Конкурс. Статья.
статья
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема развития ребенка как активного субъекта в образовательном пространстве ДОУ. Авторы предлагают использовать различные способы поддержки детской инициативы.
Ключевые слова: инициативность, самостоятельность.
На современном этапе развития общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению самостоятельности и творчества в решении жизненно важных проблем. Новые ценностные ориентации и обновление целей жизни современного общества, побуждают к осмыслению вопроса воспитания активной личности. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо обеспечить условия для познавательно-интеллектуальной активности детей. Активность ребёнка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием развития, которая закладывает основу для развития творческого и интеллектуального потенциала дошкольника.
Именно на основе собственной активности дошкольники определяют для себя виды деятельности, которые характеризуются высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. К ведущим видам детской деятельности относятся экспериментирование и игра, которые лежат в основе любого процесса детского познания, оказывая влияние на развитие компонентов самостоятельности и инициативы. Исследования предоставляют возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».
Анализ практики развития исследовательской активности и личного исследовательского опыта старших дошкольников в ДОУ обнаружил ряд проблем, требующих решения. Многие педагоги уверенно занимают регламентирующую и направляющую позиции, инструктируют детей, что и как необходимо делать, в какие игры играть. Точное выполнение детьми указаний и получение соответствующего результата сопровождаются одобрительной педагогической оценкой. Такая позиция педагога не только препятствует развитию самостоятельности и инициативности дошкольников, но и способствует созданию неблагоприятной психологической обстановки.
Для того чтобы познавательно-игровая деятельность дошкольников приобрела осмысленность и развивающий эффект, необходимо обеспечить следующие условия:
– предметно-развивающая среда должна быть разнообразной по своему содержанию, но при этом учитывать индивидуальные особенности детей;
– образовательно-игровая среда должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей.
В своей работе мы используем следующие способы поддержки детской инициативы:
– проявляем внимание к потребностям и интересам каждого ребёнка;
– в процессе детской активности, деятельности хвалим, подбадриваем ребёнка;
– создаём обстановку эмоционального комфорта;
– поддерживаем ребёнка в любых его начинаниях, помогая довести начатое до конца;
– предоставляем возможность детям задавать любые вопросы по интересующим его темам;
– обеспечиваем выбор различных форм деятельности (парной, индивидуальной, групповой);
– используем проблемные ситуации в различных видах деятельности;
– вместе с детьми планируем и обсуждаем совместные проекты. Таким образом, необходимо так организовать детскую деятельность,
чтобы каждый ребёнок чувствовал себя самостоятельным в выборе её содержания, а также смог совершенствовать свои умения сравнивать, запоминать, доводить начатое до конца. Следует помнить, что лучше всего детьми усваивается и запоминается тот материал, с которым поработал сам дошкольник: планировал, зарисовывал, ощупывал, строил. В результате правильно организованной деятельности по поддержке детской инициативы можно отметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, повышается уровень их самоконтроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздничный конкурс, посвященный Дню 8 Марта "Кто может стать настоящей принцессой"
Праздничная конкурсная программа "Кто хочет стать настоящей принцессой" для старшего дошкольного возраста. Программа состоит из конкурсов, игр, песен и танцев....
Статья для конкурса "Забытая война"
Конкурсная работа в номинации Статья "Голубиная почта"...
Статья для конкурса дополнительное образование 2012 года «Художественно-эстетическое развитие дошкольников ДОУ»
Старший воспитатель Атяшева Вера Дмитриевна...
статья "Конкурсы в ДОУ"
Конкурсы-эффективтивная форма сотрудничества с родителями....
Статья о победе в краевом конкурсе "Мультимедиа урок 2015", посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Статья о моей победе в краевом конкурсе "Мультимедиа урок 2015"...
КОНКУРС Статья "Использование элементов арттерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
В статье обобщен опыт работы с детьми ОВЗ с использованием арт-терапии (сказкотерапия, театртерапия)...
Конкурс.Статья.
Конкурс. Статья....