Программа развития
рабочая программа

Сметанина Олеся Алекандровна

Программа развития ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа развития ДОО384 КБ

Предварительный просмотр:

      «Согласовано»                                                                         «Утверждена»  Отдел  образования  Администрации                              на педагогическом совете  

Усть-Донецкого района                                                     протокол № _____

___________ С.П. Сироткина                                              от «____» _______ 20__г.                                                                     «___»  _______ 20__г.                                                        председатель

                                                                                                _______ В.Ф. Озерская                                                  

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Родничок»

р.п. Усть-Донецкий 

на 2020-2025 годы 

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Программы развития ……………………………………………………...3

1. Информационная справка…………………………………………………………5

1. 1. Сведения о МБДОУ ДС КВ «Родничок»…………………………………….. 5

1.2. Сведения о детях…………………………………………………………………6

1.3. Кадровое обеспечение…………………………………………………………...7

1.4. Сведения о родителях…………………………………………………………  8

1.5. Характеристика социума……………………………………………………….9

1.6. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ……………10

1.7. Предметно-развивающая среда………………………………………………...11

1.8. Материально-техническая база………………………………………………...13

1.9. Программно-методическое обеспечение……………………………………...14

Глава 2. Проблемно-ориентированный анализ…………………………………….15

2.1. Результаты образовательной деятельности…………………………………..17

2.2. Состояние здоровья детей, меры по охране и укреплению здоровья……….18

2.3. Взаимодействие со школой…………………………………………………….24

2.4. Работа с родителями…………………………………………………………….24

2.5. Основные сохраняемые проблемы ДОО……………………...………………25

2.6. Основные направления развития ДОО………………………………………25

Глава 3. Концепция………………………………………………………………….26

Перспективный план работы на пять лет…………………………………………..30

Паспорт Программы развития

Основания для разработки программы

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  №273-ФЗ от 21 декабря 2013г.;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155.

Назначение программы

  •       Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательной  организации на основе анализа  работы МБДОУ ДС КВ «Родничок» (далее ДОО) за предыдущий период.
  • В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольной организацией на основе инновационных процессов.

Проблема

  • Развитие дошкольной образовательной организации в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности; создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России,  Донского края;  понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; становление открытой, гибкой и доступной системы образования.
  • Объективное ухудшение  здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на  получении ими качественного образования.
  • Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования  детей через общественно - государственные  формы управления.
  • Необходимость  интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий.

Сроки реализации программы

Программа реализуется в период 2020-2025 гг.

Нормативные документы:

 

  • Конституция РФ.
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  №273-ФЗ от 21   декабря 2013г.;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155,

Устав МБДОУ ДС КВ «Родничок», муниципальная программа Усть-Донецкого района «Развитие образования», утверждённая постановлением Администрации Усть-Донецкого района от 05.12.2018 № 100/947-н-18.

Авторы

Творческий коллектив педагогических работников МБДОУ ДС КВ «Родничок».

  Цель 

  • Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
  • Повышение качества образования и воспитания в ДОО через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.
  • Коррекция недостатков речи детей с ОВЗ

  Задачи

 

  • Сохранение качества воспитания и образования в ДОО.
  • Повышение эффективности использования средств цифровой информатизации в образовательном процессе.
  • Совершенствование материально-технического и программного обеспечения.
  • Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе.
  • Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей образовательной среды ДОО, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности.
  • Развитие системы управления ДОО на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.

Финансовое обеспечение программы

  • Рациональное  использование бюджета.
  • Спонсорская помощь, благотворительность.

Ожидаемые результаты:

 

  • Повышение  компетентности педагогов в области применения ИКТ.
  • Внедрение  информационных технологий в образовательный процесс.
  • Создание  базы методических разработок с  использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях ДОО.
  • Улучшение  состояния здоровья детей, способствующее повышению качества их образования.
  • Качество  сформированных ключевых компетенций, способствующих успешному обучению ребёнка в школе.
  • Органы  государственно-общественного управления организацией ,способствующих повышению качества образования дошкольников.

1. Информационная справка

1. 1. Сведения о МБДОУ ДС КВ «Родничок».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида  «Родничок»  c приоритетным осуществлением коррекционно-речевого направления развития воспитанников и статусом «казачье»  открыт в  1980 году как ясли-сад; с момента открытия, единственный в районе, находился в ведении отдела образования.                                                                                                                                                                                                                                        

 Сокращенное наименование образовательной организации: МБДОУ ДС КВ «Родничок» далее  по тексту ДОО.

МБДОУ ДС КВ «Родничок» осуществляет свою деятельность на основании  лицензии – серия 61Л01 № 0000180, регистрационный   № 2926  от 12.10.2012 г..

Вид права: Оперативное управление.

Место нахождения организации:

- юридический адрес организации: 346550,Ростовская область, Усть-Донецкий район, р.п. Усть-Донецкий, ул. Ленина, 20.

- фактический адрес организации: 346550,Ростовская область, Усть-Донецкий район, р.п. Усть-Донецкий, ул. Ленина, 20.

Телефон 8(86351) 9-71-31;8(86351) 9-13-84;

 адрес сайта: родничок-уд.рф

 Е-mail: ds_rodnichok@mail.ru

Учредитель ДОО – муниципальное образование «Усть-Донецкий район»

В детском саду воспитывается  107  детей. На основании Устава МБДОУ ДС КВ «Родничок» работает в 12-часовом режиме (с 7.00 до 19.00 часов), при пятидневной рабочей неделе, выходные дни – суббота и воскресенье.

В основу работы организации заложены задачи, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей  -  как физического, так и психологического.

МБДОУ ДС КВ «Родничок» осуществляет деятельность, определенную Уставом муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения.

Цели:

•        Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

•        Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

•        Воспитание с учетом возрастных категорий гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе Донского края, Родине, семье;

•        Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

•        Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Целостность воспитательно-образовательного процесса МБДОУ ДС КВ «Родничок» обеспечивается в рамках реализации основной образовательной программы ДОО.

           Руководствуясь вышесказанным, ДОО решает следующие задачи:

•        обеспечение стандарта дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду;

•        обеспечение равных стартовых возможностей для обучения воспитанников в образовательной дошкольной организации;

•        создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития;

•        создание условий, благоприятствующих становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям;

•        использование традиционных, инновационных технологий, направленных на обновление учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей детей, детского творчества и на интеллектуальное развитие;

•        воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе Донского края,  Родине, семье с учетом возрастных категорий детей; духовно- нравственное воспитание детей;                 •        ознакомление с национально – культурными ценностями, видами казачьего фольклора , приобщение детей к народным праздникам и традициям;

•        повышение профессионального мастерства педагогов;

•        взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

•        оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

1.2. Сведения о детях.

     Комплектование контингента детей осуществляется на основании путёвок отдела образования, приказа по ДОО, Устава ДОО, правил приема детей в дошкольную образовательную организацию.

