Адаптация детей в детском саду
статья

Васильева Светлана Николаевна

Адаптация детей в детском саду

Подготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна

 

С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребенка серьезной психической травмой.  При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.  Нам, педагогам,   необходимо  помочь детям преодолеть стресс поступления в детский сад и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

 Работая на группе с детьми раннего возраста, заметила, что применение игр  с песком наиболее подходит для работы с детьми в период адаптации для  установления контакта с ребенком. Если игры с песком проводить сразу после прихода ребенка в детский сад, то это отвлекает малышей от отрицательных эмоций, возникающих при расставании с родителями. При взаимодействии с песком у ребенка улучшается самочувствие и стабилизируется эмоциональное состояние, также песок идеально подходит для сенсорного воспитания и развития мелкой моторики.

 «Лучшая игрушка для детей – кучка песка», - говорил К.Д. Ушинский. Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека  своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. Как правило, первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком: ребёнок копает, лепит, рисует на песке, создаёт на нём отпечатки, что-то говорит, играет.… В игре он познает себя и окружающий мир.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_adaptatsiya_detey_v_detskom_sadu.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей в детском саду

Подготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна

С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребенка серьезной психической травмой.  При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.  Нам, педагогам,   необходимо  помочь детям преодолеть стресс поступления в детский сад и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

 Работая на группе с детьми раннего возраста, заметила, что применение игр  с песком наиболее подходит для работы с детьми в период адаптации для  установления контакта с ребенком. Если игры с песком проводить сразу после прихода ребенка в детский сад, то это отвлекает малышей от отрицательных эмоций, возникающих при расставании с родителями. При взаимодействии с песком у ребенка улучшается самочувствие и стабилизируется эмоциональное состояние, также песок идеально подходит для сенсорного воспитания и развития мелкой моторики.

 «Лучшая игрушка для детей – кучка песка», - говорил К.Д. Ушинский. Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека  своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. Как правило, первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком: ребёнок копает, лепит, рисует на песке, создаёт на нём отпечатки, что-то говорит, играет.… В игре он познает себя и окружающий мир.

 И если ребёнок ещё плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком всё становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться, как со взрослыми, так и со сверстниками. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.  Игры с песком помогают быстрее установить доверительные отношения между воспитателем и ребенком.

Своими наблюдениями я поделилась с родителями и увидела их интерес и желание помочь мне. Они активно занялись оборудованием  «Песочного уголка»: приобрели контейнеры, совочки, формочки, собрали коллекцию миниатюрных предметов и игрушек.

Обговорили правила поведения при играх с песком (для выработки единства требований):

  • Песок нельзя выбрасывать из песочницы;
  • Бросать песок в других и брать его в рот нельзя;
  • После игры дружно убираем игрушки на место;

  .    После игры обязательно моем руки.  

Первое, с чего я начала свою работу – это изучила литературу по данной теме, определила цели и задачи.

Цель:

  • помочь детям узнать окружающий его мир неживой природы;
  • развивать игровой опыт каждого ребенка;
  • воспитывать любознательность, стремление наблюдать, экспериментировать;
  • развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, мыслительные способности, речь, воображения, развитие внимания, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве.

Задачи:

  • изучение с детьми правил поведения при игре с песком;
  • стабилизировать психоэмоциональное состояние детей;
  • совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
  • стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности;
  • развивать навыки общения и речь, пространственную ориентировку;
  • стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
  • разнообразить способы сотрудничества.

                Работу с детьми начала с изучения свойств песка: предлагаю  захватить песок в щепотку, сжать-разжать,   положить ладошки на песок,  погладить его, перевернуть ладошку; знакомлю со свойствами сухого песка: какой песок? (прохладный, шершавый, сухой, мягкий). Например, говорю деткам: давайте поздороваемся с нашим другом-песочком, послушайте…он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. А сейчас возьмем песок в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала  и отпустим).

        Далее я предлагаю детям нарисовать солнышко на песке.

Кладу ладошку ребёнка на песок, поворачиваю её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось солнышко! Дорисовываем  глазки солнышку, нос, рот-улыбку. Спрашиваю:

         - Получилось у нас солнышко? (да).

- Какое солнышко у нас получилось?

Ребенок повторяет слова за воспитателем: доброе, улыбчивое, песочное. Предлагаю детям взять палочки и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая маленький лучик.

         Параллельно с этим можно делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: "поскользить" ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

- "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),

- "пройтись" по поверхности песка отдельно каждым пальцем  правой и левой рукой, далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?

Предложила детям рассмотреть песок с помощью лупы: из чего состоит песок? Также предлагаю детям порисовать на песке, попечатать. Малышам интересно просто разравнивать песок ручками и потом рисовать на нем разные загогулины.

Говоря об играх с песком, в первую очередь, вспоминаешь о лепке куличиков.  Маленьким детям одинаково нравится, как лепить куличи, так и ломать их. Для игр с песком вместо покупных формочек можно использовать пластиковые стаканчики, контейнеры из-под яиц и др. бросовый материал.  А еще можно сделать вот такие интересные приспособления для игр с песком - "расчески" для песка из пластиковых крышек.  Как мальчики, так и девочки любят играть с машинками в песочнице, делать дороги, туннели, пересыпать песок ковшом игрушечного экскаватора.  А можно сделать даже целый остров в океане.  

Еще в своей работе использую  игровые упражнения,  способствующие  развитию тактильной чувствительности, речи, воображения.

Название упражнения

Методика проведения

1

«Сказочные следы»

«Узоры на песке» 

Ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок

2

«Ползут змейки» 

Ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой и шипит как змейка.

3

«Прыгают зайцы» 

Ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях

4

 «Бегут жучки-паучки»,

 «Жучки здороваются»

Ребенок двигает всеми пальцами, иммитируя движения насекомых и жужжит, как жук.

Нравятся ребятам такие игры: «Спрячь ты, а я буду искать»; «Песочные прятки»; «Спрячь игрушки»; «Норки для животных».

         Развивая тактильную чувствительность и мелкую моторику, мы             учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Все игры и упражнения с песком могут применяться в индивидуальной,   подгрупповой и групповой работе. Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.

Работа с родителями по данной теме включила в себя:

  • привлечение к приобретению атрибутов,
  • консультации: «Адаптация детей к детскому саду», «Использование игр с песком в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду»,
  • индивидуальную консультативную работу.

Проведенная работа положительно повлияла на развитие детей. Дети достигли хорошего развития мелкой моторики, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи – дети стали лучше разговаривать.

Таким образом, игры с песком позволяют сделать процесс обучения  и воспитания творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...

Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».

Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".

Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....