Развитие мелкой моторики
материал
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Тема выступления
Формирование графических навыков письма детей старшего дошкольного возраста, используя упражнения и игры по пальчиковой системе.
Слайд 2
Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.
Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро.
Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп.
В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.
Слайд 3
К старшему дошкольному возрасту ребенок уже умеет выполнять простые и средней сложности действия кистями рук, которые требуют от него внимательности, сосредоточенности, а также определенных усилий (умение правильно держать кисточку, карандаш, столовые приборы, рисовать, лепить).
Поэтому последовательным этапом в данной работе является усложнение выполняемых руками действий: одновременное задействование обеих кистей, разнообразие и усложнение имеющихся навыков.
Для того чтобы работа была продуктивнее провела не сложную диагностику развития мелкой моторики пальцев рук с детьми старшего дошкольного возраста.
Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников Н.Е. Вераксы
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук старших дошкольников.
Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:
блок 1: упражнения на координацию движений;
блок 2: повторение фигур из пальцев;
блок 3: работа с бумагой;
блок 4: графические упражнения.
Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из предложенных блоков, за которые педагог выставляет соответствующий бал:
1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого
или не справляется совсем;
2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;
3 балла – ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.
Блок 1. Упражнения на координацию движений.
1) «Ладонь, кулак, ребро».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем —двумя руками вместе.
2) «Посолим капусту».
Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.
3) «Катание шарика».
Ребенок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.
Блок 2. Повторение фигур из пальцев.
Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:
«Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а
большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).
«Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом
безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).
«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и
безымянный, расставленные врозь, большой палец удерживает
мизинец на ладони).
«Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу,
начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).
Блок 3. Работа с бумагой.
«Вырезание ножницами».
На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные
фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контуру.
«Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в работе).
Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.
Блок 4. Графические действия (отдельная система баллов).
1) Методика «Дорожки»
На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят
машины, у другого – дом (рисунок А 1). Машина должна “проехать” по
дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку
нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.
Оценка:
3 балла – без ошибок;
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии;
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
Рисунок А 1 - Методика «Дорожки».
2) Методика «Мячики» (рисунок А 2).
На рисунке изображены кегли и мячик. Ребенку нужно «попасть»
мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая
карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю;
2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание
линии в кеглю);
1 балл – 3 и более ошибок.
Рисунок А 2 - Методика «Мячики».
3) Методика «Лес» (рисунок А 3).
На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по
контуру, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии;
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии;
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
Рисунок А 3 - Методика «Лес».
По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее
количество заданий. По среднему баллу определяется уровень развития
мелкой моторики рук .
Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 – 3) - у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и
координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Средний уровень (средний балл равен 2 – 2,5) – у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают
небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, графических упражнениях.
Низкий уровень (средний балл равен 1 – 1,9) - у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация
движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при
рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных
движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Слайд 4 перелистываем
№ п/п | Имя ребенка | Координация движений | Повторение фигур из пальцев | Работа с бумагой | Графические действия | Итог (ср.б) | |||||||||
Ладонь, кулак, ребро | Посолим капусту | Катание шарика | Коза | Заяц | Вилка | Игра на рояле | Вырезание ножницами | Сгибание листа пополам | Дорожки | Мячики | Лес | ||||
1 | Дьяков С | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 17 | |
2 | Маша М | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 21 | |
3 | Поля В | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 22 | |
4 | Соня В | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 30 | |
5 | Ира А | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 22 | |
6 | Макар Ш | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 22 | |
7 | Рита К | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 31 | |
8 | Леня Ш | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 18 | |
9 | Арина Ш | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 22 | |
10 | Варя Г | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 24 |
Слайд 5
Диагностика показала, что уровень развития мелкой моторики пальцев рук детей данной старшей группы не в полной мере соответствует возрастным требованиям. 40% детей недостаточно владеют координацией движения, при выполнении диагностических упражнений не могут точно соотнести словесные указания с движением руки. При выполнении второго блока диагностических заданий 60% детей справились с заданиями на среднем уровне, дети выполняли задание либо не полностью, либо с дополнительной помощью воспитателя. В третьем блоке заданий 20% детей показали низкий уровень умения работать с ножницами и складывать бумагу и 50% - средний и только 30%- высокий. Дети с низким и средним уровнем не смогли точно по контуру вырезать фигуры, допускали ошибки, складывание не получалось точным по сгибу. При выполнении графических заданий 20% детей показали низкий уровень владения графическими навыками, 70% - средний уровень. Не все дети правильно держат карандаш и могут самостоятельно соединить пунктирные линии.
