«Современная образовательная деятельность в ДОУ»
статья

Филатова Александра Олеговна

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе; вступление в силу «Закона об образовании в РФ», обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx38.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Современная образовательная

деятельность в ДОУ»

Проблема: недостаточность применения современных педагогических технологий на практике в современном дошкольном образовании.

Цель: повышение эффективности обучения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи: 

  • повысить свой уровень самообразования, освоив современные технологии обучения;
  • применить полученные знания на практике;
  • определить эффективность современных педагогических технологий;
  • повысить качество образования воспитанников.

Предмет исследования: современные педагогические технологии.

Введение

                        «Если сегодня мы будем учить так,

 как учили вчера, мы украдем у детей завтра»

                                                                                                    (Джон Дьюи)

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе; вступление в силу «Закона об образовании в РФ», обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.

Для того чтобы определить актуальность использования современных образовательных технологий, стоит разобраться в значении понятий «технология», «образовательная технология».

Само слово «технология» происходит от греческого techne  - искусство, мастерство и logos – наука, закон. Дословно технология – это наука о мастерстве.

Мысль о технологизации процесса обучения высказал еще Я.А. Коменский в «Великой дидактике», определяя ее как «универсальное искусство учить всех всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию». Таким образом, он призвал к тому, чтобы обучение стало «техническим», сформулировав важнейшую идею технологий – гарантированный результат. Вырисовывается своеобразный модуль: цель – средства – правила их использования – результат. Это ядро любой технологии в образовании.

     С начала 80-х годов XX века создаются компьютерные и информационные технологии обучения – интеллектуальные обучающие системы, интерактивные программы, технологии мультимедиа, дистанционное обучение и др. Именно тогда появился термин «образовательная технология».

В настоящее время трактуют образовательную технологию как процессную систему совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Из этого следует, что понятие «образовательная технология» отходит от жестко заданного алгоритмического подхода, в котором находится понятие «педагогическая технология», и предполагает учет критериев выбора или построения оптимальной модели обучения или воспитания для данных конкретных условий.

    На современном этапе развития России происходят изменений:

    В образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Нельзя не сказать об изменившемся образе современного дошкольника. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, чем их ровесники 80-х, и 90-х годов XX века. Яркая отличительная черта маленьких граждан современности – они с уверенностью смотрят в будущее. Современный дошкольник быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей и рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Изменились и современные родители. Часто родители испытывают трудности во взаимодействии с ребенком и его воспитании. Современные родители понимают важность и необходимость взаимодействия с ребенком, но недостаток времени не позволяет реализовывать его в полной мере. К сожалению, признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, родители не проявляют достаточной активности к сотрудничеству с педагогами по развитию и воспитанию дошкольника. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо грамотно применять современные  образовательные технологии. Нельзя не сказать о тенденции компьютеризации дошкольного образования. Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество

 Используя современные информационные технологии можно решить ряд актуальных проблем дошкольного учреждения.

Интерактивное оборудование  максимально соответствует способу восприятия информации, который характерен для нового поколения дошкольников, отличающегося высокой потребностью в визуальной информации и зрительной стимуляции.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, группы, расписания занятий, проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Современный родитель может не переступать порог дошкольного учреждения, но хотя бы раз в день становится пользователем сети Интернет. Кроме этого, сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников, что в свою очередь способствует повышению активности родителей к сотрудничеству с педагогами.

Программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным; оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивает оперирование большими объемами информации.

Также позволяют обеспечить наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий, делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям.

Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, поэтому только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы дошкольного учреждения в контексте информатизации. Использование ИКТ в ДОУ позволит модернизировать учебно–воспитательный процесс, повысить его эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

           

ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

    На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

    Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

     Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.

      Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)

     Б. Т. Лихачев дает такое определение:

    Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса И. П. Волков дает такое определение:

    Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

     Юнеско – педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

    Педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • −концептуальность;
  • −системность;
  • −управляемость;
  • −эффективность;
  • −воспроизводимость.

    Концептуальность  опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

   Системность  технология должна обладать всеми признаками системы:

  • −логикой процесса;
  • −взаимосвязью его частей;
  • −целостностью.

  Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

  Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по

результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения

   Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).

ОТЛИЧИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОТ МЕТОДИКИ

    Понятие педагогической технологии частно - предметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методики обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов.

    В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках – целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения.

