Вы всё сможете
методическая разработка

Демьянова Елена Михайловна

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_uverennost.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Тема: «Вы все сможете»

Цель: профилактика профессионального «выгорания» педагогов.

Задачи:

  1. Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива.
  2. Развитие позитивного отношения к себе, осознание собственной самоценности.
  3. Оказание помощи в осознании личностных ресурсов и внесении возможных корректив в исполнение своих жизненных и деятельностных функций.
  4. Снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться.
  5. Способствование  отреагированию  педагогами негативных эмоций (злость, обида, страх).

Развитие уверенности в себе

начинается с устранения демона,

который называется страх;

этот демон сидит у человека на плече

 и нашёптывает ему:

«Ты не сможешь это сделать…»

Наполеон Хилл

Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре. Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое.

  1. Упражнение «Знакомство»

Мы начнём с того, что каждый по кругу назовёт свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим – написать имя на бейджеке.

  1. Упражнение «Приветствие»

Ход: Все сидят в большом кругу. Нужно повернуться к соседу слева и поприветствовать его. Например: «Здравствуй, Катя, ты мне нравишься, потому что…»

Данный тренинг направлен на формирование представлений о таком компоненте личности, как уверенность в себе.

Уверенность в себе – изменчивая, подвижная переменная в уравнении счастливой самодостаточной личности. Это не врождённое качество, оно формируется в течение всей нашей жизни и именно поэтому мы должны приложить усилия, чтобы поверить в себя. Как бы было всё просто, если бы все мы рождались с определённым уровнем уверенности – раз и я верю в себя! А если у кого-то низкий уровень уверенности, то можно опустить руки и сказать: что уж поделать, я таким уродился.

  1. Упражнение «Я – дома, я – на работе»

Ход: Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

- похожие черты, противоположные черты.

- одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях, отсутствие общих черт.

- какой список было составлять легче;

- какой получился объемнее?

- каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

4.Упражнение «Без маски»

Давайте ещё раз попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и продолжать фразу, написанную на карточке.

  1. Упражнение «Контраргументы»

Участники на листе бумаги в левой колонке размещают 3 своих слабых стороны. На правой стороне против каждого пункта он должен указать то положительное, что может противопоставить этому аргументу. Далее желающие зачитывают свои записи и все обсуждают их.

  1. Упражнение «Дадим отпор...»

Ход: Все участники становятся в круг. Ведущий называет страхи и опасность. Если кто-то из участников боится того, что было озвучено ведущим, то он должен встать в круг. Все остальные участники, оставшиеся за кругом, в течение 5 секунд возьмутся за руки (как бы защищая тех, кто вошёл в круг) и громко, дружно скажут: «Дадим отпор...». Основные критерии этого упражнения – быстрота, громкость и дружность защиты. Фразы ведущего начинаются со следующего выражения: «На нас напали...» Ответ участников начинается с фразы: «Дадим отпор...»

  • Неуверенность;
  • Тревога;
  • Страх;
  • Внутреннее напряжение;
  • Отчаяние;
  • Беспокойство;
  • Боязнь не соответствовать ожиданиям окружающих.

  1. Упражнение «Сильные стороны»

Ход: Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности в себя. Нужно избегать любых высказываний о своих недостатках.

  1. Упражнение «Выступление перед публикой»

Ход: Выбирается один участник и ему говориться задание, которое он должен выполнить сразу же. Нужно заставить публику поверить, что ты уверенный человек. Задания могут быть любые. Например, нужно рассказать о приготовлении одного из блюд в китайской кухне.

Затем идет обсуждение: по каким критериям можно сказать, что человек вел себя уверено, по каким нет.

  1. Упражнение «Цветок в ладошках»

Ход: Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу (звучит релаксационная музыка со звуками природы).

Ведущий: «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы. Узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасный цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках, и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он - точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться...»

Ведущий спрашивает об ощущениях, испытанных участниками.

  1. Упражнение «Я заслуживаю...»

Ход: Счастье редко дается человеку «большим куском». В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в детях, которые вас часто огорчают.

Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю...», вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: «Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса», «Я заслуживаю того, чтобы сын выполнил домашнее задание», и т.п. Вспомните не менее пяти событий.

Задание на дом: каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: «Я заслуживаю...» Это необходимо делать в течение трех недель. Чтобы не забыть, напишите эту фразу на листе бумаги и повесьте возле кровати, это будет напоминать вам домашнее задание. Поверьте - это изменит ваше отношение к себе и окружающим.

  1. Упражнение 8. Рефлексия «Цветное настроение»

Перед участниками лежат сердечки разного цвета.

Предлагается выбрать сердечко того цвета, который характеризует ваше внутреннее состояние, настроение на данный момент (после проведенных упражнений). Ведущий зачитывает характеристики каждого цвета, после чего участники делают свой выбор и кладут сердечко на общий поднос. Затем ведущий подводит итог того, какое настроение преобладает в группе.

Характеристики цветов:

Черный - Вы агрессивны, раздражены, источаете негатив.

Коричневый – Вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах.

Красный – Вы находитесь в состоянии возбуждения, безудержной радости, эйфории.

Желтый – Ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе».

Зеленый – Состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности, душевного равновесия.

Далее подводится итог всего занятия, участники делятся своими ощущениями и впечатлениями.

  1. Упражнение «Волшебная шкатулка» 

Цель: поднятие настроения.

Воспитателям  предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

  1. Упражнение «Притча»

 «Рискнуть попробовать».

Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть?

Какие черты характера характеризуют последнего претендента?

Вывод. Часто бывает так, что человек воспринимает ситуацию, полагаясь на свои ощущения, он осмысливает прочувствованное (увиденное) и ему кажется, что он может реалистично ее оценить и сделать правильные выводы. Однако часто бывает так, что чувства обманывают людей и тогда они не в состоянии сделать правильных логических выводов. Как же тогда быть? Ответ простой - нужно попробовать проверить свои ощущения и правильность выводов.

Приложение к упражнению «Без маски»

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…

Мне очень трудно забыть…

Чего мне иногда по- настоящему хочется, так это…

Мне бывает скучно, когда я…

Особенно меня раздражает то, что я…

Мне особенно приятно, когда меня…

Иногда люди не понимают меня, потому что я…

Верно, что я ещё…

Думаю, что самое важное для меня…

Я горжусь тем, что…

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…

У меня возникает чувство сомнения, когда…

Я заслуживаю того…

Я абсолютно уверенна, что…

Я всегда хочу быть…

Я всегда радуюсь…

Я стремлюсь к тому…

Я пока не научилась…

Приложение к упражнению «Волшебная шкатулка» 

Тебе сегодня особенно повезет!

Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

Сделай себе подарок,  ты его заслуживаешь!

Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

Сегодня твой день, успехов тебе!

Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

Верь в себя и все получится!

Сегодня тебя будет преследовать удача!

Смело иди вперед, там тебя ждет только лучшее!

Живи и радуйся, остальное приложится!

Пусть в твоей душе воцарится гармония!

Не удивляйтесь, если сегодня вдруг начну сбываться несбыточные мечты!

Себя надо любить и хвалить. Не поручать же такое ответственное дело чужим людям!

Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.

Живи так – чтобы люди, столкнувшись с тобой, УЛЫБНУЛИСЬ, а общаясь с тобой, стали чуточку СЧАСТЛИВЕЙ…

Чтобы жить и радоваться, нужно всего две вещи: во-первых – ЖИТЬ, а во-вторых – РАДОВАТЬСЯ!

Никогда не сдавайтесь, и вы дойдете до своей цели!

Будет новый рассвет – будет море побед! И не верь никогда в то, что выхода нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект_Проблемный вопрос - сможет ли человек прожить без книги

    оПознавательно-исследовательский проект «Проблемный вопрос - сможет ли человек прожить без книги?»...

Занятие в игровой форме «Сможет дерево плавать?»

Занятие в игровой форме «Сможет дерево плавать?»Цели: формировать представление о дереве, его свойствах и качествах.Задачи:1. Помочь дошкольникам посредством игровой деятельности в ра...

Тренинг для педагогов «Вы все сможете».

Тренинг – одна из любимых форм работы психолога и педагогов. Здесь педагоги могут расслабиться, высказаться, получить новые знания, как теоретические, так и практические, найти пути решению волн...

Папа сможет всё!

Семейная гостиная «Папа  может  всё»              Педагог психолог Мироненко Е.В ;Инструктор по физкультуре  Шиве О.С;  ...

Мой ребенок просто ленится, но если он захочет – он сможет учиться

Мой ребенок просто ленится, но если он захочет – он сможет учиться...