Консультации для родителей
консультация (младшая группа)
Консультации для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детский сад: адаптация без слез
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…» В сказке все происходит легче, чем в жизни: нашим малышам, да и нам, родителям, расставание дается гораздо труднее, чем бесстрашному Колобку. Мы были вместе в течение 3 лет, иногда не расставаясь даже на несколько часов. Дома маме может показаться пусто и одиноко без топота маленьких ножек, грохота игрушек, смеха или плача родного человечка.
А каково приходится нашим драгоценным Колобкам и Красным шапочкам? Мудрые мамы и папы, безусловно, позаботятся о том, чтобы первая дорожка самостоятельности для их крох не была чересчур ухабистой, и не страшили их ни лисы, ни волки, ни медведи
А мы постараемся ответить на наиболее частые вопросы, которые задают родители.
КОГДА…?
Сезон
.
Советует педагог-психолог О. Жукова: «Как правило, детишек впервые отправляют в детский сад в начале нового учебного года, то есть в сентябре. И в этом есть сразу несколько плюсов.
Во-первых, даже если ребенок приходит в группу, состав которой в целом остался неизменным с прошлого года, проблема новичка, оказавшегося в уже сформировавшемся коллективе, оказывается не слишком острой. Ведь за лето малыши успели подзабыть друг друга, да и новеньких в сентябре всегда оказывается хотя бы несколько. Таким образом, всем приходится привыкать к садику и друг к другу заново, и новые дети не слишком выделяются в этом отношении среди всех остальных.
Во-вторых, летом почти все дети набираются здоровья. Ваш малыш проводил много времени на свежем воздухе, скорее всего, за городом, а может быть, купался в теплом море. Воздух, солнце, вода, физическая активность и витамины - все это, несомненно, укрепило его организм, повысило запас прочности перед предстоящим испытанием адаптацией. Если вы заранее решили закалять ребенка, то у вас была возможность начинать это важное дело именно тогда, когда полагается - то есть в начале лета, а не в ноябре.
Наконец, в-третьих, в сентябре еще достаточно тепло, много овощей и фруктов. А время плохой погоды, мокрых ботинок и эпидемий гриппа и простуд еще не наступило. И это тоже обнадеживает: есть шанс, что малыш успеет приспособиться к новому образу жизни прежде, чем все вокруг начнут чихать и кашлять. Так что в интересах здоровья ребенка старайтесь планировать начало "садиковой" жизни именно на конец августа-сентябрь».
Возраст
Сейчас есть возможность отдать ребенка в садик даже в полуторагодовалом возрасте. Но если нет в этом острой необходимости, то с самостоятельностью лучше повременить. Оптимальный возраст для детского сада – 3 года. Попробуем разобраться, почему.
- Желательно, чтобы ребенок более или менее умел разговаривать. Почему это важно? Краткого отчета воспитательницы в конце дня не всегда бывает достаточно. У малыша должна быть возможность делиться с вами радостями и тревогами, которые посетили его в ваше отсутствие. Психолог Е. Шерман советует: «Если ребенок еще маленький и не очень хорошо говорит, помогите ему высказать свои чувства, задавайте вопросы, на которые он сможет отвечать (словами или жестами) «да» или «нет».
- В возрасте трех лет ребенку становится неполезно быть замкнутым в кругу семьи. Большое значение приобретает общение со сверстниками. Формируются навыки социализации.
- Ребенок трех лет лучше владеет навыками самообслуживания, в частности, благодаря известному кризису этого возраста под названием «Я сам!». Хотя некоторые психологи не рекомендуют подвергать малыша воздействию сразу двух стрессовых ситуаций: возрастного кризиса и вливания в детсадовский коллектив. Психика его в этот период находится в крайней степени напряжения. Она становится ранимее, чем прежде, острее реагирует на различные обстоятельства окружающей среды. Поэтому, если есть возможность не устраивать трехлетке дополнительных испытаний, переждите этот кризис.
Главное, что никто не знает вашего малыша лучше вас. Если обстоятельства позволяют, руководствуйтесь своей интуицией.
ГОТОВИМСЯ ЗАРАНЕЕ: РОДИТЕЛЯМ…
Важно! Обязательно заранее познакомьтесь со всеми воспитательницами в группе, запомните их имена. Старайтесь общаться с ними как можно доброжелательнее, избегайте конфликтов по пустякам, иначе их раздражение по отношению к вам может быть перенесено на ребенка.
Поговорите с воспитательницей или заведующей. Список вопросов обязательно запишите, чтобы не тратить понапрасну чужое и свое время. Советуем уточнить перечень повседневных вещей, которые понадобятся малышу в садике.
Вот примерный список:
- одноразовые подгузники (если ваш ребенок еще мал),
- запасные комплекты одежды,
- полотенца,
- постельное белье,
- расческу,
- сменную обувь,
- трусики,
- колготки и носочки,
- справку от врача (плюс прививочный сертификат),
- деньги, чеки или квитанции об оплате и многое другое.
