Рабочая программа
рабочая программа (подготовительная группа)
Целью рабочей программы - является создание благоприятных условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в рамках реализации образовательных областей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Задачи:
-Практическая реализация компонентов государственного образовательного стандарта дошкольного образования по развитию и воспитанию детей подготовительной группы.
- определение содержания, объема, порядка изучения образовательной области, направления деятельности с детьми с учетом целей, задач и особенностей воспитательного-образовательного процесса образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 97.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Теремок»
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы
на 2021-2022год.
Воспитатель 1 кв.категории:
Поляницына Ю.П
с.Бичура, сентябрь 2021г.
№ п/п | Содержание | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 2-6 |
1.2 | Возрастные и индивидуальные особенности детей подготовительной группы | |
1.3 | Целевые ориентиры (планируемые результаты освоения программы) | |
2 | Содержательный раздел | 7-21 |
2.1 | Описание особенностей образовательной деятельности с детьми подготовительной группы | |
2.2 | Способы поддержки детской инициативы в подготовительной группе | |
2.3 | Специфика национальных социокультурных условий | |
2.4 | Особенности сотрудничества с семьей воспитанников | |
3 | Организационный раздел | 22-27 |
3.1 | Режим пребывания детей подготовительной группы в ДОУ | |
3.2 | Модель образовательного процесса | |
3.3 | Лист здоровья воспитанников | |
3.4 | Социальный паспорт группы | |
3.5 | Профилактическо-оздоровительный план | |
3.6 | Традиции группы, культурно-досуговая деятельность | |
3.7 | Материально-техническое сопровождение образовательного процесса | |
3.8 | Организация предметно пространственной среды | |
3.9 | Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по образовательным областям |
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральными государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса подготовительной группы МБДОУ д.с. «Теремок». Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы детского сада обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям:
- Социально- коммуникативное развитие.
-познавательное развитие
- речевое развитие
-художественно- эстетическое развитие
- физическое развитие.
Содержание образовательного процесса в подготовительной группе выстроено в соответствии с программой "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП- образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»;
- Устав МБДОУ д.с.«Теремок».
- Образовательная программа МБДОУ д.с. «Теремок».
Целью рабочей программы - является создание благоприятных условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в рамках реализации образовательных областей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Задачи:
-Практическая реализация компонентов государственного образовательного стандарта дошкольного образования по развитию и воспитанию детей подготовительной группы.
- определение содержания, объема, порядка изучения образовательной области, направления деятельности с детьми с учетом целей, задач и особенностей воспитательного-образовательного процесса образовательного учреждения.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Принципы рабочей программы (смотреть пункт 1.4 ФГОС ДО).
- Полноценное проживание ребенком дошкольного возраста, обогащение, амплификация детского развития.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка, полноценным участником ( субъектом) образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Сотрудничество детского сада и семьи.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Возрастная адекватность дошкольного образования.
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основные научные подходы:
- культурно – исторический подход.
- личностный подход.
- деятельностный подход.
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей подготовительной группы
«Медвежонок».
В подготовительной группе (возраст от 6 до 7 лет) 34 детей, 18 девочек и 16 мальчиков.
У детей подготовительной группы нервно-психическое развитие соответствует возрастным показателям. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают
два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.3. Целевые ориентиры (планируемые результаты освоения программы детей старшей группы).
-Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности—игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
-Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим, обладает; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
-Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
-Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
-Понимает, что все люди равны в независимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
-Проявляет, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
-Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
-Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную ирреальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
-Ребенок хорошо может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
-У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
-Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
-Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории ит.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
-Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
-Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
-Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность ит.д.).
-Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
-Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
-Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
-Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Оценка планируемых результатов.
При организации программы проводится оценка индивидуального развития детей, такая оценка проводится в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащие в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач. Индивидуализация образования;
- оптимизация работы с группой детей.
2. Содержательный раздел
2.1 Описание особенностей образовательной деятельности с детьми старшей группы
Содержание Программы включает различные виды деятельности совокупность, которых обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
«Социально- коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома. Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
Ребенок в семье и сообществе
Образ Я.
Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
Семья.
Углублять представления ребенка о семье и ее истории. 2.Учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.
