Сотрудничество с родителями
рабочая программа
В данном разделе представлены программы по сотрудничеству ДОУ с семьями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastem_vmeste.docx | 50.77 КБ |
my_vmeste.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «Надежда» г. Смоленска
ПРИНЯТ на Заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» Протокол №____от _________20____г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда» _______________ Т.Н.Тамарина. Приказ № _____ от _____ |
Программа взаимодействия с родителями
«Растем вместе»
(младшая группа, средняя группа)
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:Забияка Анна Михайловна
Введение.
Семья и детский сад – это та основная среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку. Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Только творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом.
Цель: установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
7. Познакомить родителей с режимом ДОУ, уставом, основными моментами пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Принципы работы по взаимодействию педагога с семьёй.
- Принцип преемственности, согласованных действий;
- Принцип гуманного подхода к взаимоотношению с семьёй;
- Принцип открытости;
- Принцип индивидуального подхода к каждой семье;
- Принцип обратной связи.
Ожидаемые результаты:
- Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе группы, как субъекте этого процесса;
- Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей.
- Объединение интересов семьи и педагогов в вопросах воспитания и развития детей;
- Сплочённость семьи как системы;
- Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
Показатели результативности:
-повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка;
-осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста;
-объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
-создание условий для успешной социализации детей в школе;
-повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;
- рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
-выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с педагогами группы
Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагога начинается с анкетирования родителей «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
1.Сбор информации:
— о ребенке (состояние здоровья (медицинская карта);индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения); ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы; выявление одаренных детей; выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).
— о семье: (состав семьи; определение социального статуса семьи (социальная анкета); выявление семей группы «риска»; материально-бытовые условия; психологический микроклимат, стиль воспитания; семейные традиции, увлечения членов семьи; заказ на образовательные и оздоровительные услуги.
— о потребностях педагогических кадров: (проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников; выявление стратегии взаимодействия с семьями).
Анализ информации.
Познавательное направление
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей), а также повышение профессионализма педагогических кадров. Для этого в необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства.
Педагоги
Просветительская деятельность (вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей; вопросы воспитания детей дошкольного возраста; формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях).
Организационно-педагогическая деятельность (обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.; тренинги по обучению родителей общению).
Родители
1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами группы.
2.Просветительская деятельность через наглядную информацию (информационные стенды; родительские уголки; методическая литература.
3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность (беседы; консультации; круглые столы; родительские собрания).
Дети
Социально-нравственное и познавательное развитие (семья; родословная семейные традиции; гендерное воспитание; формирование духовных ценностей.)
Досуговое направление
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в группе все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Педагоги
Организация культурно-массовых мероприятий.
Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
Родители
1.Вовлечение родителей в педагогический процесс (участие в культурно-массовых мероприятиях; совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»; планирование и совместная работа на родительских собраниях; помощь в организации досуговой деятельности; совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги); оформление групп детского сада; участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.); благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега)
Дети
1.Вовлечение детей в творческий процесс:
— участие в культурно-массовых мероприятиях; участие в выставках детско — родительских творческих работ (рисунки, поделки); совместное участие с родителями в семейных концертах).
Наглядно информационное направление
Целью этого направления является – ознакомление родителей с работой группы; особенностями воспитания детей старшего дошкольного возраста; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах (Родительские уголки, папки-передвижки, фотовыставки и пр.).
Формы работы при реализации программы.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в нашей группе.
