проект "Музей " Жили-были..." МБДОУ "Детский сад № 119"
проект
История создания школьного музея в нашем детском саду с комментариями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_muzey.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Музей «Жили-были…» МБДОУ «Детский сад №119»
Цель: воспитание интереса к истории и культуре русского народа, его традициям и творчеству.
Задачи:
· познакомить воспитанников с историей быта русского народа;
· направить интерес детей к истокам культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа, развитие творческого потенциала;
· сохранить историческую память и наследие;
· развивать у детей интерес к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности;
· формировать духовные и нравственные качества у подрастающего поколения.
Актуальность:
Актуальность создания музея очевидна, потому что это прообраз культурной среды народа. Создание музея – внутренний проект, осуществленный сердцами многих людей: детей, сотрудников и родителей. Вместе идем по дороге, которая ведет к народному искусству, а значит к народной мудрости, щедрости, доброте, жизнелюбию и силе духа, к единению человеческих душ.
Бытие любого народа, особенно такого большого и живущего на столь обширной территории, как русский, всегда многогранно и многообразно. Его многообразие сегодня как никогда нуждается в кропотливой реконструкции вплоть до мельчайших деталей и во внимательном, глубинном осмыслении – и разумом и сердцем. То же в полной мере относится и к исконной народной культуре, обычаям, верованиям и представлениям.
По этому поводу замечательно сказал И. С. Аксаков:
«Вне народной почвы нет основы, вне народности нет ничего реального, жизненного, и всякая мысль, всякое утверждение, не связанное корнями с исторической почвой народной, или не выросшее из нее органически, не дает плода и превращается в ветошь».
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.
«Жили - были…» - актуальный проект, потому что это - прообраз народной культуры и крестьянского быта, где все дышит «русским духом», уютом и теплом.
В любой трудовой деятельности заключена характерная для каждой общности духовность. Духовность и самосознание можно выявить при изучении народной жизни во всех её проявлениях (труд, отдых, праздники, обычаи, поверья, предания, фольклор).
Идея о создании музея возникла в 2013году. Сначала мы изучали литературу про музеи, консультировались со знающими людьми, проводили беседы, анкетирование с детьми, их родителями и педагогами.
Наш коллектив вместе с родителями стал собирать экспонаты. Работу мы начали по переделке кладовки : в одной стене закладывали дверь, а другой стене прорубали новую дверь.
Многие родители поддержали наше начинание и стали активно приносить старинные вещи от бабушек и дедушек, живущих в деревне. Кто то принёс кувшин, кто то рушник, а кто то прялку. Все эти вещи хранились в семьях как память о предках , а теперь им предстояло жить в нашем музее.
Большинство экспонатов было собрано благодаря практической смекалке, энтузиазму, неравнодушию и любви к Родине рабочим по комплексному обслуживанию здания Коневым Юрием Николаевичем.
Сначала появилась прялка, затем икона, люлька и печная заслонка. Потом в помещении музея стал появляться макет русской печи. Как говорили в старину – печь главная в доме. Когда печь была готова, то в музейном помещении появился дух загадочной старины. Старинная люлька, прялка, утюг, ухват, чугунки , иконы, балалайка, старые фотографии и многие другие предметы старинной утвари и быта, сделанные руками наши прабабушек и прадедов позволят нашим детям узнать о том, как жили в старину.
По получению новых музейных предметов мною, руководителем музея Квартиной Н.Ю, заполнялась книга по приёму на постоянное хранение музейных предметов основного фонда, а также попутно заполнялись и другие обязательные документы.
В феврале 2015 г наш музей получил свидетельство № 17514 и статус школьного музея.
А 21 апреля 2015 г состоялось долгожданное открытие. У нас было много гостей, песен и веселья, выступали и дети и взрослые, и хозяева и гости. А потом все дружно угощались вкуснейшей тыквенной кашей и необыкновенными блинами с ароматным чаем.