    Контингент детей формируется в соответствии с их возрастом

В детском саду функционирует 5 групп:

Группа, возраст детей

Количество детей

2016 - 2017

Количество детей

2017 - 2018

Количество детей

2018 - 2019

 Группа раннего возраста – дети от 1 года до 3 лет

19

21

17

 младшая группа – дети от 3 до 4 лет

25

22

22

Средняя  группа – дети от 4 до 5 лет

25

25

23

Старшая   группа – дети от 5 до 6 лет

23

26

26

Подготовительная   группа – дети  от 6 до 8 лет

25

23

22

Всего

117

117

110

По физическому развитию:

Год

Высокий

Средний

Ниже среднего

2016 - 2017

32 %

61 %

7 %

2017 - 2018

33 %

63 %

4 %

2018 – 2019

34 %

65 %

1 %

                                        1.3. Кадровое обеспечение.

             Административный персонал: 5 человека;

Сведения о педагогических работниках.

По образованию

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Высшее

6

6

5

Среднее профессиональное

7

7

6

По стажу

Менее 5 лет

2

1

1

От 5 до 10 лет

2

2

1

От 10 до 15 лет

3

1

1

От 15 и более  лет

6

7

8

Участие педагогических работников в системе переподготовки

 и повышения квалификации

№ п/п

Ф.И.О.

Должность

2016-2017

2017-2018

2018-2019

1.

Озерская В.Ф.

Заведующий

2.

Пажильцева И.Н.

Учитель-логопед

3.

Алпатьева Н.Н.

воспитатель

4.

Петрухина Е. В.

воспитатель

5.

Мананкова Л. А.

воспитатель

6.

Суворова А.В.

воспитатель

7.

Костенко М. А.

воспитатель

8.

Плюхина  Е.Н.

Музыкальный руководитель

9

Карпеня  Г. Ю.

Старший воспитатель

10.

Попова С.А.

воспитатель

11.

Никулочкина Н.В.

воспитатель

12.

Ширко Е.А.

воспитатель

13.

Меретикова О.Н.

Педагог-психолог

1.4. Сведения о родителях.

года

Качественный состав семей

 Социальный состав семей

Полные

Семьи

Многодетные

Неполные семьи    

Рабочие

Служащие

ИП

Неработающие

Матери одиночки

Разведены

Дети на попечении

2016 - 2017

82%

5%

5%

6%

2%

31%

49%

7%

13%

2017 - 2018

83%

5%

6%

5%

1%

32%

48%

7%

13%

2018 - 2019

85%

5%

4%

5%

1%

34%

46%

5%

15%

                                             Уровень образования родителей

Года

Общее

кол-во семей

Высшее

Незаконченное высшее

Среднее - специальное

Среднее

2016 – 2017

117

50%

1,5%

33,5

15%

2017 – 2018

117

52%

2%

33%

13%

2018 - 2019

112

53%

2%

35%

10%

1.5. Характеристика социума

              Наш детский сад расположен в центре р.п. Усть-Донецкий. В микрорайоне имеются: МБОУ УДСОШ № 2, Администрация Усть-Донецкого района, МБДОУ «Золотой ключик»,МБОУ ДО ДДТ, МБОУ ДО ДЮСШ пожарная часть, стоматологическая поликлиника.  Такое удачное соседство позволяет продуктивно взаимодействовать с учреждениями социальной сферы: с МБОУ УДСОШ №2 ведется работа согласно совместному плану мероприятий по преемственности в подготовке детей к школьному обучению через родительские конференции, совместные мероприятия и педагогические советы. Родители имеют возможность познакомиться с учителями, получить информацию о программах обучения детей в школе, о требованиях школы к будущему первокласснику, об основных компонентах педагогической готовности дошкольника к обучению в школе.

          В рамках  сотрудничества с детско-юношеской спортивной школой и Домом детского творчества проводятся мероприятия, на основе совместного плана работы.

           Организация профилактических мероприятий осуществляется при участии специалистов поликлиники.  

        С детьми проводятся экскурсии на социально-значимые объекты.

 

   МБДОУ  ДС КВ «Родничок»  сотрудничает:

  Направления

сотрудничества

Организации

Организационное

  • Отдел образования Администрации Усть-Донецкого  района
  • Отдел государственного пожарного надзора по Усть -Донецкому району 
  • ОМВД Ростовской области по Усть-Донецкому району
  • Роспотребнадзор  Ростовской области по Усть-Донецкому району

Реализация преемственности

  • МБОУ УДСОШ № 1 и МБОУ УДСОШ № 2
  • Дошкольные организации Усть-Донецкого района
  • МБОУ ДОД «УДДШИ»
  • Межпоселенческая библиотека им. А. Калинина
  • ГИБДД
  • МБУК «РДК»
  • МБУЗ «ЦРБ»
  • МБОУ ДО ДДТ
  • МБОУ ДОД ДЮСШ

Повышение квалификации кадров

  • Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования  
  • ЮФУ
  • Районная методическая служба

Оздоровление

  • МБУЗ «ЦРБ»

Информационное

  • Районная общественно-политическая газета «Звезда Придонья»
  • Гостевая книга на сайте ДОО

      1.6. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОО

Процесс организации воспитательно-образовательной деятельности в детском саду носит комплексный, плановый характер. Разработана основная образовательная программа для ООП ( далее- ООП ДОО), представляющая собой модель целостного процесса воспитания и обучения детей, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое  развитие во взаимосвязи. ООП ДОО охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста и учитывает основные и дополнительные образовательные нагрузки. Основная образовательная программа определяет следующие задачи:

  1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  3. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  4. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  7.  обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  8.  формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  9.  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Вышеперечисленные задачи реализуются педагогическим коллективом согласно Учебному плану ДОО в соответствии с ООП ДОО.

1.7. Предметно-развивающая среда.

В ДОО создана предметно-развивающая среда, отвечающая  требованиям ФГОС ДОО, САНПиН, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется так, чтобы ребенок в течение дня в детском саду мог найти себе увлекательное дело, занятие.  Помещения групп оборудованы игровыми зонами, отражающими многообразие окружающего мира и развивающими сенсорные способности детей. В группах созданы условия для самостоятельной деятельности детей на основе свободного выбора; обеспечивается баланс между дидактическим, игровым, спортивным и другим оборудованием; дидактический материал подбирается с учетом функциональности, качества, эстетичности, возможности активной и целенаправленной деятельности; в группах создаются музыкальные, театрализованные уголки, условия для творческого развития

Помещение

Вид деятельности  

        Участники

Физкультурный зал

Утренняя гимнастика.

 Занятия:  

 -        фронтальные

 -        индивидуальные
Развлечения. Досуги. Праздники

Родительские собрания Консультации

Воспитатель, инструктор по физической культуре, возрастные группы детей, родители.

Музыкальный зал

Занятия:    

-        фронтальные

 -    индивидуальные
Развлечения, Досуги, Праздники Родительские собрания Консультации

Воспитатель, музыкальный руководитель, возрастные группы детей, родители

Кабинет учителя-логопеда

Занятия:

-        фронтальные

-    индивидуальные
Консультации

Учитель-логопед, воспитатели, родители, старшая,  подготовительная группы

Кабинет педагога-психолога

Занятия:  

 -        фронтальные

 -    индивидуальные

Консультации

Воспитатель, педагог-психолог, возрастные группы детей, родители.

Методический кабинет

Педсоветы

Консультации

Выставки

Экспериментально-исследовательская деятельность

Работа с литературой Раздаточный и наглядный материал

Библиотека

Старший воспитатель, руководитель, педагоги ДОО, родители.

