Рабочая программа
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность».
Возраст детей от 1 до 4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp21-22.docx | 73.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №368»
Рабочая программа
по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
раздел «Музыкальная деятельность»
на 2021-2022 учебный год
Составлена на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой
Возраст детей от 1 до 4 лет
Составил:
Музыкальный руководитель
Мочалова Анастасия Александровна
Г. Нижний Новгород
2021
Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
1.4Возрастные особенности детей
1.5.Планируемые результаты освоения программы: (целевые ориентиры)
1.6 Ожидаемые результаты
2. Организационный раздел
2.1 Виды музыкальной деятельности
2.2 Виды организации музыкальной деятельности
2.3 Учебный план
2.4 Формы педагогического взаимодействия
2.5 Перспективное планирование работы по музыкальному развитию(ранний возраст)
2.6 Перспективное планирование работы по музыкальному развитию(младшая группа)
2.7 Перспективное планирование праздников и развлечений
2.8 Параметры диагностики по программе «Ладушки» (младшая группа)
2.9 Взаимодействие с педагогами
2.10 Взаимодействие с родителями
3.Литература
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое направление занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является одним из его приоритетных направлений.
Освоение области «Музыка» является частью формирования эстетической культуры личности ребенка. Основой развития ребенка является искусство.
Рабочая учебная программа по музыкальному развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в МБДОУ №368
Срок реализации рабочей программы 2021-2022 учебный год.
Программа разработана в соответствии с:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155);
-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» .4.3049-13)
Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на приобщение ребенка к миру музыкального искусства с учетом специфики дошкольного возраста. В процессе музыкального воспитания у детей развиваются музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности; формируется начало музыкальной культуры, способствующее развитию общей духовной культуры.
Парциальная программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
Младший возраст является благоприятным временем для формирования нравственных и патриотических чувств. Современные образовательные стандарты, которые были введены в систему отечественного дошкольного воспитания, предполагают отведение определенного времени на региональный компонент. Задачи регионального компонента и рабочей программы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации. Региональный компонент образовательной программы ДОУ по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта.
На педагогов дошкольного образования возлагается ответственная задача – воспитание подрастающего поколения настоящими патриотами своей страны. Именно в детском саду у малышей закладываются основы уважительного отношения к традициям предков, гордость за малую Родину.
1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы
Содержание раздела «Музыкальное развитие» направлено на достижение цели развития музыкальности детей.
Программа «Ладушки» Каплуновой И.М., Новоскольцевой И А.
Цель: музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально- ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).
Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой, достигается путем следующих задач:
1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
3. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
5. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
6. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
7. Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
1.3Принципы и подходы к формированию программы. Основные принципы построения программы:
Принцип развивающего обучения, принцип культуросообразности, принцип преемственности ступеней образования, принцип гуманноличностного отношения к ребенку.
Формы организации: Непосредственная образовательная деятельность(индивидуальные, фронтальные, тематические), развлечения, праздники;
Формы работы с педагогическим коллективом:
индивидуальные консультации, семинары, открытые занятия, развлечения, практикумы, памятки, письменные методические рекомендации, совместное планирование.
Формы работы с родителями:
индивидуальные консультации, родительские собрания, папки-передвижки, бюллетенипамятки, развлечения.
Методические принципы:
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно. Мы не принуждаем детей к действиям (играм, пению), а даем возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
2. Второй принцип — целостный подход в решении педагогических задач: а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование; б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; в) приобщение к народной культуре.
3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. Если в младшем дошкольном возрасте восприятие музыкального материала идет на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в подготовительной группе дети способны сами осмыслить и понять тот или иной материал и высказать свое впечатление и отношение.
4. Четвертый принцип — соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события, и мы даем им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре). Так дети выражают свое настроение, чувства, эмоции.
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Мы всегда встречаем детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорим добрые, ласковые слова: что мы по ним соскучились, мы о них думали и очень рады их видеть. Таким образом, группа детей и музыкальный воспитатель становятся единым целым. Вместе слушаем, вместе поем, вместе рассуждаем, вместе играем.
6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свой отклик в любом виде музыкальной деятельности. Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности.
8. Одним из ведущих принципов построения программы является интеграция содержания дошкольного образования. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому». Федеральный компонент выделен отдельными познавательными занятиями и развлечениями, посвященными Российской символики: Гербу, флагу, гимну. Национально-региональный компонент также выделен в отдельные познавательные занятия, посвященные Дню города, символике Нижнего Новгорода, и родному краю, учитывает особенности климата и экологии региона; приобщает детей к национальной культуре и воспитанию любви и уважения к малой родине.
Локальный компонент отражает особенности вида дошкольного учреждения и выделен в совместных мероприятиях с семьей и развлечениях, по вопросам укрепления здоровья и физического развития детей. Содержание федерального, регионального и локального компонентов соответствует стандартам дошкольного возраста.
1.4Возрастные особенности детей.
Возрастные особенности развития детей 1 -2 лет ( группа раннего возраста)
Слушает музыку и эмоционально реагирует на нее.
Внимательно слушает песню.
Подпевает слоги и слова.
Выполняет простые плясовые движения.
Начинает реагировать на начало и конец музыки.
Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение.
Слуховые ощущения более дифференцированные: ребенок различает высокий и низкие звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан).
Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации.
Подпевание взрослому, ребенок повторяет за ним окончание музыкальных фраз песни.
Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.
Целевые ориентиры освоения данной программы: подпевает музыкальные фразы; узнает знакомые песни; умеет выполнять танцевальные движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, внимательно слушать музыку. Двигаться под музыку с предметами (погремушками, листочки, платочки и т. п.); различает и называет детские музыкальные инструменты (дудочку ,бубен, барабан и др.)
Содержание образовательной области «Художественно – эстетического развития» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
• развитие музыкально-художественной деятельности;
• приобщение к музыкальному искусству.
Задачи развития личности ребенка в музыкально - художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
Слушание.