О детском гардеробе
Посоветуйтесь с воспитательницей и родителями других детей. Если у вас дочка, то возможно платьица не будут приветствоваться — сидя на песке, девочка будет пачкать трусики или памперс. Также не очень удобны брючки на бретельках — воспитательнице будет неудобно менять подгузник, а более старший ребенок не сможет самостоятельно раздеться, чтобы сесть на горшок. Слишком дорогая одежда, требующая особого ухода, может быстро прийти в негодность от столкновения с песком, пластилином, красками и супом. Обувь лучше всего покупать с застежкой на «липучках», тогда ребенок быстро научится сам снимать и надевать ее.
Ваша задача также узнать следующее:
- к которому часу нужно привести малыша,
- допускаются ли опоздания,
- каков режим группы,
- чем детей кормят,
- какое расписание приемов пищи и сна,
- телефоны садика.
Заранее попытайтесь приблизить режим своего ребенка к режиму детского сада. Каждый день понемногу сдвигайте все дела таким образом, чтобы в конце концов приблизиться к распорядку дня в садике. Например, вставайте каждый день чуть раньше, пораньше завтракайте и выходите на прогулку. Соответственно и вечером укладывайте малыша в кровать не так поздно, как прежде, учитывая, что утром ему предстоит ранний подъем.
Это обязательно надо сделать до того, как ребенок пойдет в детский сад. Урегулирование режима - не из тех дел, которые можно пускать на самотек, рассчитывая, что все наладится само собой.
О дневном сне
Советует О. Жукова: «Если привычки спать днем у ребенка до сих пор не было, можно поначалу просто укладывать его в кровать и читать ему книжку. Пусть не спит, но хотя бы полежит. Понемножку приучайте его тихо лежать одного, без постоянного вашего присутствия рядом. Будьте готовы к тому, что такое обучение займет немало времени. Не надо сразу загонять малыша в какие-то жесткие рамки, требовать от него беспрекословного следования новым правилам - это невозможно. Попробуйте предложить ему какие-то тихие занятия: можно дать ребенку в постель любимую мягкую игрушку или несколько книжек, которые он любит рассматривать. Самое важное сейчас - чтобы малыш постепенно усвоил сам факт, что после обеда наступает тихий час и что в это время нужно оставаться в кровати и вести себя очень тихо».
О питании
По возможности измените рацион ребенка так, чтобы он был более или менее похож на питание в саду. Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте персонал садика в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана.
О контактах
Ни в коем случае не злоупотребляйте телефонами садика! Звоните только по предварительной договоренности с воспитательницей, именно в то время, которое она вам назовет, или в экстренном случае.
Убедитесь, что в распоряжении воспитательницы есть список всех ваших телефонов (домашний, рабочий, мобильный, телефон мужа, бабушки и т. д.) на случай, если вы срочно понадобитесь.
Информация о ребенке
Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка. Уточните, что не надо настаивать, если ваше чадо отказывается от еды. Малышу нужно время, чтобы привыкнуть к новой пище.
Психологическая подготовка для мамы
...не менее важна, чем ее милому крохе Ценные советы дает психолог Е. Шерман:
- Если Вас не оставляет чувство тревоги, поделитесь переживаниями с мужем, своими или его родителями, подругами и коллегами по работе. Вы услышите много утешительных историй про то, как дети привыкали к садику и потом не хотели оттуда уходить. Вы с удивлением обнаружите, что по прошествии нескольких лет родители вообще с трудом вспоминают о трудностях первых дней посещения детского сада.
- Если вы сами посещали садик, попытайтесь вспомнить свое детство — многие взрослые помнят только последние пару лет перед школой и их воспоминания включают только игры и утренники. Боль расставания с родителями в памяти не сохраняется. Если вы помните какие-то отрицательные моменты, подумайте, как вы можете помочь своему ребенку с ними справиться, чего вы ожидали от своих родителей, когда были ребенком.
- Не переносите на малыша свой детский негативный опыт. Если вам в садике было плохо, вас обижали дети или воспитатели были жестоки, несправедливы — это не значит, что ваш ребенок пройдет тот же путь. В конце концов, сейчас другие времена, другие условия и, наверняка, вы нашли лучший садик из всех возможных вариантов.
- Важное замечание от психолога Т. Козак: «Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша».
ГОТОВИМСЯ ЗАРАНЕЕ: МАЛЫШУ…
О частых болезнях
Многие родители наслышаны о том, что малыши, начинающие ходить в детский сад, часто болеют. Этому подвержена примерно четверть детишек. Каковы причины?
- снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из-за разлуки с мамой
- дети "подхватывают" простуду друг от друга
- очень часто именно перед походом в садик некоторые дети получают полный "комплект" прививок, что тоже негативно отражается на состоянии защитных сил организма.
