«Ребенок из Зазеркалья»
консультация (старшая группа)
Что такое леворукость? Как распознать, что ребёнок - левша?
Так и есть. Я всё делаю левой рукой.
И это значительно удобнее, чем правой рукой.
Губарев В. Г. “Королевство кривых зеркал”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_iz_zazerkalya.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Ребенок из Зазеркалья»
Подготовил: учитель-логопед Коноваленко Е.С.
Что такое леворукость? Как распознать, что ребёнок - левша?
Так и есть. Я всё делаю левой рукой.
И это значительно удобнее, чем правой рукой.
Губарев В. Г. “Королевство кривых зеркал”
Вы неоднократно наблюдали за действиями своего малыша, который за день перебирает десятки предметов, тянет их в рот, бросает, носит с собой. И попеременно орудует то левой рукой, то правой рукой, а то и обеими сразу. Но до 4,5-5 лет ребёнку совершенно безразлично, какой рукой пользоваться.
А если он отдаёт предпочтение одной руке и эта рука - левая? “Неужели наш ребёнок - левша?” - задаёте вопрос и серьёзно опасаетесь и огорчаетесь, как же он будет в праворуком мире?
Я попробую рассказать вам о том, какие, они леворукие дети, в чём их особенность, как определить, левша ваш ребёнок или нет, надо ли переучивать такого ребёнка и какие сложности могут возникнуть при этом.
О леворукости мы знаем много и... почти ничего. У нас нет пока чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Ещё не открыты загадки её происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость - это индивидуальный вариант нормы.
До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семье, в которой левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей не может быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием.
Компенсаторное левшество связано с каким-либо поражением мозга, чаще его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребёнка соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, при письме. У ребёнка с нарушением деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики. Но левшество - не причина нарушений, а следствие одних и тех же причин.
В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости лежит комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов.
Определять ведущую руку целесообразно в 4-5 лет, потому что, начиная с 16-20 недель и до 2-х лет, у ребёнка происходит волнообразное изменения “рукости”. С 2-х до 4-х лет руки практически равноценно и одинаково активны, причём большая часть действий совершатся обеими руками. И только в возрасте 4-5 лет ребёнок отдаёт предпочтение одной из рук.
Но существуют некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности, которые можно уловить уже в раннем возрасте. Сила, с которой ребёнок сжимает кулачок правой руки будущего правши больше, чем левой руки, уже в возрасте 17 недель. Чуть позже он будет дольше удерживать в правой руке погремушку.
Предлагаю вашему вниманию несколько тестов на определение “рукости” ребёнка.
“Переплетение пальцев”.
Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест выполняется быстро без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, а у левшей - левый.
“Поза Наполеона”.
Сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
“Одновременное действие обеих рук”.
Рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, - более чёткие, ровные, меньше выражен тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Желательно выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется не ведущей рукой.
Интересными являются тестовые задания, разработанные М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Они подобраны с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного возраста. Для того, чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие рекомендации:
– лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть;
– это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
Задание 1. Рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите его. После того, как ребёнок закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.
Задание 2. Открывание небольшой коробочки. Ребенку предлагается несколько коробочек, чтобы повторение действий исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди фигуру в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Можно использовать спичечные коробки, пеналы со счётными палочками.
Задание 3. Построить колодец из палочек. Сначала из палочек строится 4-х угольник, а затем выкладываются 2 и 3 ряды.
Задание 4. Игра в мяч. Нужен теннисный мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно попросить бросить мяч, например в корзину, ведёрко.
Задание 5. Вырезание ножницами по контуру. Можно использовать любую открытку. Учтите, что более активной может быть и та рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку (ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания). Вы можете получить неверный результат, если форма и размер ножницы не соответствуют руке ребенка.
Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото. Все карточки (10-15) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (это, как правило, ведущая рука) раскладывать карточки. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола пред ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: “Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их пред собой”.
Задание 6. Нанизывание пуговиц, бусин на иголку с ниткой или шнурок.
Задание 7. Выполнение вращательных движений. Предложить открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающими крышками.
Задание 8. Развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узелков из шнурка средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.
Задание 9. Построить из кубиков дом и т.д. Ведущей является рука, которая берёт, укладывает и поправляет кубики.
Проанализируйте результаты. Если задания 2-9 ребёнок выполняет левой рукой, а за 1 (рисование) - правой рукой, то это значит, что бытовые действия ребёнок лучше выполняет левой рукой, а графические задания - правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой при выполнении графических навыков. Исследования французских учёных показали, что 90 % случаев “графические левши” оказываются и бытовыми левшами. Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и графических навыках. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма, поэтому, дорогие читатели, хочу остановиться на некоторых возможных вариантах.
- Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило - эти дети левши, но дома или в детсаду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество может быть неудовлетворительным.
- Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково левой и правой. Причиной пользования при письме или рисовании не правой, а левой руки, может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой.
Если предыдущих заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой действует ребёнок более активно и ловко, то предлагаю вам дополнительные задания. Их автор - французская исследовательница М. Озьяс.
- Почистить обувь щеткой.
- Вставить стержень в отверстие бусины, пуговицы.
- Намотать нитку на катушку.
- Перелить воду из одного сосуда в другой.
- Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать мишень или использовать игру “Дартс”).
- Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического конструктора.
- Сложить мелкие детали в узкий цилиндр.
- Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6) иголкой, булавкой.
- Стереть ластиком предварительно нарисованный рисунок.
- Продеть нитку в иголку.
- Стряхнуть с себя соринки, пыль.
- Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки.
- Достать бусинку ложкой из стакана.
- Позвонить в колокольчик.
- Выпить воду из стакана.
- Закрыть/открыть застёжку-молнию.
В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-16. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.
Мамы и папы! Не расстраивайтесь, если ваш малыш не такой, как все. Задумайтесь о том, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок из Зазеркалья.
Левшество как норма развития. Причины и следствия леворукости, помощь родителям, педагогам в работе с леворуким ребенком....
Буклет «Ребенок из зазеркалья»
Рекомендации для родителей леворуких детей....
Консультация для родителей "Ребенок из Зазеркалья"
Консультация...
Консультация для родителей Ребенок из Зазеркалья
Мамы и папы! Не расстраивайтесь, если ваш малыш не такой, как все. Задумайтесь о том, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир!...
Ребенок из зазеркалья. Что такое леворукость? Как распознать, что ребёнок- левша?
В статье представлены методы для роспазнавания леворукости у детей...
Консультация для родителей "Ребенок из Зазеркалья"
Консультация для родителей "Ребенок из Зазеркалья"...
РЕБЕНОК ИЗ ЗАЗЕРКАЛЬЯ! Консультация для родителей леворуких детей
что такое леворукость? Как распознать, что ребенок – левша? Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки! Вы неоднократно наблюдали за действиями своего малыша, который з...