- развитие интереса к музыке, желание слушать народную и классическую музыку.
- развитие умения слушать спокойные и бодрые песни разного характера, эмоционально реагировать на содержание.
-развитие навыков культурного слушания.
-развитие умения различать звуки по высоте ( высокое и низкое звучание), по динамике ( тихо и громко).
-слушать песню подвижного характера, выполнять движения по тексту песни.
-слушать песню маршевого характера, понимать, что она о празднике, помахивать флажком на припев.
-слушать пьесу и песню, контрастные по настроению (веселую и спокойную) до конца звучания музыки, не отвлекаясь.
-слушать песни различного характера, на музыкальное заключение прищелкивать языком и подражать гудку машины.
-различать по тембру звучание двух инструментов.
-познакомиться с инструментальными пьесами изобразительного характера.
-эмоционально откликаться на контрастные произведения, отмечая их характер движениями.
-познакомиться с пьесами изобразительного характера, запоминать и узнавать их.
-слушать знакомые песни и пьесы в исполнении педагога на разных инструментах.
Пение.
-формирование у детей певческих умений и навыков
- вызывать активность детей при подпевании и пении
- развитие умения подпевать фразы в песне ( совместно с воспитателем)
-подпевать песню, подстраиваясь к голосу педагога повторяющиеся интонации, концы фраз, воспроизводить звукоподражания.
-подпевать повторяющиеся слоги, сопровождая их соответствующими плясовыми движениями
-подпевать повторяющиеся слоги, повторяющиеся интонации, хлопая в ладоши
-петь звукоподражания песни вместе с педагогом.
Музыкально-ритмические движения
-развитие эмоциональности и образности восприятия музыки через движения, передавать образы ( птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).
-формирование умения начинать движения с началом музыки и заканчивать ее с окончанием.
-развитие умения выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
-передавать ритм ходьбы.
-выполнять плясовые движения (хлопки, притопывание, кружение на месте).
-осваивать ходьбу с флажками.
-ходить под музыку. Осваивать подпрыгивание.
-выполнять игровые движения.
-осваивать игровые действия, передавать звукоподражания.
-строить круг, вместе поднимать и опускать руки, выполнять индивидуальные задания.
-выполнять пружинные полуприседания.
-передавать ритм шага и бега.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
Виды интеграции образовательных областей, цели и задачи:
Художественно - эстетическое: приобщать детей к народной и классической музыке, формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку, способствовать развитию певческих навыков, развивать умение становится в круг и двигаться по кругу в умеренном темпе под музыку, развивать умение кружиться.
Физическое развитие: формировать умения согласовывать движения, ориентироваться в пространстве, способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Познавательное развитие: развивать умение различать звучание различных инструментов, знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года.
Достижения ребенка (Что нас радует):
Ребёнок проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения. Поет с удовольствием, не отставая и не опережая других; умеет выполнять простейшие танцевальные движения; эмоционален в самостоятельной двигательной деятельности; различает веселые и грустные мелодии; проявляет интерес в ходе развлечений и праздников; умеет действовать в совместной игровой и музыкально-ритмической деятельности.
Реализация программных задач в области «Музыка» в младшей группе осуществляется в процессе, как повседневного общения с детьми, так и в непосредственной образовательной деятельности, в соответствии с СанПиНом и с регламентом.
Возрастные особенности развития детей 2-3 года (1 младшая группа)
Слушает музыку и эмоционально реагирует на нее.
Внимательно слушает песню.
Подпевает слоги и слова.
Выполняет простые плясовые движения.
Начинает реагировать на начало и конец музыки.
Узнает знакомые мелодии и различает высоту знаков.
Вместе с воспитателем подпевает музыкальные фразы.
Двигается в соответствии с характером музыки.
Выполняет движения: притопывает ногой, хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук.
Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен, дудочка. Дети двух-трех лет непосредственны и эмоциональны, с большой радостью откликаются на веселую музыку в подвижном темпе .Детям нравится играть на музыкальных инструментах, в игре они открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни. Занятия проводятся два раза в неделю по 10 минут
Содержание образовательной области «Художественно – эстетического развития» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
• развитие музыкально-художественной деятельности;
• приобщение к музыкальному искусству.
Задачи развития личности ребенка в музыкально - художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
Слушание.
-Слушать песню подвижного характера, выполнять движения по тексту песни.
-Слушать песню маршевого характера, понимать, что она о празднике, помахивать флажком на припев.
-Слушать пьесу и песню, контрастные по настроению (веселую и спокойную), не отвлекаясь до конца звучания музыки Слушать песни различного характера, понимать о чем в них поется, на музыкальное заключение прищелкивать языком и подражать гудку машины.
-Различать по тембру звучание двух инструментов. Познакомиться с инструментальными пьесами изобразительного характера.
-Внимательно слушать песню, отмечать акцент хлопком по тексту песни.
-Эмоционально откликаться на контрастные произведения, отмечая их характер движениями.
-Познакомиться с пьесами изобразительного характера, запоминать и узнавать их.
-Различать и узнавать звучание большого и маленького колокольчиков.
-Слушать знакомые песни и пьесы в исполнении педагога на разных инструментах и в грамзаписи.
Пение.
-Подпевать песню, подстраиваясь к голосу педагога повторяющиеся интонации, концы фраз, воспроизводить звукоподражания.
-Подпевать повторяющиеся слоги, сопровождая их соответствующими плясовыми движениям.
-Подпевать концы фраз, повторяющиеся интонации, хлопая в ладоши.
-Подпевать педагогу, подстраиваясь к голосу и инструменту.
-Петь вместе с педагогом песню маршевого характера.
-Петь звукоподражания песни вместе с педагогом.
-Исполнять вместе с педагогом знакомые песни.
Музыкально-ритмические движения
-Передавать ритм ходьбы, двигаться «стайкой» за педагогом.
-Выполнять плясовые движения (хлопки, притопывание, кружение на месте).
