«Современные формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ»
презентация

1. Наглядные методы.

В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей, рассматривание, показ Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы.

2. Практические методы.

 К ним  относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

3. Словесные методы.

Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение

литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей.

Использование данных методов позволяет формировать  гуманное

и эмоционально положительное отношение к природе,

систематизировать полученные  знания.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ» Декабрь 2017г.

Слайд 2

Современные методы экологического воспитания 1. Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей, рассматривание, показ Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. 2. Практические методы. К ним относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника. 3. Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.

Слайд 3

Формы и методы экологической работы, используемые в практической деятельности педагогов ДОУ - экологические занятия - экологические экскурсии - уроки доброты - экологические кружки - экологические конкурсы аукционы марафоны викторины - экологические акции обсуждение и проигрывание ситуаций - составление экологических карт - ведение «Панорамы добрых дел»

Слайд 4

Формы и методы -опыты и экспериментирование - ведение фенологических календарей природы; - экологические выставки и экспозиции; - экологические музеи; - день (неделя) экологического творчества; - экологические праздники и фестивали; - экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование соревновательные, игры - путешествия и т. д.); - экологические сказки; экологические тренинги проектная деятельность лэпбук

Слайд 5

Формы работы с детьми по экологии Непосредственно образовательная деятельность Типы занятий Первично-ознакомительный тип . Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, которых нет в ближай­шем окружении, которые нельзя наблюдать в реальности. Главным компонентом таких занятий становится наглядность - демонстрационные пособия, литература, иллюстрации, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Обучение на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу

Слайд 6

Обобщающий тип занятий позволяет интенсивно развивать интеллект детей - умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения. Развивает речь и абстрактное мышление дошкольников. Комплексные занятия занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи и строятся на различных видах деятельности.

Слайд 7

Занятия по экологии бывают : • занятия-наблюдения за животными и растениями; • занятия по классификации представлений о природе; • занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными; • занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы; • занятия-исследования; • занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе; • комплексные занятия. Игра-занятие - этот тип организованной деятельности является ведущим в жизни малыша, поэтому широко планируется для всех возрастов дошкольников. Работа по экологическому воспитанию детей может вестись в ходе сюжетно-ролевых игр: «Магазин семян», «Овощной магазин», «Народная аптека», «Питомник», «Речной дозор», «Зоомагазин», «Ветеринарная аптека».

Слайд 8

Приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка в НОД • решение проблемных ситуаций; • элементарное экспериментирование; • работа с моделями; • моделирование; • игры; • наблюдение; • постановка проблемных вопросов; • участие детей в уходе за растениями; • выполнение заданий из рабочих тетрадей и т. д.

Слайд 9

Эксперименты и опыты Классификация 1. По характеру объектов, используемых в экспериментах и в наблюдениях: - с растениями; - с животными; - с объектами неживой природы; - объектом которых является человек. 2. По месту проведения опытов и наблюдений: - в групповой комнате; - на участке. 3. По количеству детей: - индивидуальные (1 – 4 ребенка) ; - групповые (5 - 10 детей) ; - коллективные (вся группа) .

Слайд 10

4. По причине их проведения : - случайные; - запланированные; - поставленные в ответ на вопрос ребенка. 5. По характеру включения в педагогический процесс: - эпизодические (проводимые от случая к случаю) ; - систематические. 6. По продолжительности: - кратковременные (от 5 до 15 минут) ; - длительные (свыше 15 минут) . 7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: - однократные; - многократные, или циклические.

Слайд 11

8. По характеру мыслительных операций: - констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); - сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); - обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам). 9. По характеру познавательной деятельности детей: - иллюстративные (детям все известно, и наблюдение, и эксперимент только подтверждают знакомые факты); - поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат) ; - решение экспериментальных задач.

Слайд 12

10. По способу применения: - демонстрационные; - фронтальные. * Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт ( «демонстрирует его») , а дети следят за ходом и результатами. Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.

Слайд 13

Развивающая предметно-пространственная среда по экологическому воспитанию должна включать: -календари природы, -дидактические и развивающие игры, - природный материал, -иллюстрации с животными и птицами, растительным миром и т.д. предназначенных для проведения занятий по ознакомлению детей с окружающим миром. При сборе образцов следует учитывать: Доступность объектов сбора (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и морские раковины и т.д.) Разнообразие Краеведческий аспект (местный материал должен составлять основу, базовое ядро коллекций) Природоохранный аспект (плоские, потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы; не рекомендуется покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.) Безопасность

Слайд 14

Оборудование и материалы уголка экспериментирования 1. Коллекции «Летающих семян» 2. Коллекция других семян и плодов 3. Коллекция соцветий 4. Коллекция камней 5. Коллекции песка, глины, почвы

Слайд 15

Содержание уголков экспериментальной деятельности. 1. Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2. Место для приборов 3. Место для хранения материалов (природного, "бросового") 4. Место для проведения опытов 5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы, лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой, песок, глина, семена, камни.