 

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

    Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

    Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала

     Процессуальная часть - совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса. Таким образом, если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

     На основе анализа педагогических технологий, проведенного
Г. Н. Селевко, можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования:

  • технологии развивающего обучения;
  • технологии проблемного обучения;
  • игровые технологии, компьютерные технологии;
  • альтернативные технологии.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

     В теории и практике работы детских садов сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп:

  • По уровню применения;
  • По концепции усвоения;
  • По организационным формам;
  • По типу управления познавательной деятельностью;
  • По подходу к ребенку;
  • По категории обучающихся.

    Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

    Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

     С целью глобального изменения всей системы были введены образовательные технологии по ФГОС. Сущность обозначенных в документе педагогических инноваций состоит не столько в самом процессе усвоения знаний, сколько в оценке полученного результата. Они направлены на развитие самостоятельного мышления и получения наглядного результата мыслительной деятельности. Выделяют следующие педагогические технологии, которые непосредственно внедрены в образовательный процесс дошкольных учреждений.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. Технологии проектной деятельности

     Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

    Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

   Классификация учебных проектов:

  • «игровые»  детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  • «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства;
  • «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта.

   2. Технология исследовательской деятельности

    Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

    3. Технология «ТРИЗ»

    ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

    Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

   4. Информационно-коммуникационные технологии

   Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

    Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

  • идти в ногу со временем;
  • стать для ребенка проводником в мир новых технологий;
  • наставником в выборе компьютерных программ;
  • сформировать основы информационной культуры его личности;
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

    Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

    5. Технология проблемного обучения в детском саду

    Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

      Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

     Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

    Различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

    Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

    В основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.

    Идеи Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности.

    Свое дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности.

    Под развивающим обучением, по мнению В. В. Давыдова, понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

    Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

    6. Технология портфолио дошкольника

    Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

     Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени);
  • −содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ);
  • −рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

     Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

    7. Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.               В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

    8. Технология разноуровневого обучения

    Это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А,Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.

    9. Здоровье сберегающие технологии

   Целью здоровье сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровье сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Внедрение и реализация современных образовательных технологий

      Программа и педагогическая технология в ДОУ направлены на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. В основе педагогической технологии – интеграция познания, общение со взрослыми и сверстниками, игры и другие виды детской деятельности.. Педагогические технологии можно использовать как в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.     Любая педагогическая технология должна быть здоровье сберегающей! В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. Педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем успешное обучение его в школе.

      Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

     Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

    В век мощного развития технологий различных направлений педагог просто обязан обладать такими качествами, как гибкость мышления, способность к быстрому усвоению новых знаний, коммуникаций, умение планировать, принимать решения и многое другое. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий и не без родителей, которые должны понять, что перестраиваться нужно не только ДОУ, но и семье. Вовлечение родителей в педагогический процесс укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса и позволяет создать в детском саду такую образовательную среду, в которой будет полностью реализован профессиональный потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС.

Заключение

       Таким образом, процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

     Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

    Детский сад сегодня - это сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности и создающий необходимые условия для творческой, профессиональной работы педагога, отвечающий самым современным требованиям. Модернизация образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров. Сегодня обществу нужен педагог нового поколения – компетентный, всесторонне подготовленный и являющийся примером благородства, человеколюбия, порядочности, гражданственности. От профессионализма педагогов напрямую зависит уровень развития творчества у детей, их готовность к обучению в школе и жизни.

Источники и литература

  1. Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. —1991. — № 11;
  2. Венгер, Л. А. А. В.Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. — 1990. — № 8;
  3. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. — Балашов, 2004. — С. 64;
  4. Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н Короткова // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 5—6;
  5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М., 1998;
  6. Типовое положение о ДОУ / Дошкольное образование в России. — М., 1997. — С. 148—155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корпоративная культура современного ДОУ, его имидж. Корпоративная культура современного ДОУ, его имидж.

На небольшой промежуток времени обращения к этому феномену еще не накоплено достаточной информации о содержании и специфике корпоративной культуры предприятий, а тем более корпоративной культуры в обр...

Современные дети - современные игры

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.Особое значение в дошкольных учреждени...

Консультация для педагогов "Современные дети - современные игры"

Цель консультации - познакомить воспитателей с влиянием современных игрушек на развитие игрового сюжета дошкольников и выявить задачи по совершенствованию игровой деятельности детей...

Современный учитель в современной школе.

В этом материале я рассуждаю отех трудностях ,с которыми сталкивается современный учитель в современной школе . И речь идет вовсе не омолодых специалистах -учителях начальной школы . С этими трудностя...

Родительское собрание "Современные дети, современные игры"

В ходе собрания  родители знакомятся с ведущим видом деятельности современного ребенка-дошкольника – игрой....