Как позаботиться об укреплении здоровья малыша заранее?
Во-первых, очень важно осознать, что у маленьких детей иной теплообмен, чем у взрослых. Более здоровый. Взрослый организм по сравнению с детским и испорчен, и избалован, и зашлакован…
Во-вторых, сравните - сколько двигаетесь вы и сколько ваш малыш.
Поэтому помните, что если вы мерзнете, это еще не означает, что ребенку тоже холодно. Большинство детских простуд на первом году жизни - от перегрева.
Элементарный комплекс мер по закаливанию:
- Обливание. Ежедневно поливайте малышу холодной водой ладошки и ступни. Руководствуйтесь здравым смыслом. Необязательно и даже неполезно обливать неподготовленного ребенка ледяной водой в январские морозы.
- Минимум одежды дома. Тапки, теплые носки и колготки - вещь совершенно необязательная для малыша, пока он находится дома (речь, конечно, идет о нормальных условиях, а не о тех случаях, когда на дворе холод, а отопление еще не подключили!). Это, кстати, одна из очень распространенных ошибок: все время старательно утеплять детские ножки.
- Купание. Если до сих пор Вы купали ребенка в воде выше 37 градусов, как поступает большинство родителей, то начните постепенно снижать температуру, доводя ее до 32 (а то и ниже) градусов. Можно также использовать контрастный душ в конце купания, но если ребенку эта процедура не нравится, от нее лучше отказаться.
- Бассейн (сауна желательно с двух лет). Малыш не только учится плавать и нырять. Посещение бассейна с родителями – это способ закалиться, быть в отличном тонусе и хорошем настроении для всех членов семьи.
- Прохладные напитки. Годовалому малышу уже можно давать напитки неразогретыми: комнатной температуры или даже из холодильника. Как известно, американцы с самого нежного возраста пьют все со льдом и простужают горло не больше, а то и меньше нашего.
Навыки самообслуживания
Что должен уметь ваш малыш? Одеваться и раздеваться, есть, пользоваться горшком, умываться, чистить зубы и вытирать руки и лицо полотенцем. Желательно научиться самостоятельно убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду.
Наберитесь терпения и не делайте за ребенка того, что он может сделать сам.
Как научить ребенка одеваться?
- Научите малыша отличать лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю и заднюю часть.
- Если малыш по своей доброй воле берется за одежки и старается надеть их сам, ни в коем случае не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него!
- Планируйте свое время таким образом, чтобы вы могли чувствовать себя спокойно, пока ребенок осваивает науку одевания. Лучше встать утром на полчаса раньше, чем лишить ребенка возможности вовремя овладеть новыми навыками.
- Если же малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко подтолкнуть его. Например, вы можете надеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше.
- Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.
- Призовите в помощники игрушки и развивающие пособия: игры-шнуровки, панно с молниями, клепками, завязками, липучками и пуговицами. Их без труда можно купить в магазине. Впрочем, даже маме-нерукодельнице под силу самой это изготовить. Вместе одевайте-раздевайте куклу.
- Устройте соревнование, кто быстрее наденет носки, футболку, свитер... Можете подыграть малышу, уступив ему первенство. «Чемпион» придет в восторг, а заодно и потренируется в самоодевании.
- Учитывайте пристрастия малыша к определенному цвету или фасону. Прививайте вкус мягко. Ищите компромиссы.
Если ребенок все же отказывается от какой-либо одежды, убедитесь в том, что она достаточно комфортна. Возможно, это вовсе не каприз, и малышу натирает кожу этикетка, грубый шов, сдавливает резинка или колет шерстяной свитер.
О естественном
Если малыш еще мал и не умеет пользоваться горшком, приучите его сообщать о мокрых штанишках или, что еще лучше, о возникшей потребности. Иначе воспитательница может заметить происшедшее только через несколько часов, и на коже ребенка появится раздражение. Если ваш кроха ходит «по большому» регулярно в одно и то же время, предупредите об этом воспитательницу.
Как научить ребенка пользоваться горшком?
В возрасте примерно двух лет большинство малышей уже способно контролировать свои естественные потребности. А если нет?..
Чего нельзя делать:
- держать на горшке подолгу (насилие – не лучший способ привить «любовь» к горшку);
- покупать горшки в форме зверюшек и т.п. (многие дети отказываются в них ходить, воспринимая их именно как очередную игрушку);
- ругать за мокрые штанишки (в возрасте полутора лет большинство детей и без того ощущают от них дискомфорт);
- придавать этим процедурам слишком большое значение, фиксировать внимание ребенка больше необходимого (в том числе и слишком уж бурно выражать восхищение его успехами).
Пусть малыш знакомится с работой собственного тела. Для этого позволяйте ему какое-то время ходить по дому голышом (если ваши педагогические принципы это позволяют). По мнению психологов, это может ускорить процесс обучения «горшочному» навыку.