Традиционные: | -Анкетирование родителей (для сбора социологических данных) -Памятки -Буклеты -Родительское собрание. -День открытых дверей. -Консультации (тематические и индивидуальные). - Тематические конференции по обмену опытом воспитания. -Семейные праздники (День матери и др.). -Занятия с участием родителей. -Папки – передвижки. -Выставки совместного творчества. -Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа. |
Инновационные | Проектная деятельность («Огород на подоконнике»). Участие во Всероссийских, Региональных, конкурсах детского творчества. |
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности
родителей
- в предоставлении единой системы работы по полоролевой социализации дошкольника, что способствует развитию личностного потенциала ребёнка;
- в повышении авторитета ДОУ среди родителей;
- реализация программы способствует включению родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к проведению совместных праздников, встреч с интересными людьми, обогащению предметно – развивающей среды);
- участие семьи в реализации программы способствует созданию благоприятной, эмоционально-комфортной обстановки в группах, снижает детскую тревожность, повышает самооценку воспитанников, позволяет применять индивидуальный подход в воспитании мальчиков и девочек.
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности ребенка дошкольного возраста
- в полноценном развитии как личности, помогает войти в современный мир приобщиться к его ценностям;
- у ребенка формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека;
- ребенок получает навыки адекватного и безопасного поведения в окружающем мире;
- дети включены в различные виды деятельности, способствующие развитию знаний об окружающем мире и формированию полоролевых позиций, подготовке к семейной жизни, положительному отношению к своему полу и здоровью;
- обогащается социальный опыт, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими;
- выпускники ДОУ успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются в социуме.
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности педагогов ДОУ
- в повышении профессионального уровня и квалификации. Активные формы повышения квалификации (практикумы, семинары, методические объединения) способствуют развитию мастерства педагогов:
- в организации предметно-игрового пространства на основе требований программы;
- в осуществлении согласованности в планировании воспитателей групп, педагогов-специалистов, родителей и координация их деятельности в рамках данной темы;
- в организации взаимодействия с семьями воспитанников по обеспечению преемственности в воспитании,
- в повышении профессионального рейтинга педагогов ДОУ в образовательной среде города.
Составление информационного банка по данной теме.
Выявление уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей. (Метод анкетного опроса, наблюдение)
- Проявление интереса родителей к вопросу полоролевого воспитания.
- Возникновение диалогов, дискуссий, вопросов.
- Желание совместно с педагогами размышлять об используемых методах и приёмах воспитания и обучения по данной проблеме.
- Повышение активности родителей: анализ ситуаций, посещение занятий, поиск выхода из проблемных ситуаций.
Формирование личностных качеств родителей (наблюдение, беседы, участие в различных мероприятиях)
- Педагогическая компетенция - способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребёнка счастливым, умение видеть перспективы развития ребёнка.
- Педагогическая рефлексия – умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, отделять собственные проблемы и затруднения от проблем и затруднений детей, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка.
- Креативность – как творчество в широком смысле, активная жизненная позиция, способность к комментированию процесса и результата собственной деятельности.
- Инициативность – проявление желания включаться в разнообразную деятельность, умение предложить интересное дело мероприятие.
- Ответственность – способность видеть, понимать ошибки, исправлять их и избегать в дальнейшем; желания выполнять порученное дело в соответствии с возможностями и грамотно осознавать свою роль в воспитании.
- Самооценка – способность объективно оценивать результаты своей деятельности, своего воспитательного влияния на детей, отстаивать свою позицию.
Наличие и распространение опыта семейного воспитания (анкетный опрос, учёт участия родителей в различных мероприятиях) 1.Выступление родителей на конференциях, семинарах.
- Предоставление материала по семейному воспитанию для газеты «СемьЯ». 3.Участие в конкурсах, выставках, в совместном творчестве с ребёнком.
Общественно- значимый резонанс программы
Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться. Поэтому приоритетность поддержки семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения семьи было и будет актуально на протяжении всего пути развития общества. Привлечение общественности к проблемам развития и воспитания подрастающего поколения будет повышаться. Правительство должно повернуться лицом к образованию.
