Как решить конфликт между детьми в ДОУ
консультация

Назаренко Анна Владимировна

выступлеие на педсовете на тему " Как решить конфликт между детьми в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_reshit_konflikt_mezhdu_detmi_v_dou.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Как решить конфликт между детьми в ДОУ?

Воспитатель: Назаренко А.В.

Цель: Получить теоретические знания и практический опыт в разрешении конфликтов у дошкольников в группе детского сада.

Задачи:

- предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах;

- обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации;

- помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности;

- способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;

- развивать умения и навыки командного взаимодействия;

- использовать и применять в работе различные методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников для эмоционального благополучия в ДОУ.

«Помогая детям преодолевать трудности,

мы всякий раз сотворяем своего рода чудо.

Это результат совместных усилий педагога

и детей, маленькое произведение искусства,

в создании, которого все принимают участие

подобно музыкантам одного оркестра».

К. Фопель

Конфликт (лат. conflictus — столкнувшийся) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития. Это следствие их неумения строить отношения друг с другом в ходе совместной деятельности или игры.

Конфликт - это острейший педагогический инструмент, способствующий выявлению направленности личности и ее формированию.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Какие же причины возникновения конфликта? 

  • эгоцентризм, неумение встать на позицию оппонента во взаимодействии, посмотреть на ситуацию его глазами;
  • несформированность навыков саморегуляции;
  • неумение договариваться;
  • нарушения межличностного общения (агрессивность, вспыльчивость,  демонстративность).

Особенности конфликта у дошкольников: что малыши-дошкольники эгоцентричны, на первом месте у них пока исключительно личные потребности.

В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессоры, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).

Для 5-6-7 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, ленивость, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. Главное – знание возрастных особенностей ребенка.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию. В дошкольном возрасте у ребенка активно формируется характер и ему необходима постоянная коррекция поведения со стороны взрослого. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.

Существует два способа разрешения конфликта:

1. Деструктивный – «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».

2. Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

Умения необходимые для конструктивного решения конфликтов:

  • Умение находить компромисс;
  • Стремление к сотрудничеству (позитивное общение, ответственность);
  • Умение выражать свои желания, чувства;
  • Умение управлять эмоциями;
  • Умение признавать свою вину и просить прощение;
  • Умение выслушать другую сторону.

Направления работы с конфликтом

Профилактика         Решение острой

(обучение коммуникативным                                              конфликтной

   навыкам)                                                                      ситуации

Приемы по предупреждению конфликтов:

1. Обсудите конфликт с детьми, когда все участники конфликта успокоятся. Расскажите о произошедшем, как о каком-то конфликте, который произошел с другими детьми, и изложите в доступной форме свои мысли по поводу, того, стоит ли решать конфликты между детьми с помощью силы и жестокости.

2. В группе детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать здоровый нравственно-психологический климат (уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, доброжелательность);

3. Установите чёткие правила в группе и строго следите за их выполнением, отмечайте положительное поведение и игнорирует негативные проявления (если они не опасны для окружающих)

4. Высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия.

 - Важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.

- Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

5. Сыграйте в ролевую игру, покажите детям на примере своего поведения, каких действий вы от них ожидаете в конфликтных ситуациях.

6. Поощряйте умение себя вести.

7. Учите детей идти на компромисс, причем делать это без вмешательства со стороны взрослого в качестве судьи.

Приемы, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте.

  • Игры на сплоченность и сотрудничество: «Доброе животное», «Объятия», «Паровозик», «Змея», «Аплодисменты по кругу», «Восковая палочка», «Музей скульптур», «Подними игрушку», «Поменяйся местами», «Лебедь, рак и щука»;
  • Игры на обучение эффективным способам общения: «Поделись игрушкой»;
  • Игры на снятие конфликтности: «Примирение», «Коврик мира», «Стол переговоров», упражнения на снятие агрессии;
  • Игры на развитие эмпатии: «Сладкая проблема», «Обмен ролями»
  • Драматизация (проигрывание) конфликтных ситуаций;
  • Чтение и обсуждение сказок, рассказов, где разрешаются конфликтные ситуации.