Если Ваш ребенок никак не может овладеть премудростью использования горшка, не отчаивайтесь. Как правило, малыш, глядя на других детей, сам отказывается от подгузников, и начитает пользоваться горшком.
Психологическая подготовка
Это один из самых важных моментов. Возможностей осуществить ее заранее у вас масса. Вот что советуют психологи:
- С самого рождения не создавайте паники и ажиотажа вокруг ребенка. Некоторые родители долгое время никого не подпускают к новорожденному, шарахаются от прохожих на улице, в добром слов им чудится «сглаз». Конечно, от вас не требуется приобщать кроху к шумным вечеринкам и рыночной суете. Будьте приветливы и доброжелательны, не стоит видеть в других людях скрытую угрозу, чтобы с первых дней не заразить чадо социофобией.
- С малышом постарше посещайте детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Если вас тревожит что-то в поведении малыша, проконсультируйтесь с психологом и выработайте коррекционную стратегию.
- Если же ребенок боится других детей, то нужно разобраться, почему так происходит:
- Возможно, малыш пуглив и неуверен в себе из-за того, что дома его часто критикуют, ругают и ограничивают. Приглядитесь к вашему стилю общения.
- Малыш-интроверт может быстро уставать от общения и шума вокруг. Это врожденная особенность, которую нельзя изменить. Не заставляйте ребенка-интроверта участвовать в играх и забавах сверстников. Дайте ему время понаблюдать за ними в сторонке. Не форсируйте события. Скорее всего, ему будет комфортнее в компании одного или нескольких наиболее близких друзей. Что совсем не плохо.
- Сейчас в любом районе можно найти множество игровых центров, групп раннего развития и т. п. Занятия, которые ребята посещают вместе с мамами, - это то, что нужно. Причем основной целью должно быть не интеллектуальное развитие крохи, а именно постепенная адаптация к социуму. Понемногу малыш знакомится с педагогом, ведущим занятия, привыкает к тому, что в определенных условиях "главным" взрослым может быть не мама, а кто-то другой, - и при этом совсем не испытывает тревоги, поскольку мама все-таки остается рядом.
- В детском саду насущными становятся проблемы делиться (ведь игрушки там общие!) и стоять за себя.
- Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Не создавайте вокруг детсадов восторженной ауры, иначе для малыша будет двойным ударом чувство страха, когда он останется один. Лучше просто рассказывайте о том, чем занимаются ребята в садике. Пусть малышу захочется проводить время с ними.
- Ни в коем случае не обсуждайте при ребенке беспокоящие вас проблемы, связанные с детским садом. Не показывайте ему, что вы волнуетесь, боитесь или в чем-то не уверены. Дети в этом возрасте крайне чувствительны к малейшим нюансам нашего настроения, легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она ни старалась скрыть свое состояние за улыбкой или словами.
- Если есть ваши фотографии детсадовского возраста или знакомых ребенку взрослых и детей, посмотрите их вместе. Детям нравятся рассказы мам и пап о том, как они детьми ходили в сад. Расскажите, как вы сначала не умели делать то-то и то-то, а потом научились.
- Интересный совет психолога Н. Некрасовой: «Любой ребенок точно знает, что взрослым можно все, а детям многое не позволяется. Так удивите его тем, что взрослых дядь и теть (даже мам и пап) в садик не берут, хотя им очень-очень хочется. Только детям можно целый день здесь заниматься, играть, кушать, ходить на прогулки и т.д. В общем, детсад – это привилегия, а не наказание. Многие малыши настолько поражаются невиданным преимуществом (ему можно то, что не разрешено родителям!), что становятся терпеливее и спокойнее».
ПЕРЕСТУПАЕМ ЗАВЕТНЫЙ ПОРОГ…
Заведите будильник с таким расчетом, чтобы утром было достаточно времени на все сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает и когда надо выйти из дома.
Запомните, а лучше запишите все вопросы, которые хотите задать воспитательнице, не забудьте напомнить ей, что вы оставляете в рюкзачке ребенка его любимую игрушку, соску или бутылочку с водой.
Адаптация на новом месте может длиться одну-две недели, в зависимости от психики и характера ребенка. Полная адаптация наступает где-то через 2—3 месяца. Стресс у малыша может выплеснуться в виде каприз, агрессии, мокрых штанишек, отказа от еды и сна, мнимой «потери» приобретенных навыков (так называемый «регресс»).
Что помогает справиться крохе с боязнью новой обстановки и с разлукой с мамой?
- Дайте с собой малышу его любимую игрушку. Психолог Т. Козак пишет: «Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику».
- Если у малыша разрывается сердце от расставания с Вами, положите ему в кармашек Вашу небольшую фотографию или дайте на прощание «кусочек себя» (например, Ваш носовой платочек, который пахнет Вашими духами, или что-нибудь в этом роде).