Перспективный план работы с родителями второй младшей группы
Перспективный план работы с родителями в средней группе
Сентябрь | Октябрь |
1.Родительское собрание. Доклад «Воспитание заботливости в семье». Цели и задачи на новый учебный год. Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы на новый учебный год. Проведение анкетирования, с целью получения новых сведений о родителях. 2.Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом учебном году» 3.Оформление родительского уголка на осеннюю тему. 4. Консультации: «Возрастные особенности детей 4-5 лет», «Что почитать ребенку на ночь» 5. Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы. 6.Беседа «Драчуны. Как исправить ситуацию». Совместный поиск путей решения проблем воспитания. 7.Творческий семейный конкурс. Фотовыставка« Незабываемые дни лета». Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год. 8.Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей через сюжетно-ролевые игры. | 1.Папка - передвижка: «Цвет, форма и величина в развивающих играх»» Дать углубленные знания о математических развивающих играх для родителей 2. Консультации: «Какие лучше купить настольные игры по математике». «Если у вас застенчивый ребенок» 3.Индивидуальные беседы: «Режим дня и его значение в жизни ребёнка» «Как одевать ребенка» «Если ребенок не хочет ходить в детский сад» 4.Наглядный материал для родителей «Возрастные особенности дошкольников 4-5 лет» Привлечь родителей к информации об возрастных особенностях детей в среднем возрасте. «Что такое семья?» 5. Осенний праздник Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость. Способствовать созданию положительных эмоций. 6.Конкурс поделок из овощей, фруктов, семян «Дары осени». Привлечь родителей к совместному творчеству, развивать желание участвовать в жизни группы. Совет «Из каких материалов лучше сделать поделку в группу» 7 .Калейдоскоп добрых дел: совместное изготовление родителями и детьми атрибутов к сюжетно - ролевым играм. 8. Папка – передвижка «Осень пришла!» |
Ноябрь | Декабрь |
1.Индивидуальные беседы «Культура поведения ребёнка в детском саду, в общественных местах и дома». Дать родителям знания о воспитании у ребёнка культуры поведения. «Необходимость вакцинации против гриппа» (медсестра), Ознакомление родителей с приемами профилактики простудных заболеваний в осенний период «Чем занять ребёнка в выходные, «Если у ребёнка плохой аппетит» 2 . Оформление стенда «Уголок здоровья». Информация «Профилактика ОРВИ» «Вакцинация против гриппа «ЗА» и «ПРОТИВ» Привлечь родителей к данной информации. 3 Папка - передвижка «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Дать знания о важности настольно – развивающих игр, их значении, подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах. Изготовление в группу новой развивающей игры 4. Подготовка к празднику «День матери». Папка – передвижка «День матери». Поздравление мам. Побуждать детей и родителей к совместной подготовке мероприятия. Способствовать созданию положительных эмоций. 5.Памятки для родителей «По созданию благоприятной семейной атмосферы», «Как отвечать на детские вопросы» 6. Калейдоскоп добрых дел: «Наши меньшие друзья!», изготовление родителями и детьми кормушек для птиц | 1.Папка - передвижка «Здравствуй, Зимушка Зима!» «Новый год в детском саду и дома» 2.Наглядный материал для родителей «Что такое Новый год?» 3. Консультации: «Безопасный Новый год», «Одежда детей зимой», «Здравствуй, Зимушка Зима!», «Ласковое воспитание», «Воспитываем внимание и усидчивость» 4Творческий семейный конкурс «Лучшее Новогоднее украшение для группы» Приобщить родителей к совместной групповой деятельности, дать возможность всем семьям проявить творчество. 5.Индивидуальные беседы: «Как одевать ребёнка в зимнее время», «Чем занять ребенка в зимние каникулы?»,«Важные номера», «Ребенок в автомобиле» 6.Буклет «Воспитание культурно – гигиенических навыков». Настроить родителей на совместную работу по привитию детям культурно – гигиенических навыков. 7.Привлечь родителей к украшению группы к предстоящему празднику. 8.Новогодний утренник. Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость. |
Январь | Февраль |
