ПК 5.3
рабочая программа

Нурмиева Марина Юмадиловна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Здоровьесберегающие технологии

Пальчиковая гимнастика

Связь мелкой моторики пальцев и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.

Цель: развитие мелкой моторики.

Виды «пальчиковых игр»:

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их разделили на группы и определили назначение.

      1. Игры – манипуляции.

Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

  1.  Сюжетные пальчиковые упражнения.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

  1. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

Для более эффективного самомассажа кисти рук  используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

  1. Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

Описание технологии

Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Значит, чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много позже ученые обнаружат на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока) и двигательной, которая отвечает за кисти рук, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику, совершенствовали речь.

 Особенно важно взаимодействие этих зон буквально от 0 до 3 лет, когда идет самое активное формирование речи ребенка (помним, что к 3 годам фраза должна быть сформирована), поэтому начинайте заниматься с самого рождения ребенка. Сгибая разгибая малышу пальчики, массируя ему кисти, знайте – в это время вы посылаете импульсы в его речевые центры.

 Развивая мелкую моторику и подготавливая руку к письму, не забывайте, что ручку, конечно, держат всего три пальца (большой, указательный и средний), но в упражнениях мы задействуем все пять каждой руки, увеличивая эффект развития тонкой моторики и влияние на речь. В движениях чередуем сжатие, растяжение, расслабление, следим за распределением тонуса в кисти и пальцах.

 Независимо от ведущей, доминантной руки ребенка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым. Речь - неизолированная единица, мы воздействуем на всю территорию коры головного мозга: стимулируем как процессы мышления (левое полушарие), так и творческое, креативное начало (правое); распределяем энергию равномерно (уставшее возбужденное полушарие затормозит, незадействованное - проснется, активизируется). Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

 

Применение технологии

В своей практике использую пальчиковые игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Чем больше внимания уделяем кистям малышей, разминаем пальчики, тем активнее у них развивается мозг и речь. Ведь ум ребенка сосредоточен именно на кончиках пальцев. Детям очень нравятся пальчиковые игры. Кроме того, что они забавляют малыша, они активизируют речевое развитие, память, мышление. При этом достаточно просто самим показывать движения и говорить текст песенки, потешки, стиха, а малыши будут повторять.

Массируем пальчики.

1. Основные приемы:

поглаживание,

разминание,

растирание,

вибрация.

2. Гимнастика для пальцев.

хлопки,

сжимание и разжимание предметов,

потирание ладоней одна о другую,

перекатывание карандаша,

постукивание кончиками пальцев по столу.

3. Игры с элементами самомассажа.

Что бы массаж и гимнастика не стали скучной процедурой для детей, превращаю их в игру – читаю стихотворение или потешку, сопровождая слова движениями рук. Повторяя эти действия, дети с удовольствием включаются в веселые игры.

Все эти пальчиковые игры я включаю в режим дня:

  • во время утренней гимнастики;
  • на физкультминутках;
  • перед обедом;
  • на прогулке;
  • на развлечениях и праздниках;
  • во время бодрящей гимнастики.
  • на занятиях

Конспект НОД в младшей группе: «Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Репка»

Цель: развитие связной речи, ее диалогической формы  (умение повторять несложные фразы, отрывки из хорошо знакомых сказок в совместной деятельности с взрослым; отвечать на простейшие вопросы: «Кто?», «Что?», «Кому?», «Какой?», «Какая?»)

Задачи: побуждать к диалогической речи посредством совместных игр-инсценировок;

побуждать к самостоятельному выбору игрового материала;

развивать интерес к совместной игре;

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.

Формы работы с детьми: чтение, игра-инсценировка, беседа, рассматривание, дидактическая игра, проблемная ситуация.

Оборудование:  набор игрушек-персонажей пальчикового театра «Репка»; настольная книга «Репка», «волшебный» мешочек, резиновая игрушка репка.

Ход:

Организационный момент

(дети с воспитателем встают в круг)

Воспитатель: - Здравствуйте дети!

Дети: - Здравствуйте!

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами будем настоящими артистами, а  вы знаете, что они очень веселые люди. Поэтому нам с вами нужно потренировать свое настроение, чтобы всегда улыбаться и быть веселыми.

Игра-приветствие «Две сестры глядят на братца»:

Две сестры глядят на братца:

Маленький, неловкий,

Не умеет улыбаться,

Только хмурит бровки.

