Сообщение "Обзор программ для детей раннего возраста"
учебно-методический материал
Обзор 3-х программ для детей раннего возраста по разделу "Социально-коммуникативное развитие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzor_programm_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАШИРСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ»
Отделение РНОУФВ
Сообщение по теме
«Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в современных образовательных программах дошкольного образования»
Выполнила: учитель-дефектолог
Крепких М.В.
Кашира 2021 г
Краткий обзор 3 – х программ по разделу «Социально - коммуникативное развитие».
Перечень программ
- Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с. https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/502-programma-teremok
- Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с.
https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/488-perviye-shagi
- «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
Обзор образовательных программ для детей раннего возраста.
Раздел «Социально-коммуникативное развитие»
Название программы, автор | Теоретические основы, концепции | Цели и задачи программы | Основные разделы и направления работы | Особенности организации образовательного процесса с детьми по разделу «Социально-коммуникативное развитие» | Комментарии /краткая оценка программы |
Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. | В основе Программы — научная концепция развития детей младенческого и раннего возраста, разработанная сотрудниками учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки Российской Федерации. Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный подход к развитию растущего человека в природе и обществе, культурно-деятельностную психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества. | Цель программы — создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учетом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи. Задачи 2-го г.ж. • Обеспечивать благоприятную социальную адаптацию ребенка в детском саду; создавать атмосферу эмоционального комфорта. •Вовлекать ребенка в систему социальных отношений в близком социуме (семья, детский сад). • Создавать условия для знакомства ребенка с самим собой (основа будущего образа «Я»). • Знакомить с правилами и нормами поведения в обществе. • Содействовать развитию взаимоотношений с близкими людьми в процессе доступных видов деятельности. • Формировать элементарные представления о себе и других людях, о семье и обществе, о взаимоотношениях между людьми и различных ситуациях общественной жизни. • Поддерживать становление и развитие игровой деятельности. • Знакомить с трудом взрослых и значением его результатов для других людей. • Поддерживать проявление и осмысление своих потребностей, желаний, интересов, достижений. Задачи 3-го г.ж. • Содействовать формированию позитивного восприятия окружающего мира, доброжелательного отношения ко всему живому, бережного отношения к игрушкам и бытовым предметам. • Расширять инициативное общение с людьми — взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми. • Инициировать освоение способов (речь, жесты, мимика), норм и правил общения • Поддерживать развитие речи как основного средства коммуникации. • Создавать условия для содержательного общения в разных видах деятельности. • Содействовать постепенному становлению произвольности на основе развивающейся способности управлять своим поведением и настроением. • Создавать основу для формирования положительного образа «Я», развития позитивной самооценки, появления потребности быть успешным. • Воспитывать личностные качества - общительность, инициативность, самостоятельность, активность, самоуважение, уверенность в себе. | •Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми); • Игровая деятельность (народные, подвижные, первые сюжетно-ролевые и др. игры); • Познавательно-исследовательская деятельность, в т.ч. экспериментирование; • Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); | Для успешной реализации Программы целесообразно использовать следующие организационные формы: • культурно-гигиенические процедуры в течение дня, • прогулки и тематические экскурсии (с участием родителей), • игры-забавы, • игры-занятия (игровые образовательные ситуации), • игры с правилами (подвижные, дидактические), • свободные игры (поддержка становления и развития сюжетно-ролевой игры), • ситуационные беседы (разговоры педагога с детьми), • экспериментирование • развивающие занятия, связанные с организацией таких видов детской деятельности, как познание окружающего мира, труд в природе, • моделирование жизненных ситуаций, связанных с культурными практиками, в т.ч. основами безопасности жизни и здоровья и др. | Программа успешно прошла научную и общественную экспертизу. По данным на 1 июня 2019 года, она апробируется и внедряется в 37 субъектах Российской Федерации. Программа поможет руководителям и воспитателям дошкольных образовательных организаций РФ создать оптимальные условия для полноценного развития и воспитания детей от 2 месяцев до 3 лет с учетом возрастных, индивидуальных особенностей каждого ребенка. |
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. | Программа «Первые шаги» основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Исходными теоретическими позициями Программы являются концепция генезиса общения ребёнка М.И. Лисиной, положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, теория ведущей деятельности А.Н. Леонтьева и периодизации психического развития Д.Б. Эльконина. | Цель Программы «Первые шаги» — развитие целостной личности ребёнка — его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала. Задачи: - присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине; - формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. - формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его). | Социально-коммуникативное развитие применительно к раннему возрасту предполагает развитие: - общения со взрослыми и сверстниками: режимные моменты, свободные игры, групповые занятия, специально организованные игры (хороводы, подвижные и др.) - формирование социальных навыков и культурных норм поведения: ежедневные процедуры (приход и уход, одевание и раздевание, уход за внешним видом и игрушками), правила этикета. - развитие игровой деятельности: игры-забавы, подвижные, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации, процессуальные. | Особенности взаимодействия с детьми: - личностно ориентированное взаимодействие со взрослым, которое предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку: учёт его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений. - опора на практические действия ребёнка в конкретной ситуации. Материалы и игрушки для социально-коммуникативного развития детей:
• Фотографии детей, семьи, семейные альбомы. • Фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детской организации. • Наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых. • Картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (весёлый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивлённый, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации. • Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т.п.). • Аудио- и видеоматериалы о жизни детей и взрослых. | Авторами программы «Первые шаги» разработаны специальные игры, занятия и методические рекомендации по их организации для каждой образовательной области, которые представлены в следующих пособиях: Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги». Часть 1. Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги». Часть 2. Данные методические материалы помогут педагогам в организации образовательного процесса. |
«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. | Авторы программы основываются на научных положениях, разработанных в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и его последователей. | Цели: - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, - формировать у них привычку к здоровому образу жизни; - содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка; обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Задачи:
- Способствовать усвоению детьми общепринятых морально-нравственных норм и ценностей. - Учить умению играть не ссорясь, помогать друг другу и т.п. - Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей. - Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках. - Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения, продолжать учить детей здороваться и прощаться, излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». - Развивать целенаправленность и саморегуляцию (умение спокойно вести себя в помещении и на улице, выполнять просьбы взрослого, не перебивать говорящего взрослого и т.п.). - Развивать игровую деятельность: учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. - Способствовать развитию элементарных навыков самообслуживания (одеваться и раздеваться в определенном порядке, складывать снятую одежду). Приучать к опрятности. - Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. - Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе, на дорогах, при обращении с предметами. | Социально-коммуникативное развитие направлено на: - формирование первичных ценностных представлений, - развитие способности к общению; - развитие саморегуляции, - развитие игровой деятельности, - развитие навыков самообслуживания, приобщение к труду, -формирование основ безопасности. | Воспитательно-образовательный процесс должен строиться с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации работы с детьми необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Особое внимание в программе уделяется режимным моментам, они занимают значительную часть времени пребывания детей в детском саду. Режимные моменты в целом структурируют время ребенка, разбивая его на знакомые ему ситуации, что важно для формирования устойчивой картины миры, в которой ребенок способен ориентироваться и использовать как отправную точку в своей активности. «Утренний и вечерний круг» - это новый для программы элемент в режиме дня. Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей. В Программе утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога). Вечерний круг проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня, помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. | В новейшем издании Программы сохранены все достоинства первого издания программы и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Работа по пятому (инновационному) изданию программы предполагает использование новых образовательных технологий. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом (УМК), который постоянно обновляется и дополняется. Содержание работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Например, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделены тематические блоки: «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», -«Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание», «Самообслуживание , самостоятельность,трудовое воспитание», -«Формирование основ безопасности» Благодаря тому, что в Примерной программе вся содержательная часть изложена по тематическим блокам, дошкольная организация может легко ввести свою вариативную часть, заменив один или несколько тематических блоков на свои парциальные программы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)
Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...
Опыт работы в группе раннего возраста по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста "Первые шаги".
В материале содержится текст выступления на ГМО по раннему развитию....
Программа адаптации детей раннего возраста. (вторая группа раннего возраста с 2-3года)
Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой....
Работа в группе раннего возраста по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги».
Нaша группа рaннего возраста стала работать по Комплексной образовательной программе для детей раннего возраcста «Первые шаги» с 2020 года. Программа «Первые шаги» стала ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА с 2 - 3 лет II группы раннего возраста «» Срок реализации программы - 2022-2023 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей группы раннего возраста разработана в соответствии...
Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста "Солнышко" разработана на основе комплексной образовательной программы для детей раннего возраста "Первые шаги"с учётом ФГОС ДО
Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий: • личностно - ориентированного взаимодействия взрослых с детьми; • полноценного общения ребёнка со сверстниками,...
Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.
Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е...