Наглядный материал для родителей «Праздник Рождество» 2.Консультации: «Приобщаем ребенка к изобразительному искусству», «О роли природы в развитии дошкольного возраста»,«Показываем детям пример во всём», «Зачем быть вежливым» 3.Папка – передвижка «Учимся кататься на лыжах» 4.Беседы «Осторожно, гололед» «Детское любопытство» «Чем заняться с ребенком в свободный вечер» «Как вы используете часы общения с ребенком» 5.Консультации «Где найти витамины зимой» «Желание быть первым», «Двигательная активность, здоровье и развитие ребенка» 6.Праздник «Старый Новый год». Прощание с елкой. Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике. 7.Буклет «Играем дома всей семьей» Предложить родителям дома с детьми поиграть в развивающие игры. Советы по играм. 8.Калейдоскоп добрых дел: Снежные постройки на участке детского сада, Воспитывать сплоченность группы, желание поделится своей радостью, впечатлениями. 9.Родительское собрание. Доклад «Роль семьи в воспитании дошкольников» Семья для ребенка дошкольника первое основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой, что это важно очень. «Безопасность ребенка на улице» Продолжать формировать у детей и родителей заинтересованность и желание в совместной деятельности. Обозначить возможные опасности для ребенка дошкольного возраста; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей. | Консультации «Значение домашних животных для нравственного воспитания ребёнка»», «Как правильно общаться с ребенком», «Как провести выходной день с детьми» «Секреты воспитания вежливого ребёнка» Информировать родителей о важности данного вопроса. 2.Индивидуальные беседы «Как научить ребенка любить природу» «Взрослый мир в детских мультфильмах» 3. Фотогазета «Как мы всей семьей катались на лыжах, коньках, санках». Зимние виды спорта. Познакомить детей с зимними видами спорта. Развивать у детей и взрослых положительную мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья. 4. Творческая выставка «Мой папа лучше всех», изготовление подарков к 23 февраля Воспитывать любовь и уважение детей к своим папам, дедушкам, Российской армии. Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу. 5.Наглядный материал для родителей: «Поздравляем наших пап» «Уроки светофора» 6.Совместное создание в группе огорода «Что посадим в огороде» |
Март | Апрель |
1.Творческая выставка детских работ « Как я маме помогаю», «Моя мама самая красивая». Изготовление подарков к 8 марта. Привлечение внимания родителей к детскому творчеству; формирование уважительного отношения к детским работам. 2.Праздник для мам «8 марта!» Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике. Чаепитие. 3.Наглядный материал для родителей: «Весна пришла!», «Поздравляем наших мам», «Прилет птиц», «Осторожно, гололед!», «Внимание, сосульки!» 4.Индивидуальные беседы «Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка» «Как учить стихи дома», «Как правильно одеть ребенка на прогулку весной» 5.Советы родителям: «Читайте вместе с ребёнком», «Игры и упражнения по развитию речи». 6.Консультации «Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего воспитания и развития ребенка»,«Воспитание культурно-гигиенических навыков и здоровье ребенка». «Как превратить чтение в удовольствие», «Какие сказки читать детям?» 7.Папка – передвижка «Книга – лучший друг детей» Привлекать родителей и детей к совместным семейным чтениям детской дошкольной литературы, воспитывать любовь к книге. 8. Анкета для родителей по вопросам привития детям бережного отношения к книгам | 1. Наглядный материал для родителей «День смеха», «День космонавтики» Привлечь внимание родителей к информации 2.Творчески семейный конкурс «Волшебный космос» 3.Консультации «Пальчиковые игры» «Почему ребенок врет: ложь и фантазия», «Во что играть с детьми», «Безопасная детская площадка» «Как повысить самооценку ребенку», «Одинаково ли воспитывать дочерей и сыновей?» 4.Беседы «Проблемы ребенка в общении», «Компьютер и телевизор: за и против» «Воспитан ли ваш ребенок» «Болезни грязных рук» 5.О. Б. Ж. Буклет «Пожарная безопасность» « Соблюдайте правила дорожного движения» Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности, правилам дорожного движения. 6. Буклеты «Не играй со Спичками – это опасно!», «Знайте и соблюдайте правила пожарной безопасности», «Что делать в случае пожара», «Соблюдайте правила дорожного движения!» 7.Анкета для родителей по соблюдению правил дорожного движения 8. Калейдоскоп добрых дел: Подготовка участка совместно с родителями для прогулок детей в теплый период «Самый лучший участок – наш» |
Май | Июнь |