различных семейных праздников. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.
Детский сад.
Продолжать развивать чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в детском саду. Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.
Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).
Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Культурно-гигиенические навыки.
Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. следить за
чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Самообслуживание.
Продолжать развивать навыки самообслуживания. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно заправлять постель
Общественно-полезный труд.
Продолжать приобщать детей к доступной трудовой деятельности, воспитывать положительное отношение к труду, желание выполнять посильные поручения. Разъяснять детям значимость их труда.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
«Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
.
Количество и счет.
Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.
Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе). Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один,
то станет по 7, поровну»). Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10). Познакомить с цифрами от 0 до 9. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5). Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета). Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.
Величина.
Учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Форма.
Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.
Ориентировка в пространстве.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина». Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающей пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу,впереди-сзади..)
Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность.
Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий. Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства
познавательных действий. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования. Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.
Сенсорное развитие.
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый,
серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.). Совершенствовать глазомер. Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.
Проектная деятельность.
Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта. Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.) Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность — это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.)
Дидактические игры. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры. Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).
Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.). Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие. Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развивающая речевая среда.
Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.). В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря.
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно). Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи.
Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи.
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал). Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь.
Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи в старшей группе:
- Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.
- Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.
- Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).
- Продолжать знакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности.
- Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников.
- Расширять представления о графике (ее выразительных средствах).
- Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.). Продолжать знакомить с архитектурой.
- Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить дошкольников к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д. Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.
- При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов. Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».
- Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.
- Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.
Предметное рисование.
Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках. Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.). Учить передавать движения фигур. Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п). Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой). Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.
Сюжетное рисование.
Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.). Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его огораживающие и т. п.).
Декоративное рисование.
Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки). Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце). Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Лепка.
Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы. Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом. Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др. Формировать у детей умения лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество, инициативу. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п. Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.). Закреплять навыки аккуратной лепки. Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.
Декоративная лепка.
Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства. Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.). Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку. Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.
Аппликация.
Закреплять умение детей создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительного образа учить приему обрывания. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Прикладное творчество.
Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек). Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик). Закреплять умение детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части. Формировать умение самостоятельно создавать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения. Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр. Закреплять умение детей экономно и рационально расходовать материалы.
Конструктивно-модельная деятельность
Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.). Учить выделять основные части и характерные детали конструкций. Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие. Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.
Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учить заменять одни детали другими. Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Музыкальная деятельность
Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.
Музыкально-ритмические движения.
Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед). Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов. Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество.
Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах. Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
Образовательная область «физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Задачи в старшей группе:
- Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.
- Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
- Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.
- Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры.
- Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
- Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.
- Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.
- Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.
- Учить ориентироваться в пространстве.
- Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам.
- Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место.
- Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им
некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.
Подвижные игры. Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования. Знакомить с народными играми. Воспитывать честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками
2.2 Способы поддержки детской инициативы.
В образовательном процессе ребенок и взрослые вступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют способы их реализации, а ребенок творит себя и свой мир. Для развития инициативности нужно: давать задания интересные, где у ребенка есть личный интерес что-то делать, поддерживать инициативу ребенка.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
- создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
- при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
- проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
- презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)
Поддерживая детскую инициативу познавая и понимая, как развивается, мыслит и чувствует дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, с этой целью в группе реализуются долгосрочные проекты:
-Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина моя»,
-Проект по театральной деятельности «Театр и дети»,
-Проект по познавательно-исследовательской деятельности. «Путешествие в мир тайн и открытий", и краткосрочные проекты по темам комплексно-тематического планирования.
С целью поддержки детской инициативы в детском саду организованно дополнительное образованию и студии.