Слайд 6
Мелкой моторике присуща очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью ребенка,
непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который будет сформирован в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. Ускорить развитие мелкой моторики можно различными способами.
Поэтому для её развития разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я использую накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление.
Слайд 7
Основные приемы работы:
- систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
- последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
- все игры и упражнения должны проводиться по желанию детей, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение ребенка должно быть утилитарным и оцененным;
- если дети постоянно требуют продолжения игры, необходимо постараться переключить их внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Слайд 8
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук.
Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
Самомассаж ладоней.
Самомассаж пальцев рук.
Слайд 9
Существует большое количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру, которые успешно применяю в течение дня.
Их можно условно разделить на несколько групп:
-игры на развитие тактильного восприятия,
-игры с водой и песком, -
фольклорные пальчиковые игры,
-упражнение с предметами,
-игры на выкладывание,
-игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д
Слайд 10
Так же игры с пальчиками использовались в режимных моментах. Создала картотеку игр и пальчиковой гимнастики.
1. Игры-манипуляции «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» ,«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик — дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять». Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются» , "Распускается цветок" , «Грабли, «Елка». К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения «гимнастика мозга»
«Кулак - ребро - ладонь» , «Ухо-нос» , «Симметричные рисунки» ,«Горизонтальная восьмерка».
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
«Помоем руки под горячей струей воды» , «Надеваем перчатки» , «Засолка капусты» , «Согреем руки», «Молоточек». Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Слайд 11
Особо интересно и эффективно проходит работа по развитию мелкой моторики у детей 5-6 лет при использовании такого средства обучения как
бумагопластика.
Осуществляя работу с дошкольниками посредством бумагопластики можно развить у детей следующие умения:
разминать пальцами размягченную бумагу «бумажное тесто»; передвигать, перекатывая по очереди каждым пальчиком, шарики из бумаги;
нанизывать бусинки, выполненные из бумаги на тоненькую ленту, делать бусы;
скручивать бумажные шарики из «бумажного теста» минать бумагу (комочки из мятой бумаги);
навязывать бумажные украшения на веревку;
наклевать мелкие детали;
проворачивать карандаш вокруг своей оси;
накручивать на карандаш бумагу.
Отметим еще раз, что работа с бумагой занимательна и интересна детям.
Слайд 12 перелистываем
Существует много видов бумагопластики:
- «квилинг» - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги, склеиваемых между собой листа;
- «торцевание» – вырезание квадратиков из гофрированной разноцветной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от упражнения или задания, которое необходимо выполнить. Вырезанные квадратики с помощью клея и палочки закрепляются на поверхности необходимой формы;
- объемная бумагопластика – изготовление объёмных поделок из бумаги;
- рваная бумага – чаще всего газеты или очень тонкая бумага, которую ребёнок сминает, рвёт, комкает. Формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу для создания композиции или аппликации;
- мятая бумага - сгибание и комкание бумаги сводится в основном к созданию объемного изображения или применяется для изготовления поделок для панно или декорации. Работа выполняется поэтапно совместно со взрослым по инструкции;
- плетение. Для плетения можно использовать различную по качеству бумагу, учитывая три её свойства – гибкость, прочность и толщину. Полоски, размещённые блоками в виде разнообразных фигурок.
- скатывание бумаги. Мнут в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Потом свертывают из нее шарик. Затем этот бумажный комочек намазывается клеем и приклеивается на основу.
- тычкование. Карандаш тупым концом ставится в середину квадратика из бумаги и заворачивается вращательным движением.
Слайд 13 | |||||||||||
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты: • центр ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое). • центр, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты. • театрально-музыкальный центр, в котором есть пальчиковые куклы, куклы сделанные из разных материалов, своими руками), а также игры, музыкальные инструменты и аксессуары, развивающие моторику рук. Слайд 14 | |||||||||||
Данные упражнения занимают не более 5-10 минут и являются отличной разминкой перед следующим этапом. «Графическое написание» является вторым этапом занятия, к его началу кисть ребенка уже достаточно разогрета и может приступить к более сложным упражнениям, требующим от детей сосредоточенности и внимательности. Детям раздаются листы с заданиями: упражнения предполагают обведение по контурам границы различных объектов. Это могут быть изображения предметов, животных, цифр. И особое значение имеет штриховка. | |||||||||||
Слайд 15 | |||||||||||
Таким образом, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. | |||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...