- Если ребенку трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводит в садик папа или бабушки-дедушки.
- Если ваше чадо «впало в детство» (так называемый псевдо «регресс»), например, вернулся к соске или бутылочке с молоком, «разучился» что-то делать, не стыдите его и не впадайте в панику. Это временное состояние, которое помогает малышу расслабиться и успокоиться.
- Еще одно любопытное замечание психолога Н. Некрасовой: «Если ребенок по дороге в сад начинает хныкать и замедлять шаги, не уговаривайте его (это только усилит внутреннее напряжение), а… похвалите. Скажите, например: «Умница, теперь я вижу, какой ты у меня большой и храбрый…» или «Какой ты молодец, а вот я на твоем месте, наверно, ревела бы, а ты смелый, знаешь, что в садике…» и т.д. Это тот случай, когда полезно заговаривать зубы. А главное, мамины слова придают ребенку уверенность. Ведь сильный человек (даже если речь о малыше) справится с трудностями».
- Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.
- Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
- Постарайтесь спланировать свое время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребенок не оставался там более двух-трех часов. В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, в гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.
- Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей и по решайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
- Если ребенок изо дня в день жалуется на воспитательницу, не принимает ее, постарайтесь перевести его в другую группу или другой садик. Однако помните, что часто менять садики вредно.
- Если вы заметили, что ваш кроха выделяет какую-то воспитательницу особой любовью, постарайтесь сойтись с ней поближе. Общаясь, вы узнаете много интересных подробностей о жизни вашего малыша в детсаду.
- Если ребенок стал агрессивным, раздражительным, не ругайте его. Главное помнить, что это все тот же малыш. Проводите с ним все время, побольше обнимайте его, лежите и сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенку. Возьмите его на пару ночей в свою кровать, конечно, если для вас это приемлемо, — и вы убедитесь, что рядом все тот же крохотный человек, который когда-то благодаря вам появился на свет.
В добрый вам путь!
Адаптация в детском саду. | |
Адаптация ребенка в дошкольном учреждении.
В яслях - 7-10 дней; В детском саду в 3 года - 2-3 недели; В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Что тут можно порекомендовать?
Ремизова Г. Е |
РОДИТЕЛЬСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ |
Румия КАЛИНИНААдаптация дошкольников к условиям детского садаИз книги «Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения»Санкт-Петербург, изд-во «Речь», 2002 |
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
ПО АДАПТАЦИИ
- Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду. Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства. Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
- Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания.
- Попросите других членов семьи отводить ребенка в ясли. Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка.
- Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
- После посещения детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте возможность ребенку подвигаться, поиграть в подвижные игры.
- Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
- Щадить его ослабленную нервную систему.
- Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
- Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
- Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
- Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
- Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы.
- При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
- При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.
- Будьте терпеливы.
Предварительный просмотр:
Взрослые, находясь рядом с ребёнком, обязаны оберегать его от всяческих несчастий. Полностью оградить ребёнка от любых происшествий можно только при одном условии: если взрослые будут целый день рядом с ним, ни на шаг не отойдут от ребёнка, да ещё станут держать его за руку. Пока ребёнок маленький, это исполнимо, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребёнку, подстрахуют, предупредят, не допустят...
Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребёнка надо будет начинать отпускать от себя. Готов ли ребёнок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться сейчас, пока ребёнок рядом с нами взрослыми.
Сейчас обо всех возможных неприятностях “болит голова” у взрослых. Ребёнок их не видит, не замечает и чаще всего даже не подозревает о них.
Уважаемые родители! Вы должны понимать, что в рамках общественного дошкольного воспитания невозможно решить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка. Для полноценного, осмысленного, действенного усвоения правил ребёнок должен не просто их выучить, но обязательно видеть их исполнение, наблюдать в своей реальной жизни.
Помните!
Безопасность ребёнка начинается с Вас, взрослых!
Только Вы можете познакомить ребёнка с правилами безопасного поведения.
Только Вы, на своём примере, можете показать ребёнку, как нужно соблюдать эти правила.
Только Вы можете проконтролировать, соблюдает ли эти правила ваш ребёнок.
Перед каждой прогулкой вместе с ребёнком вспоминайте правила безопасного поведения на детской площадки.
- На детской площадке не подходи к незнакомым пакетам и сумкам и не трогай их.
- Запрещается брать в руки посторонние предметы: шприцы, таблетки, игрушки, пакеты, банки, коробки и тому подобное. Они могут быть заражены страшной невидимой болезнью.
- Не толкай своих товарищей, не ставь подножки, не удерживай товарища за одежду, не дерись, будь доброжелательным и вежливым. Решай споры словами, а не кулаками.
- Не играй с острыми предметами.
- Не отбирай игрушки у других детей.
- Не разбрасывай игрушки. Так как кто-нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и травмироваться.
- Не бросайся камнями, палками, игрушками, песком, землей.