Планетарий

Занятия.

Старший воспитатель,

педагоги, дети.

«Комната сказок»

Занятия

Старший воспитатель,

педагоги, дети.

Коридоры ДОО

Экспозиция детских работ

Картинная галерея

Фотовыставки из жизни детского сада

Символика РО и РФ

Родительские уголки

Информационный стенд

Старший воспитатель,

педагоги, дети.

Территория ДОО

Спортивная площадка

Экологическая тропа

Цветники

Участки групп

Ст. воспитатель,

воспитатели,

специалисты, дети и

родители.

                            1.8. Материально-техническая база.

    Наш детский сад получает бюджетное нормативное финансирование. Расходование бюджетных средств (родительская плата) осуществляется по смете.

года

% компенсации

20 %

50 %

70 %

2016-2017

Количество

семей

61

43

8

2017-2018

Количество

семей

58

42

9

2018-2019

Количество

семей

59

40

7

Распределение объемов средств по источникам их получения

Расходы организации

Наименование показателей

Фактически

Наименование показателей

Фактически

Объем средств организации - всего                                                   

12030582,94

Затраты организации - всего                                                       

12030582,94

в том числе:                                                                      бюджетные средства - всего 

10684082,50

  в том числе:                                                                                       оплата труда

5751017,40

в том числе бюджета:                                                      федерального

                   

 из нее:
педагогического персонала
(без совместителей)

3208340,38

субъекта РФ

                    6804900,00  

      начисления на оплату труда

1730186,35

местного

3879182,50

      питание

2403671,60

внебюджетные средства

1346500,44

  услуги связи

48384,00

в том числе средства:                                                        организаций

 

транспортные услуги

населения

1220544,00

коммунальные услуги

831096,62

       из них родительская плата

1220544,00

 арендная плата за пользование имуществом

 

внебюджетных фондов

 

 услуги по содержанию имущества

197415,62

иностранных источников

 

 прочие затраты

1039593,75

другие внебюджетные средства

 125956,44

Инвестиции

29217,60 

По итогам 2018 года смета доходов и расходов исполнена на 100 %.

1.9. Программно-методическое обеспечение.

В основу разработки ООП ДОО положена  Программа « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. Основными приоритетными направлениями образовательного процесса становятся – физическое, социально-коммуникативное,  познавательное, речевое и художественно-эстетическое.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Педагогический коллектив ДОО использует  авторские программы:

  1.  «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше;
  2. «Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Л.В. Лопатиной;
  3. программа «Лопотушки» О.Н. Арсеневской;
  4. программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой;
  5. программа «Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой;
  6. Программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края» Н.В. Елжовой;
  7. программа «Гармония» К.В. Тарасовой.

В своей работе педагогический коллектив использует такие инновационные технологии, как:

  • здоровьесберегающие;
  • проектная деятельность;
  • развивающие ;
  • коррекционные;
  • информационно-коммуникативные;
  • личностно-ориентированные;
  • «Портфолио педагога»;
  • игровая;
  • технология создания предметно-развивающей среды в ДОО.

         

                  Глава 2. Проблемно-ориентированный анализ

Анализ результатов деятельности ДОО за предыдущее учебные года ложится в основу для постановки годовых целей и задач. Именно в годовом плане  задается перечень конкретных мероприятий, сроки их выполнения и ответственные исполнители на период текущего учебного года.

         Расписание непосредственно-образовательной деятельности и режим дня составлены, исходя из рекомендаций:  Программы « От рождения до школы»  под ред. Н.Е. Вераксы, Васильевой М.А, Комаровой Т.С., « Программы обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» Филичевой Т.Б., Каше И.А.

             Режим дня и расписание занятий строится с учетом возрастных, речевых, и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач

 При составлении расписания учитывается следующее:

  1. Продолжительность непосредственно- образовательной деятельности:

 в средней группе  – 20 мин.;

 в старшей группе – 20-25 мин.;

в подготовительной группе  –  30-35 мин.

2.     Перерыв между непосредственно- образовательной деятельностью  не менее 10 минут.

3.     Нормы максимальной нагрузки непосредственно- образовательной деятельности  составляет  не более (в неделю):

старшей группы  – 18;

подготовительной группы  –  19.

Увеличение количества занятий в связи с коррекционной работой  проведение логопедических занятий ежедневно по подгруппам в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование нормативно развивающихся детей и детей со статусом ОВЗ , имеющих речевые нарушения(ОНР II, III уровня речевого развития, ФФНР, дизартрия). Дошкольное образование осуществляется в соответствии с ООП ДО. Для каждого воспитанника с ОВЗ группы комбинированной направленности разработана индивидуальная программа  развития.

1. Старшая группа

Ребенок и окружающий мир.

Развитие речи. Художественная литература.

Формирование элементарных математических представлений.

Рисование.

Лепка.Аппликация.

Конструирование и ручной труд.

Физкультурное.

Музыкальное.

2

2

1

1

1(в 2 недели )

1

3

2

Логопедическое фронтальное занятие

3

2.Подготови

тельная группа

 

Ознакомление с окружающим миром.

Развитие речи. чтение  художественной литературой.

Развитие элементарных математических представлений.

Рисование.

Лепка, аппликация  (чередуются).

Музыкальное.

Физкультурное.

1

2

2

2

1

2

3

 

 Логопедическое фронтальное занятие  

4

4.     Соблюдается необходимость чередования непосредственно- образовательной деятельности с высокой двигательной активностью (физкультурная, музыкальная) и малоподвижной.

5.     Непосредственно- образовательная деятельность с высокой интеллектуальной нагрузкой (математика, обучение грамоте) не проводятся в начале и конце недели.

   В течение   учебного  года были апробированы  новые технологии по основным направлениям развития ребенка – физическому, социально-коммуникативному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, коррекционному.

Обогащена развивающая среда во всех возрастных группах, кабинетах специалистов.  

Коллектив детского сада работал творчески, в инновационном режиме, в режиме развития.       

Работа  методической службы была направлена на реализацию творческого потенциала каждого педагога, всего педагогического коллектива, в результате чего повышался уровень педагогической компетентности педагогов.                                                    

  Молодые специалисты ДОО постоянно получали методическую помощь от наставников – опытных специалистов: заведующего ДОО Озерской В.Ф., воспитателей Никулочкиной Н.В., Мананковой Л.А., Петрухиной Е.В., музыкального руководителя Плюхиной Е.Н. и учителя-логопеда Пажильцевой И.Н..

          Большая  работа, проводимая по художественно-эстетическим направлениям, принесла положительные результаты. Музыкальный руководитель Плюхина Е.Н., кроме утренников, развлечений, проводила с детьми тематические праздники. Большая работа проводилась в преддверии Дня Победы. На всех утренниках – большая аудитория родителей, бабушек, дедушек и близких детям людей.

 Применяемые инновации соответствовали целям образовательной деятельности ДОО. Работа строилась с учетом принципа интеграции образовательных областей, комплексно-тематическом построении образовательного процесса, новых формах коррекционной работы, построении непосредственно образовательной  и самостоятельной деятельности в соответствии с региональным компонентом.

