Путь маленьких звезд в космическое пространство
методическая разработка (средняя группа)

Базарова Евгения Сергеевна

Путь маленьких звезд в космическое пространство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_malenkih_zvezd_v_kosmicheskoe_prostranstvo.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

Базарова Е. С.,

воспитатель

МБДОУ № 71 «Почемучка»

Новикова Н. В., 

воспитатель

МБДОУ № 71 «Почемучка»

Путь маленьких звезд в космическое пространство

Познавательное исследование

Наше будущее в космическом пространстве

 лежит на сегодняшних дошкольниках,

им предстоит продолжать работу

нынешних ученых и открывателей космоса.

Актуальность исследования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом и современным образованием.

Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека.[4] Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни.[1] От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.[5] Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет. [2]

Подрастая, ребенок впитывает в меру своего понимания то, чем живет народ, его историю, постепенно формируется как член общества, как гражданин.[5]

Несколько десятков лет назад, очень многие дети в детских садах  хотели стать космонавтами, а сейчас эти мысли совсем не посещают современных дошкольников. Почему? Они играют в компьютерные игры с космическими героями, звездные войны - любимая тематическая игра. А настоящий космос с его огромным, интереснейшим содержанием их не привлекает. Хотя дети, как и взрослые, всегда задавались и задаются одними и теми же вопросами: А что там выше облаков? Как далеко от нас Солнце? А где находятся звезды? и т.д. Детям обязательно нужно показывать и рассказывать о том, как устроен звездный мир, об уникальности нашей планеты и важности изучения космического пространства. Они всегда с удовольствием вовлекаются в деятельность связанную с неизведанными открытиями. А сейчас, в нашем современном мире, когда искажается понимание и вид привычных вещей, когда герои из мультфильмов все вымышленные, дети путаются в понятиях и даже не понимают где правдивый герой, а где выдуманный. Так и с космическими супергероями, инопланетянами, пришельцами. Услышав или увидев  на экране рассказ о достойном поступке позволит ребенку «примерить» себя к герою, пройти в своем воображении его путь и также совершать добрые дела, бороться со злом и  несправедливостью. В этом тоже проявляются и формируются нравственные качества ребенка, которому в будущем предстоят реальные, а не воображаемые действия и поступки.

 Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми   по теме исследования космического пространства.  И именно с  дошкольного возраста необходимо  давать  правильную и нужную информацию о загадочном и волшебном мире космоса, решать и выполнять интересные задачки и космические ребусы, побуждая к исследовательским и познавательным действиям  дошкольников.

Цель  нашего исследования заключается в том, чтоб выяснить какую роль играет знания таинственного космоса в жизни современных дошкольников. И узнать какое влияние окажет углубленный процесс изучения космоса на жизнь этих детей, в будущем используя проектную деятельность.

Для достижения цели мы поставили следующие задачи:

1. Способствовать увеличению и правильному  формированию представлений о космосе у дошкольников.

2. Сформировать у дошкольников интерес к познанию космического пространства.

3. Систематизировать и расширять знания об истории развития космонавтики, героях  покорения космоса, строения солнечной системы.

4. Вовлечь родителей в образовательную деятельность.

5.Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Дошкольный возраст – это важный период по  становлению личности, в это время закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, а так же формируется активная жизненная позиция.[5]

В нашем детском саду №71 «Почемучка» в подготовительной группе №114, мы реализуем проект «Покорение таинственного космоса». В рамках этого проекта мы разработали перспективный план на год по формированию представлений о космосе, провели анкетирования для родителей «Что вы знаете о космосе?», с целью выявления знаний о космосе, так как первый и самый главный источник информации для дошкольников являются родитель. Мы знаем, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без совместной деятельности и взаимопонимания между педагогами и родителями.

Рис. 1.1

Среднестатистические данные верных и неверных  ответов родителей.

