Путь маленьких звезд в космическое пространство
методическая разработка (средняя группа)
Путь маленьких звезд в космическое пространство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_malenkih_zvezd_v_kosmicheskoe_prostranstvo.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Базарова Е. С.,
воспитатель
МБДОУ № 71 «Почемучка»
Новикова Н. В.,
воспитатель
МБДОУ № 71 «Почемучка»
Путь маленьких звезд в космическое пространство
Познавательное исследование
Наше будущее в космическом пространстве
лежит на сегодняшних дошкольниках,
им предстоит продолжать работу
нынешних ученых и открывателей космоса.
Актуальность исследования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом и современным образованием.
Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека.[4] Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни.[1] От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.[5] Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет. [2]
Подрастая, ребенок впитывает в меру своего понимания то, чем живет народ, его историю, постепенно формируется как член общества, как гражданин.[5]
Несколько десятков лет назад, очень многие дети в детских садах хотели стать космонавтами, а сейчас эти мысли совсем не посещают современных дошкольников. Почему? Они играют в компьютерные игры с космическими героями, звездные войны - любимая тематическая игра. А настоящий космос с его огромным, интереснейшим содержанием их не привлекает. Хотя дети, как и взрослые, всегда задавались и задаются одними и теми же вопросами: А что там выше облаков? Как далеко от нас Солнце? А где находятся звезды? и т.д. Детям обязательно нужно показывать и рассказывать о том, как устроен звездный мир, об уникальности нашей планеты и важности изучения космического пространства. Они всегда с удовольствием вовлекаются в деятельность связанную с неизведанными открытиями. А сейчас, в нашем современном мире, когда искажается понимание и вид привычных вещей, когда герои из мультфильмов все вымышленные, дети путаются в понятиях и даже не понимают где правдивый герой, а где выдуманный. Так и с космическими супергероями, инопланетянами, пришельцами. Услышав или увидев на экране рассказ о достойном поступке позволит ребенку «примерить» себя к герою, пройти в своем воображении его путь и также совершать добрые дела, бороться со злом и несправедливостью. В этом тоже проявляются и формируются нравственные качества ребенка, которому в будущем предстоят реальные, а не воображаемые действия и поступки.
Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по теме исследования космического пространства. И именно с дошкольного возраста необходимо давать правильную и нужную информацию о загадочном и волшебном мире космоса, решать и выполнять интересные задачки и космические ребусы, побуждая к исследовательским и познавательным действиям дошкольников.
Цель нашего исследования заключается в том, чтоб выяснить какую роль играет знания таинственного космоса в жизни современных дошкольников. И узнать какое влияние окажет углубленный процесс изучения космоса на жизнь этих детей, в будущем используя проектную деятельность.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
1. Способствовать увеличению и правильному формированию представлений о космосе у дошкольников.
2. Сформировать у дошкольников интерес к познанию космического пространства.
3. Систематизировать и расширять знания об истории развития космонавтики, героях покорения космоса, строения солнечной системы.
4. Вовлечь родителей в образовательную деятельность.
5.Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Дошкольный возраст – это важный период по становлению личности, в это время закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, а так же формируется активная жизненная позиция.[5]
В нашем детском саду №71 «Почемучка» в подготовительной группе №114, мы реализуем проект «Покорение таинственного космоса». В рамках этого проекта мы разработали перспективный план на год по формированию представлений о космосе, провели анкетирования для родителей «Что вы знаете о космосе?», с целью выявления знаний о космосе, так как первый и самый главный источник информации для дошкольников являются родитель. Мы знаем, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без совместной деятельности и взаимопонимания между педагогами и родителями.
Рис. 1.1
Среднестатистические данные верных и неверных ответов родителей.
В анкетировании приняли активное участие 20 родителей. Результаты опроса показанные в диаграмме показали, что 60 % родителей затрудняются правильно ответить или имеют поверхностные знания на совсем не трудные вопросы. По этому, наша задача через консультации, открытые занятия, выставки, дистанционные форматы общения помочь родителям узнать, вспомнить и расширить знания об огромном космическом пространстве и о том, что с ним связано. Родители должны осознавать, что воспитывают своих детей собственным примером, и каждая минута общения с ребенком, обогащает его знания и формирует интерес, желание познавать и узнавать что-то новое. В.А. Сухомлинский писал: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».