2.1. Результаты   образовательной   деятельности

Образовательная деятельность в ДОО организована в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Одним из важнейших направлений педагогического процесса является мониторинг результатов образовательной деятельности, а именно:

  •  результаты диагностики образовательного процесса (уровни овладения  необходимыми навыками и умениями по образовательным областям);
  •  результаты диагностики детского развития (уровни развития интегративных качеств);
  •  результаты диагностики уровня физического развития.

  Уровень развития детей, их знания, умения, навыки, воспитанность оценены в  соответствии с критериями программы «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. За основу взяты «Временные (примерные) требования к содержанию и методикам воспитания и обучения, реализуемые в дошкольном учреждении».

На конец учебного года по результатам итоговой диагностики воспитателями и специалистами ДОО выявлено:

  Анализ выполнения разделов программы по направлениям

№ п/п

Направления

2016 – 2017

учебный год

2017 – 2018

учебный год

2018-2019

учебный год

1.

Познавательное

В

51%

46%

76%

С

37%

49%

23%

Н

12%

5%

1%

2.

Речевое

В

42%

47%

69%

С

46%

49%

26%

Н

12%

4%

5%

3.

Социально-коммуникативное

В

48%

52%

76%

С

42%

43%

33%

Н

10%

5%

1%

4.

Художественно-эстетическое

В

46%

49%

71%

С

46%

46%

22%

Н

8%

5%

7%

В целом по программе:

В

47%

49%

73%

С

53%

47%

26%

Н

0%

4%

1%

 В приведенной  таблице данных  прослеживается положительная динамика в усвоении образовательной программы детьми дошкольного возраста.                        

                                     

Музыкальная   деятельность   детей

            Утренники и развлечения были проведены ко всем  праздникам, тематические и народные, в соответствии с годовым планом работы.

           По результатам диагностики в новом учебном году с детьми необходима индивидуальная работа по эмоциональной отзывчивости, развитию звуковысотного слуха, интонированием мелодии голосом, чувством ритма, развития музыкального мышления  и музыкальной  памяти.

         

                                      Анализ   работы   логопедических   групп     

          В течение 2018-2019уч.г. в детском саду работали две группы комбинированной направленности , в них занималось 35 воспитанников, из них выпущено в массовую школу 16 детей, 1 воспитанник выбыл, оставлено для продолжения обучения 18.  Коррекционную работу в течение учебного года проводил учитель-логопед.          

               

            В результате психодиагностического исследования детей подготовительной группы выявлено, что:

  1. Воспитанники подготовительной группы детского сада к школьному обучению подготовлены.
  2.  Большая часть детей с высоким уровнем (90,5%) готовности к школе.
  3. Более высокие показатели мышления, познавательной деятельности, развития образных  представлений.
  4. Более низкие показатели внимания, моторики, зрительной памяти.

  1. Состояние  здоровья  детей, меры  по  охране  и  укреплению  здоровья

Особое внимание уделяется охране и укреплению здоровья, физическому воспитанию. Педагоги используют разнообразные формы и методы работы с детьми:   занятия и развлечения на воздухе; регулярно проводятся динамические паузы, гимнастика для глаз, гимнастика после сна, дни, недели здоровья. Остается проблемой недостаточное оснащение физкультурным оборудованием спортивного зала, физкультурных площадок на участках детского сада.

                       В содержании образовательной деятельности ДОО большое внимание уделяется оздоровлению воспитанников, проведению профилактических и оздоровительных мероприятий. Систематически проводится мониторинг физического развития детей, анализ заболеваемости детей, что позволяет своевременно осуществлять профилактическую работу.   

         Наименование

         деятельности

Содержание основной деятельности в 2018-2019 уч. г.

Анализ конечных результатов  в сравнении с 2017-2018 уч. г.

1

1.Состояние здоровья воспитанников.

2.Суммарные данные по группам здоровья для организации специальной  лечебно-профилактической работы.

3.Результаты физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, рационального питания

1.Среднесписочный состав детей за 2018-2019 уч. г.  составил  – 111 детей, из них – 22 ребенка раннего возраста, 89 детей – дошкольного возраста.

За год прибыло –  10 детей,

  убыло – 10 детей,

18 чел. -  в школу.

2. Сравнительный анализ групп здоровья  детей:

1-я группа - 98 детей  - 84 %;                               2-я группа – 14 детей– 12 %;                                 3-я группа -  4 ребенка-   3 %.

4-я группа – 1 ребенок – 1%                                  5. Группа ЧБД – 16 ребенка ( 5 – яс. возр., 11 – дошкольного).

 -Увеличение антропометрических данных детей:  рост, вес  по всем группам. Наилучшие показатели – в старшей, подготовительной  группах.                                  

Хорошие  показатели в подготовительной группе в  ходьбе на 10 м (85%), бег на 30 м (92%), метание на дальность (95%), прыжки в длину с места и лазание (99%). Наилучшие показатели в старшей группе в беге на 30 м (100%), лазание (98%).

- болезни   нервной системы–  2 ребёнка

По сравнению с прошлым годом  списочный состав уменьшился  на  6 детей.                

   

 

На 10 детей меньше

 На 5 ребенка  больше      

 Те же показатели

 Те же показатели

На 7 детей больше  

Практически высокие показатели по тем же видам движений, что и в прошлом  году.

По сравнению с прошлым годом  меньше  на 1 ребёнка.

  Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Основными задачами при организации питания детей в ДОО являются: обеспечение питанием, соответствующим возрастным потребностям в пищевых веществах, принципам рационального и сбалансированного питания, гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании.

Контроль за организацией питания в ДОО осуществляется руководителем ДОО,  медицинской сестрой.        

     Организация рационального питания в ДОО предусматривает не только выполнение норм продуктов питания в полном объеме, но и строгое соблюдение санэпидрежима.

Питание детей осуществляется на основе ежедневного и примерного 10-дневного меню, разработанного на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания. Меню разрабатывается посезонно, на осенне-зимний и весенне-летний период. Для профилактики ОРВИ проводится С-витаминизация блюд, для профилактики йододефицита в рацион воспитанников вводится йодированная поваренная соль. Руководитель ДОО и завхоз осуществляют контроль  за качеством приготовления пищи.

   Соблюдается и питьевой режим: дети пьют привезенную бутилированную воду.

Режим двигательной активности:

  • -  прием детей и утренняя гимнастика на воздухе (в теплый период);
  • -  физкультурные занятия  в зале и на воздухе;
  • - оздоровительный бег;
  • -  подвижные игры;
  • -  гимнастика пробуждения;
  • -  дыхательная гимнастика после сна.

 Закаливающие мероприятия:    

  • Сон с доступом свежего воздуха;
  • Сон без маек;
  • Босохождение
  • Обширное умывание прохладной водой;
  • Воздушные и солнечные ванны;
  • Полоскание рта и горла прохладной водой;
  • Ходьба по массажным коврикам, солевым дорожкам.

  С  целью профилактики заболеваемости детей в результате организации специальной лечебно-профилактической работы снизилось количество часто болеющих детей.

    Определенный уровень здоровья обеспечивают условия, соответствующая психологическая среда и здоровый образ жизни.  Его частью является система  физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимая в д/с: организация спортивных секций, ритмической,  корригирующей, дыхательной, игровой и психогимнастики,  физкультминуток и здоровьесберегающих технологий,  дней  здоровья.

