Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ
методическая разработка (младшая группа)
Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ, организация работы с семьей в реальных социально-экономических условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_metod_razr.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным
учреждением, является создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ, организация работы с семьей в реальных социально-экономических условиях.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.
Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс
приспособления организма, которые происходят на разных уровнях:
физиологическом, социальном, психологическом.
При этом выделяются 2основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.
Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Особенность раннего возраста является взаимно связь психофизического развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развития, невроза, замедление темпа психофизического развития.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах
(«Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях» / Под ред. Р. В.
Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А, Атанасовой-Буковой,— М,. 1980),
было выделено три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса,
частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита,
регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все
сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со
средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темповразвития.
Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой
фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний. Период лёгкой адаптации длится 1 - 2 недели. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2 - 3й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев.
Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы:
могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость,
появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза.
Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей.
Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не
выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с
невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может
возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке
накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне,
просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования
малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.
Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких
месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем
направлениям.
Факторы, определяющие характер адаптации.
Какие факторы влияют на успешность привыкания ребенка к яслям?
Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации, лучше справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, гораздо большие трудности в яслях. На состояние здоровья ребенка влияет течение беременности и родов матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в период перед поступлением в детское учреждение. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводят к хроническому переутомлению, истощению
нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями
адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие – заболевание.
Следующим фактором, влияющим на характер адаптации ребенка к новым
условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение.
Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и
возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Как это
происходит?
Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического
развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств
личности, как доверие к миру, положительное самоощущение,инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Для возникновения привязанности необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт матери или заменяющего ее взрослого с ребенком с первых дней его жизни. Привязанность начинает формироваться уже в первом полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых эмоционально- личностных связей с близкими, особенно с матерью. В первой половине первого года жизни привязанность выражается в основном положительными эмоциями, особенной радостью ребенка при появлении мамы. В 7 мес. ребенок начинает реагировать на ее уход отчетливым волнением, беспокойством, тревогой. В период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. Ярко выраженный страх в семимесячном возрасте свидетельствует о врожденной чувствительности ребенка и должен учитываться как в его воспитании, так и при решении вопроса о том, стоит ли отдавать его так рано в ясли.
Психологи выявили чёткую закономерность между развитием предметной
деятельности ребёнка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация
протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и
сосредоточенно играть с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро
откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью. Они любят вместе с воспитательницей решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрёшку, элементы конструктора. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым. А характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятие, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.
Отношение ребёнка к ровесникам также оказывает большое влияние на течение адаптации. Дети, с трудом привыкающие к яслям и садику, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми ещё больше отягощает сложность адаптационного периода.
Состояние здоровья, умение общаться с взрослыми и сверстниками,
сформированность предметной и игровой деятельности ребёнка - вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детское учреждение и благополучного привыкания к ним.
На основе исследований Л.Я.Олифренко, Т.И.Шульги, И.Ф.Дементьевой видится организация комплексного сопровождения адаптации ребенка как в семье, так и в рамках дошкольного учреждения.
Система организации процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период,
направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Задачи воспитания:
1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения
периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать
полноценному физическому развитию детей:
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий ребенку
физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать
простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной
активности.
3. Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях,
развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя
доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне
окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины,
иллюстрации, музыка).
Модель организации адаптационного периода.
1. Индивидуальный подход к ребенку:
а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
б) учет домашних привычек;
в) использование колыбельных при укладывании детей спать.
2. Игры с воспитателем.
3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.
4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:
а) игры ребенка рядом со сверстниками;
б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;
в) ситуации, общение;
г) использование фольклора;
д) элементы театрализованной деятельности;
5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения
ребенка.
6. Контроль за физическим состоянием ребенка.
7. Элементы закаливающих мероприятий.
Модель организации адаптационного периода через режимные моменты
Утро
Утренний прием
Зарядка
Игры с элементами фольклора
Развивающие игры
Формирование культурно-гигиенических навыков
Завтрак
Игры-занятия, игры-упражнения в группе
Игровые ситуации, общение
Подготовка к прогулке
Прогулка
Игры с элементами фольклора
Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные
Игры с водой и песком
Наблюдения, развлечения, беседы
Опыты и эксперименты
Закаливание: воздушные, солнечные ванны
Обед
Формирование культурно-гигиенических навыков
После сна
Разминка после сна, закаливающие процедуры
Полдник
элементы театрализованной деятельности
Художественно-творческая деятельность
Игры-драматизации, игры-инсценировки
Прогулка
Общение детей
Уход домой
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик", где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.
Желательно рядом с "домиком" разместить природный уголок. Растения и вообще
зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы
потребность двух-трех-летних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, - никаких внешних причин для этого нет.
Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя.
Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами,
оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.
Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет
понять, как в данный момент на душе у ребенка, - тоскливо и тревожно или,
наоборот, светло и радостно.
Умиротворяюще на детей действуют игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие, так как необходимо создание естественной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Летом подобные игры легко организовать на улице.
ВЫВОД: В первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении необходимо
сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.
Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать
атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в проце...
Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...
"Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"
Методическая разработка "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ" адресована педагогам, работающим с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в ...
Методическая разработка: "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"
Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитан...
"Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"
Методическая разработка "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ" адресована педагогам, работающим с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в ...
Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"
Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процесс...