Народный танец в детском саду
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 6»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Самообразование
"Народный танец в детском саду "
Педагога дополнительного
образования (хореограф)
Белькевич Т.А.
2021-2022 гг.
Белькевич Т.А.
История становления хореографического искусства - это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени; это история народного танцевального искусства, практической деятельности педагогов-хореографов и исполнителей различных эпох и народов.
Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека - средству гармонизации воспитания личности.
Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребёнка.
Гармоничному физическому развитию младшего дошкольника посвящены работы по психологии (Р.С. Немова, Н.А. Фомина и др.), педагогике (Т. Барышникова, Н.Б. Тарсова и др.), физиологии, физической культуре М.М. Безруких, М.Ф. Иваницкой и др.), обобщённый опыт психологов, педагогов-практиков, на основе чего определилась проблема исследования; формирование двигательных качеств у ребёнка, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение посредствам новых, удовлетворяющих данным требованиям методик.
Задача, стоящая сегодня перед педагогом дополнительного образования, заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии. Актуальность представленной исследования заключается в разрешении сложившегося противоречия, в котором с одной стороны выступает необходимость развития двигательной моторики детей трех-шести лет и недостаточным количеством развивающих методик с другой.
Таким образом, одной из важнейших задач современной хореографии является не только развитие высокого уровня исполнительского мастерства, но и своевременное определение функционального состояния организма, его здоровья и изменений опорно-двигательного аппарата занимающихся танцем детей, внесение коррекции в тренировочный процесс и проведение восстановительных мероприятий. В связи с этим, особо актуальным в работе педагога является овладение им основ многих естественнонаучных дисциплин, таких как возрастная анатомия и физиология, медицина, гигиена детей.
Основной формой организации физического развития у детей является занятие народного танца. Занятия с детьми могут проводиться в группе.
Продолжительность занятий зависит от возрастных особенностей. Например, на 1-ом году обучения, в группе начальной подготовки, рекомендуется использовать 1 час в неделю. Занятие состоит из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть продолжительностью 2-4 минуты используется для функционального вырабатывания организма, разогрева, растягивания мышц, увеличения их эластичности, психологического настроя на предстоящую деятельность. Тут используются разнообразные, простые в координационном отношении упражнения. Комплекс упражнений для первой части урока определяется его задачами и содержанием. Основная часть урока продолжается от 2 до 5 минут, может решать несколько взаимосвязанных задач совершенствование техники, развитие физических качеств, решение воспитательных задач и т.д. эта часть занятия базируется на следующих положениях. Заключительная часть урока продолжительностью 1 – 2 минуты, предназначена для постепенной нормализации двигательной активности детей и восстановления дыхания.
Одежда для занятий не должна стеснять движений, должна хорошо пропускать воздух, поэтому лучше, чтобы она была из натуральных тканей. Обычно это облегающее тело трико, купальник – для девочек, и шорты и майка для мальчиков. На ногах носки или мягкие туфли. Для занятий на полу используют детское одеяло или коврик.
К средствам народной хореографии относятся –национальные элементы. Упражнения для первого занятия должны быть простыми, но включать в себя определённую трудность для исполнителя. Доступная выполнимость упражнения - залог успеха первых занятий. В работе с детьми разных возрастных групп, равно как и при подборе упражнений, эти особенности необходимо учитывать.
Так для детей 3-4 лет достаточно эффективны простые общеразвивающие упражнения. Необходимо максимально разнообразить упражнения, использовать различные исходные положения, скорость и амплитуду движения, и т.д. основная задача в занятиях с детьми этого возраста – сформировать возможно большее количество простейших двигательных навыков.
Для детей 5-6 лет применяют те же упражнения, но в усложнённом варианте, с добавлением национальных элементов.
В последние годы актуальным средством коррекции является музыкотерапия. Огромная сила воздействия музыки на человека всегда поражала величайших мыслителей мира, поэтов, художников, писателей и композиторов. Влияние музыки испытывается и оценивается в той или иной мере каждым из нас в виде стимулирующего, раздражающего или успокаивающего воздействия. Легкость, с которой она вторгается в душевный мир человека, перестраивает мысли и чувства, формирует нравственный облик, – все это уже с глубокой древности побудило включить музыку в качестве обязательного предмета в систему обучения и воспитания подрастающего поколения.
Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребёнка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического очень необходимо человеку. Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях. В музыкальных играх дети учатся действовать самостоятельно, ищут выразительные движения, не подражая друг другу. На занятиях народным танцем дети приобретают музыкально-ритмические навыки.
С первых занятий нужно стремиться к созданию психологически благоприятной обстановки. Музыка способна создать настроение, активизировать движение, содействовать развитию двигательных навыков.
Использованная литература
- Барабаш, Л. Н. Хореография для самых маленьких. – Спб.: Белый ветер, 202. – 108 с.
- Раевская, Е. П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
- Холл, Д. Учимся танцевать. – М.: Астрель, 2009. – 184 с.
- Пуртова, Т.В., Беликова, А.Н., Кветная, О.В. Учите детей танцевать. - M.: Владос, 2001. – 256 с.
- http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/01/30/ispolzovanie-predmetov-v-tantsevalnykh
План
работы по самообразованию
на 2021-202 учебный год
Педагога дополнительного образования (хореограф)
Белькевич Татьяны Алексеевны
Тема: «Народный танец в детском саду»
- Подбор литературы;
- Изучение литературы, современных образовательных программ и технологий по народному танцу для дошкольников;
- Подготовка консультации для родителей.
- Подготовка выступлений детей на утренниках ДОУ;
- Обмен опытом с преподавателями МЭЛ.
Отчет
по самообразованию
Педагога дополнительного образования (хореограф)
Белькевич Т.А.
За 2021 год велась работа по самообразованию по теме:
«Народный танец в детском саду»
По данной теме был использован свой педагогический опыт
При изучении темы были использованы материалы сайтов:
- dosug/za-sohranenie-tradicij--30-1-2008/
2. //http://www.admhmao.ru/culture/naz_kult.htm
4. https://infourok.ru/programma-po-horeografii-horeografiya-dlya-samih-malenkih-1521914.html
- Работа по теме велась в тесном сотрудничестве с воспитателями групп № 4, 6, 9, 10, 12 и родителями. Также происходил обмен опытом с преподавателями МЭЛ по данной теме.
- На утренниках выставлялись номера с детьми групп № 4,12.
- Составлен комплекс игровых упражнений: «богатыри», «гуси- лебеди», «ложкари». Подобраны народные элементы русского танца.
- Таким образом, любые занятия имеют смысл только при регулярном их посещении. Однако возникли трудности – пропуски детей занятий по хореографии.
- Написана статья по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как поставить танец в детском саду» Консультация для родителей.
Рассказать родителям о пользе танца в детсом саду...
Как поставить танец в детском саду.
Эта статья скорее предназначена музыкальным руководителям, нежели родителям, и посвящена она танцам, вернее постановке танца в детском саду, или в детском коллективе раннего возраста....
Проект «Якутский народный танец в детском саду»
Дошкольный возраст является очень важным периодом становления личности, у детей формируются начальные представления об окружающем мире и обществе. Якутские народные танцы для детей имеют очень большое...
Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны
Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо...
Классический танец в детском саду.
Презентация....
Классический танец в детском саду.
Презентация....
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".
Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...