- Не залезай на деревья и высокие постройки.
- Не ломай деревья, кусты.
- Запрещается брать в рот посторонние предметы, листья и плоды деревьев, цветы.
- Нельзя подходить и гладить постороннее животное.
- В случае даже незначительного ранения, ушиба, ссадины немедленно обратись к взрослому.
- Не покидай территорию детской площадки без разрешения взрослых.
- Не подходи к незнакомым людям, если даже они зовут тебя, не уходи с детской площадки с посторонними людьми.
Действуйте по принципу: “Давай учиться вместе. Помоги мне избавиться от беспокойства за тебя”
Перед выходом на улицу вместе с ребёнком вспоминайте правила безопасного поведения.
- Иди спокойно, не убегай от взрослых далеко и не отставай.
- Не толкайся, не кричи по пути, не мешай прохожим.
- Идём только по пешеходной дорожке и тротуару, по правой стороне тротуара, чтобы не мешать движению других людей.
- Запрещается брать в руки посторонние предметы: шприцы, таблетки, игрушки, пакеты, банки, коробки тому подобное. Они могут быть заражены страшной невидимой болезнью.
- Не подходи к животным, им может это не понравится.
- Переходим дорогу только на пешеходном переходе («зебре») на зеленый свет светофора. Не забудем посмотреть, нет ли машин слева, а на середине дороги – справа.
- Никогда не переходим улицу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождёмся, когда загорится зеленый свет.
- Нельзя идти близко с дорогой, где ездят машины и автобусы.
- Обходим стороной выезды с автостоянок, гаражей и других подобных мест: какой-нибудь автомобиль может выехать задним ходом, и его водитель не заметит нас.
- Не бери сладости, игрушки у незнакомых людей, отказывайся от приглашения пойти куда-либо с незнакомцем.
- Никогда не подходи и не садись в машину с незнакомым человеком, чтобы он ни говорил: на свете довольно часто встречаются злые люди, которые могут причинить вам вред.
Действуйте по принципу: “Давай учиться вместе. Помоги мне избавиться от беспокойства за тебя”
Правила пешехода необходимо знать всем, даже тем детям, которых родители возят на машинах. Рано или поздно дети обязательно окажутся в роли пешехода. Без элементарных знаний правил дорожного движения жизнь ребёнка будет подвергаться серьёзным опасностям. Чтобы избежать их ребёнку следует знать, что: в городе много машин, по всем дорогам они проезжают, пешеходам гулять мешают. Чтоб опасность избежать нужно правила дорожного движения соблюдать.
- Переходим дорогу только на пешеходном переходе («зебре») на зеленый свет светофора. Не забудем посмотреть, нет ли машин слева, а на середине дороги – справа.
- Никогда не переходим улицу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождёмся, когда загорится зеленый свет.
- Нельзя идти близко с дорогой, где ездят машины и автобусы.
- Не выбегай на мостовую за мячом или другим предметом, если они упали и покатились: ты рискуешь не заметить проезжающей машины и попасть под нее.
- Обходим стороной выезды с автостоянок, гаражей и других подобных мест: какой-нибудь автомобиль может выехать задним ходом, и его водитель не заметит нас.
- Никогда не подходи и не садись в машину с незнакомым человеком, чтобы он ни говорил: на свете встречаются злые люди, которые могут причинить тебе вред.
Помните!
Безопасность ребёнка начинается с Вас, взрослых!
Домашние животные всегда рядом с нами, но не всегда они ласковые и пушистые. Ребёнок должен это знать.
- Не подходить к животным, если поблизости нет взрослых.
- Не мучай домашних животных, они могут рассердиться.
- Не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с твоей стороны они могут чего-то испугаться и в целях самозащиты оцарапать или укусить.
- Не целуй животное. Они часто роются в земле и у них на мордочке много микробов.
- После игры с животными, даже домашними, вымой руки. Животные являются переносчиками некоторых болезней.
- Не отнимай корм у животного, лучше вообще не подходить, когда животное ест.
- При встрече с незнакомым животным не убегай и не размахивай руками.
- Если ты встретишься с собакой в подъезде или на узкой улице, уступи ей место, встаньте боком к собаке.
- Не дразни животных.
- Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд за вызов.
- Не подходи к животным сзади, и не буди спящую собаку.
- Не беспокой детенышей – их мама может рассердиться.
- Если на тебя напала собака, громко позови на помощь взрослых.
Помните!
Безопасность ребёнка начинается с Вас, взрослых!
Электроприборы неотъемлемая часть нашего быта, и мы забываем, что они таят в себе опасность. Чтобы избежать беды взрослые должны познакомить ребёнка с элементарными правилами работы с электроприборами.
- Электроприборы – это всё, что работает от электричества: компьютеры, ноутбуки, телевизоры, бытовая техника…
- Электроприборы кнопкой выключаешь, себя от беды спасаешь. Все электроприборы нужно выключать специальным выключателем.