Младший брат чихнул спросонок,

Радуются сестры:

- Вот уже растет ребенок –

Он чихнул, как взрослый! (А. Барто)

(Воспитатель после игры-приветствия предлагает детям сесть на стульчики вокруг стола).

1. Вводная беседа по иллюстрациям к сказке «Репка»:

-рассматривание книги «Репка».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это книжка. Посмотрите внимательно на обложку, какая сказка спряталась в этой книжке?

Дети: сказка «Репка».

Воспитатель: Каких героев из этой сказки вы знаете?

(Воспитатель перелистывает страницы с иллюстрациями, а дети в это время называют героев).

2. Основная часть:

 дидактическая игра «Волшебный мешочек»:

Воспитатель: Дети, сейчас каждый из вас сможет сам выбрать себе героя, найдя его в «волшебном мешочке» (воспитатель показывает воспитанникам «волшебный мешочек  и приглашает по очереди выбрать фигурку и назвать героя)

- Проблемная ситуация «Помоги бабушке»:

Воспитатель: Дети, посмотрите на свои фигурки, всех ли мы героев достали из мешочка? Кого у нас не хватает?

Дети: Бабушки

(Воспитатель снимает салфетку, на столе стоит фигурка бабушки, которая держит в руках пирожки).

Воспитатель: Вот она, наша бабушка, только она чем-то занята. Что у нее в руках?

Дети: пирожки

Воспитатель: Да, она печет пирожки, и поэтому не успела спрятаться в мешочек. Давайте, поможем ей закончить свою работу, чтобы она вернулась в сказку.

Пальчиковая игра «Печём пироги».

(Пальчиковая игра проводиться стоя в кругу).

«Печем пироги»

Тесто мнем, мнем, мнем!

(поочередно «давить» кулачками воображаемое тесто)

Тесто жмем, жмем, жмем!

(резко сжимать пальчики в кулаки и разжимать их, вначале одновременно, а после поочередно)

Пироги мы испечем!

(руками «лепить» пироги, «перекладывая» их из одной ладошки руки в другую)

Воспитатель: Помогли мы бабушке, и теперь она может вернуться в свою сказку (Воспитатель передает фигурку ребенку).

 Игра-инсценировка по сказке «Репка» (воспроизведение отрывка):

Воспитатель:

- Всех героев с вами собрали. Я вам предлагаю вспомнить сказку, а наши герои нам помогут. (Воспитатель просит детей надеть фигурки на пальчики).

Воспитатель:

- «Посадил дед репку. Выросла, репка большая пребольшая. Стал дед репку тянуть, тянет, потянет вытянуть, не может. Позвал дед, бабку…»  (ребенок проговаривает вместе с взрослым отрывок сказки, одновременно изображая действие).

Воспитатель:

- «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку…» (ребенок проговаривает вместе с взрослым отрывок сказки, одновременно изображая действие).

- Проблемная ситуация «Кто помощник?»

Воспитатель:

- А где же внучка?  Покажись! (Воспитатель просит ребенка показать фигурку внучки)

Воспитатель:

- Дети, а с помощью внучки дедушка с бабушкой смогли вытянуть репку? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Дети, давайте с вами вспомним, кто еще помогал деду с бабкой. (Ответы детей).

Воспитатель:

- Правильно, жучка, кошка и мышка.

Воспитатель:

- Жучка покажи нам, какая ты быстрая, веселая;

- Кошечка у нас добрая, ласковая, так и хочет, чтобы ее погладили (ребенок протягивает руку к детям, чтобы они погладили кошечку);

- Мышка маленькая, тихая, тихая.

(Дети с помощью персонажей-игрушек изображают характеристики каждого героя).

Воспитатель:

- Все помощники собрались, детки, давайте вспомним и покажем с вами, чем сказка закончилась.

- «Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут,  вытянули репку…»

(Воспитатель проговаривает текст, дети за ней повторяют и воспроизводят соответствующие движения)

Воспитатель: Вот все вместе и справились. Дети, скажите, а дедушка один смог бы вытянуть репку? (Ответы детей).

(После ответов детей воспитатель просит детей снять персонажи-игрушки с пальчиков, погладить их и попрощаться с ними до следующей игры; предметы помещаются в мешочек; встают из-за стола и строятся в кружок).

3. Итог:

Воспитатель:

- Дети, подскажите мне, какую сказку мы сегодня с вами рассказывали? (Ответы детей).

Воспитатель:

-  Дети, вы сегодня играли как самыми настоящими артистами, а вам понравилось ими быть? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Давайте сейчас с вами друг друга поблагодарим рукопожатием за интересную сказку и подарим свои улыбочки (воспитатель улыбается ребенку и  демонстрирует рукопожатие).

Конспект утренний гимнастики «Где же наши ручки»

Цель: создать радостный эмоциональный подъём; разбудить организма, развивать координацию движений.

Вводная часть:

Ходьба и бег под музыку

«Большие ноги шли по дороге…»

Дети останавливаются, поворачиваются лицом к воспитателю.

Основная часть (ОРУ) под музыку

«Где же наши ручки»

  1.«Где же наши ручки»

И.п.- ноги слегка расставлены, руки вниз.

Руки спрятаны за спину, пороты вправо-влево.

4 раза

  2. «Вот-вот наши ручки, пляшут наши ручки»

И.П. – то же. Поднять руки перед собой, повороты кистей рук.

Руки поднять вверх – повороты кистей рук.

4 раза

 3. «Где же где же наши детки?»

И.п. – то же, прикрыть ладонями глаза ,руки опускаем,

выполняем пружинку.

Пальчиковая гимнастика

«Ча-ча-ча»

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)

Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо (ходьба на месте).

Артикуляционная гимнастика

«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щёлкать

медленно, но сильно. Тянуть подъязычную связку.

Заключение:

«Здоровье  в порядке!

Спасибо зарядке»

Заключение.

В результате проделанной работы я сделала вывод, что целенаправленная систематическая планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка.



Предварительный просмотр:

3.Тнхнология исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность в детском саду

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Потребность  детей в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развивается.

     То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда дети слышит, видит и делает что-то сами. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.  

  Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на  основе  поисковой  активности и на  базе исследовательского  поведения;

- это активность ребенка,  направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой  исследовательской деятельности являются:

 Поисковая  активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного

прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его

эффективности.

     Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Значение исследовательской деятельности для детей:

  •  Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
  • Развивается речь ребенка.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
  • Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Знакомство с камешками»

Цель: Формировать представления детей о камешках

Задачи: Познакомить детей со свойствами камешек (твердый, тяжелый, тонет в воде, стучит)

Развивать наглядно-действенное мышление.

Воспитывать аккуратность, умение обращаться с данным материалом.

Поощрять желание помочь другим

Материал: Коробочка с камешками, комочки ваты для каждого ребенка, ванночка с водой, Кот Ученый игрушка.

Предварительная работа: Собирание камешков; рассматривание камешков на занятиях и в свободное время; знакомство с формой и сенсорными признаками (твердый – мягкий; тяжелый – легкий).

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел гость кто это вы узнаете, если отгадаете загадку.

Этот зверь живет лишь дома.

С эти зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

Кто же это?

Ответ: Кот

В гости к детям приходит Кот Ученый и приносит красивую коробочку.

Кот Ученый: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуй, кот

Кот Ученый: Я принес вам вот эту коробочку, а что в ней - увидите сейчас.

Воспитатель: Спасибо, кот, очень красивая коробочка. А что же в ней, давайте посмотрим. Что же это?

Дети: Это камешки.

Воспитатель: Ах, какие красивые камешки. Сколько их?

Дети: Много.

Воспитатель: Предлагаю всем взять по одному камешку. Ребята, скажите какого цвета ваши камешки? (дети поочередно называют цвет их камешек). А какой формы? На что похожи камешки?

Кот Ученый: А давайте сожмем камешек в ладошке крепко-крепко. Разожмите, видите, он остался таким же, потому что камешки твердые. А вот вам комочек ваты. Сожмите его в руке. Они сжимаются, потому что комочки ваты мягкие.

Воспитатель: Ребята, а на что похожа вата? (ответы детей). Давайте мы тоже превратимся в облачка.

Физминутка. «Облако»

Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)

Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)

Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)

Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)

Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)

В дождевую тучу (присесть)

Воспитатель: Постучите камешком по столу. Слышите, они стучат. Потому что они твердые. А комочки ваты не стучат, потому что они мягкие.

Кот Ученый: Я сейчас брошу свой камешек в воду. Что с ним случилось?

Дети: Камешек утонул.

Кот Ученый: А почему утонул камешек?

Дети: Он тяжелый.

Воспитатель: Вероника, положи комочек ваты в ванночку. Что с ним случилось?

Дети: Комочек ваты плавает, не утонул в воде.

Кот Ученый: Комочек ваты легкий, поэтому не тонет в воде. Ребятки, вам понравились мои камешки?

Дети: Да!

Кот Ученый: А какие они?

