Экспериментирование на тему: "Свет" в старшей группе.
опыты и эксперименты (старшая группа)

Татьяна Владимировна Хаустова

Дети дошкольного возраста очень любопытны и любознательны. Ребенок в день задает много вопросов. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое – это развитие личности. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Одним из ведущим видом деятельности является детское экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_so_svetom2.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №22 «Золотой улей»

«Опыты со светом»

Цель: расширить знания детей об окружающем мире.

Задачи: 1) дать понятие о возникновении света и тени;

2) развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

3)познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него;

4) способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.

5)воспитывать самостоятельность, активность.

Активизация словаря: проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается.

Оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, ткани разного цвета и разного свойства, дощечки, пластмассовые тарелочки, коробка с отверстием сбоку. Картинки с изображением солнца, луны, звезд, настольная лампа, фонарики, свеча, лампочка и др.

Ход занятия:

- Ой, ребята! Как же тут темно, я ничего не вижу. А вы видите? (нет)

- Как же быть нам? (надо включить свет)

- К сожалению, электричество отключили, и мы не сможем включить свет.

- Как еще можно сделать светло в комнате? (открыть окно)

- Давайте попробуем. Почему стало светло? (светит солнце)

-А, теперь попробуем включить свет. (свет появляется).

-Посмотрите, что это у меня на столе? (конверт) Это письмо от Пчеленка, друга Лунтика. В нем он просит, рассказать ему о свете, ему учительница дала домашнее задание, но он не может без нашей помощи его выполнить. - Поможем ему?

- Правильно, ребята, свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.

- Что является главным источником света для нас днем? (Солнце) показать картинку. А ночью? (Луна) показать картинку.

- А, что помогает видеть нам вечером? (Лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах).

- Правильно, значит: свет бывает естественным (солнце, луна, месяц, звезды) и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.

- Давайте поиграем в игру «Свет бывает разный». Воспитатель предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет, т.е. изготовленный людьми. Какой вывод: свет бывает естественным (солнце, луна, месяц, звезды, костер) и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.

Опыт №1

- Отгадайте загадку:

В темноте его включи

И увидишь путь в ночи. (Фонарик)

- Правильно, а теперь выясним, как светит фонарик. Когда нужно включать фонарик? (когда темно)

- Сначала вспомним правила пользования фонариком: включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться.

- А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.

- Как светят фонарики при свете? (Тускло)

- Теперь выключим свет. Наступила темнота, но нам не страшно. 

- Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз (держат

фонарик на вытянутой руке).

-Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (Ярко).

-Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (Наверху будет свет).

-А если направим фонарики вниз. Где будет светло?

-Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (Свет уменьшится)

-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (Дети поднимают

руку с фонариком вверх – света становится больше).

-Свет рассеивается. Вывод: Давайте повторим слово: рассеивается.

Включается свет.

- Фонарики можно выключить.

«Солнышко».

В небе солнце катится

Словно желтый мячик,

То за тучку спрячется

То по елкам скачет.

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось.

(Прослеживание глазами за движением солнышка вверх – вниз, вправо – влево. Движение глазами по кругу в одну и другую стороны. Поморгать и зажмурить глаза.

Опыт №2

- Присаживайтесь на свои места. Посмотрите, на столах у вас лежат различные предметы, давайте посмотрим, что это за предметы. (тряпочки, цветные стекла, дощечки, картон, пластмассовые тарелочки)

- Ребята, а теперь поиграем с этими предметами. Как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку?

- Давай попробуем, что получится. (Свет не проникает)

- А почему?

Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.

-Через какие предметы свет проходит?

-А через какие предметы свет не проходит?

Вывод: свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы - не проходит.

- Ребята, Пчеленок спрашивает, что больше излучает света: лампа, свеча или фонарик? Чтобы выполнять уроки. Давайте поможем ему.

Опыт №3

На столе стоит настольная лампа, фонарик и свеча.

Выключается свет.

- Как работает лампа? ( Лампа работает от электричества, включается в розетку)

- А как работает фонарик? (Фонарики работают от батарейки)

- Как работает свеча? (Ее надо спичкой зажечь, но это делать должен только взрослый)

- Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа?

Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов.

Вывод: чем больше источник, тем ярче свет. Надо закрепить слова посмотрите на схему.

Это три разных предмета ,а что у них общее? Ответы :они все дают нам свет. Молодцы!

- Ребята, давайте вспомним, какой бывает свет? Коля

- Что еще узнали о свете? Артем (Свет рассеивается)

-Через какие предметы свет проникает? Через какие нет?

- Что светит ярче? Лампа, фонарик или свеча.

- Хорошо, об этом мы напишем в письме Пчеленку.

- На этом наше путешествие закончилось, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе

Конспект занятий по экспериментированию с песком в старшей группе...

Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование). Открытое занятие в старшей группе «Что я знаю о воде».

Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:·         ознакомить детей со свойствами воды...

Консультация для родителей "Экспериментирование с предметами в старшей группе"

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огр...

Экспериментирование с предметами в старшей группе

Консультация для родителей  « Экспериментирование с предметами в старшей  группе»...

Конспект занятия — экспериментирования «Свойства воды» в старшей группе

Цель: Создать условия, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....

Экспериментирование с детьми в старшей группе. Чудесные спички.

Восторг и море положительных эмоций – вот что подарит экспериментирование для любопытных детей проведенное вместе со взрослыми....

Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе

Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе...