«Насыщенность РПП в ДОУ»
консультация
Развивающая предметно-пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_nasyshchennost_rpps_.docx | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения –
г. Семилуки Воронежской области
«Насыщенность
РПП в ДОУ»
Выполнила воспитатель
Орехова Н.А.
2021г.
Слайд
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»
Е.И.Тихеева
Слайд
Одним из критериев РППС является «Насыщенность»
Принцип «Насыщенность» (Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и на участке).
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Слайд
Насыщенность содержания РППС
1. Рабочий сектор
Наличие пространств (центров), обеспечивающих игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой).
2. Активный сектор
Наличие пространств (центров), обеспечивающих двигательную активность, в том числе развитие крупной моторики, поддержку ролевой игры и музыкально-театрализованной деятельности.
3. Спокойный сектор
Центры (места), обеспечивающие возможности самовыражения детей, поддержку эмоционального благополучия.
Раскроем возможности реализации принципа содержательность-насыщенность на примере нашей группы.
Реализация принципа насыщенности в предметно-пространственной среде.
Слайд
Групповое помещение
Образовательная тема: «Царство Берендея. Дары леса».
Помещение используется как игровая комната. Включает в себя «Рабочий сектор», «Активный сектор», «Спокойный сектор», обеспечивающие игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Тема недели прослеживается через специальный тематический уголок, находящийся в спокойном секторе: детские рисунки, поделки, сделанные с родителями, книги, иллюстрации.
В помещении достаточно пространства для осуществления нескольких форм активности различными группами.
В оформлении модулей присутствуют детские работы.
В помещении достаточно пространства, чтобы дети и взрослые могли свободно передвигаться.
Мебели в группе достаточно для размещения детей во время образовательной деятельности и игры.
Закрытые ячейки в детских уголках предназначены для хранения раздаточного материала.
Слайд
Рабочий сектор используется в организованной образовательной деятельности. Он включает в себя варианты модулей: «Патриотический уголок», «Гендерное воспитание», «Книжный уголок», «Развитие речи», «Математическое развитие», «Сенсорика и конструирование», «Уголок безопасности». Модули «Живая и неживая природа» и «Уголок экспериментирования» для удобства проведения занятий с детьми вынесены в помещение, смежное с игровой комнатой.
Также здесь представлена магнитно-маркерная доска, мольберт и «Коврограф» В. Воскобовича с набором элементов, тренажер для зрительной гимнастики.
Кроме ООД дети в любой момент могут по собственному желанию манипулировать представленным материалом.
Слайд
1. Рабочий сектор
Уголок «Живая и неживая природа»
В модуле, обеспечивающим наблюдение за живой и неживой природой, представлены комнатные растения, инструменты по уходу за ними: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др.
В холодный период года размещается мини – огород «Чудо-огород» для проведения наблюдений за посадками, ведется дневник наблюдения, составлен алгоритм по уходу за посадками. Достаточно разнообразных дидактических игр экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», методический и наглядный материал (книги, энциклопедии, картотеки, лэпбуки: «Зима», «Зимушка - зима», «В мире животных», «Путешествие Капельки»; игрушки, семейные проекты «Удивительное рядом», календарь природы, коллекции природного материала (камни, минералы, семена, крупы и т. д.), муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. что даёт детям возможность получить представления о многообразии растительного и животного мира, о том, как растут и развиваются растения и животные.
Слайд
«Уголок экспериментирования»
Большой популярностью у детей пользуется уголок экспериментальной и исследовательской работы, обеспечена возможность для безопасных игр с песком и водой. Доступны разнообразные игрушки для этих игр (совки, воронки, формочки, лейки, плавучие и тонущие предметы и др.).
Здесь представлены книги, связанные с экспериментированием, магниты, увеличительные стекла, песочные часы, предметы с различными сенсорными свойствами, различные коллекции.
Оборудование и материалы модулей доступны детям и позволяют самостоятельно проводить эксперименты, моделировать игры.
Слайд
Уголок «Патриотическое воспитание, наследие культуры и социокультурные ценности»
В уголке «Патриотического воспитания» собраны наглядные дидактические пособия и материалы, книги, открытки, альбомы, иллюстрации для воспитания любви и привязанности к своей семье, детскому саду, малой Родине; знакомства с символами государства. Особое место занимают фронтовые фотографии, материал по ознакомлению детей с героями ВОВ, папки с методическими разработками, поделки, выполненные совместно с родителями, коллекция машин «Военная техника».
Представлен материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: иллюстрации и тематические папки, художественная литература, рисунки детей, коллекции, русские игрушки (в том числе сделанные руками родителей и педагогов), дидактические игры.
Также уголок наполнен играми, пособиями, по формированию нравственных качеств личности ребёнка, элементарных знаний о правах человека.
Слайд
Уголок «Гендерное воспитание»
В модуле «Гендерное воспитание» представлено дидактическое пособие «Мальчики и девочки».
Пособие представляет собой коробку с наклеенными карманами, окошками, конвертиками, в которых содержится информация по теме.
Собран материал, учитывающий интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Коллекции игрушек.
В результате дети принимают на себя обязанности, свойственные женщинам и мужчинам: девочки играют в дочки-матери, выступают в роли хозяйки, модельера или повара, а мальчики — практикуются в изобретательности, практической деятельности, управлении техникой, роботами и машинами.
Слайд
«Книжный уголок»
В книжном уголке книги в достаточном количестве, разнообразны по тематике и жанру, художественной форме (проза, поэзия, сказки) и соответствуют уровню развития и интересам воспитанников.
Собрана коллекция книг «Книжка-игрушка». Оформлен лэпбук на тему «В гостях у сказки», мнемотаблицы к сказкам, портреты детских писателей , дидактические игры.
Книги и наглядные материалы отражают и поддерживают текущую деятельность группы.
Слайд
Уголок «Речевое развитие»
Модуль «Речевое развитие» содержит много различных материалов по развитию речи: развивающие игры на развитие связной речи, по лексике и грамматике, игры и пособия по автоматизации звуков, материал по развитию артикуляционной моторики, алгоритмы описания предмета, одежды, времен года, альбом скороговорок и т.д., наглядный и дидактический материал, наборы предметных и сюжетных картин, картотеки, мнемотаблицы, лэпбуки. Материал меняется в соответствии с тематическими неделями.
Слайд
Уголок «Математическое развитие»
В модуле «Математическое развитие» представлены в достаточном количестве «Палочки Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша», игра Никитина «Сложи узор», развивающие игры В.В. Воскобовича по количеству детей («Фонарики», «Чудо-соты», «Волшебная восьмерка», «Математические корзинки», «Квадрат Воскобовича»), а также многочисленным раздаточным и печатным материалом по ФЭМП для использования в свободной игре и образовательных ситуациях (настольно-печатные игры, материалы для счета, измерения, изучения геометрических форм и цифр и т.д.).
Слайд
Уголок «Сенсорика-конструирование»
В модуле «Сенсорика-конструирование» представлен достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики рук и изучение цветов. Такими играми являются развивающие игры: «Колумбово яйцо», «Танграм», «Логические блоки Дьенеша», «Сверкающее домино», шнуровки, собери бусы и т. д.). Представлены различные виды мозаик, пазлы, игры с прищепками, кубиками (деревянные,, пластмассовые), тематические наборы конструктора «Лего».
Много игр сделаны руками педагогов и родителей (игры с цветными крышками и т. д.)
Слайд
«Уголок безопасности»
В центре безопасности размещаются материалы по ПДД, пожарной безопасности, безопасности в быту и в природе. Он оснащён необходимыми атрибутами, книгами, раскрасками, игрушками, дидактическими играми. Модуль оснащен макетом дороги, машинками, костюмами для проведения сюжетно-ролевых игр, дорожными знаками, рулями, схемами, альбомами с творческими работами воспитанников.
Пособия и игры сделаны руками родителей и воспитателей.
Для организации образовательной деятельности с детьми и проведения досуговых мероприятий предусмотрена возможность использования ИКТ. С этой целью в оснащении группы имеется телевизор и ноутбук.
Слайд
2. Активный сектор
Оборудование активного сектора определяет двигательную, игровую (ролевые игры), конструирование, трудовую и музыкально-театрализованную деятельность, в соответствии с возрастом воспитанников.