Дети: Красивые, твердые, тонут в воде, тяжелые, стучат.

Кот Ученый: Какие вы молодцы, я хочу оставить вам мою красивую коробку, чтобы вы смогли поиграть с камнями тогда, когда захотите.

Воспитатель и дети благодарят кота и прощаются с ним.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Посадка лука» во второй младшей группе

Цель: Ознакомление с правилами и техникой посадки растений.

Задачи:

1. Вызвать интерес к выращиванию лука.

2. Уточнить знания о характерных признаках луковиц (круглая или вытянутая, есть ли донце и верхушка, цвет, чешуйки)

3. Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растения (из семян, луковиц)

4. Научить сажать лук самостоятельно.

Оборудование: стаканчики для посадки луковиц, лейка, земля, лопатка, маленькие головки лука.

Ход занятия:

Здравствуйте ребятки, я хочу вам предложить сегодня заняться чем - то очень интересным. Ребята, пока мы с вами ходили в музыкальный зал, к нам пришёл почтальон и оставил нам посылку. Что же там находится? Ребята, а хотите посмотреть?

(Достаю много маленьких луковиц.)

- Ребята, что это? (Ответы детей)

-А для чего же это все нам надо? И, что с этим надо делать? Смотрите, здесь даже есть письмо! Давайте прочитаем его.

(-Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам профессор Огород.

В нашем овощном царстве случилась беда. Королева Простуда напала на овощное царство, и теперь в овощном царстве все кашляют, чихают и простужаются. Чтобы всех спасти необходимо на грядках посадить лук. Нам нужна ваша помощь. Ребята, помогите пожалуйста посадить лук в своем огороде.)

Ребята, поможем?

Но вот только сажать мы его будем не здесь, а на волшебной поляне. И туда мы отправимся на ковре - самолете. Полетим? (Да) Ну тогда в путь! Проходим на наш ковер – самолет. А чтобы наши пальчики крепко держались друг за друга, мы их разомнём.

Пальчиковая гимнастика.

«В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и Средний,

Безымянный и последний,

Сам Мизинчик-малышок постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.»

- Замечательно. А теперь, крепко взялись за руки, закрыли глаза, представили, что мы летим высоко-высоко! М ы летим над горами, полями, лесами. Под нами проплывают города и сёла. А сейчас мы будем приземлятся. Взялись обратно за ручки и приземляемся, (коленочки чуть – чуть согнули, держим равновесие, чтобы не упасть, (пока дети летят на ковре – самолете, расставляем стаканчики, землю, лопатку, лейки, луковички.)

Открываем глаза.

- Ну, ни чего себе! Вы только посмотрите, что здесь есть!

- А, что вы знаете про лук?

(Ребята, давайте рассмотрим лук.)

- Скажите, какую форму имеет лук? (Круглая)

- Какого цвета? (Коричневая, золотистая)

- Какой на ощупь лук? (Трогают-жесткий)

- Как называется верхняя часть лука? (одежда лука) (Шелуха)

- А кто сможет показать, откуда будут расти корешки?

А откуда будет расти зелень?

- Сейчас я разрежу лук, вы понюхайте, какой запах? (Резкий, жгучий, неприятный)

- Скажите, пожалуйста, а какой лук на вкус? (Горький.)

-Кто хочет попробуйте немного.

- Что же получается, лук горький на вкус, все от него плачут.

Зачем же тогда его используют? (Ответы - в луке много витаминов, чтобы не болеть.)

-Правильно, молодцы. Действительно, лук нужно обязательно употреблять в пищу. Он очень полезен. Про него недаром говорят: «Лук от семи недуг»

- Что такое недуг? (Ответы - когда болеют.)

Люди издревле знали: чтобы не болеть, нужно кушать лук. В луке содержится очень много витаминов, которые помогают организму противостоять простудным заболеваниям. Улучшают работу сердца, желудка и даже укрепляют дёсны и зубы.

Лук больше всего полезен в свежем виде, но нужно кушать вареным и жареным.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что нужно сделать для того, чтобы вырастить зелень. (Посадить и поливать).

Воспитатель: Конечно, нужно лук посадить и поливать, давайте вспомним, что еще нужно растениям для роста? Картинка – посадка лука. (Ответы-земля, вода, свет, тепло). А у нас вами есть всё в группе, чтобы вырос лук? Луковицу можно посадить в воду и в землю, чтобы выросла зелень.

Воспитатель: Сегодня я покажу вам, как можно сажать луковицу в землю.

