Адаптация детей в детском саду
статья
Адаптация детей в детском саду
Подготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна
С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребенка серьезной психической травмой. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Нам, педагогам, необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления в детский сад и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Работая на группе с детьми раннего возраста, заметила, что применение игр с песком наиболее подходит для работы с детьми в период адаптации для установления контакта с ребенком. Если игры с песком проводить сразу после прихода ребенка в детский сад, то это отвлекает малышей от отрицательных эмоций, возникающих при расставании с родителями. При взаимодействии с песком у ребенка улучшается самочувствие и стабилизируется эмоциональное состояние, также песок идеально подходит для сенсорного воспитания и развития мелкой моторики.
«Лучшая игрушка для детей – кучка песка», - говорил К.Д. Ушинский. Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. Как правило, первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком: ребёнок копает, лепит, рисует на песке, создаёт на нём отпечатки, что-то говорит, играет.… В игре он познает себя и окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_adaptatsiya_detey_v_detskom_sadu.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей в детском саду
Подготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна
С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребенка серьезной психической травмой. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Нам, педагогам, необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления в детский сад и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Работая на группе с детьми раннего возраста, заметила, что применение игр с песком наиболее подходит для работы с детьми в период адаптации для установления контакта с ребенком. Если игры с песком проводить сразу после прихода ребенка в детский сад, то это отвлекает малышей от отрицательных эмоций, возникающих при расставании с родителями. При взаимодействии с песком у ребенка улучшается самочувствие и стабилизируется эмоциональное состояние, также песок идеально подходит для сенсорного воспитания и развития мелкой моторики.
«Лучшая игрушка для детей – кучка песка», - говорил К.Д. Ушинский. Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. Как правило, первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком: ребёнок копает, лепит, рисует на песке, создаёт на нём отпечатки, что-то говорит, играет.… В игре он познает себя и окружающий мир.
И если ребёнок ещё плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком всё становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться, как со взрослыми, так и со сверстниками. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Игры с песком помогают быстрее установить доверительные отношения между воспитателем и ребенком.
Своими наблюдениями я поделилась с родителями и увидела их интерес и желание помочь мне. Они активно занялись оборудованием «Песочного уголка»: приобрели контейнеры, совочки, формочки, собрали коллекцию миниатюрных предметов и игрушек.
Обговорили правила поведения при играх с песком (для выработки единства требований):
- Песок нельзя выбрасывать из песочницы;
- Бросать песок в других и брать его в рот нельзя;
- После игры дружно убираем игрушки на место;
. После игры обязательно моем руки.
Первое, с чего я начала свою работу – это изучила литературу по данной теме, определила цели и задачи.
Цель:
- помочь детям узнать окружающий его мир неживой природы;
- развивать игровой опыт каждого ребенка;
- воспитывать любознательность, стремление наблюдать, экспериментировать;
- развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, мыслительные способности, речь, воображения, развитие внимания, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве.
Задачи:
- изучение с детьми правил поведения при игре с песком;
- стабилизировать психоэмоциональное состояние детей;
- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
- стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности;
- развивать навыки общения и речь, пространственную ориентировку;
- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
- разнообразить способы сотрудничества.
Работу с детьми начала с изучения свойств песка: предлагаю захватить песок в щепотку, сжать-разжать, положить ладошки на песок, погладить его, перевернуть ладошку; знакомлю со свойствами сухого песка: какой песок? (прохладный, шершавый, сухой, мягкий). Например, говорю деткам: давайте поздороваемся с нашим другом-песочком, послушайте…он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. А сейчас возьмем песок в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим).
Далее я предлагаю детям нарисовать солнышко на песке.
Кладу ладошку ребёнка на песок, поворачиваю её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось солнышко! Дорисовываем глазки солнышку, нос, рот-улыбку. Спрашиваю:
- Получилось у нас солнышко? (да).
- Какое солнышко у нас получилось?
Ребенок повторяет слова за воспитателем: доброе, улыбчивое, песочное. Предлагаю детям взять палочки и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая маленький лучик.
Параллельно с этим можно делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: "поскользить" ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
- "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
- "пройтись" по поверхности песка отдельно каждым пальцем правой и левой рукой, далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
Предложила детям рассмотреть песок с помощью лупы: из чего состоит песок? Также предлагаю детям порисовать на песке, попечатать. Малышам интересно просто разравнивать песок ручками и потом рисовать на нем разные загогулины.
Говоря об играх с песком, в первую очередь, вспоминаешь о лепке куличиков. Маленьким детям одинаково нравится, как лепить куличи, так и ломать их. Для игр с песком вместо покупных формочек можно использовать пластиковые стаканчики, контейнеры из-под яиц и др. бросовый материал. А еще можно сделать вот такие интересные приспособления для игр с песком - "расчески" для песка из пластиковых крышек. Как мальчики, так и девочки любят играть с машинками в песочнице, делать дороги, туннели, пересыпать песок ковшом игрушечного экскаватора. А можно сделать даже целый остров в океане.
Еще в своей работе использую игровые упражнения, способствующие развитию тактильной чувствительности, речи, воображения.
№ | Название упражнения | Методика проведения |
1 | «Сказочные следы» «Узоры на песке» | Ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок |
2 | «Ползут змейки» | Ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой и шипит как змейка. |
3 | «Прыгают зайцы» | Ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях |
4 | «Бегут жучки-паучки», «Жучки здороваются» | Ребенок двигает всеми пальцами, иммитируя движения насекомых и жужжит, как жук. |
Нравятся ребятам такие игры: «Спрячь ты, а я буду искать»; «Песочные прятки»; «Спрячь игрушки»; «Норки для животных».
Развивая тактильную чувствительность и мелкую моторику, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Все игры и упражнения с песком могут применяться в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе. Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.
Работа с родителями по данной теме включила в себя:
- привлечение к приобретению атрибутов,
- консультации: «Адаптация детей к детскому саду», «Использование игр с песком в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду»,
- индивидуальную консультативную работу.
Проведенная работа положительно повлияла на развитие детей. Дети достигли хорошего развития мелкой моторики, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи – дети стали лучше разговаривать.
Таким образом, игры с песком позволяют сделать процесс обучения и воспитания творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....
Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...
Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».
Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....
Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".
Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....
"Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для адаптации"
Консультация для родителей...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
Консультация для родителей детского сада.Адаптация детей к детскому саду.
Консултация для родитейлей....