А теперь я поведу вас в музей на экскурсию!
На пороге нашей русской избы всех встречают хозяева - бабушка и дедушка. Ребята всегда здороваются с ними.
С первого шага мы оказываемся в мире старинных вещей и предметов. Они имеют давнюю историю.
В левом углу избы – «Красный угол». В нём на специальной резной полочке стоит икона Божией Матери, покрытая расшитым божником и освещаемая лампадкой, символом духовного послушания хозяев.
Здесь же, под иконой, находится обеденный стол и деревянные скамьи. «Красный угол» и стол в нем, вот Алтарь и Престол, где вершилась жизнь семьи, где советом и миром формировалась наша ментальность, где и сватались, и провожали в последний путь.
Столешница почиталась как «Божья ладонь», дающая хлеб, поэтому и по сегодняшний день не принято на Руси стучать по столу.
В центре стола, как своеобразный символ семейного уюта и дружеского общения, расположился блестящий самовар. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке семьи.
«Женский кут», или «Бабье царство», как его величали – исконно женская территория дома. Здесь выставлены большие и малые деревянные гребни для чесания волокон льна и шерсти, прялка и чёски, кружево, вышивки деревенских рукодельниц и пуховый платок. Тут же находится и подвешенная к потолку деревянная зыбка (люлька). Спящего в ней малютку охраняет от злых духов, болезней и дурного глаза кукла-оберег.
Здесь же вы видим множество красивых платков.
Они все разные: шёлковые, хлопчатобумажные, шерстяные.
Как русские великие просторы,
Необозрим по красоте своей платок,
На нём начертаны родной земли узоры,
Её живительный и благодатный ток.
В «Печном углу» на деревянной трёхъярусной полке помещена глиняная и деревянная посуда: ложки, кувшины, миски, чугунки разного размера, а внизу стоит маслобойка и деревянное корыто, несколько ухватов, кочерга и тяжёлый железный утюг, заправляемый разогретым печным углём…
Но самый главный экспонат – это русская печь.
Ей место в центре дома отводили,
По верху занавесочки в цветок.
Её в деревне сразу полюбили
И жить бы без нее никто не смог.
В ней ароматные борщи варили,
Домашний хлеб - ни с чем он не сравним!
Какие тыквы в той печи томили!
Калины вкус - совсем необъясним!
На самой печи мягкие подушки и домотканые коврики, здесь же обитают тёплые валенки.
Повсюду на стенах и полках много вышитых рушников.
В «Мужском углу», возле входа, висят плетёные лапти, полка с инструментами, необходимые для хозяйственных нужд такие, как стамеска, клещи, подборник, маркёр, серп и многие другие.
Музей «Жили-были...» позволяет познакомить детей с бытом русской крестьянской избы, воспитывать любовь, уважение к культуре, традициям, обычаям, быту русского народа, развивать интерес к фольклору русского народа.
Мы с детьми посещаем музей в рамках вариативной программы нашей ООП.
Нашим детям, начиная с дошкольного возраста, необходимо знать и изучать культуру своих предков. Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы - “погружение в культуру”. Под “погружением” понимается такая организация занятий, которая позволяет и детям и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере той культуры, услышать голоса предков. Это постепенное “вживание” в эпоху и ее культуру, примерка ее нарядов и ее “образа мыслей” стало возможным благодаря созданию музею «Жили - были…».
18 мая 2019 года Квартиной Наталье Юрьевне был вручён диплом и кубок как лучшему руководителю школьного музея.
Благодаря посещению музея мы пытаемся у детей вызвать стремление познать тайны древнего ремесла, соприкоснуться к понятию сути народной культуры, которая обогащает внутренний мир человека и является неисчерпаемым источником творчества детей.
Пусть в музей тропа не зарастает,
Пусть мужает наша детвора,
Пусть быстрее каждый осознает:
Завтра вырастает из вчера.