-Ой, ребятки, вы наверное устали? Давайте с вами немного отдохнём! Выходите ко мне, будем делать с вами разминку.

(Наши алые цветы распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветы закрывают лепестки.

Головой качают, тихо засыпают.)

- Ну, а теперь мы будем сажать наши луковицы для зелени. Посмотрите, есть ли у ваших луковиц корешки? (Нет). Поэтому, мы сажать будем его полукруглой стороной в землю, а хвостик будет на верху. Наш лучок даст корешки в земле.

Для того, чтобы посадить лук в стаканчик нужно взять лопатку и насыпать землю в стаканчики. Потом садим туда лук и прижимаем землю пальчиками.

- Ребята, а что нужно сделать, чтобы лук рос быстро. (Поливать.)

- Правильно, нужно его поливать. А куда лучше поставить лук?

Дети: на окно. К свету.

- Ребята, а зачем луку нужен свет? (Ответы детей).

Вы тоже будете поливать свой лук, и он вырастет.

Был сердитый старичок

Стал зелененький лучок

Витаминов много в нем

Мы его к обеду ждем.

Всех гостей к обеду пригласим

И зеленым луком угостим.

А сейчас все обязательно помойте руки с мылом.

Молодцы ребята, на этом наше занятие закончилось.

Спасибо всем за внимание.



Предварительный просмотр:

2.Технология ТРИЗ

Автор технологии триз: Альтшуллер Генрих Саулович

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

Опираясь на свой опыт работы, я с уверенностью могу констатировать, что методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.

Приемы ТРИЗ в ДОУ включают в себя следующие компоненты:

  • Поиск решения – в данном случае перед воспитанниками ДОУ педагог ставит проблему, которую необходимо решить. Задача детей – найти различные варианты решения.
  • Плюсы и минусы. Педагог предлагает детям некий объект (например, огонь) и просит найти хорошие и плохие стороны этого объекта.
  • Выявление и разрешение противоречий. Этот метод ТРИЗ в ДОУ основан на использовании игр, вымышленных ситуаций и сказок. Педагог предлагает детям задачу, в которой скрыто некое противоречие, и просит найти решение. Чтобы это успешно сделать, дети должны обнаружить и устранить противоречие. Популярный пример такой задачи – как перенести в решете воду?

Методы и приемы ТРИЗ в детском саду

Применение методики включает в себя разнообразные игры, задачи и вопросы, способствующие развитию умения по-новому взглянуть на ситуацию. Среди таких игр можно назвать:

  • «Угадай загаданное» – воспитатель предлагает детям угадать загаданное слово, давая подсказки. Позже дети загадывают друг другу слова самостоятельно.
  • «Наоборот» – воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать в ответ антоним.
  • «Поиск ресурсов» – воспитатель предлагает ситуацию, в которой для решения задачи не хватает какого-то важного компонента. Задача детей – найти альтернативные решения.
  • Методика фокальных объектов – перенос качеств одного объекта на другой.
  • Различные приемы фантазирования.
  • Сказочные коллажи – использование сюжетов знакомых сказок для создания новой истории.
  • Старая сказка на новый лад – дети вместе с педагогом придумывают новую сказку, используя героев и события известной истории.

КОНСПЕКТ НОД с элементами ТРИЗ-технологии

в средней группе

Тема: «Волшебное путешествие»

Цель: Развивать речь детей, фантазию, воображение.

Задачи:

Образовательные:

Расширять кругозор детей.

Развивающие:

Способствовать развитию фантазии и воображения.

Способствовать развитию речи, через умение словообразования.

Воспитательные:

Воспитывать навыки позитивного сотрудничества в детско-взрослом сообществе.

Здоровьесберегающие:

Обеспечить психологическую комфортность, безопасность и рациональную двигательную активность каждого ребёнка.

Активизация словаря: градины, подхрустывали. Обучение словообразованию.

Материал: Магнитофон; запись космической музыки; фантики от конфет, приготовленные воспитателем; фломастеры; зеленая ткань.

Предварительная работа: Чтение сказки о стеклянной стране.

Ход занятия:

Дети играют, звонит колокольчик, дети подходят к воспитателю.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я вам предлагаю сегодня отправиться в страну Вымышляндию. Вы знаете такую? Нет? Как вы думаете, почему её так назвали?

Дети: (Потому что там всё выдумывают, придумывают, сочиняют, вымышляют…)

Воспитатель:А рассказать вам какие ещё бывают удивительные страны?

Сарафан порвался и отправился в Сарафанляндию.