      Что же делать если острый конфликт все-таки возник?

Способы разрешения кофликтов:

- Идти до конца

- Уклонение (стремление уйти от конфликта)

- Третейский суд (привлечение к разрешению конфликта третьей стороны)

- Сотрудничество

- Юмор (постараться увидеть смешное в создавшейся ситуации)

- Уступка

- Угроза, насилие

- Грубость, унижение

- Уход от решения проблемы

- Разрыв отношений

- Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок)

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми.

Правило 2. Никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.

Правило 3. Приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?".

Правило 4. Следите за тем, чтобы дети не переходили на личности.

Правило 5. Не забудьте вслух объяснить детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают.

Приёмы разрешения конфликтной ситуации:

- В решении проблем учитывать нужды каждого;

- Использовать творческий подход к решению проблемы;

- Превратить конфликтную ситуацию в проблемную, саму проблему - в возможность открыть для себя и для других нечто новое;

- Развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению;

- Оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;

- Высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;

- Нейтрализовать борьбу за власть;

- Учить детей управлять эмоциями;

- Формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;

- Вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Рекомендации воспитателю по разрешению конфликтных ситуаций между детьми:

• Прервать конфликт

• Избавиться от зрителей

• Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя.

• Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя.

• расспросить в индивидуальной беседе, что случилось.

• оценить обстановку, выяснить что произошло

• разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, какие уроки извлек ребенок, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.

Взрослому лучше не вставать на чью-либо сторону. Вы должны выступать в роли третейского судьи, который не выносит субъективный вердикт, а объективно готов выслушать все стороны, участвующие в конфликте. Дайте слово одному ребенку, выслушайте его (используйте навыки активного слушания, ребенку очень важно видеть, что его слышат), затем выслушайте второго. И постарайтесь принять решение, которое удовлетворит обе стороны.

Дети не готовы слышать друг друга, но они часто готовы выслушать взрослого, к которому испытывают уважение. Не говорите, кто поступил неправильно, кто обязан извиниться.

Ваше дело - установить правила игры, которые детям нужно будет соблюдать.

Не каждый из наших малышей станет математиком или физиком, но каждый будет жить среди людей.

Литература:

1. Захаров А. И. предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3 изд. Испр. (Психология ребенка). СПБ. : Союз, лениздат, 2000.

2. Лютова Е., Монина Г. Основы конфликтологии. Ижевск: изд-во УдГУ, 2000.

3. Семенака С. И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд. Испр. И доп. М: Инфра-М., 1999.

4. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М. : Аркти, 2003. (развитие и воспитание дошкольника).

5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М. : Юнити, 2000. — 545 с. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М. : Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 380 с. Валеев Г. Х.

6. Методология и методы психолого-педагогических исследования: Учебное пособие для студентов 3–5 курсов педагогических вузов. — М. : Академия, 2002. — 134 с.

7. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М. : Просвещение, 1983. — 210 с. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб. : Питер, 2001. — 320 с. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций. — М. : Тандем, 2000.–316с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт педагогической работы по теме: «Конфликты между детьми 4–5 лет и методы их решения»

Опыт педагогической работы по теме: «Конфликты между детьми 4–5 лет и методы их решения»Наша главная задача – не заглядыватьВ туманную даль будущего, а действоватьСейчас в направлении, которое н...

Памятка для педагога о разрешении конфликта между детьми

Памятка для педагога о разрешении конфликта между детьми...

План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.

План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.Цель: создать условия для урегулирования конфликта;Задачи:Образовательная: Создать условия для формирования ...

Как решить конфликт между детьми в ДОУ. презентация

Как решить конфликт между детьми в ДОУ. презентация...

Консультация для молодого педагога "Как решить конфликты между детьми"

Консультация для молодого педагога "Как решить конфликты между детьми"...