-Осваивать ходьбу с флажками.
-Передавать игровые действия, меняя движения на вторую часть музыки.
-Отмечать сменой танцевальных движений двухчастную форму пьесы.
-Тихо и громко хлопать в связи с изменением динамики музыки.
-Танцевать в парах, ритмично постукивать каблучком.
-Ходить под музыку. Осваивать подпрыгивание.
-Выполнять игровые движения.
-Передавать разный характер музыки образно - игровыми движениями.
-Выполнять по тексту песни соответствующие движения с предметом.
-Ритмично ударять по бубну и двигаться с ним отмечая двухчастную форму пьесы.
-Осваивать игровые действия, передавать звукоподражания.
-Выполнять танцевальные движения, двигаясь по кругу, менять движения на вторую часть.
-Строить круг, вместе поднимать и опускать руки, выполнять индивидуальные задания.
-Выполнять пружинные полуприседания.
-Двигаться с предметом, менять движения на вторую часть музыки.
-Отмечать смену частей музыки, самостоятельно меняя движения, ритмично притопывать, двигаться в парах.
-Передавать ритм шага и бега.
-Выполнять действия игровых персонажей соответственно музыке.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
Виды интеграции образовательных областей, цели и задачи:
Художественно – эстетическое развитие: формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку и понимать характер музыки, развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы, умение двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения.
Физическое развитие: продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения, способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социально – коммуникативное развитие: создавать условия для объединения детей в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий для игры, постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
Достижения ребенка (Что нас радует)
Ребенок радуется тому, что узнает знакомые песни; с удовольствием их поет, не отставая и не опережая других. Умеет выполнять танцевальные движения; отличает музыку контрастного темпа, динамики, отражает это в своих движениях; пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы; умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, может повторить за педагогом простейшие короткие ритмы с речевой поддержкой; искренне делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Ребёнок подпевает музыкальные фразы; узнает знакомые песни; умеет выполнять танцевальные движения: притопывать ногой ,хлопать в ладоши, внимательно слушать музыку. Двигается под музыку с предметами (погремушками, листочки, платочки и т. п.); различает и называет детские музыкальные инструменты (дудочку ,бубен, барабан и др.).
Главным показателем по всем формам музыкальной деятельности является желание детей петь, танцевать, музицировать, получать радость и удовольствие от совместной исполнительской деятельности.
Реализация программных задач в области «Музыка» в младшей группе осуществляется в процессе, как повседневного общения с детьми, так и в непосредственной образовательной деятельности, в соответствии с СанПиНом и с регламентом.
Возрастные особенности детей от 3-4 лет (2 младшая группа)
Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:
-непосредственно образовательная деятельность (комплексные, доминантные, тематические, авторские);
- самостоятельная досуговая деятельность.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом.
Цель музыкального воспитания: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.
Слушание
-Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне.
-Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы -септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).
- Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).
Пение
-Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).
Песенное творчество
-Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля».
- Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
Музыкально-ритмические движения
-Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение).
-Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег).
-Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
-Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой.
-Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музы-ку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения (с предметами, игрушками, без них).
-Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др.
-Формировать навыки ориентировки в пространстве.
-Развитие танцевально-игрового творчества.
-Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.
-На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, в соответствиями с требованиями СанПиНа.
Достижения ребенка (Что нас радует)
• Слушает музыкальное произведение до конца, узнает знакомые песни, различает звуки по высоте (в пределах октавы).
• Замечает изменения в звучании (тихо - громко).
• Поёт, не отставая и не опережая других детей.
• Выполняет танцевальные движения: кружится в парах, притоптывает попеременно ногами, двигается под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
Реализация программных задач в области «Музыка» в младшей группе осуществляется в процессе, как повседневного общения с детьми, так и в непосредственной образовательной деятельности, в соответствии с СанПиНом и с регламентом.
1.5.Планируемые результаты освоения программы: (целевые ориентиры)
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Целевые ориентиры образования (ранний возраст):
1.Ребенок с интересом слушает музыку и эмоционально вовлечен в действия с музыкальными игрушками, и другими предметами.
2.Стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий в разных видах музыкальной деятельности.
3.Владеет активной речью при исполнении песен со взрослым, понимает их содержание.
4.Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в исполнительстве (пении, музыкально – ритмических движениях)
5.Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; с удовольствием участвует в совместных играх, плясках.
6.Проявляет интерес к музыке, эмоционально откликается на различные произведения музыкального искусства.
7.У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды шага и бега, прыжки на двух ногах; элементы плясовых движений.
1.6 Ожидаемые результаты:
Группа раннего возраста
-подпевать знакомые слова
-ориентироваться в пространстве
-выполнять последовательность танцевальных движений
-откликаться на характер музыки
-заканчивать движения вместе с музыкой
1-я младшая группа
-различать высоту звуков
(высокий -низкий);
- узнавать знакомые мелодии;
- вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы;
- двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения одновременно с музыкой;
-выполнять простейшие движения; различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик.
2-я младшая группа
- Слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни;
- различать звуки по высоте (октава);
- замечать динамические изменения (громко-тихо);
- петь не отставая друг от друга;
- выполнять танцевальные движения в парах;
кружиться,
- притопывать попеременно ногами,
-двигаться под музыку с предметом.
- различать и называть муз. инструменты : металлофон, барабан и др
II. Организационный раздел
2.1.Виды музыкальной деятельности
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Программа включает в себя следующие разделы:
Раздел «СЛУШАНИЕ»
Задачи:
1.Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.
2.Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки
3.Развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.
4.Формировать целостное и дифференцированное восприятие музыкальных произведений. Добиваться взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия.
5.Учить детей давать осознанную оценку сочинениям различных композиторских школ, а также народным произведениям.
6. Совершенствовать восприятие детей в различении звуков по высоте, в узнавании известных сочинений. Учить высказывать предпочтения и давать эстетическую оценку.
