СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
статья
Если обратиться к закону об образовании в России, то можно сказать, что это процесс являющийся целенаправленным и единым в обучении и воспитании, который весьма значим для общества, осуществляемый в интересах общества, государства, семьи и человека. Это совокупность приобретаемых умений, навыков, знаний, ценностных установок и опыта деятельности [5].
Советское образование считалось самым лучшим во всем мире. Это касалось как начальных образовательных ступеней так и в области технических и естественных наук. Однако современное состояние образования в РФ, к сожалению, имеет ряд существенных проблем, а значит требует серьезных доработок и совершенствования [3].
Основной и значимой проблемой является несоответствие условиям современного информационного общества, пришедшего на смену индустриальному.
В связи с этим необходимо пересмотреть как роль учителя во всем образовательном процессе, так и сам принцип подачи учебных материалов.
Современные реалии диктуют необходимость не в постепенном внедрении инновационных технологий в учебные процессы, а в максимально короткие сроки и в полной мере. Это значит, что вопрос оснащения учебных заведений современной техникой и компьютерами не должен возникать [1]. Необходимо отойти от устаревших форм теоретической подготовки учеников, которая заключалась в заучивании или зазубривании учебного материала. Важно, чтобы информация которую получает ученик была доступна пониманию и умело использовалась. Необходимость в постоянном обновлении, согласно последних научных достижений, технического оснащения еще заключается в том, что на сегодня ученик может получать информацию не только от преподавателя, но и посредством сети интернет и возможностью доступа к огромным ресурсам информации, например к электронным библиотекам. Но весьма печально признавать, что иногда электронные гаджеты учеников являются более современными, чем школьная компьютерная техника, которая иногда и вовсе отсутствует в школах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_problemy_obrazovaniya_v_rosii.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
Автор: Рощупкина Т.Ю.
Аннотация: в статье раскрываются основные проблемы современной системы образования в России. Анализируются различные точки зрения на этот вопрос и делаются выводы о пересмотре основных концепций образовательной системы.
Ключевые слова: закон об образовании, модернизация, инновационные технологии, ЕГЭ.
Если обратиться к закону об образовании в России, то можно сказать, что это процесс являющийся целенаправленным и единым в обучении и воспитании, который весьма значим для общества, осуществляемый в интересах общества, государства, семьи и человека. Это совокупность приобретаемых умений, навыков, знаний, ценностных установок и опыта деятельности [5].
Советское образование считалось самым лучшим во всем мире. Это касалось как начальных образовательных ступеней так и в области технических и естественных наук. Однако современное состояние образования в РФ, к сожалению, имеет ряд существенных проблем, а значит требует серьезных доработок и совершенствования [3].
Основной и значимой проблемой является несоответствие условиям современного информационного общества, пришедшего на смену индустриальному.
В связи с этим необходимо пересмотреть как роль учителя во всем образовательном процессе, так и сам принцип подачи учебных материалов.
Современные реалии диктуют необходимость не в постепенном внедрении инновационных технологий в учебные процессы, а в максимально короткие сроки и в полной мере. Это значит, что вопрос оснащения учебных заведений современной техникой и компьютерами не должен возникать [1]. Необходимо отойти от устаревших форм теоретической подготовки учеников, которая заключалась в заучивании или зазубривании учебного материала. Важно, чтобы информация которую получает ученик была доступна пониманию и умело использовалась. Необходимость в постоянном обновлении, согласно последних научных достижений, технического оснащения еще заключается в том, что на сегодня ученик может получать информацию не только от преподавателя, но и посредством сети интернет и возможностью доступа к огромным ресурсам информации, например к электронным библиотекам. Но весьма печально признавать, что иногда электронные гаджеты учеников являются более современными, чем школьная компьютерная техника, которая иногда и вовсе отсутствует в школах.
Второй значимой проблемой является пробел в законодательной области. Несмотря на то, что производились неоднократные попытки реформирования закона, многие проблемы остались на прежнем уровне [3].
Сюда можно отнести «размытость» социальных обязательств со стороны государства, нет четкого обозначения принципов лицензирования учебных заведений. Пробелы в законодательстве регулирующем контрольно-надзорные процедуры приводят к тому, что усиливается коррупционная составляющая и растет число высших учебных заведений которые дают некачественное образование. Закон не учитывает специфику сельских местностей и учебных заведений расположенных в них. А ведь от образованности и грамотности населения зависит позиция на мировой арене государства в целом [1].