Дополнительное образование
№ | Название студий и кружков | Руководитель | Модифицированная программа | Цель программы по дополнительному образованию |
1 | Театральная студия «Сказка» | Агафонова А. А. | «Реченька» | Развитие творческих способностей детей посредством театрально-игровой деятельности |
2 | ИЗО студия | Угловская Л. С. | «Волшебные краски» | Развитие индивидуальных творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовывать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа, развитие фантазии, воображения через использование инновационных техник рисования. |
3 | Кружок по краеведению | Савельева Н. С. | «Родничок» | Содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, с основами русской национальной культуры, с бытом и историей своих предков, формирование у дошкольников патриотических чувств. |
4 | Студия народной культуры | Фомина А. Г. | «Казачонок» | Расширение знаний детей о казачестве Бичуры посредством песенного и устного творчества |
5 | Кружок по безопасности | Поляницына Ю. П. | «Азбука безопасности» | Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности. Обеспечение выполнения требований ФГОС ДО. |
6 | Кружок по здоровьесбережению детей | Якушенкова Н. В. | «Школа здоровья» | Сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни. |
7 | Кружок по шашкам «Маленький шашист» | Школьникова Н.Н. | «Маленькие шашисты» | Развитие способностей детей игре в шашки, воспитание у них интереса и любви к этой игре |
8 | «Футбол» | Байбаков А.О | «Футболика» | Воспитание интереса к овладению навыками игры в футбол. |
9 | «Бамбаахай» | «Амармэндэ-э!» | Создание условий для формирования у детей интереса к изучению бурятского языка. | |
10 | «Веселый английский» | «Учу английский» | Воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитие психических процессов, познавательных и языковых способностей. |
2.3 Специфика национальных социокультурных условий.
Региональное особенности Бичурского района, связанные с климатическими и экологическими особенностями. Учитываются при организации режима жизни, системы физического воспитания детей, реализуются в основных направлениях развития ребенка с целью приобщения детей к истокам народной культуры родного края. Это отражается при отборе дополнительного содержания образования в области познавательного развития (природа родного края его истории традиции и прочее), художественно -эстетического развития, речевого развития , физического, социально- коммуникативного развития ( игры с песком, водой, и природным материалом родного края социо-игровое воздействия детей и взрослых). С учетом многонациональности Республики Бурятия и Бичурского района уделяется внимание этно-культурному компоненту через диалог различных культур (русской, бурятской и др.). в группе проводится работа с детьми по реализации УМК «Семейский сундучок» «Бурятский сундучок» и программа «Казачонок»- по приобщению детей к истории и культуре семейских Забайкалья, Бурятии, Бичуры. Целью данного направления является формирование у детей системы нравственных ценностей, определяющих их положительные поступки и действия в будущем. Воспитание чувства патриотизма и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем. Ознакомление детей с этнической самобытностью народов проживающих на нашей территории с их обычаями и традициями.
2.4. Особенности сотрудничества с семьей воспитанников.
Социальный паспорт семьи.
1 | Количество полных семей | 30 |
2 | Количество не полных семей | 4 |
3 | Количество многодетных семей | 10 |
4 | Количество детей сирот | 0 |
5 | Количество детей находящиеся под опекой | 0 |
ФГОС ДО в требованиях к условиям реализации основной образовательной программой дошкольного образования предусматривает взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе по средствам создания образовательных проектов совместно с семьёй, на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями).
Установление взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ педагогическим коллективом были созданы следующие условия:
- Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
- Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;
- Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
- Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Задачи:
- формирование психолого- педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов, в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, в работе родительского комитета.
- Ознакомление родителей с приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
- Создание родительских клубов по интересам.
Перспективный план взаимодействия с родителями
Взаимодействие ДОУ и семьи | Формы участия | Периодичность |
мониторинговые исследования образовательной среды | -Анкетирование - Социологический опрос - «Родительская почта» - сайт - электронные ресурсы | Регулярно в течении года |
Развивающая предметно пространственная среда. | -участие в создании и совершенствовании развивающей предметно-пространственной среды в группа; - участие в создании и совершенствовании развивающей предметно-пространственной среды на территории ДОУ; - участие в Территориально- Общественном Самоуправлении ДОУ «Родничок» | Постоянно в течении года |
Организационно- методическая работа | - участие в работе родительской общественности; - в совете педагогов; - в управляющем совете; -в комиссиях ДОУ; - независимая оценка качества и д.р. | В соответствии с планом работы ДОУ |
Информационно-коммуникативная деятельность | -наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы, презентации, брошюры, буклеты) - сайт ДОУ https// bur-terem.tvoisadik.ru (создание странички на сайте); - электронные ресурсы (viber..); | Постоянно в течении года |
Родительские объединения, семейные клубы | - школа молодых родителей; -семейные клубы по интересам; - консультативные пункты. | Постоянно в течении года |
Совместные мероприятия | Дни открытых дверей. - Дни здоровья. - Выставки совместного творчества, смотры конкурса; - Совместные праздники, развлечения; -Встречи с интересными людьми семейные гостиные; - Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах; - Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности. | Постоянно в течении года |
3.Организационный раздел.
