«Моторное развитие детей раннего возраста»
материал (младшая группа)

 

Надпись: Что такое моторное развитие?

В последнее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, они не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.

В каждой семье по-разному относятся к тому явлению, что ребенок плохо говорит. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством

 

обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.

 

Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

 

 

d7993889e6ed42eba84e94d023648fc6.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Отстает ли ваш ребенок от сверстников?

Все родители слышали, что малышам полезно давать упражнения для мелкой моторики. В противном случае ребенку будет тяжело научиться самостоятельно одеваться, пользоваться мелкими предметами, завязывать шнурки. Развитие мелкой моторики у дошкольников определяет подчерк ребенка, его способность рисовать, лепить, вышивать. Что же такое мелкая моторика, и как можно способствовать ее развитию?

 

Мелкая моторика - одна из важнейших способностей человека. Этим словом называют умение выполнять мелкие точные движения пальцами и кистями. Например, брать в руки любимую игрушку или разукрашивать картинки. Это возможно только когда у ребенка скоординированы действия нервной, костной и мышечной систем. Мелкая моторика у детей влияет на развитие речи. Речевой и моторный центры расположены в голове ребенка очень близко друг к другу. Если ваш ребенок никак не может научиться говорить, помогите ему упражнениями для мелкой моторики.

 

Как понять, отстает ли ваш ребенок в развитии от нормы?

Если даже ваш малыш слегка отстает – не отчаивайтесь, при регулярном

движущиеся предметы. В возрасте 18-24 месяцев карапуз учится опускать разные мелкие предметы в небольшое отверстие. В 20-24 месяца малыш нанизывает на шнур крупные бусины. В возрасте 21-22 месяцев ребенок должен уметь переливать жидкость из одного сосуда в другой. А в 22-24 месяца малыши умеют строить башенки из четырех-шести кубиков.

Что делать, если успехи вашего ребенка не соответствуют вышеперечисленным нормам?

Мелкая моторика у детей требует постоянной тренировки. Очень полезно делать аккуратный массаж ладошек и пальчиков своего ребенка. Помогайте своему малышу брать в руки мелкие игрушки, катать шарики и строить башенки из кубиков. Держите его руку, когда он учится пользоваться ложкой или рисовать карандашом. Отличная мелкая моторика у детей, часто играющих с конструктором. Помогают в развитии моторики небольшие шарики, которые малыш любит катать из угла в угол. Маленьким детям пойдет на пользу игра в ладушки, а также разрывание мягкой цветной бумаги.

Очень полезным будет следующее упражнение: на глазах малыша заройте в банке с крупой какой-нибудь маленький предмет, а затем попросите ребенка его раскопать. Малышам полезно рыться в крупе, просеивать ее сквозь пальцы. Покажите своему ребенку, как можно играть с этим нехитрым приспособлением. Однако следите, чтобы он не тащил ничего в рот.

выполнении упражнений он с легкостью догонит своих сверстников. Однако вам следует ознакомиться с нормами, выявленными специалистами по детскому развитию.

55c58008a1dcf81d3e33ff07f7ae61f8.jpg

В возрасте 8-12 месяцев ваш малыш должен уметь брать мелкие предметы большим и указательным пальцами. В 13-18 месяцев ребенку следует уметь устойчиво ставить один кубик на другой. В 15-18 месяцев дети обычно умеют собирать пирамидку из колец. В 17-20 месяцев малыш способен устойчиво построить башенку из трех кубиков, а также по одной переворачивать страницы книги.

17-24 месячный ребенок может захватывать

869c3935d6d6cd26a4fb5cd23e14a050--montessori.jpgВеликолепно развивает мелкую моторику лепка, рисование, а также простое одевание. Пытаясь застегивать и расстегивать пуговицы, малыш тренирует свою координацию. Для более взрослых детей хорошим упражнением станет шнуровка ботинок, а также связывание небольших предметов тонкой веревкой. Дети постарше любят собирать мозаику и паззлы. Хорошо развивается мелкая моторика у детей при вырезании фигур из бумаги – снежинок, монеток, листиков и так далее. Вырезайте вместе с малышом фигуры из яркой цветной бумаги, а затем вместе приклеивайте их с помощью клея-карандаша.

 

Автор статьи: Порошина Е.А.

Клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Уральского федерального университета, руководитель студии детской нейропсихологии «Нейрончик»

Надпись: Развиваем ручки с первых месяцев жизни

Первые три месяца

 

В первые три месяца для развития ручек младенца будет полезен пальчиковый массаж. Делать его нужно при любой удобной минутке — во время воздушных ванн, в краткие еще периоды бодрствования или когда кроха засыпает.

 

•Нежно проглаживайте каждый пальчик новорожденного от ладошки к кончику;

•аккуратно разминайте пальчики дитя, особое внимание уделяя их кончикам;

•полезным будет пощекотать ладошки и пальчики грудничка в те моменты, когда он разжимает кулачки;

•мягко разжимайте кулачки младенца, поглаживайте и вновь сгибайте пальчики.

