Экологический проект "Природа-наш общий дом"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий. Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
- Формировать представления о работах, проводимых в осенний и зимний период на территории детского сада;
- Участвовать в посильной практической деятельности;
- Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения;
- Научить детей видеть результат своего труда;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей;
- Способствовать развитию восприятия красоты природы;
- Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Актуальность проекта:
Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Мы живем в обществе, которому присуще потребительское, а порой и варварское отношение к природе.
Приоритет материальных ценностей распространился на весь окружающий мир, включая и мир природы. Тем не менее вокруг нас обилие информации об охране окружающей среды, которую мы доносим до наших детей. Но любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе.
Выход из экологического кризиса видится в преодолении отчуждения человека от природы, через деятельность. В деятельности развиваются все психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Систематический труд на участке и в уголке природы помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.
Теоритические основы экологического воспитания детей
Экологические знания становятся основой экологического воспитания.
У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий. Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное. Таким образом, я поняла, что дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.
Главные аспекты работы педагога с детьми разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Воспитатель детского сада - одна из фигур педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т. д.). Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.
Создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, комнаты или кабинета природы, теплицы и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном
жизненном пространстве с детьми. Методом эта деятельность становиться лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно с взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не
дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.
Совместно организационно - хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о птицах могут принимать различные формы и проходить с разной степенью участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:
- слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
- наблюдая за деятельностью взрослых;
- практически участвуя в ней.
Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе,
эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных с экологической точки зрения - действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует
необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая
распространенная ее форма - создание и поддержание необходимых условий для растений в детском саду.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Продолжительность проекта | Октябрь - Январь |
Тип проекта | Краткосрочный |
Участники проекта | Дети-педагоги-родители |
Разработчик проекта | Асеева Ирина Николаевна |
Тип проекта | Познавательно-исследовательский |
Направленность проекта | Развитие детей среднего возраста |
Форма проведения | групповая |
Финансирование проекта | Не требует финансовых затрат |
- Составление и изготовление экологических лэпбуков.
- Работа с родителями по оказанию помощи в изготовлений дидактических игр для детей.
- Изготовление картотеки дидактических игр, альбомов.
- Изготовление макетов «Животные севера», «Дикие животные», «Животные Африки».
- Разработка конспектов занятий.
Дата реализации: | Вид деятельности | Участники |
Консультация «Труд в природе, как одно из средств воспитания | Родители воспитанников | |
Воспитатель, родители, воспитанники | ||
Чтение художественной литературы о природе | воспитанники | |
д/и «Инструменты садовника» | воспитанники | |
«Кто скорее соберет?» | воспитанники | |
«К дереву беги» | Воспитанники | |
«Найди листок, как на дереве» | воспитанники | |
Беседа «Деревья и кустарники на участке» | воспитанники | |
Лото «Отгадай дерево» | воспитанники | |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛЭПБУКА «Экология» | Воспитатель | |
Игра «листопад» | воспитанники | |
Консультация на тему «Составление дидактических игр» | Родители воспитанников | |
Анкетирование | Родители воспитанников | |
Просмотр презентации «Дикие животные» | Воспитатель, воспитанники | |
«Сравнение еловых и сосновых шишек» | Воспитатель, воспитанники | |
д/и «Домашние животные» | воспитанники | |
Загадки о природе | Воспитатель | |
Рисование «Берегите природу» | воспитанники | |
Игра «Лиса и зайцы» | воспитанники | |
Просмотр презентации «Зимующие птицы», «Голоса птиц» | Воспитатель | |
Разучивание пословиц | воспитанники | |
Игра «Можно – нельзя» | воспитанники | |
Игра «Найди пару» | воспитанники | |
Игра «У медведя во бору» | воспитанники | |
Просмотр презентации «Звуки леса» | Воспитатель, воспитанники |
- Выступление на педсовете об итогах проекта
- Консультация для родителей «Научите ребёнка любить природу родного края».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический познавательно-игровой проект "Домашние животные и их детёныши\'\' в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
Игровые экологические проекты встречают большой интерес со стороны четырехлетних малышей, буду рада, если мой опыт пригодится кому-то......
Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...
Тематическое планирование экологической недели "Берегите планету - наш общий дом"
Планирование на неделю по экологии под девизом "Береги планету эту - ведь другой на свете нету"...
занятие по экологическому воспитанию "Земля-наш общий дом" в подготовительной группе
На занятии использованы игры, работа по карточкам, работа на "Древе жизни", географической карте, разыграна сценка "Кто главнее", проведена психогимнастика...
Конспект экологической образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Природа - наш общий дом»
Конспект экологической образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему:«Природа - наш общий дом»...
Экологический проект "Земля наш общий дом. Экологическая система- береза" Для младших групп ДОУ.
Знакомство детей с березой как экосистемой....