              В результате системы работы педколлектива  достигнуты стабильные результаты в снижении заболеваемости детей,  сохранении высоких показателей индекса здоровья.

             На основании результатов диагностики поступления детей в детский сад, результатов  адаптации (группа детей раннего возраста, частично  младшая, средняя, старшая, подготовительная  группы) выявлено, что за период с июня 2018г. по май 2019г. в детский сад прибыло 10  детей, в возрасте от 1 до 6 лет:

-  с  легкой степенью адаптации –

- группа детей  раннего возраста -   75 %;

-  младшая  группа  -   87 %;

- средняя группа – 100%;

-  старшая группа   –    100 %;

- подготовительная – 0%

-  средней степенью адаптации –

- группа детей  раннего возраста - 25%;

- младшая группа  - 13 %;

- средняя группа – 0%;

- старшая группа  – 0 % ;

- подготовительная – 0%

-  тяжелой степенью адаптации –

-  группа детей  раннего возраста  – 0%;

- младшая группа      - 0 %;

- средняя группа – 0%;

- старшая группа  - 0 %;

- подготовительная – 0%

Выводы :

        При наличии общего благоприятного психологического климата для детей в группах, использовании приемов психопрофилактики и психосберегающих  технологий, в процессе адаптации детей к ДОО снижены отрицательные эмоции у  детей и создан положительный эмоциональный настрой.

  •        Система физкультурно-оздоровительных мероприятий привела к снижению заболеваемости детей. Такие результаты достигнуты за счёт естественного роста, эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений, целенаправленной системы физического воспитания:  физкультурные, музыкально-ритмические занятия, гимнастика после сна, психогимнастика и пальчиковая гимнастика;  ежедневное проведение утренней гимнастики преимущественно на воздухе, только в очень холодный период – в физкультурном зале под музыку. Здоровьесберегающая инфраструктура детского сада включает оснащение групп спортивно-игровым оборудованием:  спортивный комплекс «Ростан», гимнастические стенки, следовые дорожки.

    С целью оздоровления детей хорошо использовалась система закаливания (по В.Г. Алямовской) при предпочтении  контрастному воздушному закаливанию, в летнее время  - солнечным ваннам. Аэрация помещений пихтовым маслом.  

       В результате диагностики физического развития  выявлено,  что наиболее высокие показатели имеют дети, регулярно посещающие детский сад.

  Медицинское обслуживание детей обеспечивает медсестра. При поступлении ребёнка в ДОО медсестра проводит индивидуальные беседы с родителями, у которых выясняются условия жизни, режима, питания, состояние здоровья детей для своевременного выявления отклонений. На основании полученной информации и в соответствии с данными медицинских карт детей составляются паспорта здоровья для каждой группы и листы адаптации, где прописываются состояние здоровья, индивидуальные особенности, группа здоровья каждого ребёнка. По мере необходимости устанавливаются щадящий режим, закаливание, неполный день пребывания в ДОО, согласованный с родителями, даются рекомендации воспитателям и родителям, индивидуальные для каждого ребёнка.

Ежемесячно проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей с обсуждением на медико-педагогических совещаниях, устанавливаются причины заболеваемости и меры по их устранению.

Вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни являются одним из важнейших направлений деятельности нашей дошкольной образовательной организации.

В ДОО соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников. Своевременно проводятся инструктажи, разработаны инструкции и правила по охране труда и технике безопасности. В детском саду соблюдаются санитарно-технические условия - это питьевой, световой, тепловой, воздушный режимы.

Между завтраком и обедом дети получают соки или фрукты. В ежедневный рацион питания включены основные продукты, овощи, фрукты и остальные продукты.

Таким образом, детям обеспечено полноценное, сбалансированное питание.

В ДОО созданы необходимые условия для медицинского и социально-психологического обеспечения воспитательно-образовательного процесса: Имеется:

  • физкультурный зал
  • спортивная площадка с необходимым выносным оборудованием для спортивных игр;
  • кабинет медсестры;
  • процедурный кабинет;
  • физкультурные уголки в группах;
  • кабинет учителя-логопеда;
  • кабинет педагога-психолога.

В течение года в детском саду педагогами проводятся различные виды физкультурной работы: физкультминутки, гимнастика (утренняя и бодрящая, дыхательная, пальчиковая ); дни здоровья, физкультурные праздники, досуги, спартакиады. Во всех возрастных группах создана среда для активизации двигательной деятельности дошкольников.  На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовленности и здоровья, половые особенности. В каждой возрастной группе имеются «листы здоровья», в которых отражаются особенности физического здоровья (группа здоровья, физкультурная группа, хронические заболевания, антропометрические данные). Опираясь на эти сведения, проводится коррекционная работа с часто болеющими детьми, с нарушениями осанки и плоскостопием. Особое внимание уделяется двигательной активности детей. Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельной двигательной деятельности. Ежедневно в каждой группе – проводится оздоровительная ходьба и оздоровительный бег на прогулке.

Физкультурная площадка, расположенная на улице оснащена лестницами, дугами для подлезания, металлическими конструкциями для развития равновесия, координации, площадкой для игры футбол, баскетбол. Для занятий на воздухе используются  скакалки, обручи, мячи.

Забота о здоровье воспитанников.

В ДОО проводятся лечебно-профилактические мероприятия. Оценку состояния здоровья детей проводим на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических осмотров.

В течение года в ДОО соблюдался и проводились:

  • гибкий режим дня;
  • ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, физкультурные досуги;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • закаливающие процедуры (вдыхание паров чеснока и лука во время сезонного подъема ОРВИ,  воздушное закаливание);
  • витаминизация блюд (витамин С).

           В  ДОО функционирует спортивный зал со всем необходимым оборудованием; спортивная площадка на территории, прогулочные участки с верандами.

2.3. Взаимодействие со школой

Наша ДОО осуществляет совместную деятельность с МБОУ УДСОШ № 1 и МБОУ УДСОШ № 2, в которые идут учиться 90 % наших выпускников. Ежегодно составляется план работы, включающий родительские собрания в детском саду и школе, педсоветы, культурно-массовые мероприятия с детьми ДОО и выпускниками ДОО. В течение учебного года организуются экскурсии детей в школу. Дети посещают: классы, спортзал, библиотеку. Учителя имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в ДОО, узнать основные требования программы, по которой работает детский сад, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке.

Ежегодно, в мае, в ДОО проводится психолого-медико-педагогический консилиум «Выпуск детей в школу», которому предшествует диагностика готовности детей к школе.

       

            С введением Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного  образования  в структуру основной ООП ДОО был добавлен раздел «Преемственность ДОО и школы», в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии «портрета выпускника» детского сада, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

                                   

2.4. Работа с родителями

Понимая, что решение всех задач по воспитанию детей возможно только при тесном контакте с родителями, педагогический коллектив МБДОУ ДС КВ «Родничок» старается привлечь родителей к сотрудничеству во всех сферах деятельности. В детском саду имеется разнообразный консультативный материал для изучения родителями по всем интересующим вопросам. Для повышения педагогической компетенции родителей организуются: консультации, беседы, систематическое обновление и оформление наглядной агитации, анализ анкетирования, родительские собрания с просмотром игровых ситуаций. Совместно с родителями в детском саду  проводятся выставки детских рисунков, поделок ко всем временам года, акция «Семейная газета», конкурсы: «Лучший зимний участок», «Спортивный уголок», «Речевой уголок», «Театрализованный уголок», «Уголок экспериментирования», совместные праздники и развлечения, привлечены родители к экологическим субботникам, текущим ремонтом.