7.Различать жанровые признаки произведения (песня, марш, танец, пляска, вальс), части произведения (вступление, заключение, запев, припев, проигрыш).
8.Расширять ознакомление детей с музыкой русских композиторов-классиков, зарубежных и современных авторов.
9.Углублять знания детей при восприятии: - вокальной музыки (русские народные песни, современные, песни разных народов, романсы, песенки из мультфильмов); - инструментальной музыки (программная музыка, пьесы-настроения, лирические сочинения);-оркестровой музыки (для народных инструментов, симфоническая камерная, музыка для симфонического оркестра)
10.Побуждать детей к вопросам о музыкальном искусстве, в речь детей вводить больше слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества
Раздел «ПЕНИЕ»
Задачи:
1.Формирование у детей певческих умений и навыков
2.Совершенствование голосового аппарата детей, сохранение индивидуальности природного типа детского голоса (высокий, средний, низкий)
3.Обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента
4.Развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок.
5.Развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
6.Привитие детям культуры исполнения: выразительное исполнение, умение слушать друг друга, удовольствие от пения в коллективе.
7.Формирование навыков самостоятельного пения и пения без сопровождения.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» (пляски, игры, хороводы)
Задачи:
1.Формировать у детей умение чувствовать музыкальные основы и выразительно передавать их в движении.
2.Отражать в движениях умеренный, быстрый и медленный темп, ритмический рисунок, паузы, динамику звучания, менять движения в соответствии с двух- и трех частной формой произведения, различать и отмечать в движении жанровые признаки (песня, танец, марш).
3.Обучать лексике танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, поскоки, выставление ноги на носок, пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу, перестроения из круга врассыпную и обратно.
4.Учить овладевать движениями с предметами.
5.Развивать музыкальное восприятие, музыкально-ритмическое чувство и в связи с этим ритмичность движений.
6.Обучать детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок
7.Обучать детей музыкально- ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и хороводы.
8. Развивать художественно-творческие способности.
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Задачи:
1.Учить детей правилам пользования инструментами, приемам и способам игры на каждом инструменте.
- ударных (бубен, треугольник, барабан, коробочки, ложки),
- звуковысотных (колокольчики, металлофон, ксилофон)
2. Показать тембровую выразительность и образные возможности разных групп инструментов.
3.Совершенствовать эстетическое восприятие и чувства ребенка,
4.Способствовать становлению и развитию волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
5.Развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса, развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
2.2Виды организации музыкальной деятельности.
Виды занятий. Характеристика
1.Индивидуальные музыкальные занятия. Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития музыкальных способностей, умений и навыков музыкального исполнительства
2.Подгрупповые музыкальные занятия. Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10- 20 минут, в зависимости от возраста дошкольников.
3. Фронтальные занятия. Проводится со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников.
4.Обьединенные занятия. Организуются с детьми нескольких возрастных групп
5. Типовые (или традиционные) занятия. Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство и творчество) и подразумевает последовательное их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться.
6. Доминантное занятие. Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха и т.д.)
7. Тематическое занятие. Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей
8. Комплексное занятие. Основываются на взаимодействии различных видов искусства - музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и т.д. Их цель - объединять разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, театрализованную, художественно - речевую, продуктивную) обогатить представление детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; о взаимосвязи искусств.
2.2 Учебный план
Возраст детей | Группа | Общее количество занятий | Количество занятий в неделю | Продолжительность НОД |
От 1 до 2 лет | Группа раннего возраста №1 | 72 | 2 | 5-10 минут |
От 2 до 3 лет | 1 младшая группа №2, №3, №4, №5 | 72 | 2 | 10 минут |
От 3 до 4 лет | 2 младшая группа №6 | 72 | 2 | 15 минут |
2.4 Формы педагогического взаимодействия
Различные формы деятельности | НОД | Музыка в повседневной жизни | |||||
Консультации для воспитателей | Праздники | Развлечения | Групповая | Подгрупповая | Индивидуальная | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
2.5 Перспективное планирование работы по музыкальному развитию (ранний возраст)
Продолжительность занятия в группе раннего возраста 10 минут
Количество НОД в неделю - 2
Сентябрь. Темы 1- 2неделя: Детский сад. 3-4неделя: Осень
Учить детей выполнять танцевальные движения по показу воспитателя. Учиться слушать музыку, развивать речь. Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова. Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя.
Музыкально-ритмические движения: «Сапожки» «Вот как мы умеем» «Пляска с листочками» «Мы учимся бегать» «Разминка»
Слушание: «Зайка», «Полет птиц», «Птицы клюют зернышки», «Воробушки»
Пение: «Зайка», «Маленькие ладушки»
Подвижные игры, пляска: Пляска «Пальчики-ручки», Игра «Догони зайчика», Игра «Полет птиц» , «Птицы клюют зернышки».
Октябрь. Темы: 1-2 недели: Я в мире человека. 3-4 недели: Мой дом
Учить ходить и бегать за воспитателем стайкой. Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя.
Музыкально-ритмические движения: «Побегаем», Е. Тиличеева «Мы учимся бегать», «Сапожки», Пляска «Приглашение» Жубинской
Слушание: «Баю-баю» Красев, «Праздничная» Попатенко
Пение: «Бобик» Попатенко, «Зайка»
Подвижные игры, пляска: «Догони нас, Мишка» Тиличеевой, Пляска «Пальчики-ручки», Игра «Догони зайчика», «Сон и пляска» Т.Бабаджан.
Ноябрь. Темы: 1-2 неделя: Мой дом. 3-4 неделя: Мои любимые игрушки
Учить ходить за воспитателем стайкой. Учиться слушать песенку, развивать речь Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя
Музыкально-ритмические движения: «Сапожки», «Мы учимся бегать», «Где же наши ручки?» Ломова, «Вот как мы умеем», «Марш» Соколовский
Слушание: «Зайка», «Серенькая кошечка» Витлин
Пение: «Зайка», «Птичка» Попатенко, «Бобик» Попатенко
Подвижные игры,пляски: «Ножками затопали» Раухвергер, Игра «Догони зайчика», «Вот как мы умеем».
