Консультация для педагогов «Кинезиологические упражнения для дошкольников»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Фердерер Ирина Александровна

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения

Цель: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

• развитие межполушарной специализации;

• синхронизация работы полушарий;

• развитие мелкой моторики;

• развитие способностей;

• развитие памяти, внимания, речи;

• развитие мышления.

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением.

Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.

Левое полушарие

• отвечает за логически-аналитическое мышление;

• анализирует факты;

• обрабатывает информацию последовательно по этапам;

• обеспечивает процессы индуктивного мышления (в начале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза);

• обрабатывает вербальную информацию, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму;

• отвечает за математические способности, работу с числами;

• отвечает за планирование.

Правое полушарие

• отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию;

• отвечает за интуицию и интуитивную оценку;

• может одновременно обрабатывать много разнообразной информации, способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа;

обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах;

• ориентируется в настоящем;

• контролирует движение левой половины тела.

Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников:

• память,

• внимание

• речь,

• пространственные представления,

• мелкую и крупную моторику,

• снизить утомляемость,

• повысить работоспособность к произвольному контролю

Виды кинезиологических упражнений:

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

Упражнения необходимо проводить ежедневно.

• занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

• проводятся в доброжелательной обстановке;

• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

• упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

• упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

• занятия проводятся утром;

• длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Упражнения

Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак-ребро-ладонь.

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь

на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Дыхательное упражнение

Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).

«Яйцо»

Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

«Лодочка»

Лежа на спине, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе.

Упражнение для снятия эмоционального напряжения

Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Кинезиологические упражнения для дошкольников»

Содержит рекомендации для родителей и набор кинезиологических упражнений....

Консультация для педагогов. Кинезиологические упражнения.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены ...

Консультация для педагогов: «Кинезиологические упражнения- как эффективный метод развития речи дошкольников»

Консультация для педагогов: «Кинезиологические упражнения- как эффективный метод развития речи дошкольников»Цель:Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологич...

Семинар-практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения для дошкольников»

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие....

Консультация для педагогов "кинезиологические упражнения для развития умственных способностей и физического здоровья"

Кинезиологические упражнения что это такое? Для чего? Какие виды их? Примеры упражнений? Все это вкратце можно узнать из представленного материала....

Консультация для педагогов "Кинезиологические упражнения- гимнастика для мозга"

Кинезиология -это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через движение. Кинезиология-относится к здоровье сберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрыт...

Консультация для педагогов «Кинезиологические упражнения и сказки для детей дошкольного возраста»

Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т.е. наука о движениях.Кинезиология - наука о развитии умс...