- Ток в розетке очень злой, дело кончится бедой. Будь осторожней при обращении с источником тока.
- На розетку внимание обращай, если розетка искрит, прибор выключай.
- За электрический провод не тяни, а то не избежишь беды. Включая и выключая электроприбор, возьмись рукой за вилку.
- Электричество мокрые руки не принимает, током всех избивает. Нельзя прикасаться к электроприборам мокрой рукой.
- Если прибор невзначай заискрил, греть перестал или вдруг задымил, ты быстрее его выключай, и взрослым об этом сообщай.
- Не пользуйся электроприборами, когда сидишь в воде. Вода ток пропускает, и всех убивает.
- Главное правило пользования электроприборами для детей. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
Помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда,
Надо их не только знать,
А постоянно выполнять!
Огонь — стихия, с которой человек обязан считаться, которую должен уважать и даже опасаться. Огонь, с одной стороны, источник жизни, тепла, с другой — источник опасности при неправильном, неразумном использовании его.
Трагическая статистика заставляет задуматься; десятки детей в основном дошкольного возраста ежегодно пополняют список жертв огня. Нередко причиной гибели детей становятся, незнание элементарных правил поведения при пожаре, отсутствие навыков обращения с огнём и проблемы в знании опасных свойств различных материалов и предметов, которые могут явиться источником пожара. Анализ многих происшествий связанных с поведением ребёнка во время пожара показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция; ребёнок от страха прячется в укромный уголок комнаты вместо того, чтобы покинуть помещение или позвать на помощь.
В возрасте от трех до семи лет дети в своих самых разнообразных играх повторяют поступки и действия взрослых, имитируют их труд. Что может быть интереснее огня, с которым в детстве ребёнок встречается на каждом шагу! Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда ребёнок остается дома один. Нельзя быть уверенным, что, оставшись дома один, он не решится поиграть с коробкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не устроит костёр, не заинтересуется газовой плитой. Опасно оставлять детей одних в запертых квартирах. В случае пожара они не смогут самостоятельно выйти наружу из горящего помещения.
У детей необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнём. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок осознал, что спички – не игрушка, а огонь – не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре, как о тяжелом бедствии для людей.
Часто родители подходят к проблеме пожарной безопасности не достаточно серьёзно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Меры по предупреждению пожаров от шалости детей.
- Не оставляйте на виду спички, зажигалки.
- Не позволяйте детям покупать спички, зажигалки, сигареты.
- Следите, как дети проводят свободное время, чем интересуются, приучайте детей заполнять досуг играми.
- По возможности не оставляйте детей без присмотра.
- Не доверяйте маленьким детям наблюдать за топящимися печами и нагревательными приборами, пользоваться газовыми приборами.
Берегите себя и свою семью от пожаров в ночное время:
- Отключите все электроприборы, не предназначенные для постоянной работы.
- Выключите все газовые приборы.
- Убедитесь, что вами не оставлены тлеющие сигареты.
- Не оставляйте топящиеся печи и камины без присмотра.
Помните!
Безопасность ребёнка начинается с Вас, взрослых!
- Будь осторожен с огнём. За огнём внимательно следи, чтобы не случилось беды.
- Не подходи близко к огню. Крошка огонёк часто шалит, всё к чему прикасается он - загорит. Помни, что ткань твоей одежды может вспыхнуть.
- Газовая плита очень хитра, опасный газ в себе таит, осторожным быть велит. Не подходи к газовой плите. Газ включают только взрослые.
- Будь осторожен с электроприборами. Ток в розетке очень злой, дело кончится бедой. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
- Для забавы, для игры спичек в руки не бери. Коробка спичек хоть мала, но много может делать зла. Не шали со спичками, зажигалками – это опасно!
- Сам костёр не разжигай, и другим не позволяй. Даже крошка огонёк от пожара недалёк. Не разводи костров. Это может привести к большим пожарам.
- Разные баллончики в руки не бери, часто взрываются они. Не играй с неизвестными жидкостями, порошками, предметами бытовой химии. Они могут оказаться пожароопасными.
- Если увидел пожар – зови на помощь.
Знает каждый гражданин
Этот номер – 01.
Если к вам придёт беда.
Позвони скорей туда.
Действуйте по принципу: “Давай учиться вместе. Помоги мне избавиться от беспокойства за тебя”
- Если пожар случился по твоей вине, не скрывай этого и немедленно сообщи взрослым, если они поблизости.
- Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды. Нельзя тушить водой горящие электроприборы.
- Если огонь сразу не погас, немедленно уходи из помещения в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
- Старайся не растеряться. Во время пожара надо быть спокойным. Вспомни, где выходы из помещения. Посмотри вокруг. Определи, откуда грозит опасность. Покидай помещение через те выходы, где нет огня и дыма.
- Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого выйди на балкон, плотно закрой дверь в квартиру и позови на помощь соседей и прохожих.
- При пожаре дым опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если в помещении дымно и трудно дышать, закрой рот и нос мокрой тряпкой и продвигайся к выходу, согнувшись или ползком. Так нужно передвигаться потому, что дым поднимается вверх, и внизу дышать всегда легче.
- Если загорелась одежда, надо броситься на пол, закрыть лицо руками и кататься по полу.
- Не открывай окно. От свежего воздуха огонь разгорается, пожар силу набирает.
- При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнёшься.
- Ожидая приезда пожарных, не прячься под кровать или в шкаф. Отойди подальше от огня и зови на помощь. Пожарные тебя услышат и спасут.
- Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.
Действуйте по принципу: “Давай учиться вместе. Помоги мне избавиться от беспокойства за тебя”
Пожар – это экстремальная ситуация, в которой не только у детей возникает чувство страха.
Две трети пожаров происходят в жилых домах и квартирах. И чаще всего из-за небрежного или неумелого обращения с огнём, особенно по причине курения "на нетрезвую голову". Нередко происходят пожары и от неисправных или оставленных без присмотра электроприборов.
- Обнаружив пожар, постарайтесь трезво оценить ситуацию, свои силы и найти себе помощников.
- Прежде всего, вызовите пожарную охрану по телефону "01" или с помощью других аварийных служб.
- В рискованных ситуациях не теряйте времени и силы на спасение имущества. Главное любым способом спасайте себя и других людей, попавших в беду.
- Позаботьтесь о спасении детей и престарелых. Уведите их подальше от места пожара, так как возможны взрывы газовых баллонов, бензобаков и быстрое распространение огня.
- Обязательно нужно направить кого-нибудь навстречу пожарным подразделениям, чтобы дать им необходимую информацию (точный адрес, кратчайшие подъездные пути, что горит, есть ли там люди).
Если горит телевизор.
- Выдерните вилку из розетки или обесточьте квартиру через электрощит.
- Горящий телевизор выделяет множество токсичных веществ, поэтому сразу же выводите всех из помещения, в первую очередь детей и стариков. Накройте телевизор любой плотной тканью, чтобы прекратить доступ воздуха.
- Если вы не справляетесь с ситуацией, то покиньте квартиру и вызывайте пожарных. Только проверьте, закрыты ли все окна и форточки, иначе доступ свежего воздуха прибавит силы огню.
Если пожар в подъезде.
- Ни за что не выходите в подъезд, поскольку дым очень токсичен, а горячий воздух может ожечь легкие. Прежде всего, звоните "01". Чрезвычайно опасно спускаться вниз по веревкам, простыням и водосточным трубам. И тем более не следует прыгать из окон.
- Уплотните свою входную дверь мокрой тканью, чтобы в квартиру не проникал дым. Самое безопасное место на балконе или возле окна. К тому же здесь пожарные найдут вас быстрее. Только оденьтесь теплее, если на улице холодно и закройте за собой балконную дверь.
- Если вы случайно оказались в задымленном подъезде, не отчаивайтесь, двигайтесь к выходу, держась за стенки (перила нередко ведут в тупик). При этом как можно дольше задерживайте дыхание, а еще лучше защитить нос и рот шарфом или платком.
- Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом, его в любое время могут отключить. Поскольку огонь и дым распространяются именно снизу вверх, особенно осторожными должны быть жители верхних этажей.
Если горит одежда на человеке.
- Если на вас загорелась одежда, не вздумайте бежать, так как пламя разгорается еще сильнее. Постарайтесь быстро сбросить горящую одежду.
- Вам повезло, если рядом любая лужа или сугроб снега - "ныряйте" туда. Если их нет, то падайте на землю и катайтесь, пока не собьете пламя. Последняя возможность накинуть на себя любую плотную ткань (пальто, одеяло и пр.), оставив при этом голову открытой, чтобы не задохнуться продуктами горения
- Не пытайтесь снимать одежду с обожженных участков тела до обращения к врачу.
Помощь при ожогах.
- Первым делом подставьте обожженное место под струю холодной воды. Когда боль утихнет, наложите сухую повязку.
- Ни в коем случае не смазывайте ожог ни жиром, ни маслом, ни кремом.
- До приезда врача дайте пострадавшему любое обезболивающее средство, напоите тёплым чаем и укройте теплее.
- При шоке срочно дайте 20 капель настойки валерианы.
- При серьезных ожогах ваша единственная помощь пострадавшему завернуть его в чистую ткань и отправить в больницу.
При отравлении угарным газом необходимо:
- Срочно положить пострадавшего на свежий воздух, освободить от тесной одежды, дать понюхать нашатырного спирта.
- При отсутствии дыхания срочно приступить к искусственному дыханию.
- После восстановления жизненно важных функций доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
Помните!
Безопасность ребёнка зависит от Вас, взрослых!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...