 

Такая гимнастика будет способствовать скорейшему снятию мышечного тонуса на ручках крохи, улучшит формирование его тактильного опыта и подготовит дитя к дальнейшим успехам.

 

До пяти месяцев

 

  • На четвертом месяце жизни дети лучше начинают управлять своими ручками. В этот период важно активно пользоваться не затухшим еще хватательным рефлексом и «подкладывать» грудничку под ладошки игрушки.

 

  • Сейчас крохе удобней хватать разнообразные погремушки. Подавайте их ему попеременно в

ручки — даже краткие эпизоды удержания предметов в кулачке будут невероятно полезны для развития грудничка. Постепенно длительность захвата будет увеличиваться, а сам младенец с интересом будет изучать погремушку. 

 

  • Важно подбирать для занятий с крохой разные игрушки — чтобы они отличались по материалу, форме и варианту захвата. Давайте ребенку объекты с различных направлений, чтобы его ладони и пальчики учились поворачиваться.

maxresdefault.jpg

  • Полезными для развития моторики у грудничков на этом этапе будут самодельные «четки» — нанизанные на недлинный шнурок пуговки, крупные бусины, деревянные катушки, которые кроха будет перебирать в своих пальчиках, обогащая свой тактильный опыт и стимулируя подушечки пальчиков.

 

  • Стимулируйте младенца тянуться ручками — к вашему лицу, протянутым игрушкам.

 

  • Продолжайте делать пальчиковый массаж

С пяти до семи месяцев

 

  • Для рук малышей в этот период полезны игрушки с колечками и бусинами, которые можно перебирать пальчиками. Совсем не обязательно тратиться на дорогие игровые центры или развивающие игрушки — можно сделать для малыша несколько наборов коротких бус с разными нанизанными объектами.

 

  • В этом возрасте деткам нравится нажимать на разного рода кнопки. Полезными в игровой зоне окажутся клавишные детские музыкальные инструменты, старая клавиатура и интерактивные игрушки.

 

  • Продолжайте развивать малыша тактильно — сшейте несколько мешочков из разных на ощупь кусочков ткани, наполните их интересным содержимым — горохом, фасолью, песком, гречкой, макаронами, манкой, — зашейте крепко и давайте ребенку.

 

  • Можно на мешочки нашить дополнительно яркие пуговицы, банты из лент — грудничку будет интересно и полезно ощупывать их и пытаться оторвать.

 

  • Малыши в этом возрасте не только получают огромное удовольствие от пальчиковых игр, но и довольно требовательно просят позаниматься с ними, поэтому при любой удобной возможности повторяйте с крохой «Сороку-белобоку» и «Мальчик-пальчик».

С семи до девяти месяцев

 

«Хватательная» активность ребенка со второго полугодия значительно возрастает. Его интересуют все новые и новые объекты, которые ему необходимо потрогать, правда, и надоедают они ему довольно быстро.

Продолжайте развивать малыша, предлагая ему ощупать совершенно разные предметы — для этого подойдут не только покупные дорогие игрушки, но и абсолютно любые неопасные бытовые вещи: новые кухонные губки из поролона, крышки, чистые пищевые лотки, прищепки и т.д.

 

Уже сейчас арсенал младенца пополняется новыми игрушками, с которыми он постепенно учится взаимодействовать. Вы можете купить крохе:

 

  • пирамидку, которую кроха пока будет исключительно разбирать;
  • активные развивающие центры, где требуется что-то нажимать, двигать, перебирать;
  • резиновые пищалки, которые нужно сжимать в ладони;
  • текстильные кубики;
  • плавающие игрушки для ванной.

 

deti-v21.xxl.png

 

С девяти месяцев до года

 

 Предложите малышу игрушки, которые требуют «калибровки» при вставлении их друг в друга (наборы стаканчиков, матрешки).

 

Приведут малыша в восторг разного рода коробочки и емкости, которые требуется открыть. Будет хорошо, если после поднятия крышки внутри малютку будет ожидать приятный сюрприз.

 

5-7.png Емкости с широкими завинчивающимися крышками также будут полезны для моторики малыша и развития его умений.

 

 Внедряйте прием «хватания» в повседневные игры — катайте малышу мячик, просите его подать вам какой-то предмет, прячьте от него под пеленкой игрушки и просите отыскать «пропажу». Такие разнообразные движения будут полезны для ручек младенца.

Некоторым детям к году уже хватает терпения, чтобы заниматься с крупными сортерами — игрушками, в которые требуется вставлять детали разной формы.

Игры в ванной также становятся все разнообразней. Ребенок может вылавливать мелкие игрушки и складывать их в тазик, переливать воду из одной емкости в другую и т.д. Все эти простые на первый взгляд занятия требуют от крохи большой концентрации и ловкости.