Недостаточное финансирование - это третья проблема современной системы образования. Отсутствие средств на техническую модернизацию приводит к тому, что оканчивают вузы в большинстве своем теоретики, но не практики. Отсюда дефицит узких специалистов. Популяризация высшего образования приводит к тому, что нивелируется важность средне-технического и средне-специального образования и на практике получается, что создается огромный дефицит рабочих специальностей. Отсутствие финансирование так же сказывается на недостаток кадров и в самой системе образования. Сюда можно отнести и недосточную оплату учительского труда, а так же на низкую их квалификацию, поскольку повышение квалификации опять же упирается в финансирование.
Четвёртой проблемой о которой необходимо сказать, это отсутствие связей образовательных этапов. Сегодняшнее школьное образование не может подготовить ученика к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, в большинстве случаев родителям приходится прибегать к услугам репетиторов, особенно если вопрос касается поступления в престижный ВУЗ.
По мнению профессора МГУ Александра Волкова, возникает большой вопрос нужен ли школам ЕГЭ. Александр Волков говорит, что: «..я считаю, что ЕГЭ российским школам не нужен. Хотя бы потому, что от него уже отказываются там, где ЕГЭ изначально вводили. ЕГЭ означает определенную стандартизацию знаний. Дело в том, что школы должны быть разными, каждая школа должна обладать своим стилем преподавания. А эта стандартизация выходного знания приводит к тому, что люди будут слишком уподобляться друг другу. Знания будут просто формально выученными, а это не входит в задачи школы. Школа должна учить и воспитывать, это обязательные элементы образования. ЕГЭ препятствует главным задачам школы, поэтому я считаю, что ЕГЭ школе не нужно» [4].
ЕГЭ больше ориентирован на информированность, но не на понимание самого вопроса. Выпускник ориентируется на тестовые типы вопросов, отсюда на тестовый тип мышления и далее на тестовые формы жизни. Отсюда приходит осознание того, что ЕГЭ - это экзамен для большинства масс. Элита же ориентирована совсем на другое образование [6]. Происходит повсеместно натаскивание учителями учеников на результат ЕГЭ. Большинство переживает не за полученные знания, не за их качество, не за то, каким образом и где их применять в жизни, а за то, каков будет проходной бал в вуз. Часто это приводит к тому, что выпускник по итогам ЕГЭ вынужден поступать не туда куда бы хотелось, к чему у него есть стремление, где бы он мог развить свои лучшие качества и применить с пользой полученные знания и навыки, а куда позволит проходной балл, поскольку не у всех финансовое состояние позволяет получать платное обучение. А раз приоритетом является проходной балл в вуз, здесь и речи не идет о развитии мышления, о творческом мышлении, об индивидуальном мышлении. Получается тупиковая ситуация из которой просто очевидно нужно искать выход и пересматривать данную систему. К слову, европейские страны после апробирования данного вида экзамена категорически отказались от него еще в семидесятые годы.
Таким образом, абсолютно очевидно, что система образования в современной России не то чтобы далека от совершенства, а просто катастрофически нуждается в пересмотре многих аспектов.
Литература:
- Андреев А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л. Андреев // Педагогика. - 2017. - № 6.- С. 40-45
- Воскресенская Н.М. Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах / Н. М. Воскресенская // Вопросы образования. - 2015. - №3.- С. 55-60
- Кузьменко Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, О.Н. Рыжова // Педагогика. - 2018. - № 3.-С.15-19.
- Электронный ресурс: Гражданская инициатива. Аргументы против ЕГЭ/URL: http://netreforme.org/news/argumentyi-protiv-ege/, дата обращения 10.10.2019
- Электронный ресурс:Закон об образовании/http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/дата обращения 10.10.2019
- Электронный ресурс: Проблемы современной России в образовании/https://www.epochtimes.ru/problemy-sovremennoj-rossijskoj-sistemy-obrazovaniya-98913405/#/, дата обращения 1.0.102019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы современного дошкольного образования
Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываю...
Современные проблемы гуманизации образования
"Истинная гуманность педагогики заключается в том, чтобы беречь радость и счастье, на которое имеет право ребёнок" В.А. Сухомлинский...
Современные проблемы образования
Проблемы образования...
Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ».
Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ»....
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные проблемы образования: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные проблемы образования: теория и практика»...
Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ.
laquo;Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это г...
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
Анализ проблем образовательной системы показывает, что проблема образования РФ значительно глубже чем кажется и затрагивает не только образование, но и более глубокие слои общественной жизни. По...