  1. Основные  сохраняющиеся  проблемы  ДОО

Подводя итог работы за  2014-2019  годы,  педагогический коллектив детского сада осознает всю важность поставленных перед ним задач, оптимистично прогнозирует будущее своей образовательной организации и будущее своих воспитанников.  Наиболее успешными в деятельности детского сада  можно обозначить следующие показатели:

  • Выполнение Образовательной программы;
  • Сохранение контингента воспитанников и приоритета ДОО;
  • Сложившийся стабильный коллектив;

Увеличение числа детей, поступающих в ДОО, с проблемами физического и психического развития, нуждающихся в комплексном подходе к улучшению их здоровья и растущая потребность семьи в высококвалифицированной помощи специалистов разного профиля, требует от педагогического коллектива незамедлительного решения следующих вопросов:

  • Приобретение медицинского оборудования для оздоровления детей;
  • Обновление методических пособий, литературы, демонстрационного материала учебно-воспитательного процесса;
  • Приобретение нового игрового оборудования для прогулочных участков;
  • Приобретение нового игрового оборудования и мебели для групп;
  • Замена и ремонт асфальтового покрытия территории ДОО;
  • Ремонт системы теплообеспечения, сантехники, электропроводки.

   2.6.  Основные направления развития  ДОО 

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

-  обеспечение познавательно-речевого развития воспитанников;    

-  воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-  осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;

-  взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития воспитанников;

- организация оздоровительных мероприятий, оказание профилактической помощи воспитанникам;

-  взаимодействие с учреждениями социума ;

-  повышение качества образовательного процесса;

-  работа по улучшению материально-технической базы;

-  обеспечение условий безопасного и комфортного пребывания детей в дошкольной организации.

Вывод:  таким образом, анализ показал, что в детском саду созданы достаточные условия для полноценного развития детей. Дошкольная образовательная организация находится в режиме развития. Творческий потенциал наших педагогов позволяет значительно повысить качество воспитательно-образовательного процесса.

Глава 3. Концепция

Актуальность корректировки   программы развития ДОО обусловлена нововведениями в сфере образования, связанных с реализацией национального проекта «Образование» и социально-экономической жизни страны.

Основной  целью  Программы развития является обеспечение доступности и высокого качества образования адекватного социальным  потребностям жителей р.п. Усть-Донецкий, на основе повышения эффективности деятельности  ДОО  по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность. А так же  создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов воспитательно – образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно- ориентированную модель  взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала.

Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития  направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющей ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.

Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОО, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка.

В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции:

  • коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым;
  • социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими;
  • информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации;
  • продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки);
  • нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам;
  • духовная- воспитание любви к малой Родине и гордости за свой край на основе краеведческой деятельности;
  • физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.

Ценность качества образовательного процесса для ДОО  напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание  оптимальных условий  для его развития в воспитательно-образовательном процессе посредством взаимодействия с МБОУ ДО ДДТ и МБОУ ДОД ДЮСШ.

Исходя из всего вышесказанного,  концептуальными направлениями развития деятельности МБДОУ ДС КВ «Родничок» служат:

  • моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной  на формирование ключевых компетенций дошкольников.
  • развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории, фольклору, природе Донского края, культуре донского казачества на основе культурно-этических норм и направлений: «История Дона», «Мир народного праздника», «Отчий дом», «Экологическая азбука Дона», «Культурное наследие Донского края».
  • использование здоровьесберегающих технологий.
  • совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности.
  • построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов.
  • укрепление материально – технической базы ДОО. 

Руководствуясь Федеральным законом «Об образовании в РФ»,   Конвенцией о правах ребенка, стратегией развития дошкольного образования, деятельность детского сада основывается на следующих принципах:

- гуманизации;

- демократизации;

- дифференциации и интеграции; 

- принципе развивающего обучения; 

- принципе вариативности; 

- принципе общего психологического пространства; 

- принципе активности. 

Участниками реализации Программы развития  являются дети в возрасте от 1 года до 8 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур. Характеризуя  особенности построения образовательного процесса, учитывается специфика села, его климатические условия и его влияние на здоровье ребёнка. Здоровый, крепкий организм дошкольника - это значимый факт в развитии ребёнка.

Таким образом, цель  разработки данной концепции Программы развития ДОО заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду.

Цели и задачи программы развития ДОО

Целью программы развития ДОО  на период до 2025 года является:

инклюзивное образование, реализующее право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.

 Основными задачами развития выступают:

1.Создание системы управления качеством образования дошкольников, путём введения:

  • новых условий и форм организации образовательного процесса (предпочтение отдается игровой, совместной и самостоятельной деятельности детей),
  • новых образовательных технологий (проектная деятельность, применение информационных технологий, технология «портфолио» детей и др.),
  • организации совместного образования детей инвалидов и здоровых детей (инклюзивное образование) в группах комбинированной направленности и в общеразвивающих группах ДОО,  
  • обновления методического и дидактического обеспечения, внедрения информационных технологии  в образовательный и управленческий процесс.

2.Создание условий для эффективного участия  всех    заинтересованных субъектов в управлении качеством  образовательного процесса и здоровьесбережения детей; культуросообразности на основе традиций казачества; природосообразности Донского края;

3.Создание системы консультирования и сопровождения        родителей;

4.Совершенствование стратегии и тактики построения  развивающей среды детского сада, учитывающей принцип  динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, национально-специфические склонности и стереотипы, способствующие самореализации ребёнка в разных видах деятельности.

5.Укрепление материально – технической базы ДОО.

 При этом ведущими направлениями деятельности детского сада становятся:

  • обеспечение качества дошкольного образования путем успешного прохождения детьми ДОО мониторинга результативности воспитания и обучения.
  • формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (внедрение современных приёмов и методов обучения, информатизации образования).
  • овладение педагогическим мониторингом: уточнение критериев оценки образовательной деятельности детей через поэтапное введение интегральной системы оценивания, внедрение современных методик определения результативности воспитания и обучения.
  • формирование гражданской позиции (толерантности) у всех субъектов образовательного процесса.
  • расширение способов и методов формирования ценностей семьи в области здоровьесберегающих технологий; культуросообразности на основе традиций казачества; природосообразности донского края.
  • создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через фестивали, конкурсы.
  • повышение профессионального мастерства педагогов  на базе детского сада (трансляция передового педагогического опыта) и взаимодействия с учреждениями-партнерами.
  • расширение связей с организациями-партнерами.