Давайте повторим – Сарафляндию.

Шляпа износилась и ушла в Шляпляндию.

Давайте повторим – Шляпляндию

Платье стало мало и ушло в Платляндию. 

Давайте повторим – Платляндию.

Воспитатель:А кто сам хочет придумать название страны?

Дети: (Цветляндия, Дождляндия, Играндия, Кукляндия, Листляндия, Красляндия, Сумляндия….)

Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь быстро строим самолёт (строят из мягкого конструктора), садимся в самолёт и отправляемся в Вымышляндию.

Звучит музыка.

Воспитатель:Закройте глаза. 

Произнесите:«Раз, два, три, полетели дружно мы!»

Воспитатель:Пока звучала музыка, мы перенеслись с вами в эту маленькую удивительную страну, и попали на главную ее улицу, а называется эта улица - улица Радости.

Дети выходят из самолёта и встают в круг

Воспитатель:Представьте себе, мы находимся на улице радости.

А что вас здесь обрадовало? (Много солнца, много цветов, много игрушек, много мороженого….)

Какие здесь дома? (Разноцветные, круглые, треугольные….)

Какие здесь звери? (Добрые, фантастические, цветные, ручные…)

Какие машины? (Стеклянные, без бензина, сами ездят, умеют летать…)

Из чего сделан асфальт? (Из пластмассы, из резины, из крупы….)

А какие там могут идти дожди? (Ягодные, розовые, игрушечные….)

Воспитатель:А вы знаете, какой прошел дождь однажды на улице радости?

Присаживайтесь на полянку, я расскажу вам:

«Однажды в этом городе дождем просыпались с неба конфеты. Конфеты падали большие, словно градины, но не белые, а разноцветные - красные, зеленые, голубые, фиолетовые. Один мальчик взял в рот зеленую конфетку - просто так, чтобы попробовать и обнаружил, что она мятная, а другой попробовал красную, и оказалось, что конфета земляничная.

- Да это настоящие конфеты! Самые настоящие! - обрадовались ребята и бросились набивать ими карманы»

А что было дальше. Как вы думаете? (дети придумывают – Унесли домой, угостили друзей, спекли конфетный торт, отдали детям в детский сад….)

Но сколько они ни собирали, конфет меньше не становилось – они по прежнему дождем сыпали с неба.

Дождь этот шел недолго, и все улицы в городе сплошь покрылись, словно ковром, душистыми конфетами, которые похрустывали под ногами, как мелкие льдинки.

Ребята возвращавшиеся из садика, успели еще наполнить свои сумочки. Карманы. И старушки тоже несли домой узелки с конфетами.

Это был великолепный праздник!

Физминутка. Давайте представим, что мы на этой улице, собираем конфеты и попробуем! (Приём эмпатии - Дети изображают)

Воспитатель: Опишите, какие конфеты вы собрали в волшебной стране?

Какие они на вкус?

На цвет?

Какой формы?

Как они называются?

Много конфет в кармашках?

Всем хватило?

Воспитатель:А если бы этот дождь шел не на одной улице, а в целой стране? Как эта страна будет называться? (Конфетная).

Воспитатель:Давайте нарисуем фантики к этим необычным конфетам. Вот я вам приготовила фантики, а вы их сейчас будете дорисовывать.

Дети берут вкладыши, которые напоминают им конфеты, дорисовывают фантики, штрихуют и раскрашивают.

Воспитатель:Здорово раскрасили! А теперь я приглашаю вас на главную площадь – площадь Веселия. Давайте из ваших фантиков сделаем чудесную клумбу!

Дети выкладывают конфетную клумбу из своих разноцветных фантиков на зеленую ткань.

Воспитатель:Отлично! Молодцы! Что у нас получилось?

Дети: Конфетная клумба.

Воспитатель: Здорово! Ох и вкусная же она, наверное!

Назовите, какая она может быть по вкусу!

Шоколадная

Мятная

Карамельная

Воздушная

Пузырьковая

АНАЛИЗ.

Воспитатель:Понравилось ли вам путешествие в волшебную страну? Как эта страна называлась? (Вымышляндия). А что больше всего понравилось в нашем путешествии? Тебе? А тебе?

Воспитатель:А сейчас пора возвращаться в детский сад. Садимся в самолёт и произнесем:«До свидания страна, в детский садик нам пора!»

Воспитатель:Вот мы и вернулись. Вы сегодня много фантазировали. А теперь, можете взять пластилин и слепить необычный торт из пластилина.