Декабрь. Тема: 1-2 неделя: Мои любимые игрушки. 3-4 неделя: Здравствуй, Новый год
Передавать игровые образы, ориентироваться в пространстве Учиться слушать песенку, развивать речь Развивать речевую активность детей. Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя.
Музыкально-ритмические движения: «Маленький хоровод» укр.нар.муз, «Марш и колыбельная», «Прогулка и сон»
Слушание: «Зима» Красев,
Пение: «Елка» Попатенко, «Дед Мороз» Филиппенко,
Подвижные игры, пляска: «Мышки и кот» муз. Лоншан
Январь. Тема: 3-4 неделя: Зимушка зима.
Побуждать передавать игровые образы, ориентироваться в пространстве . Учиться слушать песенку, развивать речь Развивать речевую активность детей Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя.
Музыкально-ритмические движения: «Устали наши ножки» Ломова, «Вот как пляшут наши ножки» Арсеева, «Маленький хоровод» укр.нар.муз
Слушание: «Машина» Волков, «Зима» Красев, «Лошадка» Раухвергера
Пение: «Паровоз» Филиппенко, «Самолет летит» Тиличеевой
Подвижные игры, пляска: «Прятки с погремушками», любая весёлая мелодия, «Мышки и кот» муз. Лоншан
Февраль. Тема: 1-2 неделя: Животные. 3-4 неделя: Моя мамочка
Побуждать передавать игровые образы, ориентироваться в пространстве. Ходить под музыку, осваивать подпрыгивание Учиться слушать музыку, развивать речь Побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова Учить детей выполнять танцевальные движения по показу воспитателя
Музыкально-ритмические движения: «Вот как пляшут наши ножки» Арсеева, «Устали наши ножки», «Маленький хоровод» укр.нар.муз., «Мы идем» Рустамова
Слушание: «Машина» Волков, «Лошадка» Раухвергер
Пение: «Самолет летит» Тиличеевой, «Паровоз» Филиппенко
Подвижные игры, пляска: «Прятки» р.н.м. обр. Рустамова, «Прятки с погремушками», любая весёлая мелодия , «Маленький хоровод» укр.нар.муз
Март. Тема: 1-2 неделя: Моя мамочка 3-4 неделя: Знакомство с народным творчеством
Ходить под музыку, осваивать подпрыгивание Передавать игровые действия, меняя движения на вторую часть музыки Учиться слушать песенку, развивать речь Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова. Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя.
Музыкально - ритмические движения: «Мы идем» Рустамова, «Прогулка и пляска» две разнохарактерных мелодии, «Ноги и ножки» Агафонников
Слушание: «Лошадка» Раухвергер, «Птичка» Попатенко, «Корова» Попатенко
Пение: «Птичка» Попатенко, «Самолет летит» Тиличеева, «Пирожок» Тиличеева
Подвижные игры, пляска : «Певучая пляска» обр. Тиличеевой, «Прятки» р.н.м. обр. Рустамова, «Прогулка и пляска» две разнохарактерных мелодии , «Догонялки» р.н.м. автор движений И. Плакида
Апрель. Тема:1-2 неделя: Я вырасту здоровым. 3-4 неделя : Весна пришла.
Побуждать передавать игровые образы, ориентироваться в пространстве. Ходить под музыку, осваивать подпрыгивание. Передавать игровые действия, меняя движения на вторую часть музыки. Учиться слушать музыку, развивать речь. Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова. Учить детей выполнять танцевальные движения по показу воспитателя
Музыкально-ритмические движения: «Приседай» Роомэре, «Мы идем» Рустамова, «Прогулка и пляска» две разнохарактерных мелодии
Слушание: «Солнышко» Иорданский, «Корова» Попатенко. «Дождик» обр. Фере
Пение: «Корова» Попатенко, «Солнышко» Иорданский, «Птичка» Попатенко, «Пирожок» Тиличеева
Подвижные игры, пляска: «Догонялки» р.н.м. автор движений И.Плакида, «Ой, что за народ?» укр.н.м. автор движений Н.Лец, И.Плакида
Май. 1-2 неделя: Весна пришла. 3-4 неделя: Домашние животные.
Передавать игровые действия, меняя движения на вторую часть музыки. Ходить под музыку, осваивать подпрыгивание. Развивать речевую активность детей. Приобщать детей к пению, побуждать малышей подпевать взрослому повторяющиеся слова. Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя
Музыкально-ритмические движения: «Приседай» Роомэре, «Березка» Рустамов, «Ловкие ручки», «Березка» Рустамов
Слушание: «Корова» Попатенко, «В лесу», «Петушок» А. Матлиной, «Кошка» Александров
Пение: «Петушок» А. Матлиной, «Зайка» обр. Лобачева, «В лесу», «Кошка» Александров
Подвижные игры, пляска: «Зайчики и лисичка» Г.Финаровского, «Пляска с куклами» сл. И муз.Н. Граник
Ожидаемый результат усвоения программы
К концу года дети должны уметь:
- различать высоту звуков (высокий -низкий);
- узнавать знакомые мелодии;
- вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы;
- двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения одновременно с музыкой;
- выполнять простейшие движения;
- различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик
2.6 Перспективное планирование работы по музыкальному развитию (младшая группа)
Перспективное планирование работы по музыкальному развитию с детьми 3-4 лет.
Продолжительность занятия в младшей группе 15 минут. Количество НОД в неделю 2.
Сентябрь. 1.Наш детский сад. Давайте, познакомимся. 2. Игры и игрушки. 3. Времена года. Осень. 4. Я сам. Части тела и лица.
Выполнять движения по показу педагога. Бегать легко в одном направлении, не задевая друг друга. Прыгать на двух ногах. Использование шапочек зайчиков. Выполнять новое движение Развитие ритмического слуха. Укреплять мышцы пальцев и ладоней. Слушать музыку и эмоционально на нее откликаться. Использование иллюстрации. Побуждать к пению. Использование игрушки. Протягивать ударные слоги. Менять движения со сменой характера музыки.