Прогнозируемый  результат программы развития

 к 2025 году

Предполагается что:

1. Для детей и родителей:

  • каждому ребенку будут предоставлены условия для полноценного личностного роста;
  • хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования;
  • обогащение эмоционального опыта детей на основе традиций казачества; развитие любознательности и стремления к изучению фольклора, истории и культуры Донского края и России;
  • обеспечение индивидуального педагогического и  медико – социального сопровождения для каждого ребенка ДОО.

                                 

                            Модель педагога детского сада

 Современный воспитатель – это:

  • человек - добрый, чуткий, внимательный, любящий не только детей, но и свою работу,  морально устойчивый, коммуникабельный;
  •  педагог - образованный, умный, обладающий современными методиками, профессионал своего дела;
  •  личность – творческая и находчивая, неординарная, умеющая заинтересовать и найти подход к каждому ребенку.

                         Современный воспитатель:

  •  знает специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  •  знает общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  •  умеет организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно- манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей; организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;
  •  владеет теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
  •  умеет планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
  •  умеет планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
  •  реализовывает педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями;
  •  участвует в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации;
  •  владеет методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе;
  •  владеет методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач;
  •  владеет ИКТ- компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

       Современный воспитатель должен обладать яркими лидерскими качествами, уметь вести за собой не только детей, но и быть примером и для коллег, и для родителей воспитанников.

      Современный воспитатель является сторонником здорового образа жизни, стремится привить его не только своим воспитанникам и их родителям, но и коллегам. Особенно актуально это сейчас, когда ежегодно растёт аллергизация населения и наблюдается рост заболеваемости среди детей и взрослых.

                                   Модель выпускника детского сада

Под моделью выпускника  понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольной образовательной организации.  Модель выпускника может складываться из описания пяти основных потенциалов личности ребенка:

-познавательного,

-нравственного,

-коммуникативного,

-художественного,

- физического.

В описание «модели» выпускника включаются уровень состояния здоровья и физического развития, уровень закаленности, сформированности ценных гигиенических навыков и привычек, успешность в освоении основных видов движения, уровень работоспособности, уровень сформированности интеллектуальных предпосылок для   начала систематического школьного обучения, приобретение ряда познавательных умений, сформированность познавательной активности, интереса к миру, желание узнать новое, сформированность интереса к творчеству, уровень развития воображения, уровень стремления самостоятельности, сформированность предпоссылок вхождения выпускника в более широкий социум, уровень усвоения основ культуры поведения, сформированность способностей принять общую цель и условия согласованных действий, выражение интереса к общему результату, сформированность гуманистической направленности в поведении, сформированность осознания своих возможностей и достижений, сформированность умений оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей и т. д.

В ходе совместной деятельности членов педагогического коллектива по разработке «модели» выпускника ДОО были использованы рекомендации известных отечественных ученых М. М. Поташника и A.M. Моисеева. Ребенок 6,5-7 лет, успешно освоивший основную образовательную программу дошкольного образования, это ребенок:

Здоровый – обладающий хорошим здоровьем.

Физически развитый – у ребенка сформированы основные двигательные качества(ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества).

Коммуникативный - свободно общается со взрослыми и сверстниками, способен выражать свои намерения и чувства с помощью лингвистических и паралингвистических средств. Свобода общения предполагает практическое овладение ребенком нормами русской речи.

Сообразительный - способный решать интеллектуальные и личностные проблемы(задачи, адекватные возрасту.

Любознательный – проявляющий интерес ко всему новому и непонятному.

Креативный (фантазер и выдумщик) – воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности.

Книголюб – любитель чтения (слушания) книг.

Ориентированный на сотрудничество – способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми.

Жизнерадостный – не унывающий, во всем видит для себя что-то хорошее и радостное.

Инициативный – не ждет, когда взрослый или другие дети предложат ему какое-то занятие или организуют с ним игру; проявляющий самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности.

Активный – принимающий живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Самостоятельный – способный без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находящий способы и средства реализации собственного замысла.

Дружелюбный – приязненно расположенный к людям.

Эмоционально отзывчивый – легко откликается на эмоции других людей, сочувствует, сопереживает и старается содействовать им.

Воспитанный – умеющий хорошо себя вести (в соответствии с общепринятыми нормами и правилами) адекватно возрасту.

Толерантный – способный мириться, уживаться с тем, что является отличным, непохожим, непривычным (например, с чужим мнением, с человеком, имеющим недостатки физического развития, с людьми других национальностей и др.)

Осторожный – проявляющий разумную осторожность в незнакомой обстановке, в общении с незнакомыми людьми, выполняющий выработанные обществом правила поведения.

Уверенный в себе – ребенок, имеющий адекватную (не заниженную) самооценку. В этом возрасте самооценка ребенка в норме несколько завышена, так как у ребенка должно быть сформировано положительное представление о себе и своих возможностях.

     Чувствующий свою гендерную, семейную, гражданскую принадлежность ,испытывает чувство общности с особями того же пола, с членами своей семьи, с гражданами своей страны, способствующее пониманию своего места в жизни.

Совестливый - понимает, что такое «хорошо», и что такое «плохо»; совершая«хорошие» поступки, испытывает чувство удовлетворения, при совершении«плохих» поступков – угрызения совести.

Обладающий внутренней позицией школьника – у ребенка появляется новое отношение к среде, проявляющееся в его стремлении заниматься учением в школе как серьезным видом общественно-полезной деятельности и в стремлении соответствовать ожиданиям и требованиям значимых для него взрослых людей.

Любящий и уважающий родителей (близких людей) – с теплом и вниманием относящийся к родителям и близким людям, посильно помогающий им.Уважающий старших и помогающий слабым - проявляет воспитанность по отношению к старшим и не обижает маленьких и слабых, помогает им.

   

                                Модель будущего детского сада

Модель новой модернизированной дошкольной образовательной организации должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей, их социализации и самореализации.

        Перспектива новой модели организации предполагает:

1.Развитие и совершенствование образовательной и оздоровительной деятельности:

  • эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, обеспечивающая условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
  • создание системы физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками. Снижение детской заболеваемости.
  1. Укрепление связей с социумом (преемственности ДОО и начальной школы):
  • обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного  образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей;
  • обеспечение качественного базового уровня готовности обучения в школе каждому выпускнику;
  • наличие у детей положительного отношения и устойчивого интереса к обучению в школе, сформированность «внутренней позиции школьника»
  1. Повышения профессионально-личностного потенциала педагогов:
  • личностно-ориентированная система образования и коррекционной помощи, характеризующуюся         мобильностью,        гибкостью,           вариативностью, индивидуализированностью подходов;
  • обогащение труда педагогов за счет приобретения ими навыков анализа собственной деятельности, овладение основами дефектологии, логопедии, ведения экспериментальной работы, создание авторских методик и технологий.
  1. Направление совершенствования организации работы с родителями воспитанников:
  • расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности ДОО;
  • установление и обогащение партнерских взаимоотношений в вопросах воспитания и развития дошкольников;
  • активное включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
  1. Развитие материальной базы ДОО:
  • обновление нормативно-правовой, финансово-экономической, материально-технической и кадровой базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования;

         Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате реализации Программы развития.