Ребенок уже подолгу может находиться один, увлекаясь своими играми. Но все же нельзя оставлять кроху без присмотра — не только из соображений безопасности. Вы должны быть рядом, чтобы научить дитя новым способам взаимодействия с окружающими предметами и направлять деятельность.

Малышам к году становятся интересны игры в песочнице. Если же на дворе не лето, можно устроить такие занятия дома — с песком или манкой. Переворачивать пасочки малыш вряд ли сможет, а вот наполнить их ручками вполне ему под силу. Для таких игр можно застелить пол клеенкой или заниматься с сыпучим материалом за столом.

Ежедневные упражнения, ваша забота и любовь помогут ребенку научиться управлять своими ручками и пальчиками, а также — благотворно воздействовать на речевой центр.

 

.

 

Надпись: Играй, разминай и развивай

Игры на развитие мелкой моторики детей от 1 до 2 лет

В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года.

 

  • Чистить вареное яичко

Учимся чистить яичкоНа мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

 

  • Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

 

Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить

на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

Игра на развитие мелкой моторики для детей 1 года

  • Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

разворачиваем фольгуЗаверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было

за что ухватиться.

 

  • Проталкивать монеты в копилку

Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.

Играем с копилкой

Кроме этого, учите ребенка:

 

  • самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
  • позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
  • разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
  • учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.

Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Надпись: Массаж для развития мелкой моторики

Массаж пальчиков очень полезен для маленького ребенка.  Не зря же говорят, что ручная работа успокаивает психику, умиротворяет, например, вязание или вышивка, потому что пальцы рук тесто связаны с деятельностью головного мозга. На ладошках и пальчиках находится множество точек, отвечающих за функционирование разных органов в нашем организме. Из-за тонуса ручек, примерно до 2 летнего возраста (у кого раньше, у кого позже), но он все равно сохраняется, и ребенок часто зажимает пальчики в кулачок.

Такой массаж ручек и пальчиков избавит его от такого зажатия, ребенок будет лучше управлять своими ручками и пальчиками. Развивается гибкость и координация пальчиков. Занятия нужно проводить регулярно.

Иногда, дети когда волнуются, теребят в руках что-нибудь, будь то игрушка или тряпочка какая-нибудь. В этом случае не стоит отбирать у ребенка эти предметы, так он инстинктивно старается себя успокоить, избавляется от излишнего волнения организма.

 

Если вы впервые начинаете пальчиковые упражнения, то начните с комплекса 1. Он подходит для детей, у которых мелкая моторика слабо развита. Такой вводный курс можно начинать уже с первых дней жизни. Когда проделаете первый комплекс, почувствуете, что ребенок уже готов идти дальше, приступайте ко второму.

Комплекс №1

 

1. Погладьте несколько раз ручку ребенка от кончиков пальцев к локотку и наоборот. Сначала погладьте внешнюю сторону руки, потом внутреннюю.

 

Ручки, ручки! Я вас знаю,

Я водой вас умываю.

Пальчики я тоже знаю,

Ими я сейчас играю.

 

  1. Поглаживающими движением каждого пальчика к ладошке. Каждый пальчик, каждую фалангу, от подушечки к основанию пальчиков, затем поменяйте ручки.

 

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит важный,

Пятый — мизинец, принёс вам гостинец.

массаж ручек и пальчиков для ребенка

Комплекс №2

 

Если ребенок вас еще не понимает, что вы от него хотите, то можете выполнять упражнения взяв его ручки в свои. Некоторые упражнения не сможете пока выполнять.

 

1. Потрите ладошки друг об друга, чтобы они стали теплее.

2. Сожмите руку в кулачок, потом разожмите.

3. Зацепляйте одноименные пальчики одной руки с другой и слегка потяните в стороны.

4. Сделайте ручки в замочек. И не разжимая пальчиков, подвигайте запястьем.

5. «Солнышки». Утро настало, солнышко встало (ладони с растопыренными пальцами поднимаются вверх). Держим параллельно ладошки со сжатыми пальчиками, затем пальчики растопыриваем. — Солнышко светит.

6. Пальчики здороваются. Поочередно каждым пальчиком соприкасаемся с большим пальчиком на каждой руке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор статьи: врач-ортопед Ж.Р.Бушуева

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal.docx1.57 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сенсорно-моторного развития детей раннего возраста «Ловкий пальчик»

предлагаю вашему вниманию программу сенсорно-моторного развития детей младшего возраста. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Данная программа будет интересна педагогам ясельных групп, т...

Презентация игротеки для сенсорно-моторного развития детей раннего возраста.

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательно...

РАЗВИТИЕ СЕНСО-МОТОРНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ПРАКТИКИ СТУДИЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОЛСТИ “ГНОМИКИ”

Сенсорно - моторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для детей раннего возраста важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторн...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

СЕНСОРНО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Сенсорно-моторное развитие детей раннего возраста является важным средством развития исследовательской деятельности.Ребёнок познаёт окружающую действительность через ощущения и восприятия, используя з...