Музыкально-ритмические движения: «Ножками затопали» М.Раухвергер, «Кто хочет побегать» Л.Вишкарева, «Зайчики» К.Черни, «Фонарики» р.н.м
Развитие чувства ритма, музицирование: «Веселые ладошки» р.н.м.
Пальчиковая гимнастика: «Прилетели гули...»
Слушание музыки: «На прогулке» В. Волков, «Колыбельная» Т. Назарова
Распевание, пение: «Петушок» р.н.п., «Ладушки» р.н.п.
Пляски, хороводы: «Гуляем и пляшем» М.Раухвергер, «Гопак» М.Мусоргский
Октябрь. 1. Дары осени. Овощи, фрукты. 2. Мы дружные ребята. 3. Посуда. 4. Во что люди одеваются.
Ходить врассыпную, не опуская голову. Плавно качать руками из стороны в сторону. Бегать легко, руки не напрягать. Вызвать у детей радость и желание играть. Использование бубна. Слушать музыку и эмоционально на нее откликаться. Использование иллюстрации. Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание подпевать. Использование игрушки, иллюстрации. Выполнять движения по показу воспитателя. Различать двухчастную форму Выполнять знакомые плясовые мелодии, развивать творчество.
Музыкально-ритмические движения: «Погуляем» Т. Ломовой. «Искупался Иванушка» р.н.м. «Птички летают» А.Серов
Развитие чувства ритма, музицирование: «Игра с бубном»
Пальчиковая гимнастика: «Бабушка очки надела…»
Слушание музыки: «На прогулке» В. Волков, «Колыбельная» Т. Назарова
Распевание, пение: «Птичка» Е.Тиличеевой, «Собачка» М.Раухвергер, «Дует ветер»
Пляски, хороводы: «Пляска с листочками», танец «Гопачок» у.н.м.
Игры: «Прятки» р.н.м.
Ноябрь. 1. Домашние животные и их детеныши. 2.Дикие животные и их детеныш 3.Птицы. 4. Мамы нам нужны.
Ритмично ходить стайкой за воспитателем. Кружиться, не торопясь, в одну сторону. Различать динамику произведения. Слушать музыку и эмоционально на неё откликаться. Использование иллюстрации. Вызвать у детей радостные эмоции и желание отразить настроение музыки в движении. Использование игрушки Эмоционально воспринимать песни различного характера. Побуждать детей к пению. Использование игрушек. Реагировать на динамические изменения в музыке, на смену ее частей. Выполнять простейшие танцевальные движения по показу воспитателя. Использование погремушек
Музыкально-ритмические движения: «Марш» Э. Парлов, «Кружение на шаге»
Развитие чувства ритма, музицирование: Игра «Тихо- громко» Э. Парлов
Пальчиковая гимнастика: «Мы платочки постираем»
Слушание музыки: «На прогулке» В. Волков, «Колыбельная» Т. Назарова, русская народная мелодия.
Распевание, пение: «Зайка» р.н.м., «Кошка» А. Александров, «Зайка» Т. Попатенко
Пляски, хороводы: «Пальчики и ручки» р.н.м
Игры: «Игра с погремушками» В.Антонова, Т.Вилькорейской
Декабрь. 1. Транспорт. 2. Вредное и полезное. 3. Времена года. Зима. 4. Новый год. Рождество.
Двигаться в соответствии с характером музыки, менять движения со сменой частей музыки. Прыгать легко на двух ногах. Развитие чувства ритма, движения в соответствии с динамикой. Использование бубна. Менять движения по показу воспитателя. Выделять сильную, слабую доли. Слушать и охарактеризовать музыку. Использование иллюстрации. Вызвать у детей радостные эмоции, рассказать о веселом, задорном характере музыки. Получить удовольствие от собственного пения. Использование иллюстраций, художественного слова, игрушек. Передавать в движении игровые образы. Использование шапочек зайца и лисы.
Музыкально-ритмические движения: «Ходим-бегаем» Е. Теличеева, «Веселые зайчики» К. Черни, «Фонарики», Хлопки в ладоши – р.н.м.
Музицирование: «Веселые ручки», игра с бубном
Пальчиковая гимнастика: «Наша бабушка идет…».
Слушание музыки: «Колыбельная» С. Разоренов, «Лошадка» М. Симановский, «Марш» Ю. Чичков. Русские народные мелодии.
Распевание, пение: «Андрей-воробей» р.н.п., «Зима» В. Карасева, «Дед Мороз» А. Филиппенко, «Елочка» Н. Бахутовой, «Кукла» М. Старокадомский, «Елка» Т. Попатенко.
Пляски, хороводы: «Медведь» В. Ребиков, «Зайцы» Е. Теличеевой, «Маленький танец» Н. Александрова, «Фонарики» Р. Рустамов.
Игры: «Зайчики и лиса» А. Финаровский»
Январь. 1. Неделя здоровья. 2. Зима в лесу. 3. Зимние развлечения.
Выполнять шаг на месте всей ступней. Держать осанку. Выполнять полуприседания, слегка разводя колени в стороны. Произнести и прохлопать свое имя. Услышать и охарактеризовать звуки. » Использование иллюстрации, игрушки. Использование игрушки. Соотнести подъем самолета с музыкой. Прищелкивать язычком, подыграть на муз. инструменте. Использование музыкальных игрушек, иллюстраций. Обратить внимание на ласковый, нежный характер песни. Петь небольшие интервалы на «аа-а» Различать контрастные части музыки, чередовать бег с «топотушками». Развивать у детей легкость бега, уметь передавать игровые образы, данные в музыке
Музыкально-ритмические движения: топающий шаг, «Топотушки» М.Раухвергер. «Пружинка» р.н.м.
