Нейробика-гимнастика для мозга, как это работает?
учебно-методический материал

Осипова Наталья Васильевна

Мастер-класс для педагогов, педагогов -психологов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neyrobika.docx375.94 КБ
Office presentation icon neyrobika.ppt776 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 «Чебурашка» г. Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект мастер-класса для педагогов-психологов

«Нейробика-гимнастика для мозга, как это работает?»

Провела:

17.11.2021г.

педагог - психолог

   Осипова Наталья Васильевна

nalyadom@yandex.ru (e-mail)

2021г.

НЕЙРОБИКА – ЗАРЯДКА ДЛЯ МОЗГА.

Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.

В детском саду каждый специалист использует в    своей работе разные  здоровьесберегающие технологии. На занятиях педагога-психолога используются физкультминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, игротерапия, песочная терапия, а также нейропсихологические упражнения.  Так как при работе с различными возрастными категориями детей стоит отметить, что у некоторых ребят встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, двигательная недостаточность, трудности при рисовании, вырезании, конструировании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы.

Для успешного  обучения и развития ребят в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. 

               Для развития межполушарного взаимодействия используются различные методы и приемы нейробики.  Этот термин ввел американский нейробиолог  Лоуренс Кац. он обозначает комплекс упражнений для мозга, необходимый для того, чтобы он сохранил все свои функции в старости.  Задействует разные участки мозга, заставляя их работать быстро и  слаженно, все 5 человеческих чувств.

        Способствует развитию новых  нейроных связей во время поиска  новых, нестандартных решений.

Нейробика у детей развивает мозолистое тело, повышает стрессоустойчивость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, способствует улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма. При подготовке детей к школе необходимо уделять большое внимание развитию мозолистого тела (межполушарных связей). Ведь оно может искажать познавательную деятельность. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет.

Сейчас мне хотелось бы приступить к практике и предложить вам поучаствовать в популярном флешмобе: «Попопробуй повтори».

А теперь я покажу вам видео с различными нейроиграми, которые я пробовала в своей работе и, если вы еще ими не пользуетесь, то возьмите их на заметку.

Теперь я расскажу о комплексе нейроигр, составленным мной после прохождения онлайн-марафона «Нейроигры» на всероссийском форуме «Педагоги России» весной этого года и занявший 2 место в городском профессиональном  конкурсе «Калейдоскоп профессиональных идей» в номинации «Дидактический инструментарий».

Составленный комплекс занятий для детей старшего дошкольного возраста способствует активизации межполушарного взаимодействия, что формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе.

При применении нейробики на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах.

МОЕ ПОСОБИЕ ПО НЕЙРОБИКЕ – ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОМПЛЕКС РАЗЛИЧНЫХ НЕЙРОИГР, ПОЗВОЛЯЮЩИХ РЕШАТЬ РЯД ОБОЗАЧЕННЫХ ВЫШЕ ЗАДАЧ.

 Занятия с данным комплексом нейроигр могут проводится педагогом-психологом индивидуально и в подгрупповом режиме.

Предлагаю использовать его на подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях, в качестве закрепления пройденной лексической темы, включать в  систему развивающего обучения.

Комплекс состоит из 18 нейроигр на разные лексические темы, а также игра «Нейросчет»,  нейроритмические упражнения «Повтори» и «Классификация». Каждая игра распечатана на листе формата А3 и заламинирована.

Игра «Закрепление темы»

Цель: формировать у детей представление о заявленной теме.

Задачи:

  • обобщать знания по темам.
  • закреплять лексику по вышеуказанным темам и дифференцировать данные понятия.
  • развивать зрительное восприятие, речь, мышление, память.
  • развивать межполушарное взаимодействие.

Игровое правило: 

Ход игры:

Педагог-психолог  предлагает ребенку взять в руки 2 карандаша, педагог или сам ребенок называет, предположим, название дерева – рябина, ребенок должен показать это дерево, обеими руками одновременно, картинки расположены на пособии в разных местах.

В начале занятия детям можно сказать, что сейчас мы будем искать деревья, их листья и плоды.

Если в игру играют несколько детей, то можно предложить: 1 - ребенку показать  деревья, 2 – плоды, 3 – листья этих деревьев.

Например, по теме «Овощи и фрукты», можно попросить детей поискать:

1. Назови все плоды красного, желтого, зеленого цвета.

2. Какие фрукты можно положить в вазу? Какие овощи можно покрошить в салат?

3. Какой геометрической формы овощи (фрукты)

4. Предложить назвать – что выросло в земле, на дереве, на кусте.

И т. д.

С детьми предшкольного возраста отвечаем на такие вопросы, например:

- Как нужно ухаживать за овощами?

- Что можно из них приготовить?

- Сразу ли на маленьком кустике появились помидоры? И т. д.

В итоге дети выделяют и называют существенные признаки и качества предметов, устанавливают связи между ними. Речь становится разнообразнее, точнее и богаче по содержанию. Увеличивается лексический багаж ребенка, он полнее излагает свои мысли.