1.Родительское собрание. Доклад «Что мешает нашим детям быть самостоятельными» Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно. Итоги. Презентация «Вот и стали мы на год взрослее» Познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей Подготовка к проведению летнего оздоровительного сезона. Анкетирование «По результатам года» 2.Фотовыставка « Из жизни нашей группы» 3.Папка – передвижка «День Победы!» «Профилактика кишечных заболеваний» (мед.сестра) 4.Выставка – конкурс рисунков « Великая Победа!» 5. Консультации «Организация совместного семейного отдыха на природе» «Как избежать неприятностей на природе». «О микробах», «Как отвечать на детские вопросы» 6.индивидуальные беседы «Режим дня в детском саду на летний период»: «как предупредить несчастный случай на отдыхе с детьми». Советы и рекомендации.(медсестра). «Профилактика кишечных инфекций» 7.Памятки: «Солнечный удар», «Польза плавания» 8. Буклет «Рекомендации по безопасности детей в летний период» 9.Калейдоскоп добрых дел: посадка деревьев, кустарников, цветов. 10.Папка - передвижка «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов». Привлечь родителей к полезной и нужной информации. | 1.Консультация "Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья" |
Июль | Август |
1.Папка-передвижка "Съедобное-несъедобное" | 1.Беседа "Отдых на море. Игры с детьми" |
Литература:
- Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2006 г.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 .
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «Надежда» г. Смоленска
ПРИНЯТ на Заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» Протокол №____от _________20____г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда» _______________ Т.Н. Тамарина Приказ № _____ от _____ |
Программа взаимодействия с родителями
«Мы вместе»
(старшая группа, подготовительная группа)
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Забияка Анна Михайловна
Пояснительная записка
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями:
создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.
В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.
Раздел 1. Общие положения программы
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
Закон РФ « Об образовании»,
Концепция дошкольного образования,
Семейный кодекс,
Устав МБДОУ ДС 28 «Надежда»
Договор с родителями,
Положения о родительском комитете.
Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы могут стать: повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Объекты программы:
воспитанники
семьи детей, посещающих ДОУ,
педагогический коллектив
Раздел 2. Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;
Раздел 3. Структура программы
Реализация программы рассчитана для работы с детьми старшего и подготовительного к школе возраста (дети 5- 7 лет). Рассчитана на 2 года обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
В группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Характеристика родителей воспитанников посещающих детский сад
Первая группа — родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям - детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.
Раздел 4. Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО
а. Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
1. Сбор информации о семьях
2.Распространение информации о работе детского сада:
- сайт;
- публикации в печати;
-родительские собрания.
3. Анализ информации.
1. Сбор информации:
о ребенке:
- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);
- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);
- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;
- выявление одаренных детей;
- выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).
о семье:
- состав семьи;
- определение социального статуса семьи (социальная анкета);
- выявление семей группы «риска»;
- материально-бытовые условия;
- психологический микроклимат, стиль воспитания;
- семейные традиции, увлечения членов семьи;
- заказ на образовательные и оздоровительные услуги.
о потребностях педагогических кадров:
- проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;
выявление стратегии взаимодействия с семьями.
2. Анализ информации.
б. Просветительская деятельность
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
1. Просветительская деятельность:
- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;
- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;
-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.
2. Организационно-педагогическая деятельность:
- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);
- тренинги по обучению родителей общению.
Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы
1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.
2.Просветительская деятельность через наглядную информацию:
- информационные стенды;
- родительские уголки;
- методическая литература.
3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность:
- беседы;
- консультации;
- круглые столы;
- родительские собрания.