Слайд
«Спортивный уголок»
Насыщенность центра физического развития располагает к двигательной активности и приобщает к здоровому образу жизни. Для игр подобраны наборы предметов: для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики; для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием; для игр и упражнений с прыжками; настольные и напольные игры; атрибуты для подвижных народных игр Использующееся оборудование соответствует нормам безопасности, способностям воспитанников и возможностям пространства. Есть как традиционное, так и нетрадиционное оборудование, изготовленное родителями и воспитателями.
Слайд
«Центр сюжетно-ролевых игр»
Для ролевых игр отведена четко ограниченная часть помещения с пространством для игры и для упорядоченного хранения реквизита, представлены атрибуты, позволяющие формировать половую идентичность (одежда и реквизит для традиционно женских и мужских занятий).
В зоне ролевых игр представлены шесть тематических пространств: «Парикмахерская», «Семья», «Гараж», «Магазин», «Больница», «Маленькие строители», наполненных соответствующими атрибутами.
В ролевых играх используется нетрадиционный и бросовый материал (баночки, бутылочки, коробочки ). Материал, сделанный совместно с детьми (хлебобулочные изделия из соленого теста).
В оформлении пространства модулей присутствуют рисунки и поделки сделанные руками педагогов и родителей.
В группе для организации игры в машинки используется макет с имитацией улиц города.
Слайд
Активный модуль «Маленькие строители» представлен кубиками и конструкторами. Он достаточно мобилен, практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный, пластмассовый) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Доступны коллекции материалов для конструирования (с разными механизмами скрепления, из разных материалов и др.) которые используются в свободной игре.
Центр дополнен машинами, мелкими игрушками для обыгрывания.
Слайд
«Уголок театрализованной деятельности»
Наличие атрибутов театрализованной деятельности: ширмы, костюмы, маски, книги фонотека, различные виды театров (куклы-перчатки, бибабо, настольный, пальчиковый, театр на палочках, театр из дерева и т.д.), в том числе изготовленных вместе с воспитанниками и их родителями. Подобранные в соответствии с возрастом театральные куклы помогают ребятам организовать досуг, развить творческие способности и т.д.
Слайд
«Музыкальный уголок»
Музыкальный уголок содержит в себе дидактические музыкальные игры, элементы костюмов, фонотеку с аудиозаписями разнообразной по тематике музыки, детскими песнями.
В свободном доступе и в достаточном количестве в группе имеются детские музыкальные инструменты для развития звуко-высотного слуха и исполнительской деятельности.
Слайд
«Трудовой уголок». Различные виды труда способствуют развитию трудовых навыков и умений, воспитывают положительное отношение к труду. Это реализуется в следующих направлениях: дежурство по столовой, дежурство в уголке природы, дежурство по занятиям, ручной труд, коллективный труд на участке. Фартучки и шапочки сшиты руками родителей.
Слайд
3. Спокойный сектор
Место для уединения легко просматривается воспитателем, предусмотрены атрибуты для спокойной деятельности (подушки, изготовленные руками педагогов и родителей, несколько мягких игрушек, коврики и т.д.). Отделена от зоны активного сектора.
В центре творчества созданы условия для занятия различными видами деятельности (конструирование, ручной труд, изобразительная деятельность, для успешного развития творческих, познавательных, изобразительных способностей детей.
Работами детей украшены интерьеры группы, приемной. Образцы творчества представлены. Воспитанникам доступны материалы для изобразительной деятельности.
Организованно место, где представлены материалы по теме недели.
Слайд
Вывод:
Насыщенность РППС предполагает наличие в группе разнообразных материалов, оборудования и инвентаря для всестороннего развития ребенка. Наша группа оснащена различным игровым и дидактическим материалом, который позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Среда нашей группы постоянно меняется, в зависимости от темы недели или проекта. А также в групповом пространстве не должно быть перегруженности предметного материала, так как это затрудняет ребенку сделать выбор, рассеивает внимание. Таким образом, мы обеспечиваем сменяемость образовательной среды, делаем ее разнообразной и интересной для детей.
Развивающая предметно-пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Список литературы:
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е.О. Смирнова (руководитель проекта), Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова, М.В. Соколова, Е.Г. Шеина
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.