Нейробика-гимнастика для мозга, как это работает?
учебно-методический материал
Мастер-класс для педагогов, педагогов -психологов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neyrobika.docx | 375.94 КБ |
neyrobika.ppt | 776 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 «Чебурашка» г. Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект мастер-класса для педагогов-психологов
«Нейробика-гимнастика для мозга, как это работает?»
Провела:
17.11.2021г.
педагог - психолог
Осипова Наталья Васильевна
nalyadom@yandex.ru (e-mail)
2021г.
НЕЙРОБИКА – ЗАРЯДКА ДЛЯ МОЗГА.
Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.
В детском саду каждый специалист использует в своей работе разные здоровьесберегающие технологии. На занятиях педагога-психолога используются физкультминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, игротерапия, песочная терапия, а также нейропсихологические упражнения. Так как при работе с различными возрастными категориями детей стоит отметить, что у некоторых ребят встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, двигательная недостаточность, трудности при рисовании, вырезании, конструировании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы.
Для успешного обучения и развития ребят в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия.
Для развития межполушарного взаимодействия используются различные методы и приемы нейробики. Этот термин ввел американский нейробиолог Лоуренс Кац. он обозначает комплекс упражнений для мозга, необходимый для того, чтобы он сохранил все свои функции в старости. Задействует разные участки мозга, заставляя их работать быстро и слаженно, все 5 человеческих чувств.
Способствует развитию новых нейроных связей во время поиска новых, нестандартных решений.
Нейробика у детей развивает мозолистое тело, повышает стрессоустойчивость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, способствует улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма. При подготовке детей к школе необходимо уделять большое внимание развитию мозолистого тела (межполушарных связей). Ведь оно может искажать познавательную деятельность. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет.
Сейчас мне хотелось бы приступить к практике и предложить вам поучаствовать в популярном флешмобе: «Попопробуй повтори».
А теперь я покажу вам видео с различными нейроиграми, которые я пробовала в своей работе и, если вы еще ими не пользуетесь, то возьмите их на заметку.
Теперь я расскажу о комплексе нейроигр, составленным мной после прохождения онлайн-марафона «Нейроигры» на всероссийском форуме «Педагоги России» весной этого года и занявший 2 место в городском профессиональном конкурсе «Калейдоскоп профессиональных идей» в номинации «Дидактический инструментарий».
Составленный комплекс занятий для детей старшего дошкольного возраста способствует активизации межполушарного взаимодействия, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе.
При применении нейробики на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах.
МОЕ ПОСОБИЕ ПО НЕЙРОБИКЕ – ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОМПЛЕКС РАЗЛИЧНЫХ НЕЙРОИГР, ПОЗВОЛЯЮЩИХ РЕШАТЬ РЯД ОБОЗАЧЕННЫХ ВЫШЕ ЗАДАЧ.
Занятия с данным комплексом нейроигр могут проводится педагогом-психологом индивидуально и в подгрупповом режиме.
Предлагаю использовать его на подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях, в качестве закрепления пройденной лексической темы, включать в систему развивающего обучения.
Комплекс состоит из 18 нейроигр на разные лексические темы, а также игра «Нейросчет», нейроритмические упражнения «Повтори» и «Классификация». Каждая игра распечатана на листе формата А3 и заламинирована.
Игра «Закрепление темы»
Цель: формировать у детей представление о заявленной теме.
Задачи:
- обобщать знания по темам.
- закреплять лексику по вышеуказанным темам и дифференцировать данные понятия.
- развивать зрительное восприятие, речь, мышление, память.
- развивать межполушарное взаимодействие.
Игровое правило:
Ход игры:
Педагог-психолог предлагает ребенку взять в руки 2 карандаша, педагог или сам ребенок называет, предположим, название дерева – рябина, ребенок должен показать это дерево, обеими руками одновременно, картинки расположены на пособии в разных местах.
В начале занятия детям можно сказать, что сейчас мы будем искать деревья, их листья и плоды.
Если в игру играют несколько детей, то можно предложить: 1 - ребенку показать деревья, 2 – плоды, 3 – листья этих деревьев.
Например, по теме «Овощи и фрукты», можно попросить детей поискать:
1. Назови все плоды красного, желтого, зеленого цвета.
2. Какие фрукты можно положить в вазу? Какие овощи можно покрошить в салат?
3. Какой геометрической формы овощи (фрукты)
4. Предложить назвать – что выросло в земле, на дереве, на кусте.
И т. д.
С детьми предшкольного возраста отвечаем на такие вопросы, например:
- Как нужно ухаживать за овощами?
- Что можно из них приготовить?
- Сразу ли на маленьком кустике появились помидоры? И т. д.
В итоге дети выделяют и называют существенные признаки и качества предметов, устанавливают связи между ними. Речь становится разнообразнее, точнее и богаче по содержанию. Увеличивается лексический багаж ребенка, он полнее излагает свои мысли.
Особенности заданий по разным темам:
- По теме «Домашние животные» и «Домашние птицы» необходимо найти и назвать маму, папу и детеныша.
- По теме «Посуда и продукты» ребенок может, например, уточнить какие продукты относятся к молочным или классифицировать посуду, как чайную, кухонную и столовую, попросит найти столовые приборы и т.д.
- В теме «Грибы и ягоды» обратить внимание на ядовитые и съедобные, что растет в саду, а что в лесу.
- По теме «Транспорт» классифицировать его, наземный транспорт разделить на 2 и 4- колесный.
- «Цветы» разделить на садовые, полевые и комнатные.
- «Лесных жителей» классифицировать на травоядных, хищных и всеядных, живущих в дупле или у воды.
- По теме «Профессии» найти человека определенной профессии и 2 ему необходимых предмета и т.д… .
2 вариант использования игры в подгрупповом режиме
Сказать ребятам, что сейчас после слова: «Внимание» произнесете объект, выигрывает тот, ребенок, который первым его покажет.
Игра «Нейросчет».
Цель: формировать у детей математические представления.
Задачи:
- развивать умение решать примеры до 10, а также понимать, что будет, если наложить одну фигуру на другую (прибавить)
- развивать пространственную ориентацию
- развивать зрительное восприятие, речь, мышление, память.
- развивать межполушарное взаимодействие.
Игровое правило:
Ребенку необходимо решить пример, посчитать и найти на него ответ, одновременно двумя руками показать и пример и ответ на него.
Нейроритмическое упражнение «Покажи».
Цель: формировать у детей произвольность поведения.
Задачи:
- развивать умение выполнять движения по схеме, ориентируясь также на других детей в подгруппе.
- развивать пространственную ориентацию
- развивать зрительное восприятие, речь, мышление, память.
- развивать межполушарное взаимодействие.
Игровое правило:
Ребята знакомятся со схемой тех движений, которые будут выполнять, затем подгруппа детей их выполняет по предложенной схеме по порядку или в произвольном порядке, который задает ведущий или педагог.
Нейроритмическое упражнение «Классификация».
Цель: формировать у детей или одного ребенка произвольность поведения.
Задачи:
- развивать умение выполнять действия по многоступенчатой инструкции, используя понятия: живой-неживой, цвет, размер.
- развивать пространственную ориентацию
- развивать зрительное восприятие, речь, мышление, память.
- развивать межполушарное взаимодействие.
Игровое правило:
Ребенку предлагают маркером (для маркерной доски, который можно будет стереть), например, обвести в кружок правой рукой все неживые объекты зеленого цвета, а правой рукой зачеркивать только маленьких собачек.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическое здоровье ребенка характеризуется : развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.
У некоторых дошкольников встречаются : трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, двигательная недостаточность, трудности при рисовании, вырезании, конструировании, негрубые речевые отклонения особенности эмоциональной сферы.
Трудности обучения детей связаны
Термин «Нейробика» Ввел американский нейробиолог Лоуренс Кац. Обозначает комплекс упражнений для мозга, необходимый для того, чтобы он сохранил все свои функции в старости. Задействует разные участки мозга, заставляя их работать быстро и слаженно, все 5 человеческих чувств. Способствует развитию новых нейроных связей во время поиска новых, нестандартных решений.
Нейробика. Рекомендации
Нейробика у детей развивает мозолистое тело (межполушарные связи), оно может искажать познавательную деятельность. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет. повышает стрессоустойчивость, синхронизирует работу полушарий , улучшает мыслительную деятельность, способствует улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
если мозг устал
как проявляются нейродинамические трудности и как их преодолеть...
Левое и правое полушарие мозга. Развиваем мозг ребенка равномерно.
Задача родителей – с самого детства провоцировать и развивать обе части мозга равномерно, чтобы ребенок получал самые большие возможности и мог максимально использовать потенциал своего м...
Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"
Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...
Мастер-класс "Нейробика - гимнастика для мозга"
Сегодня не менее трети проблем со здоровьем людей связаны с болезнями мозга. Научные исследования последних лет показывают, что значительное воздействие на мозг и общее здоровье оказывает окружающая с...
КОМПЛЕКС « УМНАЯ ЗАРЯДКА» вошли элементы следующих методик : Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга», Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга», •Массаж профессора Ауглина, •Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк •П
Комплекс по развитию познавательных функций через движениерекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания,повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность илирасто...
Гимнастика для мозга. Синхронизация обоих полушарий мозга
Гимнастика для мозга. Синхронизация обоих полушарий мозга...
Нейробика - гимнастика для мозга.
Нейробика -гимнастика для мозга....