Пальчиковая гимнастика: «Вот кот Мурлыка ходит…»
Слушание музыки: «Колыбельная» С. Разоренов, «Лошадка» М. Симановский, «Марш» Ю. Чичков. Русские народные мелодии.
Распевание, пение: «Самолет» Е.Тиличеевой, «Молодой солдат» В. Карасева, «Танечка, бай-бай», р.н.м.
Пляски, хороводы: «Стукалка» у.н.м., «Сапожки» р.н.м.,
Игры: «Ловишки» Й. Гайдн, «Самолет» С. Невельштейн.
Февраль. 1. Домашние питомцы. 2. Я и мое тело. Возрастные особенности человека. 3. Защитники отечества. Папы могут все, что угодно. 4.Что такое хорошо и что такое плохо.
Бегать легко врассыпную, покачивая султанчиками над головой вправо, влево. Ритмично притоптывать одной ногой. Запоминать названия музыкальных инструментов, использование картинок и музыкальных инструментов. Продолжать знакомить с жанрами музыки. Передавать в интонациях характер песен. Выполнять несложные танцевальные движения на двухчастную форму. Танцевать в парах, развивая коммуникативные способности. Передавать в движении игровой образ.
Музыкально-ритмические движения: Упражнение с султанчиками, у.н.м. Притопы, р.н.м.
Развитие чувства ритма, музицирование: Картинки и игрушки с музыкальными инструментами.
Пальчиковая гимнастика: «этот пальчик – бабушка..»
Слушание музыки: Колыбельная , марш , веселые плясовые мелодии.
Распевание, пение: «Маша и каша» Т. Назаровой, «Маме песенку пою» Т. Попатенко, «Маме в день 8 марта» Е. Теличеевой, «Игра с лошадкой» И. Кишко, «Барашеньки» р.н.п.
Пляски, хороводы: «Маленький танец» Н. Александровой , «Поссорились, помирились» Т. Вилькорейской
Игры: «Васька-кот» р.н.м.
Март. 1. Времена года. Весна. Женский день. 2. Неделя безопасност и. 3. Моя дружная семья. 4. Мебель.
Различать контрастную музыку марша и бега, выполнять бодрый шаг и легкий бег, начинать и заканчивать движение с музыкой. Передавать образ в движении. Использование художественного слова, игрушки - светофора. Ритмично выполнять полуприседания. Дать понятие о длинных и коротких звуках. Развивать у детей воображение, умение придумывать движения и действия, характерные для персонажей произведений. Использование картинок, художественного слова. Петь с фортепианным сопровождением, с аккомпанементом на любом муз. инструменте, сидя, стоя, лежа. Проявлять творчество. Ориентироваться в пространстве, правильно выполнять простые танцевальные движения, сочетать пение с движением, передавать в движении характер музыки.
Музыкально - ритмические движения: «Пройдем в ворота» Т. Ломовой, «Автомобиль» М. Раухвергер, «Прогулка на автомобиле» К. Мяскова. «Пружинка» р.н.и.
Развитие чувства ритма, музицирование: игры с нитками.
Пальчиковая гимнастика: «Как на нашем, на лугу..»
Слушание музыки: «Воробей» А. Руббах, «Курочка» Н. Любарский, «Шалун» О. Бер, «Резвушка» В. Волков, «Капризуля» В. Волков.
Распевание, пение: «Я иду с цветами» Е. Тиличеева, «Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеева, «Пирожки» А. Филиппенко»
Пляски, хороводы: «Веселые матрешки» Ю. Слонов, «Полька» И. Кишко, «Веселый хоровод» М. Иорданский
Игры: «Ищи маму» Е.Тиличеевой
Апрель. 1. Я и мое настроение. 2. Наш дом – Земля 3. Весна 4. Мой дом, моя улица.
Выполнять движения по показу воспитателя. Выполнять образные движения. Кружиться на топающем шаге, не поворачиваться быстро. Закреплять понятие о длинных и коротких звуках. Приближать детей к восприятию понятия «нота». Развивать воображение, придумывать движения и действия, характерные для героев произведения. Внимательно слушать песню, узнавать ее по вступлению. Дети поют по желанию. Двигаться легко, непринужденно, ритмично, ориентироваться в пространстве, сочетать пение с движением. Развивать выдержку, внимание, умение начать движение со «своей» музыкой.
Музыкально-ритмические движения: Выставление ноги на пятку, р.н.м. «Кошечка» Т. Ломовой. Кружение на топающем шаге.
Развитие чувства ритма, музицирование: Игры с пуговицами
Пальчиковая гимнастика: «Идет коза рогатая…»
Слушание музыки: «Воробей» А. Руббах, «Курочка» Н. Любарский, «Шалун» О. Бер, «Резвушка» В. Волков, «Капризуля» В. Волков.
Распевание, пение: «Дождик» р.н.м. «Летчик» Е. Тиличеевой, «Солнышко» р.н.м., «Солнышко» Т. Попатенко
Пляски, хороводы: «Танец с игрушками» Н. Вересокиной, «Пляска с платочками» р.н.м. хоровод «Березка» Р. Рустамов
Игры: «Воробушки и автомобиль» Г. Фрид
Май. 1. Рукотворный мир. О чем рассказывают вещи. 2. Труд взрослых. 3. Цветы. 4. Времена года. Лето .
Закрепление полученных знаний и умений. Развитие творчества Правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов, ритмично исполнять музыку, правильно отхлопывать простейший ритм. Слушать произведения до конца, узнавать их, определять жанр произведения, отвечать на вопросы педагога. Определять темп музыки. Петь слаженно, начиная и заканчивая пение одновременно с музыкой. Обогатить музыкальные впечатления детей посредством музыки. Уметь ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие танцевальные движения, танцевать с предметами, выразительно передавать игровой образ.