3.1. Режим пребывания детей в группе
Режим работы МБДОУ д.с. «Теремок» составляет пятидневную рабочую неделю, длительность определяется в нем 9,5 часовым пребыванием с 7.40 до 17.10 чч.,с учётом летнего и зимнего периодов
Режимные моменты | Время |
Прием, самостоятельная деятельность, индивидуальная деятельность, утренняя гимнастика, дежурство. | 7.40-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак. | 8.30-8.45 |
Игры, совместная деятельность. | 8.45-9.00 |
Организованная-образовательная деятельность. | 9.00-9.25, 9.40-10.05, 10.15-10.40. |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.50-12.25. |
Возвращения с прогулки, игры. | 12.25-12.30 |
Подготовка к обеду, обед. | 12.30-13.00 |
Подготовка ко сну, сон. | 13.00-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные , водные процедуры, динамическая пауза. | 15.00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник. | 15.25-15.40 |
Совместная, самостоятельная деятельность, прогулка, уход детей домой | 15.40-17.10 |
3.2.Расписание образовательного процесса в подготовительной группе
на 2021-2022 учебный год.
группа | понедельник | вторник | Среда | четверг | пятница | Количество занятий |
занятия | ||||||
Подготовительная группа | 1.Речевое развитие 9.05-9.35 2.Художественное творчество. Рисование 9.45-10.15 3.Физическая культура 10.25-10.55 | 1.ФЭМП 9.05-9.35 2.Лепка/аппликация 9.45-10.15 3.Музыка 10.25-10.55 | 1.Обучение грамоте 9.05-9.35 2.Ознакомление с окружающим миром 9.45-10.15 3.Физическая культура на воздухе 10.25-10.55 | 1.ФЭМП 9.05-9.35 2.Музыка 9.45-10.15 | 1.Художественное творчество. Рисование 9.05-9.35 2.Физическая культура 9.45-10.15 | 13 занятий По 30 минут |
Коррекционная работа (индивидуальная, подгрупповая) | ||||||
Подготовительная группа | 08:00-12:00 (учитель-логопед) | 08. 00:12:00 (учитель-логопед) | 08:00-12:00 (учитель-логопед) | 08:00-12:00 (учитель-логопед) | 08:00-12:00 (учитель-логопед) |
3.3 Лист здоровья воспитанников.
Группа здоровья | Количество детей |
1 | |
2 | |
3 |
3.4 Социальный паспорт группы.
1 2 | Общее количество детей в группе Из них девочек Из них мальчиков Национальный состав: Русские: Буряты: | 34 18 16 34 |
3.5. Уровень образования родителей.
1 | Уровень образования Имеют высшее образование Среднее профессиональное образование | 40% 50% |
3.6. План Профилактическо-оздоровительной работы.
Формы и методы оздоровительной работы в МБДОУ Детский сад «Теремок»
3.7. Традиции группы, культурно-досуговая деятельность.
В группе организована культурно-досуговая деятельность, имеется опыт традиционных мероприятий таких как: дни рождения, праздник «Белого месяца, рождественский аттракцион, масленица, светлая пасха, праздник Русской березки, Иван травник,
Дети вовлекаются в разные виды развлечений, участвуют в кукольных спектаклях, в музыкальных и литературных мероприятиях, в спортивных играх, через эти мероприятия осуществляется патриотическое-нравственное мероприятие. Продолжается приобщение детей к праздничной культуре русского, бурятского народа, семейских, казаков. В группе организуются, проводятся утренники, праздники, посвященные «Новому году», «День защитника Отечества», «8 Марта».
3.8. Материально-техническое сопровождение образовательного процесса.
