Экспериментирование на тему: "Свет" в старшей группе.
опыты и эксперименты (старшая группа)
Дети дошкольного возраста очень любопытны и любознательны. Ребенок в день задает много вопросов. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое – это развитие личности. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Одним из ведущим видом деятельности является детское экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_so_svetom2.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №22 «Золотой улей»
«Опыты со светом»
Цель: расширить знания детей об окружающем мире.
Задачи: 1) дать понятие о возникновении света и тени;
2) развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
3)познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него;
4) способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
5)воспитывать самостоятельность, активность.
Активизация словаря: проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается.
Оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, ткани разного цвета и разного свойства, дощечки, пластмассовые тарелочки, коробка с отверстием сбоку. Картинки с изображением солнца, луны, звезд, настольная лампа, фонарики, свеча, лампочка и др.
Ход занятия:
- Ой, ребята! Как же тут темно, я ничего не вижу. А вы видите? (нет)
- Как же быть нам? (надо включить свет)
- К сожалению, электричество отключили, и мы не сможем включить свет.
- Как еще можно сделать светло в комнате? (открыть окно)
- Давайте попробуем. Почему стало светло? (светит солнце)
-А, теперь попробуем включить свет. (свет появляется).
-Посмотрите, что это у меня на столе? (конверт) Это письмо от Пчеленка, друга Лунтика. В нем он просит, рассказать ему о свете, ему учительница дала домашнее задание, но он не может без нашей помощи его выполнить. - Поможем ему?
- Правильно, ребята, свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.
- Что является главным источником света для нас днем? (Солнце) показать картинку. А ночью? (Луна) показать картинку.
- А, что помогает видеть нам вечером? (Лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах).
- Правильно, значит: свет бывает естественным (солнце, луна, месяц, звезды) и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.
- Давайте поиграем в игру «Свет бывает разный». Воспитатель предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет, т.е. изготовленный людьми. Какой вывод: свет бывает естественным (солнце, луна, месяц, звезды, костер) и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.
Опыт №1
- Отгадайте загадку:
В темноте его включи
И увидишь путь в ночи. (Фонарик)
- Правильно, а теперь выясним, как светит фонарик. Когда нужно включать фонарик? (когда темно)
- Сначала вспомним правила пользования фонариком: включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться.
- А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.
- Как светят фонарики при свете? (Тускло)
- Теперь выключим свет. Наступила темнота, но нам не страшно.
- Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз (держат
фонарик на вытянутой руке).
-Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (Ярко).
-Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (Наверху будет свет).
-А если направим фонарики вниз. Где будет светло?
-Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (Свет уменьшится)
-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (Дети поднимают
руку с фонариком вверх – света становится больше).
-Свет рассеивается. Вывод: Давайте повторим слово: рассеивается.
Включается свет.
- Фонарики можно выключить.
«Солнышко».
В небе солнце катится
Словно желтый мячик,
То за тучку спрячется
То по елкам скачет.
Погуляло, покружилось
И за тучку закатилось.
(Прослеживание глазами за движением солнышка вверх – вниз, вправо – влево. Движение глазами по кругу в одну и другую стороны. Поморгать и зажмурить глаза.
Опыт №2
- Присаживайтесь на свои места. Посмотрите, на столах у вас лежат различные предметы, давайте посмотрим, что это за предметы. (тряпочки, цветные стекла, дощечки, картон, пластмассовые тарелочки)
- Ребята, а теперь поиграем с этими предметами. Как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку?
- Давай попробуем, что получится. (Свет не проникает)
- А почему?
Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.
-Через какие предметы свет проходит?
-А через какие предметы свет не проходит?
Вывод: свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы - не проходит.
- Ребята, Пчеленок спрашивает, что больше излучает света: лампа, свеча или фонарик? Чтобы выполнять уроки. Давайте поможем ему.
Опыт №3
На столе стоит настольная лампа, фонарик и свеча.
Выключается свет.
- Как работает лампа? ( Лампа работает от электричества, включается в розетку)
- А как работает фонарик? (Фонарики работают от батарейки)
- Как работает свеча? (Ее надо спичкой зажечь, но это делать должен только взрослый)
- Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа?
Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов.
Вывод: чем больше источник, тем ярче свет. Надо закрепить слова посмотрите на схему.
Это три разных предмета ,а что у них общее? Ответы :они все дают нам свет. Молодцы!
- Ребята, давайте вспомним, какой бывает свет? Коля
- Что еще узнали о свете? Артем (Свет рассеивается)
-Через какие предметы свет проникает? Через какие нет?
- Что светит ярче? Лампа, фонарик или свеча.
- Хорошо, об этом мы напишем в письме Пчеленку.
- На этом наше путешествие закончилось, всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе
Конспект занятий по экспериментированию с песком в старшей группе...
Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование). Открытое занятие в старшей группе «Что я знаю о воде».
Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:· ознакомить детей со свойствами воды...
Консультация для родителей "Экспериментирование с предметами в старшей группе"
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огр...
Экспериментирование с предметами в старшей группе
Консультация для родителей « Экспериментирование с предметами в старшей группе»...
Конспект занятия — экспериментирования «Свойства воды» в старшей группе
Цель: Создать условия, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....
Экспериментирование с детьми в старшей группе. Чудесные спички.
Восторг и море положительных эмоций – вот что подарит экспериментирование для любопытных детей проведенное вместе со взрослыми....
Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе
Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе...