«Моторное развитие детей раннего возраста»
материал (младшая группа)
В последнее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, они не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. В каждой семье по-разному относятся к тому явлению, что ребенок плохо говорит. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством
| обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.
Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
|
Все родители слышали, что малышам полезно давать упражнения для мелкой моторики. В противном случае ребенку будет тяжело научиться самостоятельно одеваться, пользоваться мелкими предметами, завязывать шнурки. Развитие мелкой моторики у дошкольников определяет подчерк ребенка, его способность рисовать, лепить, вышивать. Что же такое мелкая моторика, и как можно способствовать ее развитию?
Мелкая моторика - одна из важнейших способностей человека. Этим словом называют умение выполнять мелкие точные движения пальцами и кистями. Например, брать в руки любимую игрушку или разукрашивать картинки. Это возможно только когда у ребенка скоординированы действия нервной, костной и мышечной систем. Мелкая моторика у детей влияет на развитие речи. Речевой и моторный центры расположены в голове ребенка очень близко друг к другу. Если ваш ребенок никак не может научиться говорить, помогите ему упражнениями для мелкой моторики.
Как понять, отстает ли ваш ребенок в развитии от нормы? Если даже ваш малыш слегка отстает – не отчаивайтесь, при регулярном движущиеся предметы. В возрасте 18-24 месяцев карапуз учится опускать разные мелкие предметы в небольшое отверстие. В 20-24 месяца малыш нанизывает на шнур крупные бусины. В возрасте 21-22 месяцев ребенок должен уметь переливать жидкость из одного сосуда в другой. А в 22-24 месяца малыши умеют строить башенки из четырех-шести кубиков. Что делать, если успехи вашего ребенка не соответствуют вышеперечисленным нормам? Мелкая моторика у детей требует постоянной тренировки. Очень полезно делать аккуратный массаж ладошек и пальчиков своего ребенка. Помогайте своему малышу брать в руки мелкие игрушки, катать шарики и строить башенки из кубиков. Держите его руку, когда он учится пользоваться ложкой или рисовать карандашом. Отличная мелкая моторика у детей, часто играющих с конструктором. Помогают в развитии моторики небольшие шарики, которые малыш любит катать из угла в угол. Маленьким детям пойдет на пользу игра в ладушки, а также разрывание мягкой цветной бумаги. Очень полезным будет следующее упражнение: на глазах малыша заройте в банке с крупой какой-нибудь маленький предмет, а затем попросите ребенка его раскопать. Малышам полезно рыться в крупе, просеивать ее сквозь пальцы. Покажите своему ребенку, как можно играть с этим нехитрым приспособлением. Однако следите, чтобы он не тащил ничего в рот. | выполнении упражнений он с легкостью догонит своих сверстников. Однако вам следует ознакомиться с нормами, выявленными специалистами по детскому развитию. В возрасте 8-12 месяцев ваш малыш должен уметь брать мелкие предметы большим и указательным пальцами. В 13-18 месяцев ребенку следует уметь устойчиво ставить один кубик на другой. В 15-18 месяцев дети обычно умеют собирать пирамидку из колец. В 17-20 месяцев малыш способен устойчиво построить башенку из трех кубиков, а также по одной переворачивать страницы книги. 17-24 месячный ребенок может захватывать Великолепно развивает мелкую моторику лепка, рисование, а также простое одевание. Пытаясь застегивать и расстегивать пуговицы, малыш тренирует свою координацию. Для более взрослых детей хорошим упражнением станет шнуровка ботинок, а также связывание небольших предметов тонкой веревкой. Дети постарше любят собирать мозаику и паззлы. Хорошо развивается мелкая моторика у детей при вырезании фигур из бумаги – снежинок, монеток, листиков и так далее. Вырезайте вместе с малышом фигуры из яркой цветной бумаги, а затем вместе приклеивайте их с помощью клея-карандаша.
Автор статьи: Порошина Е.А. Клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Уральского федерального университета, руководитель студии детской нейропсихологии «Нейрончик» |
Первые три месяца
В первые три месяца для развития ручек младенца будет полезен пальчиковый массаж. Делать его нужно при любой удобной минутке — во время воздушных ванн, в краткие еще периоды бодрствования или когда кроха засыпает.
•Нежно проглаживайте каждый пальчик новорожденного от ладошки к кончику; •аккуратно разминайте пальчики дитя, особое внимание уделяя их кончикам; •полезным будет пощекотать ладошки и пальчики грудничка в те моменты, когда он разжимает кулачки; •мягко разжимайте кулачки младенца, поглаживайте и вновь сгибайте пальчики.
Такая гимнастика будет способствовать скорейшему снятию мышечного тонуса на ручках крохи, улучшит формирование его тактильного опыта и подготовит дитя к дальнейшим успехам.
До пяти месяцев
| ручки — даже краткие эпизоды удержания предметов в кулачке будут невероятно полезны для развития грудничка. Постепенно длительность захвата будет увеличиваться, а сам младенец с интересом будет изучать погремушку.
|
С пяти до семи месяцев
| С семи до девяти месяцев
«Хватательная» активность ребенка со второго полугодия значительно возрастает. Его интересуют все новые и новые объекты, которые ему необходимо потрогать, правда, и надоедают они ему довольно быстро. Продолжайте развивать малыша, предлагая ему ощупать совершенно разные предметы — для этого подойдут не только покупные дорогие игрушки, но и абсолютно любые неопасные бытовые вещи: новые кухонные губки из поролона, крышки, чистые пищевые лотки, прищепки и т.д.
Уже сейчас арсенал младенца пополняется новыми игрушками, с которыми он постепенно учится взаимодействовать. Вы можете купить крохе:
|
С девяти месяцев до года
Предложите малышу игрушки, которые требуют «калибровки» при вставлении их друг в друга (наборы стаканчиков, матрешки).
Приведут малыша в восторг разного рода коробочки и емкости, которые требуется открыть. Будет хорошо, если после поднятия крышки внутри малютку будет ожидать приятный сюрприз.
Емкости с широкими завинчивающимися крышками также будут полезны для моторики малыша и развития его умений.
Внедряйте прием «хватания» в повседневные игры — катайте малышу мячик, просите его подать вам какой-то предмет, прячьте от него под пеленкой игрушки и просите отыскать «пропажу». Такие разнообразные движения будут полезны для ручек младенца. Некоторым детям к году уже хватает терпения, чтобы заниматься с крупными сортерами — игрушками, в которые требуется вставлять детали разной формы. | Игры в ванной также становятся все разнообразней. Ребенок может вылавливать мелкие игрушки и складывать их в тазик, переливать воду из одной емкости в другую и т.д. Все эти простые на первый взгляд занятия требуют от крохи большой концентрации и ловкости. Ребенок уже подолгу может находиться один, увлекаясь своими играми. Но все же нельзя оставлять кроху без присмотра — не только из соображений безопасности. Вы должны быть рядом, чтобы научить дитя новым способам взаимодействия с окружающими предметами и направлять деятельность. Малышам к году становятся интересны игры в песочнице. Если же на дворе не лето, можно устроить такие занятия дома — с песком или манкой. Переворачивать пасочки малыш вряд ли сможет, а вот наполнить их ручками вполне ему под силу. Для таких игр можно застелить пол клеенкой или заниматься с сыпучим материалом за столом. Ежедневные упражнения, ваша забота и любовь помогут ребенку научиться управлять своими ручками и пальчиками, а также — благотворно воздействовать на речевой центр.
. |
Игры на развитие мелкой моторики детей от 1 до 2 лет
В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года.
На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.
Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить | на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.
Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было |
за что ухватиться.
Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие. Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки. Кроме этого, учите ребенка:
Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку. |
. |
Массаж пальчиков очень полезен для маленького ребенка. Не зря же говорят, что ручная работа успокаивает психику, умиротворяет, например, вязание или вышивка, потому что пальцы рук тесто связаны с деятельностью головного мозга. На ладошках и пальчиках находится множество точек, отвечающих за функционирование разных органов в нашем организме. Из-за тонуса ручек, примерно до 2 летнего возраста (у кого раньше, у кого позже), но он все равно сохраняется, и ребенок часто зажимает пальчики в кулачок. Такой массаж ручек и пальчиков избавит его от такого зажатия, ребенок будет лучше управлять своими ручками и пальчиками. Развивается гибкость и координация пальчиков. Занятия нужно проводить регулярно. Иногда, дети когда волнуются, теребят в руках что-нибудь, будь то игрушка или тряпочка какая-нибудь. В этом случае не стоит отбирать у ребенка эти предметы, так он инстинктивно старается себя успокоить, избавляется от излишнего волнения организма.
Если вы впервые начинаете пальчиковые упражнения, то начните с комплекса 1. Он подходит для детей, у которых мелкая моторика слабо развита. Такой вводный курс можно начинать уже с первых дней жизни. Когда проделаете первый комплекс, почувствуете, что ребенок уже готов идти дальше, приступайте ко второму. | Комплекс №1
1. Погладьте несколько раз ручку ребенка от кончиков пальцев к локотку и наоборот. Сначала погладьте внешнюю сторону руки, потом внутреннюю.
Ручки, ручки! Я вас знаю, Я водой вас умываю. Пальчики я тоже знаю, Ими я сейчас играю.
У девочек и мальчиков На руке пять пальчиков: Палец большой — парень с душой, Палец указательный — господин влиятельный, Палец средний — тоже не последний. Палец безымянный — с колечком ходит важный, Пятый — мизинец, принёс вам гостинец. |
Комплекс №2
Если ребенок вас еще не понимает, что вы от него хотите, то можете выполнять упражнения взяв его ручки в свои. Некоторые упражнения не сможете пока выполнять.
1. Потрите ладошки друг об друга, чтобы они стали теплее. 2. Сожмите руку в кулачок, потом разожмите. 3. Зацепляйте одноименные пальчики одной руки с другой и слегка потяните в стороны. 4. Сделайте ручки в замочек. И не разжимая пальчиков, подвигайте запястьем. 5. «Солнышки». Утро настало, солнышко встало (ладони с растопыренными пальцами поднимаются вверх). Держим параллельно ладошки со сжатыми пальчиками, затем пальчики растопыриваем. — Солнышко светит. 6. Пальчики здороваются. Поочередно каждым пальчиком соприкасаемся с большим пальчиком на каждой руке.
|
Автор статьи: врач-ортопед Ж.Р.Бушуева |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnal.docx | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа сенсорно-моторного развития детей раннего возраста «Ловкий пальчик»
предлагаю вашему вниманию программу сенсорно-моторного развития детей младшего возраста. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Данная программа будет интересна педагогам ясельных групп, т...
Презентация игротеки для сенсорно-моторного развития детей раннего возраста.
Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательно...
РАЗВИТИЕ СЕНСО-МОТОРНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ПРАКТИКИ СТУДИЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОЛСТИ “ГНОМИКИ”
Сенсорно - моторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для детей раннего возраста важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторн...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....
СЕНСОРНО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
Сенсорно-моторное развитие детей раннего возраста является важным средством развития исследовательской деятельности.Ребёнок познаёт окружающую действительность через ощущения и восприятия, используя з...