Возрастные особенности детей 3-х лет
консультация (младшая группа)

Стадник Екатерина Александровна

Возрастные особенности детей 3-х лет

Особенности возраста трех лет – это, прежде всего, вызовы для взаимо­отношений личности ребенка и окружающих людей. Этот период протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, сдерживают актив­ность, инициативу ребенка и стремятся во что бы то ни стало сохранить авторитарный тип взаимоотношений.

К концу третьего года жизни ребенок открывает себя как отдельную личность, как источник разнообразных желаний и действий, отделенный от других людей. Ребе­нок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрос­лых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением. Ощущая свое могущество, растущее чувство незави­симости, ребенок начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение. К трем годам оформляется сознание «я сам». Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью».

Основные симптомы, характерные для поведения ребенка в 3 года:

Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать то, о чем его просили – и не потому, что ему не хочется, а толь­ко потому, что его попросили об этом. Главный мотив, который движет ребенком, – сделать не так, как просят, а наоборот.

Непослушание . Негативизм отличается от непослу­шания. При непослушании ребенок противится содержанию просьбы и не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в дан­ный момент. При непослушании ребенок следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. Негативизм носит социальный характер и адресован человеку, а не содержанию просьбы. Нега­тивизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы.

С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым.

Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Зачастую ро­дители, встав на позицию «кто кого», усугубляют, закре­пляют проявления упрямства и загоняют ребенка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.

Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, направлена не против человека, а против самого образа жизни, против тех правил, которые до это­го определяли его поведение. Это скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше

Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом проявляется его тенденция к самостоятельности.

Протест-бунт  проявляется в том, что все поведе­ние ребенка носит протестующий характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.

Обесценивание старых привязанностей к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное. Могут потерять ценность еще совсем недавно обожае­мые игрушки, книги, и тогда ребенок может бросать их, рвать, давать им негативные названия.

Деспотизм  чаще всего проявляется в семье с един­ственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того по­ложения, которое было в раннем детстве, когда исполня­лись все его желания. Ребенок хочет стать «господином положения»

Ревность. Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.

Рекомендации родителям

Старайтесь адекватно реагировать на изменения, проис­ходящие в ребенке:

  1. замените авторитарный стиль взаимодействия с ре­бенком, гипер-опеку на партнерское общение с ним;
  2. предоставляйте ребенку самостоятельность (в раз­умных пределах);
  3. проявляйте мудрость по отношению к вспышкам эмоций и агрессивности;
  4. направляйте агрессию ребенка в такое русло, чтобы она не стала нежелательным образом отложенной, замаскированной или замещенной.

Как дети справляются с возникшими агрессивными чувствами

  1. Враждебность направляется вовне, на других лю­дей или на предмет. Например, ребенок пытается соорудить мост из кубиков, у него не получается, и он разрушает до основания всю конструкцию; либо ребенок обвиняет виновника конфликтной ситуа­ции: «Это ты виноват. Это ты сделал».
  2. Ответственность за агрессию возлагается на самого себя, на себя направлен гнев и карательные санкции в форме самокритики и самообвинений. Это проявляется в переживании ребенком чувства вины, ожидании наказания, опущенной голове, «вялой моторике», репликах: «Это я виноват. Это из-за меня произошло».
  3. Агрессивный аспект подавляется. Этот способ предполагает обесценивание конфликтной ситуации, вызывающей агрессию. Например, ребенок упал, ударился и при этом говорит: «А мне не больно», «Ничего, пройдет»; ребенок, у которого отобрали игрушку, говорит: «А у меня другая игрушка есть»; ребенок, которого не приняли другие дети в игру, говорит: «А я тогда буду играть в другую игру».

Каждый из описанных выше способов совпадания с агрессивными чувствами может быть уместен в определенных ситуациях. Роль родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, что иногда бывают виноваты другие, иногда он сам, а иногда чувства ребенка просто преувеличены. Тогда ребенок получает возможность направлять свою агрессию или гнев в конструктивное русло и получает в свое распоряжение средства для того, чтобы в последующей жизни приемлемым образом регулировать свои агрессивные тенденции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_detey_3.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 3-х лет

Особенности возраста трех лет – это, прежде всего, вызовы для взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот период протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, сдерживают активность, инициативу ребенка и стремятся во что бы то ни стало сохранить авторитарный тип взаимоотношений.

К концу третьего года жизни ребенок открывает себя как отдельную личность, как источник разнообразных желаний и действий, отделенный от других людей. Ребенок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением. Ощущая свое могущество, растущее чувство независимости, ребенок начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение. К трем годам оформляется сознание «я сам». Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью».

Основные симптомы, характерные для поведения ребенка в 3 года:

Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать то, о чем его просили – и не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Главный мотив, который движет ребенком, – сделать не так, как просят, а наоборот.

Непослушание . Негативизм отличается от непослушания. При непослушании ребенок противится содержанию просьбы и не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент. При непослушании ребенок следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. Негативизм носит социальный характер и адресован человеку, а не содержанию просьбы. Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы.

С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым.

Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Зачастую родители, встав на позицию «кто кого», усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.

Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, направлена не против человека, а против самого образа жизни, против тех правил, которые до этого определяли его поведение. Это скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше

Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом проявляется его тенденция к самостоятельности.

Протест-бунт  проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.

Обесценивание старых привязанностей к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное. Могут потерять ценность еще совсем недавно обожаемые игрушки, книги, и тогда ребенок может бросать их, рвать, давать им негативные названия.

Деспотизм  чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребенок хочет стать «господином положения»

Ревность. Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.

Рекомендации родителям

Старайтесь адекватно реагировать на изменения, происходящие в ребенке:

  1. замените авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гипер-опеку на партнерское общение с ним;
  2. предоставляйте ребенку самостоятельность (в разумных пределах);
  3. проявляйте мудрость по отношению к вспышкам эмоций и агрессивности;
  4. направляйте агрессию ребенка в такое русло, чтобы она не стала нежелательным образом отложенной, замаскированной или замещенной.

Как дети справляются с возникшими агрессивными чувствами

  1. Враждебность направляется вовне, на других людей или на предмет. Например, ребенок пытается соорудить мост из кубиков, у него не получается, и он разрушает до основания всю конструкцию; либо ребенок обвиняет виновника конфликтной ситуации: «Это ты виноват. Это ты сделал».
  2. Ответственность за агрессию возлагается на самого себя, на себя направлен гнев и карательные санкции в форме самокритики и самообвинений. Это проявляется в переживании ребенком чувства вины, ожидании наказания, опущенной голове, «вялой моторике», репликах: «Это я виноват. Это из-за меня произошло».
  3. Агрессивный аспект подавляется. Этот способ предполагает обесценивание конфликтной ситуации, вызывающей агрессию. Например, ребенок упал, ударился и при этом говорит: «А мне не больно», «Ничего, пройдет»; ребенок, у которого отобрали игрушку, говорит: «А у меня другая игрушка есть»; ребенок, которого не приняли другие дети в игру, говорит: «А я тогда буду играть в другую игру».

Каждый из описанных выше способов совпадания с агрессивными чувствами может быть уместен в определенных ситуациях. Роль родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, что иногда бывают виноваты другие, иногда он сам, а иногда чувства ребенка просто преувеличены. Тогда ребенок получает возможность направлять свою агрессию или гнев в конструктивное русло и получает в свое распоряжение средства для того, чтобы в последующей жизни приемлемым образом регулировать свои агрессивные тенденции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...