Реализуя проект, мы детей знакомим с загадочным космическим миром на такие темы как: «Космос и мы», «Планеты солнечной системы»,
«Звезды и созвездия», «Животные в космосе» «История возникновения ракеты», «Космос это интересно» и т.д. В каждой теме мы изучаем и углубляемся в определенную тематику, например, как в теме «Планеты солнечной системы» познакомили детей с названиями планет, их особенностями, почему Марс красного цвета? Почему у Сатурна есть кольца? Почему Землю называют голубой планетой? [3]
Тема «Космос и мы» дает знания о знаменитых исследователях космоса: К.Э. Циолковском, С.П. Королеве, Ю. А. Гагарине; о космических кораблях.
Тема «Космос это интересно» знакомит детей с такими понятиями как «Млечный путь», «Звездный дождь», «Комета».
Так же в проекте есть совместные мероприятия для детей и их родителей такие как, совместная выставка рисунков на тему: «Удивительный и загадочный мир космоса», викторина «Знатоки космоса», создание и оформление наглядного пособия «Книга созвездий», консультации для родителей и т.д.
В ходе проекта дети играют в дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры на космические темы. Слушают произведения художественной литературы, просматривают мультфильмы по данной теме, беседуют, разгадывают ребусы и загадки.
Все это позволяет дошкольникам получать первоначальные знания о космосе с соблюдением педагогических принципов.
Принцип научности говорит о том, что мы даем детям достоверные знания, которые не могут быть опровергнуты, обеспечить ребенку неискаженное восприятие предметов, явлений, вызвать интерес и положительные эмоции.
Принцип доступности направлен на то, что все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников.
Принцип развивающего эффекта содержания, требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики.
Принцип системности - усвоения учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения.
Исходя из выше сказанного совершенно ясно, что проектная деятельность повышает уровень знаний дошкольников, которые не достигли бы их при традиционных методах обучения, формирует правильное представление о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства, а так же увеличивает уровень компетенции родителей воспитанников в данной теме.. А самое главное, у детей появился интерес к поисковой деятельности, подталкивающий к дальнейшему исследованию космической темы, интерес для совершения новых открытий который выводит процесс обучения из стен детского сада в окружающий мир. Ведь будущие открытия для нашей страны в руках сегодняшних дошкольников.
Список литературы
- Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа [Текст] / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2017. – 246 с.
- Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алёшина. – М. УЦ «Перспектива», 2016. – 238с.
- Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы.-М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
- Иванова, Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей»,2016. – 96с.
- Котырло, В.К. Растет гражданин. – К.: Рад. школа,2015. – 80с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Виртуальная экскурсия "Путь к звездам"
Представляю конспект беседы с детьми старшего дошколного возраста с использованием интерактивной технологии на тему "Космос"...
ПУТЬ К ЗВЕЗДАМ
Цель: развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, формирование социально-нравственных черт личности, стремления быть похожими на героев своей страны.Задачи:• развивать...
Методическая разработка: Долговременный проект "Путь к звездам"
Данная методическая разработка рассчитана на возраст от 5 до 6 лет.Участниками проекта являются дети, родители (законные представители), педагоги.Цель проекта: развитие познавательных инте...
Путь к звездам
12 апреля – День Космонавтики...
Викторина «Путь к звездам»
Развлечение для детей подготовительной к школе группе, посвященное "Дню Космонавтики"...
Спортивный праздник для старшей группы "Путь к звездам"
Сценарий спортивного праздника, посвященного к Дню космонавтики " Путь к звездам"...
Первый в мире полёт человека в космическое пространство. Советский космонавт Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» выполнил один оборот вокруг Земли; Конспект занятия "Мы первые"
Цель: создание условий для формирования устойчивого интереса к своей истории, создание плаката «Мы первые! Первый полёт в космос»....