1.Социально-нравственное и познавательное развитие:
- семья;
- родословная;
- семейные традиции;
- гендерное воспитание;
- формирование духовных ценностей.
в. Организационно-методическая деятельность
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
1. Организация культурно-массовых мероприятий.
3. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
1.Вовлечение родителей в педагогический процесс:
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;
- планирование и совместная работа на родительских собраниях;
- помощь в организации досуговой деятельности;
- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
- оформление групп детского сада;
- участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.);
- благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;
1.Вовлечение детей в творческий процесс:
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- участие в выставках детско - родительских творческих работ (рисунки, поделки);
- совместное участие с родителями в семейных концертах;
г. Реализация образовательного процесса детского сада
Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.
1.Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей.
2.Организация работы родительских комитетов по группам.
3.Создание общего родительского комитета.
4.Использование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении ВОП и пополнении МТБ.
Формы работы при реализации программы
Традиционные:
Анкетирование родителей
Памятки
Буклеты
Родительское собрание.
День открытых дверей.
Консультации (тематические и индивидуальные).
Семейные праздники.
Занятия с участием родителей («Школа будущего первоклассника»).
Папки – передвижки.
Выставки совместного творчества.
Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.
Инновационные
Сайт детского сада.
Проектная деятельность («Птичий город», «Огород на подоконнике»).
Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.
Раздел 5. реализации программы
- Перспективный план работы с родителями
- План родительских собраний
- Протоколы родительских собраний
План работы с родителями
в старшей группе
Дата | Родительские собрания | Темы групповых и индивидуальных консультаций | Тематика наглядной информации | Другие формы работы |
Сентябрь | Круглый стол «Вперед, только вперед» | «Значение режима в воспитании старшего дошкольника», «Как воспитать нравственные качества вашего ребенка» | Оформление стенда «1 сентября – день Знаний» Фото вернисаж «Как я провёл лето?» (с рассказами детей) | Семейный клуб.Ток-шоу: «Можно ли обойтись без наказаний?» |
Октябрь | «Воспитание дружеских отношений в игре» «Воспитание самостоятельности», ««Метод проектов как форма воспитания нравственных качеств у старших дошкольников» | Консультация в родительский уголок: «Особенности развития ребенка 5-6 лет». | Осенняя ярмарка Выставка «Огородные чудеса» | |
Ноябрь | Воспитание трудолюбия», «Профилактика простудных заболеваний», | Выставка детских работ « Мамочка любимая моя» Папка-передвижка «День матери» | Конкурс: «Мамины руки не знают скуки»
| |
Декабрь | Тематическое собрание «Волшебство Нового года» | «Пальчиковые игры . Развиваем речь ребёнка». «Как одевать ребёнка в холодное время года» | Оформление стенда «Зимушка-зима» | Практикум для родителей «Украшаем елку всей семьей»» |
Январь | Консультация «Зимние забавы» «Занятия и завлечения для детей в период болезни» Консультация «Вредные привычки» | Папка – передвижка «Компьютерные игры для детей дошкольного возраста» | Выставка « Зимние узоры» | |
Февраль | Досуг «Масленица» | Консультация «Чем и как занят ребенок дома?»