Музыкально-ритмические движения: Повторение всех упражнений
Развитие чувства ритма, музицирование: Повторение и закрепление пройденного материала
Пальчиковая гимнастика: Повторение знакомых пальчиковых игр
Слушание музыки: Повторение и закрепление пройденного материала
Распевание, пение: «Жук» В. Карасевой, «Цыплята» А. Филиппенко, «Корова» М, Раухвергер
Пляски, хороводы: пляска «Березка» р.н.м., хоровод «Веночки» Т. Попатенко, «Вот как наша Таня нарядилась» А. Филиппенко
Игры: «Солнышко и дождик» А. Филиппенко
Ожидаемый результат усвоения программы:
К концу года дети должны уметь:
-Музыкально-ритмические движения: исполнить знакомые движения под музыку;
-Развитие чувства ритма: правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов, правильно отхлопать простейшие ритмы;
-Слушание: слушать небольшие музыкальные произведения до конца, узнавать их, определять жанр – песня, танец, марш, отвечать на вопросы педагога, определять на слух темп музыки (быстро-медленно), динамику (громко-тихо), характер (весело-грустно);
-Пение: петь слаженно, начиная и заканчивая пение вместе с музыкой, внимательно прослушивать вступление и проигрыш, узнавать знакомую песню.
-Пляски, игры, хороводы: уметь хорошо ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие танцевальные движения, танцевать с предметами, выразительно передавать игровой образ, не стесняться выступать по одному, уметь самостоятельно использовать, знакомы движения в творческой пляске.
2.7 Перспективное планирование праздников и развлечений
Цель: Формирование положительных эмоций у дошкольников.
Задачи:
1. Формирование мотивации к музыкальной деятельности через пение, движение, игру, творчество и музицирование.
2. Формирование у детей мотивации к творчеству через театрализацию.
3. Формирование мотивации к музыкальной деятельности через знакомство с художественно-выразительными особенностями народных инструментов.
4. Знакомство детей с особенностями русских традиций и народных праздничных гуляний.
5. Знакомство детей с традициями игры на народных инструментах.
План развлечений для детей от 3-х до 4-х лет на 2021-2022 г.г.
№ | Название развлечения | Вид развлечения | Месяц |
1 2 | Спектакль по сказке В. Сутеева «Яблоко» «У бабушки в гостях» | Драматизация Кукольный спектакль | Сентябрь |
1 2 | Кукольный спектакль силами взрослых «Как козел Мефодий огород охранял» | Конкурсно – игровая программа Зрелищно-игровая программа | Октябрь |
1 2 | Прогулка по осеннему лесу. « День матери» | Игровая программа Конкурсно-игровая программа | Ноябрь |
1 2 | «Здравствуй, Новый год» «Сказка про то, как мишка готовился новый год встречать» | Праздник новогодней ёлки Кукольный спектакль | Декабрь |
1 2 | Рождественские игры и забавы «Как Снеговик друзей искал» | Зрелищно-игровая программа Кукольный спектакль | Январь |
1 2 | 23 Февраля «Ловкие, умелые – воины мы смелые!» «Клоуны и клоунята» | Зрелищно-игровая программа Конкурсно – игровая программа | Февраль |
1 2 | 8 Марта «Спасибо скажем маме» «Приходи скорей весна» | Праздник с мамами Вечер речевых игр | Март |
1 2 | «Музыкальные игры» «Как мы лечили петушка» | Игровая программа Кукольный спектакль | Апрель |
1 2 | «Дружно мы весну встречаем» «Народные игры» | Драматизация Развлекательная программа | Май |
1 2 | «День защиты детей» «Теремок» | Праздник Кукольный спектакль | Июнь |
2.8 Параметры диагностики по программе «Ладушки» (младшая группа)
Диагностика по программе «Ладушки» младшая группа
Параметры диагностирования
I полугодие
Активность
1. Движение: двигается ли с детьми, принимает ли участие в играх и плясках.
2. Подпевание: принимает ли участие.
3. Чувство ритма: хлопает ли в ладоши, принимает ли участие в дидактических играх.
4. Игра на музыкальных инструментах: берет ли инструменты сам, принимает ли их из рук воспитателя, пытается ли играть на них.
II полугодие
Активность
1. Движение: принимает ли участие в играх, плясках, ритмично ли двигается.
2. Подпевание: принимает ли участие.
3. Чувство ритма: ритмично ли хлопает в ладоши, принимает ли участие в играх.
4. Игра на музыкальных инструментах: узнает ли некоторые инструменты, сколько, ритмично ли играет на них;
5. Слушание музыки: узнает ли музыкальные произведения, может ли подобрать к ним картинку или игрушку.
2.9 Взаимодействие с педагогами
Музыкальный руководитель Развитие музыкальных и творческих способностей воспитанников в различных видах музыкальной деятельности с учетом их индивидуальных возможностей. Формирование начала музыкальной культуры. | |
Воспитатели Использование разнообразного музыкального материала, проведение праздников, развлечений, досугов. | Психолог Коррекция памяти, внимания, воображения, мышления, эмоционально- волевой сферы. |
2.10 Взаимодействие с родителями
Основные направления взаимодействия с родителями
-Изучение семьи и условий семейного воспитания.
-Пропаганда музыкального развития детей среди родителей.
-Активизация и коррекция музыкального развития в семье.
-Дифференцированная и индивидуальная работа с семьёй.
-Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Формы взаимодействия
Тестирование и анкетирование родителей и их детей.
Педагогические консультации, доклады, лекции по вопросам музыкального развития ребёнка в семье, которые реализуются на родительских собраниях.
Практические занятия в детском саду по ознакомлению с методами и приёмами музыкального развития детей.
Круглые родительские столы.
Совместные праздники, утренники детей и взрослых.
Создание творческих групп родителей по организации для детей утренников, праздников, игр, развлечений.
«Родительский день» индивидуальные консультации для родителей.
Введение традиций.
Создание домашней фонотеки.
3.Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Новоскольцева И., Каплунова И. Программа «Ладушки». С-Пб., 2000.
3. Матвеева Р. «Анализ парциальных программ музыкального развития»
4. Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации.- М., 2003
5. Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...