Слайд 16

Содержание уголков экспериментальной деятельности. Разделы уголков экспериментирования: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Резина» В группе необходимо иметь «Прозрачный горшок» — стеклянная емкость (банка или небольшая емкость) , позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить в воду, а когда появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.

Слайд 17

Проектная деятельность Долгосрочные проекты разрабатываются для детей старшего возраста Проект подразумевает длительный процесс наблюдения, экспериментирования Старшие дошкольники к завершению проекта научатся устанавливать связи, проводить параллели, видеть ошибки в деятельности, узнают пути их исправления. Они смогут сравнить результат эксперимента, экологического проекта с первоначально поставленной задачей, объективно прокомментировать результат совпадения их гипотезы с полученными данными. Ребята подведут итог бесполезности либо эффективности своей работы и поставят перед собой задачу достичь нового уровня. В группах среднего возраста подобные проекты могут длиться до 1 месяца, в младших – 1 неделю.

Слайд 18

Экологические выставки Цель их - ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми. Тематика может быть самой разнообразной: «Лес - друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т. д. На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок...

Слайд 19

Экологические игры 1. Дидактические игры экологического содержания о многообразии и разнообразии природных объектов; о взаимосвязях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения; для развития эстетического восприятия природы; для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе; для приобщения к экологической ориентированной деятельности.. 2. Предметные игры: (с листьями, семенами, цветами) – «Чудесный мешочек» , «Узнай, что в руке» , «Вершки и корешки» . 3. Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы и т. д.

Слайд 20

4. Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает» , «В воздухе, в воде, на земле» , «Четвертый лишний» . 5. Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности : «Найди по листочку дерево» , «Принеси желтый листочек» и т. д. 6. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот» , «Солнышко и дождик» , «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д. 7. Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д. 8. Игры-задания проводятся как итог наблюдений: • сказки-кроссворды о животных; • отгадай загадки и узнай героев; • найди ошибки у художника, поэта; • может так быть или нет и др.

Слайд 21

«Панорама добрых дел» - это информационный стенд, в котором фиксируется и прослеживаются любые хорошие проявления детей по отношению к природе. Рубрики: Хорошее дежурство в уголке природы Изготовление плакатов к акции «Зеленая елочка – живая иголочка» Развешивание плакатов про елку Активность и инициатива в зимней подкормке птиц Хорошие дела дома (с растениями, животными на прогулке) Любые хорошие самостоятельные поступки детей, их инициатива Интересные наблюдения в природе Самостоятельное выращивание растений

Слайд 22

Дополнительные рубрики «Что я заметил красивого в природе» «Зимние наблюдения» участие в акции «День Земли» В расчерченном плакате оставляем несколько граф без названия, чтобы ими можно было воспользоваться немного позже. Последняя графа – подведение итогов: - количество набранных каждым ребенком похвальных очков - доброе отношение к людям, в которой нужно будет зафиксировать особо хорошие, яркие поступки детей по отношению к людям (детям в группе, взрослым в д /с, родственникам в семье)

Слайд 23

Экологические акции Акци я – это социально значимое, деятельностное , комплексное, событийное мероприятие, это комплекс мероприятий, действий, помогающий детям лучше узнать какую-либо экологическую проблему, проявить свое отношение к чему-либо. Это мероприятие всего детского сада. Четко распределяются обязанности между группами. В ходе акций дети получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты).

Слайд 24

Цель проведения экологических акций: Формирование экологической культуры, сознания и мировозрения . Задачи: Формировать познавательный интерес Развивать коммуникативные способности, Воспитывать гуманистическое отношение к объектам природы, эстетическую отзывчивость. Алгоритм проведение акций: • цель (каждая акция имеет свою цель) • задачи (выполняются общие и конкретные) • объект (на что направлено – деревья) • участники (дети + родители) ;

Слайд 25

Этапы проведения акций 1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала). 2. Организационно-практический (т. е. деятельностный , выполнение плана деятельности). 3. Аналитический (подведение итогов). Итоговое мероприятие акции проходит, как выставка детского творчества и родительских работ. Длительность проведения экологической акции 1-3 месяцев. Помимо детей в В экологической акции задействованы сотрудники д /с, родители.