| Папка «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду» | Вернисаж «Юные защитники Отечества»» «Встречи с интересными людьми» «Профессия - военный» |
Март | «Как в рисунках ребёнка отражаются их представления о школьной жизни» «Развиваем ум и смекалку» | Стенд «Милых дам поздравляем с праздником» Папка «Хороша масленица!» | «Мы с моею бабушкой – лучшие друзья» Выставка «Цветочная страна» | |
Апрель | «Чем и как занят ребенок дома?» «Звукобуквенный город» | Ширма «Как организовать труд детей дома» | ||
Май | Круглый стол «Стали на год мы взрослее». | «Играем с пользой». | Папка – передвижка «Детская площадка. Изучение правил поведения в обществе вместе с мамой» | «Встречи с интересными людьми» Приглашение ветерана Великой Отечественной войны |
План работы с родителями
в подготовительной группе
Дата | Родительские собрания | Темы групповых и индивидуальных консультаций | Тематика наглядной информации | Другие формы работы |
Сентябрь | Педагогическая гостиная «На пороге школы» Интервьюирование детей и родителей Анкета Памятка «В школу с радостью» | «Значение режима в воспитании старшего дошкольника». «Нужно ли учить ребёнка писать и считать» | Оформление стенда «1 сентября – день Знаний» Фото вернисаж «Как я провёл лето?» (с рассказами детей) | Анкетирование «Родителям будущих первоклассников» Портфолио группы (в течение учебного года) Детско-родительский проект.. |
Октябрь | «Воспитание самостоятельности» «О правильной осанке» «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование» | Рубрика «Скоро в школу» тема: «Я – будущий первоклассник!»» Выставка детских работ «Осенняя палитра» | Осенняя ярмарка Выставка «Огородные чудеса» | |
Ноябрь | «Мамочка- солнца свет» | «Воспитание любовью» «О профилактике простудных заболеваний» « Как привить интерес к чтению и любовь к книгам» | Выставка детских работ « Мамочка любимая моя» Папка-передвижка «День матери» | Конкурс: «Мамины руки не знают скуки»
|
Декабрь | «Пальчиковые игры . Развиваем речь ребёнка». «Как одевать ребёнка в холодное время года» | Оформление стенда «Зимушка-зима» | Практикум для родителей «Украшаем елку всей семьей»» | |
Январь | Консультация «Зимние забавы» «Занятия и завлечения для детей в период болезни» Консультация «Вредные привычки» | Папка – передвижка «Компьютерные игры для детей дошкольного возраста» | Выставка « Зимние узоры» | |
Февраль | Родительский форум «Воспитание добротой» Дискуссия «Искусство наказывать и прощать» Анкета «О способах воспитания» «Дневник добрых дел» | Консультация « Развитие любознательности» Консультация «Потому, что кончается на «У» (Как не надо отвечать на детские вопросы»
| Папка «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду» | Вернисаж «Юные защитники Отечества»» «Встречи с интересными людьми» «Профессия - военный» |
Март | «Как в рисунках ребёнка отражаются их представления о школьной жизни» «Развиваем ум и смекалку» | Стенд «Милых дам поздравляем с праздником» Папка «Хороша масленица!» | «Мы с моею бабушкой – лучшие друзья» Выставка «Цветочная страна» | |
Апрель | «Чем и как занят ребенок дома?» «Звукобуквенный город» | Ширма «Как организовать труд детей дома» | ||
Май | Круглый стол «До свидания, детский сад!» Презентация фильма «Странички из жизни группы «Веселый улей» | «Играем с пользой» Папка « На передовой» | Выставка рисунков «Я иду в школу!» Оформление стенда «Прощание с детским садом» Памятка: «Режим будущего школьника» | «Встречи с интересными людьми» Приглашение ветерана Великой Отечественной войны |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультации для родителей "Сотрудничество с родителями дошкольников"
беседа с родителями...
Взаимодействие с родителями План сотрудничества с родителями в средней группе на 2015 – 2016 учебный год
Форма работыТемаЦельОктябрьРодительское собрание Фотовыставка Консультация Выставка Развитие речи младших дошкольников в процессе оз...
Консультация для родителей "Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду "
Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка - он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прош...
Консультация для родителей "Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду "
Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка - он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прош...
Сотрудничество с родителями: "Тренинг для родителей в группе "Полянка"
В настоящее время тренинг – это очень востребованная форма собраний, потому, что это возможность продемонстрировать друг другу собственные знания, умения и навыки. Это обмен опытом не просто в р...
Консультация для родителей " Сотрудничество с родителями детей раннего возраста"
Сотрудничество с родителями детей раннего возрастаКак показывает практика, дети начинают посещать дошкольные учреждения с2-х лет. Для того чтобы пребывание маленького ребенк...
Рекомендации для родителей«Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы»
laquo;Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы»...