!"

"Ну-ка, братцы, за работу! Покажи свою охоту.

Большому - дрова нарубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить, А тебе - обед варить, А малышке песни петь, Песни петь да плясать, Родных братьев забавлять".

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

"Мы грибы идем искать"

"Раз, два, три, четыре, пять, Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик все съел.

От того и потолстел".

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

"Апельсин"

"Мы делили апельсин, Апельсин всего один.

Эта долька для кота, Эта долька для ежа, Эта долька для улитки, Эта долька для чижа, ну, а волку кожура!"

Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

Расслабляющий (самомассаж кистей и пальцев рук)

1.        Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.

2.        Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

.        Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

.        Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

.        Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

.        Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста, как средство развития речи»

Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.Дать рекомендации к проведению нетрадиционных  пальчиковых игр....

Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста, как средство развития речи»

Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка....

Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста

Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста...

Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста

Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста...

Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста

Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цели:повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;объяснить  родителям необходимость выполнения  упражнений по развитию мелкой моторики рук;дать рекомендации к пров...