Игры на развитие мелкой моторики рук
материал (младшая группа)

Буквалинова Агиля Хайдаровна
  Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. 
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры, которые: 
- Развивают мелкую моторику рук ребенка;  
- способствуют развитию речи; 
- развивают творческие способности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_motoriki.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 55» Энгельского района

Картотека игр

по развитию мелкой моторики рук

для детей младшего возраста

Подготовила воспитатель:

Буквалинова А.Х.

Развивать мелкую моторику рукам помогают игры с крупами. В данном случае предлагаю игры с горохом. Упражнения с крупами развивают у ребенка не только мелкую моторику, но тактильные ощущения. Перебирая пальчиками крупу, ребенок стимулирует нервные окончания на кончиках пальцев, тем самым совершенствуются тонкие движения пальцев рук.

Прежде, чем перейти к описанию упражнений, нужно сказать несколько слов о технике безопасности при работе с сыпучими материалами. Обычно родители с недоверием относятся к столь мелким предметам как горох и другие крупы.

Чтобы не волноваться за то, что ребенок проглотит что-нибудь мелкое, никогда не оставляйте его наедине с опасными, на ваш взгляд, предметами. После занятий тщательно убирайте все поверхности с помощью пылесоса.

Если ваш малыш больше интереса проявляет к тому, чтобы «съесть» материал, отложите упражнение на некоторое время. Не оставляйте попыток периодически предлагать малышу работу с горохом, рано или поздно он усвоит, что занятие получится только в том случае, если он согласится следовать инструкции, т.е. соблюдать правила работы с материалом.

Если малыш вырывает у вас предмет из рук и не желает ждать, пока вы покажете, как с ним работать, мягко и четко произнесите: «Сначала я, потом ты». Не уставайте повторять эти простые слова, они порой действуют волшебным образом на детей.

При демонстрации приемов работы с каждым материалом садитесь либо перед ребенком, либо справа от него (если вы правша) или слева (если вы левша), тогда вы не будете загораживать работающей рукой весь обзор.

Игра «Ежики и ежата».

(Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».

Чудо-прищепки.

Игровое пособие для детей 5-7 лет.

Представляю игровое пособие «Чудо-прищепки», состоящее из 20 игрушек. На первый взгляд, его главное предназначение – развитие мелкой моторики. Однако, используя это пособие, можно решить много других задач: закрепляем представления о цвете, формируем элементарные математические представления, автоматизируем поставленные звуки, развиваем фонематический слух, упражняем в подборе родственных слов, в согласовании количественных числительных, расширяем словарь прилагательных, уточняем и расширяем его, развиваем внимание, воспитываем усидчивость.

Особо следует отметить, что дети с удовольствием играют в эти игрушки. Игры с прищепками являются обучающими и познавательными.

ПУГОВИЧНЫЙ МАССАЖ


Заполните просторную коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:

  • опустите руки в коробку;
  •  поводите ладонями по поверхности пуговиц;
  • захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
  • погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;
  • перетирайте пуговицы между ладонями;
  • пересыпайте их из ладошки в ладошку;
  • сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц, отпустите;
  • берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
  • те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.
    А теперь переместите коробку на пол:
  • погрузите в коробку голые ступни;
  • производите круговые движения;
  • поглубже погрузите ноги в пуговицы, пошевелите пальцами ног;
  • перебирайте пальцами ног пуговицы;
  •  перетирайте пуговицы между ступнями;
  • захватывайте пуговицы пальцами ног, приподнимайте и разжимайте пальцы.

Найди два одинаковых предмета

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать. Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши. Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых;
требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух
предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо
найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из
изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или
соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем
схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».

б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них
можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два

одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей. «Футбольные игры» Игры для развития мелкой моторики и дыхания с многофункциональным пособием «Футбольное поле»

Новое пособие – это не забытое старое, а преобразованное, дополненное и с удовольствием используемое детьми пособие.«Футбол» – классическая игра, которую можно использовать   для решения мно...

Занятие по формированию мышления, развитию речи и ручной моторики «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием силиконовых блоков перевертышей» Для детей с ОВЗ подготовительной группы

Интересное занятие для развития у детей с ОВЗ мелкой моторики, координации, мышления, воображения с помощью разноцветных силиконовых блоков перевертышей....

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук.

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для р...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет. Игры на развитие мелкой моторики"."

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет"...

игра для развития мелкой моторики "Сортировка мелких предметов"

Для развития  мелкой моторики у детей использую в своей работе игру "Сортировка мелких предметов"....

Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....