Компьютер | 1 |
Принтер (цветной, черно-белый) | 2 |
Музыкальный центр | 1 |
Телевизор | 1 |
Фотоаппарат | 1 |
ДВД плеер | 1 |
Электронное фортепиано | 1 |
Экран для проектора | 1 |
Проектор | 1 |
3.9. Организация предметно-пространственной среды.
В группе создана развивающая предметно пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС.
Социально-коммуникативное развитие:
- Центр сюжетно-ролевых игр
- Центр «Родина»
- Центр «Безопасность»
Познавательное развитие:
- Детская лаборатория.
-Центр сенсорного развития.
- Центр интеллектуального развития.
- Центр конструктивной деятельности и строительных игр.
- центр экологического воспитания.
Речевое развитие:
- Центр «Книга-наш друг».
- Центр «Речевого развития».
Художественно-эстетическое развитие
- Центр художественного творчества.
- Центр музыкально-театральной деятельности (музыкальный зал).
Физическое развитие
- спортивный зал.
3.10. Программно- методическое обеспечение образовательного процесса по образовательным областям. Информационно-методическое обеспечение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП- образовательным программам дошкольного образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»;
5. Устав МБДОУ д.с.«Теремок».
6. Образовательная программа МБДОУ д.с. «Теремок».
7.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.;Мозаика-Синтез,2012.
8.Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Подг.гр./ авт.-сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012 –
415с.
9.Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми 5-6 лет Воронеж 2006
10.Дыбина О.В.Занятия по ознакомлению с окружающим миром М 2007
11.Казакова Т.Г.Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности М-1996
12.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В.Гербова –
М.:Просвещение. 1984
13.Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала / Э.К.Гульянц, И.Я.Базилик – М.:
Просвещение, 1991
14. Кылосова Л.Е. Развитие речи Конспекты занятий с детьми старшего возраста Волгоград 2007
15.Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей 5-7 летМ 2009
16.Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: учеб. Пособие/ М., 1981
17.Кравченко И.В. Прогулки в детском саду ст-подг гр. М-2008
18.Родная природа: стихи русских поэтов – М.:Детская литература, 1971
19.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и соц.действительностью М-2006
20.Перспективное планирование. По программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой/ авт.-сост. И.А.Осина, Е.В.Горюнова – Волгоград:
Учитель, 2012 – 169с.
21.Л.В.Куцакова. «Нравственно-трудовое воспитание в д/с» Изд. Мозаика – Синтез Москва 2007г.
22.Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7лет» Т.Ц. «Учитель» 2004г.
23.О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» Москва 2005г.
24.В.П.Новикова «Математика в детском саду» Мозаика – Синтез 2006г.
25.Е.Топалова «Развивающие игры от 3 до 7 лет» Москва 2008г
26. Затулина Т.А. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи подг. группа» Москва
2007г.
27.Малышева А.Н. Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» 2002г.
28.Куцакова Л.В. «»Занятия по конструированию из строительного материала в подг. гр.» Москва
2006г.
29.Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» Москва 2006г.
30.Соломенникова О.А. «Радость творчества» Москва 2006г
31.МаксаковА.И. «Учите, играя» Москва 2006г.
32.Колесников Е.В. «Математика для дошкольников 6-7лет» Москва 2001г.
33.Авдеева Н.Н. «Безопасность» «Детство-Пресс» 2004г.
34.Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки» Книголюб 2004г.
35. Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте» Изд. «Мозаика-Синтез» 2012г
36.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи» Изд. «Мозаика-Синтез» 2012
37.Швайко Г.С. Занятия по ИЗО в детском саду в ст, подг.гр.
38.Н.Н.Совгир И.З.Куликова Детское экспериментирование М 2005
39.А.А.Грибовская Юмор в изобразительном творчестве М-2007
40. Т.С.Комарова Детское художественное творчество М-2005
41. И.В.Новикова Конструирование из бумаги в детском саду Ярославль 2008
42.Г.М.Блинова. Познавательное развитие детей 5-7 м 2006
43. Т.И.Петрова. Л.Е.Сергеева Е.С.Петрова Подготовка в проведении театрализованных игр в д,с
М-2003
44.Н.В.Сорокина Играем в кукольный театр М-2004
45.Л.В.Артёмова Театрализованные игры дошкольников М-1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...