        Особенности заданий по разным темам:

  • По теме «Домашние животные» и «Домашние птицы» необходимо найти и назвать маму, папу и детеныша.
  • По теме «Посуда и продукты» ребенок может, например, уточнить какие продукты относятся к молочным или классифицировать посуду, как чайную, кухонную и столовую, попросит найти столовые приборы и т.д.
  • В теме «Грибы и ягоды» обратить внимание на ядовитые и съедобные, что растет в саду, а что в лесу.
  • По теме «Транспорт» классифицировать его, наземный транспорт разделить на 2 и 4- колесный.
  • «Цветы» разделить на садовые, полевые и комнатные.
  • «Лесных жителей» классифицировать на травоядных, хищных и всеядных, живущих в дупле или у воды.
  • По теме «Профессии» найти человека определенной профессии и 2 ему необходимых предмета и  т.д… .

2 вариант использования игры в подгрупповом режиме

Сказать ребятам, что сейчас после слова: «Внимание» произнесете объект, выигрывает тот, ребенок, который первым его покажет.

Игра «Нейросчет».

Цель: формировать у детей математические представления.

Задачи:

  • развивать умение решать примеры до 10, а также понимать, что будет, если наложить одну фигуру на другую (прибавить)
  • развивать пространственную ориентацию
  • развивать зрительное восприятие, речь, мышление, память.
  • развивать межполушарное взаимодействие.

Игровое правило:

Ребенку необходимо решить пример, посчитать и найти на него ответ, одновременно двумя руками показать и пример и ответ на него.

Нейроритмическое упражнение «Покажи».

Цель: формировать у детей произвольность поведения.

Задачи:

  • развивать умение выполнять движения по схеме, ориентируясь также на других детей в подгруппе.
  • развивать пространственную ориентацию
  • развивать зрительное восприятие, речь, мышление, память.
  • развивать межполушарное взаимодействие.

Игровое правило:

      Ребята знакомятся со схемой тех движений, которые будут выполнять, затем подгруппа детей их выполняет по предложенной схеме по порядку или в произвольном порядке, который задает ведущий или педагог.

Нейроритмическое упражнение «Классификация».

Цель: формировать у детей или одного ребенка произвольность поведения.

Задачи:

  • развивать умение выполнять действия по многоступенчатой инструкции, используя понятия: живой-неживой, цвет, размер.
  • развивать пространственную ориентацию
  • развивать зрительное восприятие, речь, мышление, память.
  • развивать межполушарное взаимодействие.

Игровое правило:

      Ребенку предлагают маркером (для маркерной доски, который можно будет стереть), например, обвести в кружок правой рукой все неживые объекты зеленого цвета, а правой рукой зачеркивать только маленьких собачек.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейробика зарядка для мозга Как это работает

Слайд 2

Психологическое здоровье ребенка характеризуется : развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.

Слайд 3

У некоторых дошкольников встречаются : трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, двигательная недостаточность, трудности при рисовании, вырезании, конструировании, негрубые речевые отклонения особенности эмоциональной сферы.

Слайд 4

Трудности обучения детей связаны

Слайд 5

Термин «Нейробика» Ввел американский нейробиолог Лоуренс Кац. Обозначает комплекс упражнений для мозга, необходимый для того, чтобы он сохранил все свои функции в старости. Задействует разные участки мозга, заставляя их работать быстро и слаженно, все 5 человеческих чувств. Способствует развитию новых нейроных связей во время поиска новых, нестандартных решений.

Слайд 6

Нейробика. Рекомендации

Слайд 7

Нейробика у детей развивает мозолистое тело (межполушарные связи), оно может искажать познавательную деятельность. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет. повышает стрессоустойчивость, синхронизирует работу полушарий , улучшает мыслительную деятельность, способствует улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

если мозг устал

как проявляются нейродинамические трудности и как их преодолеть...

Левое и правое полушарие мозга. Развиваем мозг ребенка равномерно.

 Задача родителей – с самого детства провоцировать и развивать обе части мозга равномерно, чтобы ребенок получал самые большие возможности и мог максимально использовать потенциал своего м...

Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"

Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...

Мастер-класс "Нейробика - гимнастика для мозга"

Сегодня не менее трети проблем со здоровьем людей связаны с болезнями мозга. Научные исследования последних лет показывают, что значительное воздействие на мозг и общее здоровье оказывает окружающая с...

КОМПЛЕКС « УМНАЯ ЗАРЯДКА» вошли элементы следующих методик : Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга», Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга», •Массаж профессора Ауглина, •Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк •П

Комплекс по развитию познавательных функций через движениерекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания,повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность илирасто...

Гимнастика для мозга. Синхронизация обоих полушарий мозга

Гимнастика для мозга. Синхронизация обоих полушарий мозга...

Нейробика - гимнастика для мозга.

Нейробика -гимнастика для мозга....