         Ожидаемый продукт

  • Эффективная модель инновационного образовательного пространства ДОО, обеспечивающая новое содержание и качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Укрепление и обновление материально-технической базы ДОО.
  • Образовательная деятельность ведется на основе ООП ДО с реализацией вариативной части.
  • Развитие сетевых моделей взаимодействия, обеспечивающих доступность обучения педагогических кадров и обмена опытом, распространение и обобщение инновационного педагогического опыта на разных уровнях.
  • Повышение позитивного имиджа ДОО, ориентированного на устойчивое развитие, повышение его конкурентноспособности

Перспективный план работы на пять лет.

Направления

развития

Мероприятия

реализации программы

Сроки

Ответственные

Повышение профессиональной компетентности педагогов

1. Аттестация педагогических работников

2020-2025г. г.

Заведующий, старший воспитатель, педагоги

2. Повышение квалификации педагогических работников

Постоянно

Заведующий, старший воспитатель, педагоги

3. Обобщение педагогического опыта

--//--

--//--

4. Осуществление творческого подхода к использованию программ, разработке совместной деятельности взрослых и детей; подбор, разработка и адаптация моделей образовательного взаимодействия, методик по дошкольному воспитанию и развитию, создание основной общеобразовательной программы ДОО в соответствии с требованиями и условиями современного образования.

2020-2025г. г.

Заведующий, старший воспитатель, педагоги

5. Участие педагогов в конкурсах, выставках, семинарах, конференциях, смотрах-конкурсах и методических объединениях , областного, районного уровней.

В соответствии с планами ДОО, отдела образования

--//--

Повышение качества дошкольного образования

1. Мониторинг уровня развития воспитанников

В соответствии с годовым планом ДОО

Воспитатели, педагог-психолог, специалисты ДОО

2. Ведение карт индивидуального развития, используя ИКТ технологии.

Постоянно

Педагоги ДОО

3.Осуществление коррекционно-развивающих мероприятий, психологическое сопровождение семьи

--//--

--//--

4. Оказание дополнительных образовательных услуг по следующим направлениям:

  • физкультурно-оздоровительное;
  • художественно-эстетическое;
  • эколого-краеведческое;
  • познавательно-речевое;
  • социально-коммуникативное.

2020-2025г. г.

--//--

Создание условий для совершенствования образовательной деятельности

2. Продолжение работы по внедрению новых форм дошкольного образования:

  • студии развития детей по запросам родителей и интересам детей;

  • сотрудничество с организациями для полноценного развития ребенка-дошкольника:

МБОУ УДСОШ № 1 и МБОУ УДСОШ № 2,дошкольные организации Усть-Донецкого района, МБОУ ДОД «УДДШИ»,

межпоселенческая библиотека им. А. Калинина, ГИБДД, МБУК «РДК», МБУЗ «ЦРБ», МБОУ ДО ДДТ, МБОУ ДОД ДЮСШ

2020-2025 г. г.

Заведующий, старший воспитатель, педагоги

Осуществление целостного подхода к оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников

1. Внедрение новых здоровьесберегающих технологий во всех образовательных областях.

В соответствии с планами ДОО,отдела образования

Воспитатели, специалисты ДОО

2. Участие в спартакиаде дошкольников, фестиваля «Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!»

---//---

Инструктор по физ. культуре, музыкальный руководитель, воспитатели

3. Проведение ежегодной диспансеризации детей, посещающих ДОО

В соответствии с планами МБУЗ «ЦРБ»

медицинская сестра

4.Проведение профилактических прививок и осмотров, выявление и коррекция нарушения речи и других особенностей в развитии детей.

В соответствии с планами МБУЗ « ЦРБ», ПМПК

Врач,  мед. сестра, учителя-логопеды, ПМПК

5. Проведение ежегодного мониторинга состояния здоровья детей.

----//----

Заведующий, мед. сестра

6. Улучшение качества питания, контроль за организацией питания

----//----

----//----

7. Контроль со стороны  медсестры и заведующего за проведением оздоровительных, профилактических  мероприятий:

  • закаливающих мероприятий;
  • витаминотерапии;
  • ароматерапии;
  • коррекция речи.

----//----

Заведующий, медицинская сестра

8. Оказание индивидуально-ориентированной медицинской помощи

По необходимости

медицинская сестра

9. Развитие общей и мелкой моторики:

  • проведение утренней гимнастики и гимнастики после сна, гимнастики для глаз,
  • динамических физкультминуток, самомассажа, дыхательной гимнастики;
  • активизация движений

детей при проведении ООД

----//----

Воспитатели инструктор по физической культуре, медицинская сестра

Осуществление преемственности образования между ДОО и МБОУ школ для подготовки и успешной адаптации детей к обучению в школе

Совершенствование форм и методов работы совместно МБОУ УДСОШ № 1 и МБОУ УДСОШ№ 2, посещение уроков в школе и мероприятий в детском саду;

  • организация совместных праздников;
  • совместное проведение диагностических исследований;
  • проведение родительских собраний и педсоветов с учителями

2020-2025 г. г.

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты, директоры школы № 1 и № 2 ,

 заместитель директора по ВУР, учителя начальных классов

Укрепление материально-технической базы, совершенствование предметно-развивающей среды всех помещений ДОО

1.Укрепление материально-технической базы:

  • замена изгороди вокруг территории детского сада;
  • ремонт хозпостроек;
  • ремонт асфальтового покрытия территории ДОО;
  • ремонт системы теплообеспечения, сантехники, электропроводки;
  • ремонт канализационных колодцев;
  • ремонт физкультурного зала;
  • уличное освещение территории детского сада;
  • Требуется:
  • Интерактивное  оборудование в группы.
  • Пианино в музыкальный зал;
  • ремонт системы отопления;
  • ноутбука для музыкального руководителя;
  • шахматы;
  • «Стим лаботатория»;
  • Оборудование для песочной терапии;
  • Игровое оборудование  и мебель для групп.

2020-2025 гг.

Заведующи, заведующий хозяйством.

Транслирование опыта работы ДОО в вопросах приобщения детей и взрослых к культуре здоровья , развитие творческого потенциала детей  

  • проектная деятельность;
  • публикации о мероприятиях на сайте ДОО;
  • участие в конкурсном движении;

2020-2025 гг.

Заведующий, старший воспитатель, педагоги

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа средняя группа программа"Развитие"

Данная программа разработана с учетом современных требований ФГТ. Программа предназначенна для среднегодошкольного  возраста....

"Играй - ка" программа развития и фото к программе

"Играй - ка" программа развития интеллектуальных спосбностей через использовние развивающих игр...

Программа действий воспитателя МБДОУ №2. По реализации Программы развития ДОУ на 2012-2014 года.

Программа разработана на основе Программы развития ДОУ на 2012-2014 года в соответствии с требованиями нормативно- правовых документов,определяющих приорететные направления развития качества образован...

Рабочая программа по реализации основной общеразвивающей программы "Развитие" Л.А. Венгера группы общеразвивающей направленности для детей среднего возраста 4-5 лет

Цель программы: создание условий для становления познавательно-речевой, художественно-эстетической, социально-личностной и физически развитой личности, через создание единого образовательного простран...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «Развитие» под редакцией В.А. Венгера

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «Развитие»  под редакцией В.А. Венгера группы общеразвивающей направленности для детей старшего возраста 5-7 лет (II год обу...

Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...