В анкетировании приняли активное участие 20 родителей. Результаты опроса показанные  в диаграмме  показали, что 60 %  родителей затрудняются правильно ответить  или имеют поверхностные знания на  совсем не трудные вопросы. По этому, наша задача через консультации, открытые занятия, выставки, дистанционные форматы общения помочь родителям узнать, вспомнить и расширить знания об огромном космическом пространстве и о том, что с ним связано. Родители должны осознавать, что воспитывают своих детей собственным примером, и каждая минута общения с ребенком, обогащает его знания и формирует интерес, желание познавать и узнавать  что-то новое.      В.А. Сухомлинский писал: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Реализуя проект, мы детей знакомим с  загадочным космическим миром на такие темы как: «Космос и мы», «Планеты солнечной системы»,    
«Звезды и созвездия», «Животные в космосе» «История возникновения ракеты», «Космос это интересно» и т.д. В каждой теме мы изучаем и углубляемся  в определенную тематику,  например, как в теме «Планеты солнечной системы» познакомили детей с названиями планет, их особенностями, почему Марс красного цвета? Почему у Сатурна есть кольца?  Почему Землю называют голубой планетой? [3]

Тема «Космос и мы» дает знания о знаменитых исследователях космоса: К.Э. Циолковском, С.П. Королеве, Ю. А. Гагарине; о космических кораблях.

Тема «Космос это интересно» знакомит детей с такими понятиями как «Млечный путь», «Звездный дождь», «Комета».

Так же в  проекте есть совместные  мероприятия для детей и их родителей такие как, совместная выставка рисунков на тему: «Удивительный и загадочный  мир космоса», викторина «Знатоки космоса», создание и оформление наглядного пособия «Книга созвездий», консультации для родителей  и т.д.

 В ходе проекта дети играют в дидактические, подвижные,  сюжетно-ролевые игры на космические темы. Слушают произведения  художественной литературы, просматривают мультфильмы по данной теме, беседуют, разгадывают  ребусы и  загадки.

Все это  позволяет  дошкольникам получать первоначальные знания о космосе с соблюдением педагогических принципов.

Принцип научности говорит о том, что мы даем детям достоверные знания, которые не могут быть опровергнуты, обеспечить ребенку неискаженное восприятие предметов, явлений, вызвать интерес и положительные эмоции.

Принцип доступности направлен на то, что все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников.

Принцип развивающего эффекта содержания, требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики.

Принцип системности - усвоения учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения.

Исходя из выше сказанного совершенно ясно, что проектная деятельность повышает уровень знаний дошкольников, которые не достигли бы их при традиционных методах обучения, формирует правильное представление о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства, а так же увеличивает уровень компетенции родителей воспитанников в данной теме.. А самое главное, у детей появился интерес к поисковой деятельности, подталкивающий  к дальнейшему исследованию космической темы, интерес для совершения  новых открытий который  выводит процесс обучения из стен детского сада в окружающий мир. Ведь будущие открытия для нашей страны в руках сегодняшних дошкольников.

Список литературы

  1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа [Текст] / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2017. – 246 с.
  2. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алёшина. – М. УЦ «Перспектива», 2016. – 238с.
  3. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы.-М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
  4. Иванова, Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. /   Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей»,2016. – 96с.
  5. Котырло, В.К. Растет гражданин. – К.: Рад. школа,2015. – 80с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Виртуальная экскурсия "Путь к звездам"

Представляю конспект беседы с детьми старшего дошколного возраста с использованием интерактивной технологии на тему "Космос"...

ПУТЬ К ЗВЕЗДАМ

Цель: развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, формиро­вание социально-нравственных черт личности, стремления быть похожими на героев своей страны.Задачи:• развивать...

Методическая разработка: Долговременный проект "Путь к звездам"

Данная методическая разработка рассчитана на возраст от 5 до 6 лет.Участниками проекта являются дети, родители (законные представители), педагоги.Цель  проекта: развитие познавательных инте...

Путь к звездам

12 апреля – День Космонавтики...

Викторина «Путь к звездам»

Развлечение для детей подготовительной к школе группе, посвященное "Дню Космонавтики"...

Спортивный праздник для старшей группы "Путь к звездам"

Сценарий спортивного праздника, посвященного к Дню космонавтики " Путь к звездам"...

Первый в мире полёт человека в космическое пространство. Советский космонавт Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» выполнил один оборот вокруг Земли; Конспект занятия "Мы первые"

Цель: создание условий для формирования устойчивого интереса к своей истории, создание плаката «Мы первые! Первый полёт в космос»....