Ю.Б. Гиппенрайтер о том, как правильно слушать ребёнка
статья

Шпеннглер Любовь Станиславовна

Поговорим о навыке "активного слушания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yu.b._gippenrayter_o_tom_kak_pravilno_slushat_rebenka.docx14.15 КБ

Предварительный просмотр:

Ю. Б. Гиппенрайтер о том, как правильно слушать детей.

Юлия Борисовна будучи доктором педагогических наук является специалистом по семейной системной психологии, психологии внимания и восприятия, а также нейролингвистическому программированию (Neuro-linguistic programming). Последняя область исследований интересна и выглядит многообещающей в контексте взаимодействия с ребенком.

Нейролингвистическое программирование или НЛП было изобретено в 70-х американцами Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером и изначально предполагало воспроизведение и моделирование поведения людей, которые добились успеха в какой-то сфере для приобретения желаемого навыка. Специалисты в этой области говорят о том, что существует связь между процессами, которые происходят в голове и формами коммуникации, а также утверждают, что с помощью некоторых техник мы способны перестраивать паттерны поведения.

Иными словами программировать или воздействовать на наши установки, осуществлять работу с сознанием. К одним из техник НЛП можно отнести аффирмации. Это фразы, содержащие некоторую положительную или отрицательную вербальную формулу , которая путем многократного повторения, закрепляется в виде установки. В нашем случае — набор техник или приемов эффективного общения с ребенком.

Под «эффективным» подразумевается активное содействие наилучшему ( для всех участников педагогического процесса) разрешению внутреннего конфликта у ребенка, экологичность общения, тренировка навыков успешной коммуникации. Но, пожалуй, самым главным достижением будет способность наладить подлинный и глубокий контакт со своим ребенком.

Итак, секрет общения с ребенком от Юлии Борисовны Гиппенрайтер сводится к применению «помогающего» или «активного слушания».

Поскольку очень часто проблема ребенка таится в сфере чувств и сами дети в силу возраста не способны ни распознать их ни высказать, то главным помощником в этом деле выступает «активное слушание». Или «активное слышание» родителем эмоциональных потребностей своих детей.

Когда ребенку больно, стыдно, потерпел неудачу, испытывает гнев, когда с ним поступают несправедливым образом и особенно, когда он устал— во всех случаях, автор говорит о том, что нужно дать понять, что вам известно о состоянии или переживании ребенка, т.е. вы с позиции опытного взрослого слышите потребность, которую выражает ребенок.

Ю.Б. предлагает высказать ребенку, что по вашему, мнению он сейчас испытывает. Т.е. «отзеркалить» это, воспроизвести, вернуть эмоцию через ее понимание.

Что это значит?

Это значит определить состояние, в котором находится ребенок и обозначить в словесной форме те переживания, которые он испытывает. Таким образом, вы учите маленького человека лучше разбираться в своих чувствах. Сложно переоценить значение этой техники, ведь то, что ребенок может назвать , то что он может высказать, в сфере эмоций — первый кирпичик к формированию эмоциональной осознанности. А эмоциональная осознанность, способность высказать состояние и связанный с ним дискомфорт -одна из несущих конструкций психического здоровья и человеческого благополучия.

«Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.»

ДОЧЬ: Он забрал мои краски!

МАМА: Ты очень огорчена и рассержена.

СЫН: Я не буду носить эти штаны- они девчачьи!

ПАПА: Тебе не нравятся эти штаны.

Ю. Б. Гиппенрайтер замечает, что первоначальная некомфортность стиля такого общения может быть вызвана банальным отсутствием привычки. Привычка формируется путем повторения, а закрепившись становится естественной частью образа жизни. А вот «легкие» и привычные ответы, «ну ничего, нормальные штаны», или «не плачь, поиграет и отдаст», по сути, отстраняют родителя от сопереживающего участия, обесценивая то, что испытывает маленький человек. Сам же ребенок остается наедине со своим состоянием.

В следующей статье, мы разберем то, что препятствует слышать потребности ребенка и выстраивать эмоционально-экологичный диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно слушать музыку

"Как правильно слушать музыку" Яблокова Е.В. воспитатель ГБДОУ д/с №61(филиал)  Колпинского района Аннотация "Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, ...

"Как правильно слушать музыку"

Могут ли родители, в том числе не имеющие музыкального образования,  с большой долей достоверности определить особый музыкальный талант у своих детей?...

Консультация для родителей " Как правильно слушать музыку с ребенком"

Рекомендации родителям Как правильно слушать музыку с ребенком....

Как правильно слушать музыку

«КАК ПРАВИЛЬНО СЛУШАТЬ МУЗЫКУ»Есть такое  человеческое качество – тонкость эмоциональной души. Это качество воспитывает музыка. Если хотите чтобы сердце вашего ребёнка стремилось, к красоте и доб...

консультация для родителей "Хвалим ребёнка правильно"Рекомендации как правильно хвалить ребёнка

рекомендации как правильно хвалить ребёнка, не льстите, не преувеличивайте, будьте всегда искренне. Хвалите за старание, а не за природный дар. Тогда ребёнок вырастит, добрым, трудолюбивым. Сможет пра...

Учебно -Методическое пособие: разработка родительского собрания в дошкольной образовательной организации «Как правильно слушать ребёнка»

Информационно - практическая беседа: «Умеем ли мы слушать детей?»Цель: способствовать формированию доверительных отношений между родителями и детьми, обозначив проблемы и способы содействи...