Слайд 26

Формы работы - цикл наблюдений - чтение и заучивание стихотворений - подбор иллюстраций, энциклопедической и художественной литературы - комплекс занятий по различным методикам - продумывание и иллюстрирование сказок - выставки картин детей - организация опытов - создание экологических плакатов - создание рукописных экологических журналов - составление рассказов, открыток, реклама - составление иллюстрированного экологического журнала

Слайд 27

Акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка» Актуальность акции Новый год - самый радостный, красивый, сказочный праздник. Обязательным атрибутом этого праздника является ёлка. Её появления ждут и взрослые, и дети. Как приятно потрогать иголочки, почувствовать аромат хвои! И часто забывается тот факт, что ежегодно после праздника в лесах сокращается количество таких красавиц. Поэтому важно воспитать у наших детей понимание того, что для празднования Нового года не обязательно рубить елки, а можно найти альтернативу. Цель акции Способствовать формированию основ экологической культуры; познакомить детей с жизнью ели; вызвать интерес к природе; формировать умение любить и беречь природу; привлечь внимание детей и их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период новогодних праздников с помощью изготовления альтернативных ёлок.

Слайд 28

Задачи акции На личном примере воспитывать у детей любовь к природе родного края, бережное отношение к хвойным деревьям. Обогатить словарный запас детей и расширить их кругозор знаний стихотворениями, приметами и пословицами о зиме, ёлке, традициях празднования Нового года. Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений детей, их творческого мышления. Создать гармонию внутрисемейных отношений. Предполагаемый результат проекта Возможность каждой желающей семье принять участие в выставке. Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями. Формирование у детей бережного отношения к окружающей природе. Появление интереса у родителей к жизни ДОУ Выставка поделок в раздевалке «Елочка, елочка - зеленая иголочка».

Слайд 29

Этапы работы над проектом Подготовительный этап Определение цели и задач проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Изучение сайтов с образцами изготовления елочек. Изучение литературы, содержащей образцы изготовления елочек и снежинок. Основной этап Чтение с детьми литературы о празднике Новый год. Беседы с детьми о предстоящем празднике. Совместная деятельность с детьми «Символ Нового года» Продуктивная деятельность совместно с детьми . (Изготовление экспонатов). Завершающий этап Оформление раздевальной комнаты. Изготовление ёлочек из бросового материала детьми и родителями. Создание плакатов-призывов детьми.

Слайд 30

Экологические сказки Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в другие: экологические занятия, опытно-экспериментальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность, экологические праздники. Часто эти формы могут быть объединены какой-то одной темой. Сказки, написанные самими детьми, представляют собой область, которая помогает понять детские интересы, их направленность. Эту группу сказок можно разделить на две категории: сказки, созданные по аналогии с уже известными литературными произведениями; сказки, созданные на основе личного творчества. Для сочинения сказки ребенку необходимо владеть экологическими представлениями, знаниями о животных и растениях. В сказке ребенок выражает свое отношение к описываемым событиям и явлениям. Часто дети рисуют рисунки к прослушанным или придуманным сказкам, таким образом можно создать самодельные книжки сказок о природе...

Слайд 31

Изготовление книжек-самоделок «Экологические сказки» в совместной деятельности детей с родителями позволят активизировать мыслительную деятельность ребят в придумывании сюжета и оформлении книжных страниц. Детям предлагается оформить такие книги, как: «Как путешествовала капелька», «Сказка о цветке Росянка». Мастерская по изготовлению кукол « Капелька», «Королева Экология», « Пробиркин », « Самоделкин » Подобные книги обогатят развивающие центры новыми персонажами, которые станут главными героями игры малышей, их советчиками в принятии грамотных решений в сохранении экологии своего участка.

Слайд 32

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Опыт работы. Сообщение воспителя на тематическом пед. совет....

Формы и методы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:НаблюдениеБеседаИсследовательская деятельностьЭкспериментальная деятельность...

Мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной компетентности по использованию разнообразныхинновационных форм и методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»

представила опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении для педагогов по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной к...

Презентация "Нетрадиционные формы и методы работы по  экологическому воспитанию дошкольников"

Познакомить педагогов с нетрадиционной формой и методом работы по экологическому воспитанию....

Статья " Формы и методы работы по Экологическому воспитанию ДОУ"

В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы: наглядные ( наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диа – кинофильмов), практические ( игровой ...